ФАНАТИЗМ И БЕССМЫСЛЕННОСТЬ

24-05-2009

Нравственные понятия требуют постоянного прояснения и обсуждения. Иначе их содержание легко расплывается и теряется. Возьмем, к примеру, слово «фанатизм». Ассоциируется оно для многих с прилагательным «религиозный». А что, разве мы не знаем фанатиков безбожных? Народовольцев - творцов террора, и коммунистов - творцов опять террора, ГУЛАГа и голодомора, разве не следует к ним отнести? Впрочем, разве фанатик – обязательно идейный террорист или насильник? А если он по натуре на насилие не способен, или его убеждения насилие отвергают – он уже не может, что ли, быть фанатиком?

И еще вопрос: разве убежденность тождественна фанатизму?

Алексей БуровРазговаривал я недавно с одним физиком, человеком увлеченным и заслуженным, на философскую тему. А именно, мне было интересно узнать, что он думает о математических объектах – существуют ли они сами по себе, составляя некую особую реальность, или же их следует понимать лишь как продукты человеческого сознания. Несомненно ответил он – они есть продукты человеческого опыта, только так они и существуют, только так их и надо понимать. Тогда я спросил его, а как же быть с убеждением в их объективном, некоем сверх-человеческом существовании, которое было не только у Платона и Ньютона, но и у Эйнштейна, и Гейзенберга?

На это последовал ответ, что их умы были «зашорены», потому они так и считали. Сразу и объяснил, без малейшей паузы. Не интересуясь аргументами ни Платона, ни Гейзенберга, не задав ни единого вопроса о таковых аргументах, тут же и зачислил их всем скопом в отстающих. Попытка обсудить с этим уважаемым физиком мировоззрение – не попов, не поэтов, не философов, а классиков именно физики 20 века, встретила у него решительный отпор - в лучших традициях недалекого прошлого. Что же, может быть, этот заслуженный ученый - такой необычный человек, как-то особенно «зашоренный» от философии?

Никак нет, его реакцию я бы отнес как раз к довольно типичной для моих ближайших коллег. Как это ни печально признать, я не знаю среди них ни одного, кто попытался бы понять не то что философию Платона или Декарта, но хотя бы взгляды Шредингера, Планка или Эйнштейна. И не в том дело, что «не находят времени» на это. Мои попытки рассказать при случае то, что я сам понял, знакомясь с размышлениями этих великих людей, встречают нередко плохо скрываемое раздражение, предложение перевести тему, так или иначе выраженное нежелание слушать. Замечу, что в плане научного и житейского общения у меня проблем ни с кем из них нет. Но стоит поднять метафизический вопрос – сразу идет отрицательная реакция, рациональное обсуждение оказывается невозможным. Не тронь наши убеждения, и слушать не будем! – вот что говорит мне их реакция. Не смей навязывать нам критику наших убеждений, от кого бы она ни исходила! И ведь это идет от людей, чьей профессией является поиск истины, пусть и в некой узко-специальной сфере. Более того - так или иначе преуспевших в этом. А что же говорить о людях с улицы? Чего же удивляться, что они готовы бывают оторвать голову тому, кто усомнится в величии дорогих им идей? Разве это не та же реакция, что и моих ученых приятелей, но выраженная прямо и без сдерживания? Может, надо удивляться не раздражению коллег-физиков, а радоваться тому, что за метафизику я еще не заработал от них как следует?

Вопросы мировоззренческие, даже вроде упомянутой проблемы существования идей, лишь на первый взгляд могут показаться отвлеченно-абстрактными.

Резкая на них реакция именно показывает крайнюю к ним небезразличность.

И сама эта реакция уже показывает важность картины мира для человека.

Какая-то картина мира у человека обычно и есть. К ней привязаны смыслы и святыни его жизни, цели и ценности. Если же привязаны худо, если связи рвутся – дело может кончится плохо. Смыслы пропадают, все становится «ни к чему». Теряется интерес к жизни, и человек легко может пропасть – в пьянке, в наркоте, может и руки на себя наложить. А даже если ничего этого и не происходит – вянет человек без смыслов, тускнеют его глаза, опускаются руки, и тащится он по жизни едва-едва. Страшная вообще-то вещь – бессмысленность жизни. Чувствуя это, и бережет человек свою картину мира – она есть черепаха, на которой он стоит. Потому-то и получил свою цикуту от сограждан добрейший Сократ, потому-то и кричала другая толпа по другому адресу – распни, распни его!

Купите ревизионный люк в одессе по выгодной цене на сайте стройдом.com.ua. Здесь же продаются пластиковые окна, все для кровли, а также высококачественный профнастил.

Комментарии

Добавить изображение