Независимый бостонский альманах

ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЙ К ИСТИНЕ

28-03-2010

«Всякая истина рождается как ересь и умирает как предрассудок»
(Хаксли = Гексли Томас Генри, 1825-1895)

«Чем сильнее заблуждение, тем более торжествует истина»
(Шиллер Иоганн Фридрих, 1759-1805)

 

«Почём опиум для народа?»

Этот вопрос прозвучал в адрес отца Фёдора – одного из героев известного произведения Ильи Ильфа (1897-1937) и Евгения Петрова (1903-1942) «Двенадцать стульев» (1928). И задал его, конечно, остроумный Остап Бендер.

Авторы этой восхитительной вещи, конечно, читали отдельные труды Маркса и Ленина – в противном случае эта крылатая фраза вряд ли родилась бы. Вместе с тем, это - цитата, принадлежащая названным юмористам. Во-первых, в данной фразе отсутствует слово «религия», это слово заменяет сам факт принадлежности отца Фёдора к деятельности на ниве церкви. Во-вторых, между двумя словами вклинился предлог «для», придав фразе определённый смысл: отрава, направленная против народа – всех и каждого. В-третьих, слово «опиум» (название совокупности алкалоидов, выделяемых из млечного сока мака) приобретает однонаправленный смысл: ядовитое вещество - яд для народа! В-четвёртых, ехидно задаётся вопрос о стоимости этого яда, который будто бы за деньги распространяет отец Фёдор как представитель церкви. Но подтекст сказанного очевиден: Бендер (с лёгкой руки авторов) наслышан о том, что «религия – опиум народа», то есть травит народ так же, как и опиум (опий) убивает человека. Он – Бендер – даже не задумывается об истинном смысле этой фразы. Напротив, он придаёт ей единственно приемлемый смысл, нужное по ходу событий содержание.

«Религия – опиум для народа», эта фраза пошла в народ, благо почва для этого была подготовлена практикой идеологического влияния правящей партии, причём с удобным смыслом: религия вредна, так же ядовита, опасна для народа, как и опиум. И что характерно, даже в наши дни находятся «мыслители», которые как бы разоблачают большевистскую ересь, что религия – опиум (нечто ядовитое, вредное, опасное, неприемлемое) для народа, в то время как, на самом деле, считают они, религия - душа народа – то, без чего наполненная духовностью жизнь невозможна.

Вернёмся, однако, к первоисточнику. Карл Маркс (1818-1883) в «Введениии» известной работы «К критике гегелевской философии права» (к.1843 - н.1844) пишет: «Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия – это воздух угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа (жирно – выделено мной – Е.Ш.)...» (К.Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения, т.1, с.415). Как видно, у Маркса «опиум» - не наркотик, дурман, яд, зло, а средство, облегчающее боль, страдание: это «воздух» (угнетённой твари), «сердце» (бессердечного мира), «дух» (бездушных порядков), «протест» (против действительного убожества).

В.И.Ленин (1870-1924) в своей статье «Об отношении рабочей партии к религии», опубликованной в газете «Пролетарий» (№ 45, 13(26) мая 1909 года), придал фразе Маркса (в основной части) иной смысл: «Религия есть опиум народа, - это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса» (ПСС, т.17, с.416). Удивительно, но Ленин вырвал из контекста, ставшей крылатой, фразу, в которой религия по своему влиянию приравнивается к наркотическому, убийственному действию опиума – в то время, как у Маркса эта фраза не является формулой марксизма. Видимо, ленинский подход (и ленинское понимание фразы) был привнесен в текст художественного произведения, а далее – стал гулять по умам народонаселения – советских граждан.

Приобщение понятия «опиум» к понятию «религия» произошло гораздо раньше, и связано это с именем немецкого поэта и философа, рано умершего (как и Ильф – от туберкулёза), Новалиса (Фридрих фон Гарденберг, - есть и иное прочтение фамилии - 1772-1801). Вот что он написал: «Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силы» («ФРАГМЕНТЫ», журнал «Атенеум», 1798 г.). Тут прямым текстом утверждается, что религия выполняет анестезирующую функцию, уводя человека от реальности. Несомненно, К.Маркс был знаком с творчеством Новалиса, особенно с его философскими воззрениями. Поэтому не исключено, что параллель религия-опиум запала в его сознание, и прозвучала в приведенной цитате как последний – усиливающий – аккорд.

«В СССР секса нет»

Самое удивительное, что эти слова, по сути, - абсолютная правда. Если знать, что необходимо понимать под словом «секс». Можно дать много определений этого понятия – в зависимости от той печки, от которой принято танцевать. Под сексом советские люди понимали интимные (любовные) отношения, редко оперируя этим понятием, то есть то, что не афишируется, не выносится напоказ, не рекламируется, не мусолится, не является предметом грязных публичных обсуждений. Естественно, что в СССР не было печатной продукции с эротическими, порнографическими картинками; на экранах телевизоров не демонстрировались бегающие и дефилирующие голые женщины; в кинопроизведениях не показывали коитус в неприкрытом виде. Если сравнить с западной культурой, то секс, в рамках всё же дозволенного, был широко представлен во всех средствах массовой информации. Порноиндустрия работала на всех парах.

В современной России легально только в наше время появился свой специализированный, чуть ли не экспериментальный, пробный, журнал «Секс и жизнь» (№ 1, 2010 год). Что не отрицает факт распространения в России и других государствах – бывших республиках Советского Союза – порнопродукции самого тлетворного содержания.

Вернёмся, однако, к крылатой фразе – «В СССР секса нет», - упоминание о которой вызывает улыбку, иронию, насмешливо-презрительное воспоминание о нашей прошлой стране (Родине, которую мы потеряли – одни с радостью, другие – с огорчением).

При каких же обстоятельствах родилась эта знаменитая фраза? С началом перестройки и гласности в СССР советский радиожурналист Владимир Познер (1934 г.р.) и американский телеведущий (одна из его ипостасей) Фил Донахью (1935 г.р.) договорились о проведении телемостов (придуманный американцем жанр - «ток-шоу»). !7 июля 1986 года была показана запись телемоста Ленинград-Бостон (первый телемост Ленинград-Сиэтл состоялся 29 декабря 1985 года). Один из вопросов, который был задан советской стороне, касался проблемы насилия и секса на телевидении. Отвечала на поставленный вопрос Людмила Николаевна Иванова (в реальной жизни – администратор гостиницы «Ленинград», к тому же – член «Комитета советских женщин»). По словам В.Познера, державшего в руке микрофон, она сказала: «У нас секса нет...взрыв смеха... на телевидении». По версии К.В.Душенко, автора книги «Словарь современных цитат» (второе издание, 2002 год, имеющееся у меня, с. 562), ответ был таким: «Ну, секса у нас нет. Мы категорически против этого. Секс у нас есть, но у нас нет рекламы». Надо, конечно, заново смотреть запись этого телемоста (упомянутый выпуск я смотрел и помню взрыв смеха в аудитории, но дословно привести ответ Л.Н.Ивановой не могу). Сама же Ивнова в интервью «Комсомольской правде» рассказывала, что она ответила американке, которая донимала её упрёком, что нельзя заниматься сексом с мужчинами, которые воюют в Афганистане: «В СССР секса нет, а есть любовь. И вы во время войны во Вьетнаме тоже не переставали спать со своими мужчинами». Скорее всего, она так и сказала, что в Советском Союзе секса нет, но эти слова былу убраны, просто вырваны из контекста мысли (нет пропаганды секса на телевидении!) и ушли в народ, рассмешив весь цивилизованный мир. Естественно, что жизнь Людмилы Николаевны, в моральном плане, потребовала от неё стойкости, терпения и мужества.

Спустя 10 лет после телемоста, В.Познер встретился с ней в Санкт-Петербурге, но Иванова отказалась участвовать в каких-либо телевизионных передачах, так как считала, что та передача сломала ей жизнь. На самом же деле, не всё так плохо: в 1989 году в Ленинграде она организовала клуб закрытого типа «Сударыня», а впоследствии стала собственником кафе, которое пользуется успехом именно благодаря крылатой фразе – «В СССР секса нет». Действительно, не было. СССР больше нет, а секс – как был, так есть. Когда сущесмтвовал СССР, были, разумеется, и сексуальные отношения, но... за кадром. В этом смысле - права была Людмила Николаевна Иванова! На телевидении, в журналах и на открытках – секса не было. Имитация секса могла присутствовать в некоторых кинофильмах. Только в конце 80-х годов ушедшего века в кино залетели первые «сексуальные ласточки». Первой ласточкой был кинофильм «Маленькая Вера» (1988), где произошла, так сказать, экранизация полового акта – откровенный секс на советском экране. Следующий фильм – «Интердевочка» (1989) – фильм о проститутках (считай, о сексе), но без откровенных сцен, за что и был раскритикован: мол, эротика не стала самостоятельным жанром. А далее – один шаг до разрушения Советского Союза. Так что в СССР секса больше не будет!

«Любая кухарка может управлять государством»

Эта или подобная фраза приписывается В.И.Ленину и соответственно в его адрес разворачивается критика обывательского толка. По типу – «слышал звон да не знает откуда он». Ленину вообще многое приписывается и во многом его обвиняют, и это «многое» - не соответствует действительности.

Так о чём на самом деле писал Ленин?

«Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту...» (Удержат ли большевики государственную власть? ПСС, изд. 5, т.34, - с.287-330, - с.315; статья впервые опубликована в октябре 1917 года в новом журнале «Просвещение», №1-2). То есть Ленин не считал, что простая кухарка в состоянии и должна управлять государством. Но кому-то было (см. выше) выгодно обвинять Ленина в том, чего он никогда не говорил. Он только утверждал, что делу управления государством надо учиться. И учиться этому должны все, особенно беднота, которой и принадлежит только-только рождённое государство. Вот и всё!

«На детях гениев природа отдыхает»

Это утверждение имеет статус поговорки. Кому принадлежит? Когда родилось? Какова степень истинности? «Старинное изречение», - утверждают источники. Об истинности, правдивости, достоверности, справедливости этого утверждения могут говорить только факты. Если это абстрактное утверждение накладывается на каждый факт, то его можно считать истинным, абсолютно справедливым, безусловным. Если одна группа фактов противоречит другой группе фактов, то можно смело говорить: это утверждение абсурдно. И тогда использовать его можно только в порядке шутки. Законы не терпят никаких исключений, поэтому достаточно одного факта, противоречащего группе фактов, чтобы считать данную догму иллюзией, вздором, ерундой.

Начнём приводить такие факты (из огромного множества ограничимся отдельными примерами). И начнём с супругов Кюри. Пьер Кюри (1859-1906) в 1895 году женился на Марии Склодовской (1867-1934). В 1903 году они стали Лауреатами нобелевской премии по физике за исследование радиации. Вместе открыли два новых радиоактивных элемента – Радий (1898) и Полоний (1898). В 1910 году (уже после гибели П.Кюри) радий был получен в металлическом состоянии при участии А.Дебьерна, а 1911 году Мария Склодовская-Кюри вторично стала Лауреатом нобелевской премии (на этот раз по химии). То есть даже это кратчайшее и беглое указание на основные итоги их научной деятельности является доказательством их гениальности.

Вскоре после женитьбы у супругов Кюри родилась дочь Ирена (1897-1956), которая в 1926 году вышла замуж за Фредерика Жолио (1900-1958). Супруги Жолио-Кюри, в частности, впервые получили искусственным путём новые радиоактивные химические элементы, за что в 1935 году были удостоены звания «Лауреат нобелевской премии». Дети Жолио-Кюри (сын и дочь) тоже стали учёными.

В порядке примечания: вторая дочь Пьера и Марии Кюри – Ева (1904-2007) – была одарена литературно. Написала биографический очерк о матери, за который получила Американскую Национальную литературную премию в 1937 году... К слову, была женой Лауреата нобелевской премии мира (1965 год) Г.Р.Лабуасса-младшего...

Таким образом, на этом примере мы опровергаем тезис о том, что природа на детях гениев отдыхает. Остаётся, правда, пока что открытым вопрос: почему в одних случаях она трудится по плану наследования интеллекта, а в других – отступает от этого плана?

Другой пример: Альберт Эйнштейн (1879-1955) и его дети. То, что Эйнштейн – гениальный физик-теоретик, не требует никаких доказательств. В 1903 году он женился на девушке из Сербии Милеве Марич (1875-1948), получившей в Цюрихе математическое образование. Ей было 28 лет, ему – 24 года. Ещё до регистрации брака Милева забеременела, дочь Лизераль она родила в 1902 году у себя на родине. Ребёнок родился неполноценным и вскоре умер; возможно, что в 1903 году. Брак с М.Марич продлился 16 лет. За это время родились два сына: старший – Ганс Альберт (1904-1973) и младший – Эдуард (1910-1965). Ганс Альберт Эйнштейн был способным и старательным мальчиком, впоследствии стал профессором, инженером по гидравлике, работал в Калифорнийском университете.

Эдуард Эйнштейн считался одарённым мальчиком, проявляя способности в языках, музыке. Ещё в подростковом возрасте написал около трёхсот стихотворений и ряд афоризмов. Например, такой: «Самая плохая судьба – это не иметь судьбы и ни для кого не быть судьбой». Очень сильно сказано. Но вот, когда юноше исполнился 21 год, врачи диагностировали у него шизофрению. Большую часть своей жизни он провёл в психиатрических больницах, где и скончался. Следует сказать, что А.Эйнештейн уделял внимание своим мальчикам, проводил с ними каникулы...

Уже будучи разведённым (1919 год), он обещал своей первой жене, что передаст свою Нобелевскую премию, которую надеялся получить (его выдвигали, начиная с 1910 года) в её распоряжение (в одном случае утверждается, что своё обещание он выполнил, в другом – что инвестировал в экономику США и прогорел). И действительно, в 1922 году ему была присуждена Нобелевская премия за 1921 год, но не как автору теории относительности, а за разработку теории фотоэффекта, а в целом – и за другие научные достижения.

Со второй женой – Эльзой Ловенталь, умершей в 1936 году и бывшей его двоюродной сестрой, - у него детей не было (заметим, что он воспитывал двух приёмных дочерей – Марго, которая дожила до 1986 года и которую он очень любил, и Илзе – старшая дочь Эльзы). Больше Эйнштейн не женился, женщины же его обожали, и у него всегда были многочисленные романы и любовные связи, которые он и не скрывал.

Таким образом, на примере Эйнштейна мы видим, что качественное потомство зависит от наследственных факторов обоих супругов. Реально природа немного недоработала, отдохнула, но не на всю катушку, а формально как бы, в первом приближении, в очень малой степени, подтверждается сентенция, что на детях гениев природа отдыхает.

Теперь поговорим о Дмитрии Ивановиче Менделееве (1834-1907). Гениальный химик, разносторонний учёный, склонный к философскому осмыслению реальности. Его главная заслуга – открытие периодического закона (1869) и одновременно - создание периодической системы химических элементов (в скобках отметим: водку он не создавал и никогда не пробовал (см. мою публикацию в Альманахе «Лебедь» - № 567 за 2008 год), во сне «периодическая таблица» ему не привиделась (см. там же - № 486 за 2006 год ). В отличие от Эйнштейна, любовницами он не обзаводился, по числу жён с ним сравнялся. А вот по числу детей – превзошёл.

Первой его женой в 1862 году стала Феозва Никитична Лещёва (1826-1906). Она, как и Менделеев, - из Тобольска, её отчимом был П.П.Ершов (1815-1869); кроме того, она была старше Менделеева на 6 лет. Уже в 1863 году родилась дочь Маша, которая через 6 месяцев умерла (не уберегли от простуды). Потом родился сын Владимир (1865-1898) – блестящий морской офице, создал «Проект поднятия уровня Азовского моря запрудой Керченского пролива», неожиданно заболел (заболевание простудного характера) и умер, что омрачило жизнь Менделеева: «Погиб мой умница..., на которого я рассчитывал часть своих заветов».

Через три года после рождения Володи родилась дочь Ольга (1868-1950). После развода родителей в 1879 году, оформленного только в 1881 году, Ольга осталась с мамой, а Владимир – с папой. Она окончила только гимназию, написала книжку воспоминаний «Менделеев и его семья» (1947).

Вскоре, правда, после продолжительного знакомства, он женился во второй раз (1882) на Анне Ивановне Поповой (1860-1942) – профессиональной художнице. Она была моложе Менделеева на 26 лет. Первой родилась Люба (1881-1939), то есть забеременела Анна Ивановна раньше, чем они успели пожениться (тут – целая история). Люба – закончила Высшие женские курсы - талантливая актриса (театр Мейерхольда, Комиссаржевской в 1907-1908 годах), жена Александра Блока (с 1903 и до кончины поэта), историк балета (фундаментальное исследование – «Классический танец»), автор книги «И быль, и небылицы о Блоке и о себе».

Далее родился сын Иван (1883-1936). Гимназию закончил с золотой медалью. Учился в политехническом институте, но затем закончил физико-математический факультет университета. Преподавал математику, профессор, с 1924 года – как и отец, работает в Главной палате мер и весов...; в 1914 году написал книгу «От критицизма к критической гносеологии»...; одна из его заслуг – написанные им воспоминания о Менделееве, полностью опубликованные только в 1993 году (воспоминания о муже написала и его мама).

В 1886 году у Менделеевых родились близнецы: Василий (умер на юге России в 1922 году от сыпного тифа) и Мария (умерла в 1952 году). Василий стал инженером, изобретателем, в 1911 году сконструировал первый в России танк, работал главным конструктором подводных лодок...

Сестра Мария училась на Высших женских сельскохозяйственных курсах, была крупным специалистом-кинологом. Вместе с Т.А.Кудрявцевой упорядочила архив Д.И.Менделеева и в 1951 году издала первую книгу – «Архив Д.И.Менделеева». Руководила квартирой-музеем Д.И.Менделеева.

Таким образом, дети Менделеева и его интеллектуальных жён начисто опровергают тезис, утверждающий, что природа отдыхает на детях гениев. Сам же Менделеев однажды сказал: «Ну, какой же я гений? Трудился всю жизнь, вот и стал гением».

Можно приводить и приводить примеры, подтверждающие обсуждаемый тезис и опровергающие его. И эти примеры будут – на языке диалектики – явлением, и до тех пор, пока мы будем находиться на поверхности этих явлений, мы никогда не вырвёмся из этого патового состояния, опровергая друг друга. От явления к сущности – таков, как известно, путь познания действительности.

Что должны родители передать детям? Наследствнный аппарат – гены. Но этого мало. Важным фактором является участие родителей в воспитании детей. Дополнительным фактором воспитания является окружающая среда. Существенным является правильный профессиональный выбор. Ещё – характер личности: настойчивость, последовательность, целеустремлённость, преодоление трудностей, незакомплексованность, безоглядность.

И такой аспект обсуждаемого: не надо путать природу гениальности и механизм передачи материальных носителей проявления гениальности.

Не вдаваясь в детали, напомню, что была предпринята попытка расплодить гениев, используя сперму двухсот Лауреатов нобелевской премии. Эксперимент не удался. Исходя из этого, Наталья Феоктистова, учёный секретарь НИИ экологии и эволюции, заявила: «Есть замечательная пословица: "На детях гениев природа отдыхает". Все эксперименты с целью искусственно вырастить расу гениев наглядно демонстрируют правоту этой народной мудрости».

В этой связи, продолжим приводить примеры.

Аркадий Райкин (1911-1987) – отец Константина Райкина (1950 г.р.). Величие отца не умаляет весомость таланта сына (мать Кости и его сестры Кати – Руфь Марковна – достойная, мудрая женщина).

Нильс Бор (1885-1962), Нобелевская премия за 1922 год (Христиан Бор – 1858-1911 – отец Нильса, дважды выдвигался на Нобелевскую премию по физиологии и медицине). Сын Бора – Оге (1922-2009) – был директором Института теоретической физики (детище его отца), в 1975 году (совместно с ещё двумя физиками) тоже удостоился звания «Лауреат нобелевской премии» (за развитие теории строения атомного ядра).

Лев Ландау (1908-1968), ученик Н.Бора, стал Лауреатом нобелевской премии в 1962 году. Его сын Игорь (1946 г.р.) окончил физический факультет МГУ, физик-экспериментатор (его отец был физиком-теоретиком) в области низких температур, доктор физико-математических наук, живёт и работает в Берне (Швейцария).

Давид Ойстрах (1908-1974), гениальный скрипач, Народный артист СССР и пр., пр., пр. Его сын – Игорь Ойстрах (1931 г.р.) – столь же гениален, причём ученик своего отца, тоже Народный артист СССР, живёт в Брюсселе.

Чарльз Дарвин (1809-1882), был женат на своей кузине (важнейшее обстоятельство!). В семье было 10 детей. Назовём лишь тех, кто выжил и унаследовал от отца способности к интеллектуальной деятельности. 4-ый сын и 8-ой ребёнок в семье – Леонард (1850-1943): военный, политик, экономист... Второй сын - Джордж (1845-1912), астроном и математик, разработал теорию приливов и отливов, в 1982 году получил золотую медаль Королевского астрономического общества... Биография остальных детей, в основном, ничем не примечательна.

Михалков Сергей Владимирович (1913-2009) – знаменитый писатель... Сыновья: Никита Михалков (1945 г.р.) и Андрей (Андрон) Михалков-Кончаловский (1937 г.р.). Оба – знаменитые кинорежиссёры. Их мать - Наталья Петровна Кончаловская (1903-1988) – детская писательница, поэтесса, переводчица (замужем за Михалковым с 1936 года, старше его на 10 лет, была женой разведчика, от которого имела дочь Катю, которая стала женой Юлиана Семёнова).

Таким образом, и эти примеры не согласуются, то есть противоречат утверждению, что природа на детях гениев отдыхает. В материале «Игры с разумом», опубликованном на сайте nanya.ru (няня.ru), мы находим действительный анализ проблемы: «Говорят, что природа отдыхает на детях гениев, но это не совсем так. Есть мнения историков, что «отдых» происходит не столько из-за утраты генов гениальности, сколько по причине ухода «поезда эпохи» предыдущего поколения. «Поезд» этот и увозит те неповторимые социальные и семейные условия, в которых из вундеркинда и развивается гений. Кроме того, ребёнок, в котором заложены незаурядные способности, может не раскрыть их и остаться самым обычным человеком из-за хромосомных и биохимических нарушений во время внутриутробного развития, из-за родовых травм, а также вследствие неправильного ухода и воспитания».

Читателям полезно и интересно будет познакомиться с опубликованным на сайте warrax.net материалом «Генетика интеллекта», который напрямую не касается нашего тезиса и который можно сформулировать в двух вариантах: «Яблочко от яблони далеко падает» и «Яблочко от яблони не далеко падает». Что истинно? Всё зависит от высоты яблони, точки, где зависает яблоко, массы яблока, погодных условий (сила ветра, прежде всего), закономерностей коллективного падения...

Есть немало утверждений, истинность которых более, чем сомнительна. Каждый сам должен для себя решить, во что и в какой степени он верит. Наша задача предельно проста – раскрыть истинный смысл приведенных выше высказываний, опираясь не только на свою логику, но и на отправные факты, истинность которых несомненна. Мы бы поставили сложную и неразрешимую задачу, если бы преследовали цель непременно убедить всех в своей правоте. Есть объективные законы восприятия человеком реальности, постигаемой опытом и мышлением. Разные суждения об одном и том же – типичная картина реакции людей, мышление которых субъективно по определению.

Количество отведённого для одной статьи места не позволяет присмотреться к жругим утверждениям, сентенциям и привычным суждениям, проблемным вопросам, постулатам и устоявшимся взглядам. Назовём кое-что.

Окружающая нас природа, человек, животный и растительный мир сотворены по воле и замыслу творца – Бога. С моими суждениями по этому непростому вопросу можно познакомиться в статьях «Конструирование человека» («Лебедь, № 490, 2006 год), «Кто громче?» (там же, № 503 за 2006 год).

Советский Союз никто не разрушал – он сам развалился (и по этому вопросу были высказаны суждения – см. статью «Распад СССР. Глядя из Бостона», там же, № 461, 2006 год).

Бывший Советский Союз (совершенно бездарная, тупая, алогичная фраза; из неё родилась ещё более вздорная – Бывшие государства Советского Союза, более подробно см. «Ещё раз о пресловутом «бывшем Советском Союзе»» - № 474, 2006 год).

 

История не знает сослогательного наклонения.

 

 

Новое (почти): «Если человек не верит в Бога, он – плохой человек» (профессор Юрий Вяземский на передаче М.Шевченко «Судите сами», 11 марта 2010 года)

Сначала была курица, потом – яйцо (Сначала Бог создал яйцо, а из него вылупилась курица). Это называется – «Отгадай загадку и реши вопрос».

 

События октября (ноября) 1917 года – это не революция, а переворот.

О вкусах не спорят.

 

 

Горе от ума (или, может, Горе без ума?).

 

Нервные клетки не восстанавливаются.

 

 

Бездушный человек (как может человек быть бездушным, если, согласно канонам, душа покидает тело человека только после его смерти? – ремарка на всякий случай).

«Быть знаменитым некрасиво» (Б.Пастернак)

КПСС – это не партия (это часто утверждается, но вот в марте 2010 года данную мысль высказал... Г.А.Зюганов!).

Россия на Северном Кавказе проявила себя как агрессор (общее высказывание ряда русскоязычных, издаваемых в Америке, газет – даже в 2010 году! В связи с этим см. мои публикации в «Лебеде»: «О чём пишет «русская» американская пресса», № 578 за 2008 год; «О попытках ложь нарядить в правду, № 602 за 2009 год).

 

И т.д., и т.п.

 

 

Уверен, что читатели приведут немало и других примеров. А так как спорщиков всегда хватает, не исключаю и полемику, и критику, и зубоскальство, и активное отношение к анализу привычного, устоявшегося, укоренившегося, хотя по сути – вздорного, ложного – как доказуемого, так и недоказуемого.

© Интеллектуальная собственность Е.Шмуклера.

Комментарии

Добавить изображение



Добавить статью
в гостевую книгу

Будем рады, если вы добавите запись в нашу гостевую книгу. Будьте добры, заполните эту форму. Необходимой является информация о вашем имени и комментарии, все остальное – по желанию… Спасибо!

Если у вас проблемы с кириллическими фонтами, вы можете воспользоваться автоматическим декодером AUTOMATIC CYRILLIC CONVERTER.

Для ввода специальных символов вы можете воспользоваться вот этой таблицей. (Латинские буквы с диакритическими знаками вводить нельзя!)

Ваше имя:

URL:

Штат:

E-mail:

Город:

Страна:

Комментарии:

Сколько бдет 5+25=?