ЗАКОНСЕРВИРОВАННАЯ РОССИЯ

01-11-2009

Я – человек не партийный, однако ж, учитывая, что моя судьба как россиянина зависит во многом от планов наших партии и правительства, не поленился заглянуть в «Тезисы новой редакции программного документа Всероссийской политической партии «Единая Россия». Любопытно ведь, куда нас поведут на этот раз.

Георгий КиреевЯ давно уже не верю никаким обещаниям. Ни строительства коммунизма, ни решения жилищной проблемы в России, ни благодати к 2020 году на основе великого плана Путина. Да и вообще привык к тому, что великие свершения ограничиваются в нашей стране написанием на бумаге (или в духе времени в Интернете) великих планов.

Поэтому в этом документе интересны на столько обещания, сколько прописанные там механизмы, которые будут обеспечивать их исполнение, а также обозначенные в тезисах системные тенденции.

Начнем с того, что идеологией партией назначен российский консерватизм, принцип «сохранить и приумножить» провозглашен основой «ЕР»-идеологии, а одной из ключевых целей партии – развитие России как уникальной цивилизации. И именно эта идеология, по мнению авторов программных тезисов, нацелена на построение новой(?!), свободной, процветающей, сильной России и призвана «освободить страну от застарелых социальных недугов, разрушить преграды на пути инноваций, создания и формирования новых достижений».

Ни в коей мере не сомневаясь в том, что Россия была, есть и будет независимо от воли единороссов, я все же хочу понять, что же «ЕР» собирается «сохранить и приумножить» и в чем, собственно говоря, уникальность российской цивилизации?

С нее и начнем. Оставим за скобками русский язык, хотя даже и язык еще не обеспечивает уникальность нации. США формировались как англоязычная страна, в латинской Америке есть испаноязычные страны, однако это не делает Северную Америку Англией, а Гондурас – Испанией.

Проведите простой эксперимент. Попросите знакомых назвать главное, что делает нашу нацию уникальной. Вот результат, полученный мной, и я уверен, что ваши респонденты, отметят примерно то же: отзывчивость, не прагматичность, долготерпение, непредсказуемость, тяга к творчеству без способности извлекать из него выгоду, коллективизм, особая духовность, открытость и хлебосольность.

Этот список образов национальной идентификации, которые возникают на уровне обыденного сознания, можно продолжить, однако и этого достаточно, чтобы заметить: когда мы на обыденном уровне пытаемся определить свою уникальность, то это определение неизбежно несет в себе комплиментарность. Мы в первую очередь хотим обратить внимание на то, что создает положительный, по крайней мере, в нашем понимании, образ.

Но даже с учетом этого мы видим, что набор черт, которые мы выделяем, носит в то же время и извинительный характер. Мы, собственно говоря, в тактичной форме объясняем сами себе, почему мы не успешная нация.

И хотя в программе «ЕР» мы найдем слова и «великое государство» и «несомненные успехи» однако все это не более чем идеологическое заклинание. В этом смысле эпиграфом к тезисам смело можно взять слова шефа российских жандармов А.Бенкендорфа: «Прошлое России - прекрасно, настоящее - великолепно, а будущее лучше, чем может себе представить самое пылкое воображение».

Однако сколько бы мы не утешали себя этим магическим заклинанием, Россия все более отстает в своем развитии от многих других наций, и я думаю, что это понимают сегодня все, кроме самых тупоголовых «патриотов».

Мы вынуждены констатировать, что все перечисленные и лелеемые нами черты нашей идентичности и уникальная их комбинация не обеспечивают продуктивное и динамичное развитие нации.

Поэтому когда я читаю в проекте программы «сохранить и приумножить», то у меня есть основания предположить: либо это относится к некоему набору не названных и скрываемых нами в тайне достоинств, либо мы стремимся законсервировать то, что обрекает нас на неконкурентоспособность.

Однако если все же перейти от обыденного восприятия к системному анализу, то стоит заметить, что политические партии в первую очередь занимаются организацией национального самовоспроизводства, политических и социально-экономических общественных институтов.

Поэтому, говоря об уникальности нашей цивилизации, «ЕР» конечно же, в первую очередь подразумевает уникальность именно системы нашей национальной самоорганизации. И, по мнению единороссов, именно эта система должна быть сохранена и приумножена! В связи с этим два вопроса.

Первый: в чем заключается уникальность системной организации нашей цивилизации?

Второй: способна ли она эффективно генерировать социально-экономические инновации, которые бы обеспечили «построение новой, свободной, процветающей, сильной России»?

Не думаю, что для большинства станут открытием следующие основные принципы, на комбинации которых основана уникальность системной организации российского общественного воспроизводства:

1. Отстраненность общества от реального управления национальным развитием. Как метко заметил живший еще в XIX веке славянофил К.Аксаков: «Русский народ, не имеющий в себе политического элемента, отделил государство от себя, и государствовать не хочет».

2. Тотальный государственный контроль над обществом и отсутствие механизмов контроля общества над государством;

3. Вертикально организованное государственное управление, не предполагающее реального разделения властей и наличия системы сдержек и противовесов;

4. Монополизм в политике и экономике, отсутствие конкуренции и ограниченность свободы гражданской политической и экономической инициативы.

5. Высокая степень коррупционности.

Несмотря на то, что в программных тезисах «ЕР» активно открещивается от этого и обещает достижение всех благ (дороги станут лучше, а дураки умнее), уверен, что все будет сделано либо через традиционные пень-колоду, либо вообще не материализуется, так и оставшись обещаниями.

На чем основан мой пессимизм? Да все на том же тезисе «сохранить и приумножить»! Из перечисленных мной характерных черт нашей системной организации две являются реально системоообразующими, а остальные - лишь производные от них. Но именно ключевые наши беды никоим образом не отражены в предложенном «ЕР» перечне проблем, от которых надо избавиться.

О чем идет речь? О вертикали власти и монополизме. Эти ключевые элементы и создают ситуацию, когда источником власти в стране становится сама власть, озабоченная лишь своим самовоспроизводством. Именно это исключает появление в нашей стране гражданского общества и инновационное развитие. Именно в этом коренная причина широко распространенной коррупции, как явного признака неэффективности отношений между государством и гражданской экономической и политической инициативой.

Именно поэтому я уверен, что лозунг «сохранить и умножить» может быть хорош и люб электорату, но ведет к консервации именно того, что и есть главным препятствием на пути к новой России.

Я не сомневаюсь, что, как отмечено в программных тезисах, «Единая Россия» доказала свою способность обеспечивать управление страной. Но рулить, еще не значитэффективно продвигать общественное развитие. Насколько же «эффективно» справляется «ЕР» с управлением, наглядно видно из трендов России в мировом позиционировании. Они ясно показывают, что Россия все более утрачивает конкурентоспособность и сдает позиции, которые она занимала ранее.

В этом смысле «ЕР» действительно реально консервативная партия, которая может лишь эффективно сохранять status quo, но отнюдь не обеспечивать движение вперед. Однако сегодня стоять на месте, значит безнадежно отставать!

Хотел бы обратить внимание еще на одно важное последствие подчеркивания уникальности нашей цивилизации - усиление давно уже взятого курса «ЕР» на самоизоляцию России.

Здесь вполне уместна аналогия с обычным человеком. Сколь бы ни была уникальна отдельная личность (как и цивилизация), чтобы жить в обществе, она неизбежно должна быть социализирована, т.е. должна жить и действовать в рамках системы общих ценностей, норм и отношений. Мы же вместо интеграции в мировую цивилизацию педалируем свою исключительность, хотя ни наши реальные достижения, ни наше место в мире, ни даже наша история не указывают на это.

Возможно именно поэтому мы – нация, которая пытается идти вперед с повернутой назад головой. Не имея надежды на будущее, мы усиленно ищем признаки своего величия в минувшем. И, в конечном счете, под водительством «Единой России» мы более озабочены реанимацией фантомов прошлого вместо того, чтобы озаботиться созиданием настоящего и будущего.

Мы не более уникальны, чем другие народы и не менее чем они вовлечены в процессы глобализации. Именно поэтому изолирующий нас от мира консерватизм «ЕР» - всего лишь способ сохранить свою монополию на власть в условиях, когда партия демонстрирует несостоятельность в обеспечении конкурентоспособности нашей российской цивилизации.

Комментарии

Добавить изображение