"МОСКВА", "ЖАННА Д'АРК","МИСТРАЛЬ"

20-06-2010

– Знаете, Олег, как-то я опубликовал статью «Москва»-«Интрепид», в которой провел печальные для Вашего крейсера параллели со знаменитым американским авианосцем. Мол, два мира, две судьбы! Один весьма эффективно служил почти полвека, да и сейчас при деле. Стоит музеем в центре Нью-Йорка! А другая уже на воду была спущена практически бесполезной с военной точки зрения, оказалась не очень удачной не только функционально, но и конструктивно и вскоре после развала СССР ушла в последний путь – в Индию, на разделку в металлолом.

Но сейчас я понимаю, что сравнивать надо было не с «Интрепидом». Слишком уж разные корабли. А с … Вот, взгляните, красивый снимок, согласитесь! Французские вертолетоносец «Жанна д'Арк», фрегат «Жорж Лейг» и учебный парусник «Белэм». Что любопытно, корабли эти нам с Вами знакомы довольно близко. Я недавно побывал на борту «Белэма», старейшего, пожалуй, плавающего парусника мира, а Вы, слыхал, встречались в море с «Жанной»?

– Да, однажды я видел призрак, как сказали мои командиры, «Жанны д’Арк» в Средиземном море. Стою вахтенным офицером с 00.00 до 04.00 в Тунисском проливе, «никого не трогаю», идем полным «московским» ходом в ...14 узлов (вечно больные котлы!). Наблюдаю на ВИКО НРЛС «Дон» жирную, как камбузная муха, цель прямо по курсу. Будучи человеком в то время творческим и с жаждой активной деятельности, наношу целюху на свой маневренный планшет и лично определяю ЭДЦ. Периодически, все же, тереблю БИП («Цель по пеленгу ...– определить элементы движения!»). Сонный БИП начинает докладывать какую-то чепуху. Через десяток минут по моим вычислениям целюшка определилась как крупная надводная со скоростью ...28 узлов!

Порция адреналина в кровь и понимаю, что это авианосец. Видимость превосходная, безлунная ночь, одни звезды. Поднимаю своим «тревожным» докладом всех начальников на ходовом (в одном кресле спит командир, в другом адмирал). У них, видимо, никаких разведданных по этому поводу не было, и они спросонья сразу восприняли этот факт как фантазию излишне бдительного старшего лейтенанта на ночной вахте. Цель уже в пределах визуальной видимости, должна проходить по левому борту в 20-25 кабельтовых встречным курсом. Вся вахта всматривается в совершенно черный горизонт – ничего нет. Цель должна уже на левом траверзе с бешенной относительной скоростью (28+14 узлов) проноситься мимо нас! Я к левому пеленгатору (типа перископа с большим увеличением) и смотрю по высчитанному мною пеленгу. Есть! Вижу несколько огней. На палубах никакого освещения, горят только ходовые огни, но почему-то притушены, как мне показалось. В эти минуты пока "корабль-призрак" на минимальной дистанции, всеми фибрами лейтенантской души хочу понять – что ЭТО.

На фоне звезд над горизонтом всматриваюсь в силуэт. Вижу в корме ровную высокую палубу, надстройку в передней части корабля, высокую мачту, подсвеченную ходовыми огнями, – почти копия «Москвы». «Жанна д’Арк»!!!

Кстати, вот мой любимый снимок родного крейсера. 1980 год. Отлично помню этот выход с самим Главкомом ВМФ СССР Горшковым на борту. Пусковая установка №2 зенитного ракетного комплекса «Шторм» развернута «на заряжание» – это моя. По идее я сейчас сижу за пультом заряжания ракет «в готовности». Все дрожим – главком все-таки, а с ним весь генштаб ВМФ, командующий Черноморским флотом и весь его штаб не считая дивизионных и бригадных. Было дело под Севастополем...

Но вернемся в Тунисский пролив. Ровесник (чуть старше нашего крейсера) после всех десятков лет службы легко, в отличие от нас, скользит по ночному Средиземноморью с проектной скоростью в 28 узлов! Совершенно четко и определенно докладываю в сторону кресел на ходовом, что обнаруженная цель – французский вертолетоносец «Жанна д’Арк», следующий в затемнении, скрытно, с работающей только навигационной станцией, с предельной конструктивной скоростью в 28 узлов из восточной части Средиземного моря в западную. Кресла промолчали. Вскоре вновь послышался легкий храп. Лейтенант продолжал свою бдительную вахту, постепенно выводя ненужный уже адреналин из крови. Призрак «Жанны д’Арк» зачем-то несся уже далеко за кормой по каким-то своим очень важным делам. Фантазера-вахтенного офицера командирские кресла всерьез не восприняли. Ну и Бог с ними, с креслами и «Жанной д’Арк!»

– Напомню читателям, что крейсер-вертолетоносец «Жанна Д'Арк», вступил в строй французского флота в 1964 году, плавает до сих пор и является самым старым боевым кораблем, несущим службу в ВМС Франции. Предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок палубными вертолетами, но более универсален, чем «Москва» и может служить также в качестве учебного или десантного корабля. В этом смысле «Жанна» – мама знаменитого «Мистраля» и, кажется, в ближайшее время на службу в русском флоте встанут несколько ее сыночков! «Москва», увы, потомства не оставила…

Помимо 519 человек экипажа «Жанна» рассчитана еще на 700-800 морских пехотинцев, что для предельно «перенаселенной» «Москвы» звучит фантастикой! Первую волну десанта можно доставить на берег тяжелыми вертолетами, а достаточно сильная (в отличие от «московской» пушечки) артиллерия корабля может оказать эффективную огневую поддержку.

И если десантники живут на корабле в спартанской обстановке и размещаются во временных помещениях на ангарной палубе, то для личного состава предусмотрены комфортабельные каюты и кубрики на второй и третьей палубах. Каюты старших офицеров – в нижнем ярусе надстройки, здесь же и офицерская кают-компания. Многие жилые и служебные помещения подключены к системам вентиляции и кондиционирования воздуха, но имеются и автономные кондиционеры. В общем, корабль для людей, а не люди для корабля, как у нас.

Ударное вооружение состоит из шести установок противокорабельного комплекса Exocet MM-38 (с 1975 года). Артиллерия – четыре одноствольных 100-мм универсальных установки палубно-башенного типа, размещенные в носу и на полуюте (кормовые установки в настоящее время демонтированы). Благодаря большому углу возвышения орудий, высокой скорострельности и наличию РЛС управления стрельбой, орудия пригодны для ПВО. Зенитно-ракетного комплекса на крейсере нет, хотя установка его дважды планировалась. А что Вы скажете, Олег, сравнивая «Москву» и «Жанну д’Арк»?

– Эти корабли объединяет только архитектура и наличие на палубе вертолетов. Они совершенно разные по назначению. «Француз» – универсальный корабль с вооружением палубного вертолетоносца. Наш – узкоспециализированный противолодочный. Собственные поисковые возможности корабля с радиусом в десяток километров (при хорошей гидрологии и плохих ПЛ противника) с помощью четверки вертолетов в воздухе увеличиваются до дальности в 100 км, но в определенном ранее заданном районе моря (координаты выдает ГШ ВС и ВМФ, а откуда они берут – не знаю, может и ГРУ и космос). Весь противолодочный комплекс ПКР проекта 1123 устарел и был неэффективным уже к моменту вступления головного в строй в 1968 году. Но до 90-х годов флотские героически доказывали всеми дозволенными и недозволенными способами, что «король» выходит каждый раз в море совсем не голым, а наоборот, даже в мантии и со скипетром.

– Вы имеете в виду, что «Москва» стала неэффективной еще в 1964 году, до спуска на воду? С появлением дальнобойных «Поларис» А-3?

– Вот именно!

– Насчет зенитных ракетных комплексов. Вы командовали одним из таких на «Москве», а почему же на французском корабле их вообще не было? Как-то несолидно и даже легкомысленно!

– Думаю, что дело в целесообразности. Корабль изначально строился с колониальной направленностью, как универсальный корабль контроля заморских территорий. Против кого ему ставить ЗРК на борт? Да и по понятиям французов (и не только их) на корабле просто не было места для этого! Ведь там размещался десант в 700 человек, команда в 600 человек и всем в длительных плаваниях необходимы приемлемые условия, каютная система, душевые, кают-компании, микроклимат, запасы воды, продовольствия и прочее. И все это по меркам цивилизованного человека. Любая модернизация с усилением ракетного зенитного вооружения привела бы к сокращению бытовых помещений. Ну, не собирались французы использовать этот корабль в реальных боевых действиях против «лагерников из социализма». Только в качестве представительского корабля метрополии в отдаленных колониях. Что он и с успехом и делал. Я посмотрел список основных походов этого крейсера за свою службу – вряд ли ещё в мире найдется более активный корабль в дипломатической деятельности и в показе «кто здесь хозяин» (демонстрация флага) в разных южных америках и карибах. Какие ещё тут модернизации – хватит и пушек, чтоб смирить «банановых выскочек» и напомнить им о Великой Франции. Главное, чтоб очередной «круиз» проходил в максимально комфортных условиях.

Этот крейсер не строился для войны с СССР. Ему не нужно было воевать с современной штурмовой авиацией и противокорабельные ракеты пускать по нему было некому. Лишнее подтверждение утверждаемой мною аксиомы – корабли не строятся и не модернизируются «просто так, шоб было». Только в результате продуманного выбора, сообразуясь с поставленными задачами, целесообразностью использования по назначению.

«Москва» в отличие от «Жанны» была перегружена оружием, имела очень тяжелые бытовые условия для службы в южных широтах. При этом – очень низкую эффективность этого же оружия и совсем смешную боевую устойчивость с началом третьей мировой войны – 40 минут! Обитаемость – жуткая! Даже воды не хватало, ни питьевой, ни мытьевой, так что порой специально брали курс на дождевой шквал и вызывали команду на палубу – мыться под дождем. Более восьмисот человек на корабле, забитом оружием, какие уж тут курсанты-десанты. Сами ютились, где попало. Помню, был в гостях на «Минске» перед его уходом на Тихий океан, сравнил размеры со своей «Москвой». Впечатлило. Особенно понравились большие удобные каюты младших офицеров с ...иллюминаторами! У нас иллюминаторы были только во флагманской каюте, у командира и замполита, а каютки были меньше кухни в хрущевке.

Имитация кипучей деятельности ВПК и высокой боевой готовности и мощи ВМФ СССР. Можно сказать – символ брежневской Империи. Соответственно, как символ «Москва» и «Ленинград» так же часто привлекались для тех же задач, что и «Жанна»: представительские визиты и демонстрация флага. Только вот на круизы эти походы для экипажа совсем не были похожи...

В мою службу на «Москве» мы три раза заходили в Югославию (шоб не забывали лагерь социализма!), раз в Нигерию (дипломаты попросили, перед заключением какого-то крупного контракта) и в Анголу перед очередными выборами президента Эдуарда душ Сантоса. При этом главная задача перед крейсером стояла – дойти и вернуться своим ходом! На переходе учились строить почетный караул, эффектно крутить пусковыми с ракетами с пульта ПКР-2 (моя была обязанность), блистать палубой и бортами, но главное – котлы, котельная вода. Только бы дойти, не потерять ход в виду порта захождения. Часть перехода в Атлантике, пока мы в очередной раз меняли трубки во всех котлах, нас буксировал под видом заправки топливом и водой, универсальный транспорт снабжения «Борис Чиликин» (сопровождал нас во всех дальних походах). Кстати, уже при возвращении, нас с Эгейского моря до главной базы Черноморского флота сопровождал старинный флотский танкер-водолей «Истра». В Черном море, после Босфора мы его просто взяли на буксир (он не более 1000т, малыш рядом с нами) и тянули до самого Севастополя. Дистиллированная, особой очистки котельная вода прямо из его танков напором шла на питание двух оставшихся наших котлов, т.к. трубки текли как из решета и наши «самовары» котельной воды уже не справлялись с пополнением утечек. Так и дошли. До самых боновых ворот славного Севастополя. В воротах «отдали» водолей, выпустили огромную черную тучу дыма и через два кабельтова движения по бухте ...окончательно потеряли ход. Но задача была выполнена!

– Н-да… А ведь совсем нестарый корабль был к тому походу. Буквально это же самое пишут и служившие на «Кузнецове», единственном авианесущем корабле, оставшемся у России, – из-за «больных» котлов он не только не способен дать полный ход, отчего самолетам трудно взлетать с его палубы (катапульты-то нет), но, бывало, вообще терял ход и гас, как лампочка. Авианосец! Традиции, однако…

Но я вот о чем хочу спросить, Олег. Во-первых, никогда «Москва» более чем с одной подлодкой контакт не держала, что говорит о невысокой функциональности проекта, а, во-вторых, в случае боевых действий – не стала бы эта вражеская лодка и последней для крейсера?

– Возможно. Несчастный пожар 2.02.75 это доказал. Случись он не в базе, а на боевой – и «Москва» была бы обречена.

– Горючие переборки из легкого магниевого сплава? Проектанты всеми способами старались уложиться в заданное водоизмещение?

Юрий Кирпичёв– Да, плюс практически бездействующая система пожаротушения! Можно смело приравнять очаг пожара к боевому повреждению от попадания единственного «Гарпуна», которые мой «Шторм-М» сбивать не мог конструктивно. Позже, уже служа на полигоне ВМФ, вел тему «Шторм-МН» (низколетящий) в 1985 году на БПК «Азов». По результатам доработок нам удалось сбить заранее спланированную и отслеженную с момента пуска мишень РМ-15М с высотой полета до 7-10 м (новый высокочастотный радиовысотомер и более быстрый на реакцию контур управления ПКР). На зенитной ракете В-611 был введен допплеровский РВ, не реагирующий на «подстилающую поверхность», но нормально срабатывающий от ПКР. Ожидаемой массовой модернизации всех «Штормов» в ВМФ не последовало (как и соответствующей благодарности за повышение боеготовности флота – подумаешь, «текучка», проходная тема). Не хватало средств на заказ новых комплексов для новых кораблей с «Фортами», «Ураганами», «Кинжалами», «Кортиками» и старые корабли со «Штормами» так и не были модернизированы.

– Да, к тому времени советский Гранд флит обгонял американцев и выходил на первое место в мире по тоннажу и количеству кораблей. И в 1991 году вышел! Такая вот «перестройка». Ну что ж, все помнят, чем тот год завершился – распадом СССР. Может быть, именно военно-морская соломинка (в расходах на «оборону» доля флота не превышала 20%) и сломала хребет свирепому советскому верблюду!

А «Жанна д’Арк» все еще плавает! Пишут, что это ее последний год, но посмотрим. Знаете, почитаешь, что мы с Вами тут написали, так ведь и впрямь получается – два мира, две судьбы.

– Судьбы и впрямь разные, но дело, видимо, не столько в кораблях, сколько… ладно, оставим. Вы лучше скажите, когда это на «Белэме» бывали? Красивый парусник, хотя и несколько старомодный.

– Летом 2008, когда он в Монреаль заходил с визитом в честь 400-летия Квебека. Снимок прилагаю. Но об этом как-нибудь в другой раз. Интересная судьба у корабля, стоит отдельного рассказа!

Наркомания – это не просто пагубная зависимость – это страшная болезнь, лечить которую должны опытные и профессиональные врачи. Отличный центр лечения наркомании находится на сайте narkoklinika.com. Здесь каждый может получить квалифицированную помощь.

Комментарии

Добавить изображение