ДУЭЛЬ ПУШКИНА И ДАНТЕСА В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ- МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

05-04-2009

Как родился миф!

Прямой потомок Пушкина - Георгий Михайлович Воронцов-Вельяминов, праправнук поэта проживал долгое время в маленькой квартирке на парижской улице Ализья, очень скромно, совсем не по-графски; был страстным пушкинистом, заядлым путешественником, а потому превратил одну из комнат в семейный пушкинский музей.

Павел Макаров с дочерью ОльгойЗа ужином с профессором Владимиром Михайловичем Фридкиным, приехавшим по своим физико-математическим делам в Париж из Советского Союза, пушкинский отпрыск упомянул о своей последней находке во французской глубинке, разговор зашел о знаменитых дуэльных пистолетах, участвовавших в дуэли Пушкина и Дантеса, одним из которых был убит Пушкин.

Георгий Михайлович неожиданно нашел их в небольшом частном музее почты в местечке Лимрэ, около Амбуаза. Он считал, что это были те самые роковые пистолеты, которые молодой повеса Эрнест де Барант, сын французского посла в Петербурге, как-то одолжил д'Аршиаку, секунданту Дантеса. Георгий Михайлович Воронцов-Вельяминов подробно рассказал советскому профессору Фридкину о своей необычной находке и опубликовал в 1969 году о ней краткую заметку в журнале «Огонек».

Считалось, что роковые пистолеты были обнаружены одной влиятельной дамой, путешествующей по живописной долине Луары около Амбуаза, - парижанкой русского происхождения, Зоей Сергеевной Гибер, отец которой принадлежал к числу организаторов памятного пушкинского собрания в Париже в зале Иена в 1937г.. Их нашли в провинциальном музее почты в маленьком городке Лимрэ. Этот музей размещал ся в одноэтажном старом доме, обвитом плющом. Дверь в дом и калитка в сад были закрыты: как оказалось, музей давно не приносит дохода, да и посетителей который день нет.

Пожалуй, первым посетителем музея за много недель был спешно добравшийся до него в один из весенних дней Георгий Михайлович Воронцов-Вельяминов, который крайне удивил Пьера Поля – владельца музея, когда представился полным титулом, добавив, что он потомок Пушкина, и объяснил цель своего визита

Пистолеты работы Карла Ульриха

И вот наконец — цель поездки. Пьер Поль неторопливо вынимает из стеклянной витрины маленький ящик (размером 50х40 см) и осторожно открывает его. Кроме двух дуэльных пистолетов, в специальных отделениях ящика компактно лежат пороховница, шомпол и молоток, а в углу ящика — три пули. На крышке ящика — фирменная наклейка: «Карл Ульбрих. Дрезден. Оружейный двор».

Более детально о вышеизложенном факте профессор Владимир Михайлович Фридкин рассказал на страницах своей книги «Пропавший дневник Пушкина», вышедшей в 1987 году, что и привело в свою очередь к распространению этой информации не только в СССР но и в самой Франции.

 

Миф разрастается и множится.

 

 

В последствии коллекционер Пьер Поль завещал все свое собрание городу Амбуазу. В муниципальном Музее почты, открытом в сентябре 1971 года в Амбуазе, в особняке, принадлежавшем некогда маршалу Анри Жуайезу (1567–1608), на улице его имени, в доме № 6, пистолеты заняли видное место.

6 июля 1989 года в Париже, на приеме, ознаменовавшем собою завершение официального визита М.С.Горбачева во Францию, президент Ф.Миттеран торжественно вручил советскому гостю знаменитые пистолеты, намереваясь, вероятно, превратить этот памятник смертельной вражды в знак сердечного согласия.

В соответствии с первоначальным замыслом, созревшим в кулуарах Елисейского дворца, дуэльный гарнитур де Баранта должен был стать эффектным дипломатическим даром Кремлю. Мэр Амбуаза А.Шолле подвергся мощному давлению со стороны высших властей; пистолеты изъяли из экспозиции Музея почты и приуготовили к возложению на алтарь советско-французской дружбы.

Но покушение государства на муниципальную собственность Амбуаза вызвало во Франции такую бурю негодования, что президенту Миттерану пришлось ограничиться предоставлением пистолетов на временную выставку с условием возвращения их через шесть месяцев. В описываемое время, представители СССР озвучивали предложения о выкупе пистолетов, но французская сторона его отвергла. Министерство культуры СССР распорядилось выставить их во Всесоюзном музее А.С.Пушкина в Ленинграде, в последней квартире поэта, на Мойке, 12.

На тот момент заместителем директора по научной работе музея работал Виктор Михайлович Файбисович, который и привез пистолеты из Москвы в обычном поезде, положив их на ночь под подушку. Вероятно еще тогда у него зародилось сомнение о принадлежности данного дуэльного гарнитура к трагической дуэли, но противостоять номенклатурной системе в то время было равносильно ярлыку диссидента.

Таким образом пистолеты из Амбуаза были выставлены наряду с несколькими предметами живописи, графики и извлечениями из военно-судного дела Дантеса в так называемом Зеленом зале, на втором этаже дома на Мойке, а после обусловленного срока экспонирования дуэльный гарнитур благополучно вернулся в Амбуаз.

Несколько лет спустя Музей почты прекратил свое существование, и коллекция Пьера Поля пополнила собою собрание Музея почты в Париже; однако дуэльные пистолеты де Баранта, как бесценную реликвию, муниципалитет оставил за собой — ныне они хранятся в сейфе амбуазской мэрии.

В 1999 г. со стороны РФ вновь поступило предложение о выкупе пистолетов, но французы его опять отвергли, считая их национальным достоянием

В 2001-2002г.г., мною - автором данного материала, были проведены собственные исследования трагической дуэли, результаты которой были опубликованы в СМИ (включая «Российскую газету», официальный печатный орган Российской Федерации) и показаны на центральных каналах украинского телевидения. К моему сожалению, в отображенной журналистами информации некоторые несущественные факты изложенного были недостоверными, что обуславливается вероятно профессиональным жанром «причесывания» публикуемого материала, но основная суть, где ставится под сомнение принадлежность известных пистолетов к дуэли на Черной речке, изложена верно.

В 2007 году знаменитые пистолеты вновь пересекли российскую границу: их доставили в Москву, в Государственный музей А.С.Пушкина для экспонирования на выставке «Русский поединок», открывшейся 9 февраля 2007 года, накануне сто семидесятой годовщины со дня смерти поэта.

На этот раз их вояж в Россию не вызвал во Франции заметного резонанса, но зато в российских центральных СМИ была опубликована информация примерно одинакового содержания, приведу ее дословно: «В Россию из Франции едет дуэльный набор Дантеса. 170 лет назад один из двух пистолетов, входивших в набор, послужил орудием национальной трагедии. Из него 27 января (8 февраля по новому стилю) был смертельно ранен Александр Пушкин….. Пистолеты находятся в дуэльном ящике, в ячейках находятся деревянный молоток, шомпол, пороховница, форма для отлива, одиннадцать свинцовых пуль, отвертки.

На внешней стороне крышки выгравирована табличка на французском языке:

«Барон Эр. де Барант / Это оружие использовалось на дуэли, на которой был убит Пушкин, в Санкт-Петербурге в 1837 г.»

На внутренней стороне крышки этикетка изготовителя – Карл Ульбрих, украшенная двумя медалями.

В футляр вложена небольшая рукописная карточка, составленная в Париже в 1920 году с пояснением к пистолетам: «Эти пистолеты принадлежали барону Эрнесту де Баранту, дипломату, который их одолжил своему другу г-ну д` Аршиаку во время дуэли Пушкина с г-ном Дантесом. Г-н. д`Аршиак был одним из свидетелей. Они были отданы полковнику де Шательперону в 1884 году бароном де Барантом, братом барона Эрнеста. Париж, 1 мая 1920 год. Полковник де Шательперон».

Первым владельцем пистолетов был французский посол в Петербурге барон Амабль-Гильом-Проспер-Брюжьер де Барант (1785-1866). Его младший сын барон Эрнест де Барант (1818-1859) одолжил эту пару пистолетов своему другу - виконту д’Аршиаку, секунданту Дантеса. Эрнесту де Баранту в это время не исполнилось еще и 19 лет, он родился 22 апреля 1818 г. Не известно, занимал ли он в свои 19 лет какое-либо официальное положение при французском посольстве в Петербурге, где жил в доме отца, но позже он стал дипломатом. Есть свидетельства, что он был легкомысленным прожигателем жизни. Лермонтов называл его «салонным Хлестаковым». А в феврале 1840 года между Лермонтовым и Барантом произошла дуэль, на которой, возможно, были использованы эти же пистолеты. Но документальных подтверждений этому нет. Умер де Барант холостым, в Ванве, 18 сентября 1859 г. Пистолеты перешли к его старшему брату Просперу, затем к семье его сестры, бывшей замужем за офицером Луи де Шательпероном. В 1950 г. наследники Луи де Шательперона выставили пистолеты на продажу в Друо. Тогда же они были куплены неким антикваром, перепродавшим их, в свою очередь, коллекционеру Пьеру Полю. Коллекция последнего была завещана городу Амбуазу, для создания в нем музея Почты.»

Раздутый в СМИ характер сенсации, принес ожидаемый результат - гарнитур оружейника Карла Ульбриха, несомненно, стал главным экспонатом выставки в музее на Пречистенке.

Не трудно представить торжественно-скорбное лицо экскурсовода, вещающего о прискорбной дуэли на Черной речке, и при этом указывающего перстом на пистолетный гарнитур Карла Ульбриха, дескать вот оно оружие злодейского выстрела, и как результат возмущенное перешептывание посетителей, которые своими глазами узрели предмет исторического убийства, и от того как бы сами прикоснулись к истории. Все бы ничего, но на выставке оказался почитатель моего скромного творчества, по имени Александр (фамилию увы не помню), который возмутился увиденным и услышанным, и, ссылаясь на мои публикации, пытался сообщить работникам экспозиции, что экспонируемые пистолеты имеют малую долю вероятности принадлежать к истории известной дуэли. В ответ его доводы были невежливо пресечены, а самого его попросту «затюкали». О случившемся факте Александр сообщил мне в телефонном разговоре, а для меня до сих пор загадка, где он смог раздобыть мой номер телефона? Разделяя с Александром его возмущение, я вновь окунулся в работу над имеющимися материалами.

 

Развенчание мифа.

 

 

Еще в начале 2001г., мной был опубликован во многих СМИ (включая российские) материал под названием «О роковом выстреле», в котором излагалось следующее: « .. можно оспаривать тот факт, что дуэльные пистолеты хранящиеся в музее французского городка Амбуаза, принадлежат именно Дантесу и из какого-то одного из них был произведен роковой выстрел. Возникает вопрос :- Тот ли это дуэльный гарнитур, который был применен в историческом поединке? ….Данный пистолетный гарнитур не только не применялся в известной дуэли, но и вообще ни коим образом не связан с Дантесом. Как бы там ни было, в обоих случаях ответственность за навязчивое утверждение о принадлежности находящегося в музее Амбуаза дуэльного гарнитура к трагическому историческому факту и лицам к нему причастным, лежит полностью на лице это заявляющем…»

Имея собранный материал по трагической дуэли и конкретно об оружии, летом 2007 г. мной был написан материал под названием «Дуэль Пушкина с Дантесом – «и не надо лохматить бабушку»!!!», вторая часть которой имела название «Французский «лохотрон» в России.».

В этом материале я призываю читателей более осмысленно относится к голословным утверждениям о принадлежности известных пистолетов к исторической дуэли. В конце материала сказано : - «…Предлагаю на ситуацию взглянуть пристально, объективно, и понять, что в принципе вышеперечисленные вопросы мной – автором материала не должны были бы и ставиться. Ведь не я должен доказывать. То, что дважды демонстрирующий в России дуэльный гарнитур – именно тот, из которого стрелялись Пушкин и Дантес, доказывает и в этом убеждает собственник – Французская сторона, и как принято среди принципиальных партнеров в ученом мире, именно эта сторона и ОБЯЗАНА была предоставить документальные подтверждения своих слов и действий, и пока этого не произойдет, то пустые слова и заявления есть ни что иное как НЕПОДТВЕРЖДЕННАЯ ВЕРСИЯ».

Вышеизложенный материал был подписан мною как действительным членом секции памятниковедения Главного Совета Украинского Общества Охраны Памятников Истории и Культуры, (будучи уверенным в своей правоте, я взял на себя ответственность высказать в нем позицию УООПИК) и направлен для публикаций как в российские СМИ, так и в зарубежные. Как результат, ни одно российское СМИ мой материал не опубликовало, наверное посчитали опасным идти против сложившейся десятилетиями общепринятой точки зрения. В зарубежных СМИ, материал был опубликован в бостонском альманахе «Лебедь», и в австрийском «Новом венском журнале» - с небольшим сокращением.

Прошло время, и в начале февраля 2009г. я наталкиваюсь на последний номер(№87) российского журнала «Наше наследие», где опубликован материал начальника сектора новых поступлений государственного Эрмитажа РФ, В.Файбисовича, под названием – «Еще раз о дуэльном оружии Пушкина и Дантеса».

В.Файбисович описывает предысторию появления пистолетов на исторической арене и их последующее перемещение во времени. В частности, там сказано: « ….Историко-литературная традиция, сложившаяся за семьдесят лет, протекших со времени представления дрезденских пистолетов на парижской выставке С.М.Лифаря, оказала магическое действие на ученых-пушкинистов, музейщиков, дипломатов, представителей средств массовой информации и самые широкие круги почитателей великого поэта: история пистолетов барона Эрнеста де Баранта, изложенная в записке полковника Поля де Шательперона, была принята на веру почти всеми. В роли библейского Фомы выступил лишь Павел Макаров, «журналист, писатель и оружейник» из украинского Никополя, поместивший в интернете запальчивую статью под красноречивым заглавием «Французский лохотрон в России»: «Меня, как человека думающего, поражает, как легко, без конкретных фактов и доказательной базы в России было воспринято на веру то, что в действительности вызывает глубокие сомнения, — писал П.Макаров. — Во Франции, стране с весьма развитым и имеющим многовековой опыт нотариатом, должны были обязательно сохраниться документальные подтверждения записке, приложенной к пистолетному гарнитуру Карла Ульбриха! Возможно, ответ дает уже упомянутая рукописная карточка, составленная именно в то время, когда Париж был заполнен не только цветом белой эмиграции, но и мошенниками международного класса, для которых составление "филькиной грамоты" было не чем иным, как средством обогащения за счет доверчивых простаков».

Ссылаясь на собственные исследования, проведенные во Франции и Германии, автор материала сделал ряд открытий опровергающих общепринятую существующую версию принадлежности дуэльного гарнитура Карла Ульбриха. Так ссылаясь на исследования Э.Г.Герштейн, он доказал, что Эрнест де Барант был выписан отцом в Петербург лишь в 1838 году, тогда как дуэль с Пушкиным состоялась в январе 1837г., сами же пистолеты Карла Ульбриха были изготовлены в 1840 г., а пояснительная карточка, как оказалось, не принадлежала руке полковника Шательперона - таким образом автор подделанного «исторического документа» остался анонимом.

Вывод В.Файбисовича следующий, «..Из этого явствует, что пистолеты де Баранта никак не могли участвовать в поединке Пушкина с Дантесом. Этот обескураживающий вывод подтверждается фактами…»

Казалось бы все, исторический факт о «ненастоящих пистолетах» установлен и доказан, однако имеются некоторые «но», на которых необходимо поставить акценты, и отсеять предположения и вымыслы от фактов, даже если оные и исходят от официальной науки РФ.

В. Файбисович считает, что принадлежность пистолетов семьям де Шательперонов и де Барантов надежно подтверждается множеством свидетельств, исходящих от представителей обеих семей, при этом ссылается на информацию правнука Пушкина - Воронцова-Вельяминова, который общался по телефону с потомками и родственниками де Барантов, и которые подтвердили факт присутствия в семье пистолетного гарнитура, при этом визуально его не позиционируя с гарнитуром мастера Карла Ульбриха, то есть утверждали то, чего не видели. Исходя из изложенного Воронцовым –Вельяминовым, и приняв это как факт, В.Файбисович уже самостоятельно называет пистолетный гарнитур Карла Ульбриха бывшей собственностью де Барантов, что не верно в соответствии с непреложной аксиомой; - то, что не доказано, есть только предположение, то бишь, может быть только версией.

 

Новые мифы.

 

 

Во второй половине своего очерка В.Файбисович выразил мнение, что следы настоящего дуэльного гарнитура были обнаружены в Польше, и ранее данные пистолеты принадлежали майору Альбину Земецкому в Познани, что подтверждается статьей в польском иллюстрированном журнале «Swiatowid», когда отмечалось 100-летие гибели великого поэта, то есть в 1937г. Пистолеты достались нынешнему их обладателю, майору Земецкому, незадолго до Первой мировой войны от некоего русского офицера в Варшаве. В статье, как доказательство принадлежности пистолетов к пушкинской дуэли говорилось следующее: «… Они исполнены на известной оружейной фабрике Лепажа в Париже. Пистолеты покоятся в эффектном деревянном ящике, с металлической оправой и со щитком в центре крышки, украшенном инициалами «A.S.P.». На внутренней стороне крышки, выложенной бархатом, — квадратная кожаная этикетка с надписью: «Type crйe pour Monsieur Pouchkine 1836 a. Lepage а Paris».

В конце своего очерка, В.Файбисович делает следующий вывод: «… До последнего времени эта гипотеза имела совершенно умозрительный характер, ибо никакими сведениями о приписываемых Пушкину пистолетах Лепажа с 1937 года мы не располагали.

 

Однако благодаря бескорыстному и самоотверженному содействию польских коллег — Ирены Афанасьевой и Анны Щенснович-Мангазеевой — судьба этого дуэльного гарнитура установлена: он по-прежнему находится в Польше и принадлежит частному лицу. Если нынешний владелец пистолетов позволит их осмотреть, у нас появится возможность для дальнейших разысканий: Анри Лепаж нумеровал свои произведения, и архив его фирмы сохранился.»

 


Собственный взгляд.

 

 

Почему никто из исследователей не обратил внимание на две случайности, которые произошли в один год (1937), с однотипными предметами (дуэльный гарнитур), и относящимися к одному историческому событию (дуль Пушкина и Дантеса)? Можно думать, что накладка двух случайностей уже является закономерностью. Отчего случилось такое совпадение, что в 1937г. одновременно во Франции и Польше была обнародована информация о двух разных дуэльных гарнитурах, которые якобы имеют прямое отношение к исторической дуэли Пушкина и Дантеса? Кто за этим стоял? Кому это было выгодно, и для чего?

Надежда Файбисовича на то, что неизвестное лицо- владелец пистолетов польской версии предоставит их для изучения и ознакомления, вызывает глубокое сомнение. Пока нет прямых доказательств того, что это знаменитое дуэльное оружие, дуэльные пистолеты имеют нарицательную коллекционную стоимость. Гарантировать заблаговременно результат исследования оружия никто не может, отсюда и серьезный риск у собственника, - остаться у «разбитого корыта». Уже только по этой причине дуэльные пистолеты не будут представлены общественности.

На то, что польский дуэльный гарнитур может быть отнесен к исторической фальшивке, указывает следующий факт. Во времена жизни Пушкина существовало два метода доказательства принадлежности предметов конкретному лицу.

Герб Пушкиных

  • Нанесение на предметы либо герба.

 

  • либо вензеля.

 

Вензель - соединение в одно изображение начальных букв имени (реже отчества) и фамилии какого-либо лица. Соединение это производится в большинстве случаев помощью вязи между буквами, для чего последние обыкновенно употребляются прописными. Если буквы принадлежат одному лицу, то вензель простой, если нескольким - то сложный. Он может быть украшен короною, венком и т.п.

При этом, как правило в России вензеля изображались русскими буквами, а значит таким образом отображение на щитке в центре крышки инициалов «A.S.P.» т.н.«польского пушкинского дуэльного гарнитура», вызывают глубокое сомнение о его принадлежности к дуэли Пушкина и Дантеса.

Никополь. 25.02.2009.

Используемые материалы:

  • Роковые пистолеты де Баранта , Сергей Лебедев,"Учительская газета" №25, 17.06.2008.
  • О роковом выстреле. Павел Макаров, "По вехам истории", издательство "Іма-прес", 2005.
  • «Дуэль Пушкина с Дантесом – «и не надо лохматить бабушку»!!!», Павел Макаров, бостонский альманах «Лебедь», № 550, 25 ноября 2007 г.
  • Холостой выстрел, петербургская арт-хроника / обзор, Новый мир искусства №3, 2008.
  • Еще раз о дуэльном оружии Пушкина и Дантеса , Виктор Файбисович, историко-культурный журнал «Наше Наследие», №87, 2008г.
  • Общий гербовник дворянских родов Российской империи, Герб рода Пушкиных, VelChel.ru 2008
Комментарии

Добавить изображение