НОВАЯ АРМИЯ РОССИИ

14-11-2010

Раннее утро. После еженедельных двухдневных выходных возвращаются в часть русские солдаты. Кто на автобусе, кто в своем «Рено» российской сборки. Они очень юны – от контрактной армии, как известно, Россия практически отказалась, слишком это накладно, поэтому опытных профессионалов в армии все меньше и нашим солдатикам по 18 годиков. Срок их службы, а значит и боевой подготовки 12 месяцев – за это короткое время они должны в совершенстве освоить сложные системы современных вооружений.

kirpichov_2010Приезжают они в элегантной форме от Юдашкина, переодеваются в боевую экипировку от FELIN, садятся в бронемашину Iveco и загружаются в «Мистраль». Вот один звонит по мобильнику Blackberry в камуфляжном чехольчике, мол, не беспокойся, мама, щас освободим Аджарию, принудим эту нехорошую Грузию к миру и я сразу перезвоню. Он протирает оптический прицел английской винтовки (чуть было не написал – красит губы) и сурово вглядывается в приближающийся берег…

Такова присказка к сказке, которая становится былью, но прежде чем перейти к ней, стоит оценить общий фон картины.

Тенденции

В июне Стокгольмский международный институт проблем мира SIPRI опубликовал сборник (SIPRI Yearbook 2010), посвященный тенденциям в сфере вооружения, разоружения и международной безопасности. В 2009 г.

расходы на военные цели в мире достигли $1,53 трлн., что на 5,9% больше, чем в 2008 и на 49% чем в 2000. Кризис практически не сказался на этой сфере. 65 стран увеличили военные бюджеты, особенно в Азии и Океании.

Лидируют по-прежнему США ($661 млрд.), Китай (100 млрд.), Франция (63,9 млрд.), Великобритания (58,3 млрд.) и Россия (53,3 млрд.). В первую десятку входят также Япония (51,8 млрд.), Германия (45,6 млрд.), Индия (36,3 млрд.), Италия (35,8 млрд.) и Саудовская Аравия (41,3 млрд.). Увеличение расходов на оборону стало одним из способов борьбы с экономическим спадом, отмечает руководитель программы по военным расходам Сэм Перло-Фриман: «… военные расходы нередко являются долгосрочным стратегическим выбором многих крупных и средних держав, таких как США, Китай, Россия, Индия и Бразилия, и этого выбора они придерживаются даже в трудные экономические времена».

Правда, не всем это удается. Так, США и Китай пытаются сократить расходы на оборону, а Великобритания в течение предстоящих четырех лет снизит их на 8 процентов. Премьер-министр Дэвид Кэмерон заметил, что у правительства просто не было иного выхода ввиду плачевного финансового наследия, оставленного лейбористами. Вооруженные силы сократят на 42 тысячи человек. Среди «трудных решений» Кэмерон отметил списание флагмана британских ВМС авианосца Ark Royal, которым пожертвовали ради строительства двух новых авианосцев- снятие с вооружения самолетов «Нимрод» и знаменитых «Харриеров»- сокращение заказа на многоцелевые ударные истребители F-35 со 138 до 40- уменьшение количества британских военных баз за рубежом и ряд других мер. Число сторожевых кораблей и эскадренных миноносцев уменьшится к 2020 году с 23 до 19 единиц. Планируется даже сокращение количества ядерных боеголовок на каждой субмарине с 48 до 40.

Перевооружение России

На этом фоне резкий рост российских расходов на оборону впечатляет. По данным SIPRI, Россия не только входит в пятерку лидеров по их объему, но и занимает второе место после США на рынке обычных вооружений: 24% и 30% экспортных поставок за последние пять лет соответственно.

27 октября 2010 вице-премьер РФ Сергей Иванов сообщил, что госпрограмма вооружений до 2020 года будет утверждена в конце текущего начале следующего года. Общий объем финансирования – не менее 22,5 триллиона рублей. Накануне министр обороны Анатолий Сердюков объявил, что военное ведомство намерено потратить на покупку нового вооружения и военной техники 19 триллионов рублей (остальное – МВД и ФСБ): «это минимально достаточная сумма». Новая программа рассчитана на доведение доли новой техники в ВС России до 70-80%. Сейчас она около десяти процентов.

2,25 триллиона рублей в год – это около $70 млрд. или 3% ВВП. Причем лишь на вооружения. А ведь армию, флот и иные силовые структуры (в сумме около 3 млн. человек) надо также кормить, одевать, обучать, обеспечивать боеприпасами, ГСМ, медикаментами и пр. и пр. А также жильем, зарплатами, компенсациями и пенсиями. Надо содержать военные базы и оказывать военно-техническую помощь братским странам, утилизировать и ликвидировать устаревшие вооружения.

И т.д. и т.п.

В июне, на слушаниях в Госдуме врио начальника вооружений ВС генерал-лейтенант Олег Фролов заявил, что выделяемых 13 трлн. рублей хватит лишь на развитие стратегических ядерных сил, ПВО и авиации. Для обновления сил общего назначения следует увеличить финансирование закупок боевой техники до 36 трлн. Только для сухопутных войск надо 28 трлн.!

Владислав Путилин, зампредседателя Военно-промышленной комиссии при правительстве, резко возразил, мол, у военных пока нет даже плана, на что потратить хотя бы 13 трлн. Теперь, похоже, планы появились, причем амбициозные, судя по едва ли не двукратному росту средств, выделяемых на перевооружение России.

Объем средств действительно важен. Но бывают ситуации, когда уже никакое вливание средств не помогает – слишком далеко зашел процесс разложения. Кажется, российский ВПК очутился именно в таком положении.

Так, в материалах Счетной палаты отмечается, что государственный оборонный заказ на 2009 год фактически выполнен лишь наполовину. «Проведенная Счетной палатой оценка выполнения гособоронзаказа на основе сопоставления номенклатуры и объема выполненных работ с соответствующими показателями гособоронзаказа показала, что государственный оборонный заказ за 2009 год Минобороны России по количеству заданий (номенклатуре НИОКР) был выполнен на 41,9%, а по объему работ на 64,9%», — говорится в материалах ведомства. И это притом, подчеркивает Счетная палата, что по данным МО мероприятия программы развития базовых и критических военных технологий в 2009 г. были профинансированы на уровне 100% от установленных заданий.

К примеру, в апреле Владимир Поповкин, о котором в основном и пойдет далее речь, жаловался, что МО перечислило промышленности пять млрд. рублей на создание беспилотника – результат нулевой.

Генерал «Мистраль»

Итак, суммы на перевооружение армии и флота выделяются солидные, но не поздно ли? И куда они пойдут? Судя по материалам Счетной палаты вливать их в отечественные предприятия ОПК дело неблагодарное.

Что же делать?

Выход есть. Вообще-то говоря, первым во всеуслышание сообщил миру об увеличении объема финансирования госпрограммы вооружений на 2011–2020 годы упомянутый генерал Владимир Поповкин, причем не где-нибудь, а на 47-м аэрошоу в Фарнборо, летом 2010. Генерал известен громкими высказываниями, но раз уж неуклонно идет на повышение, то говорит и делает то, что требуется.

Поэтому и о самом генерале стоит поговорить.

На должность замминистра обороны по вооружениям он пришел с должности командующего космическими войсками. Начинал, между прочим, на Байконуре, был инженером отделения, начальником отделения, начальником команды на стартовом комплексе № 1 («гагаринский старт»). То есть, человек грамотный.

Заместителем министра стал летом 2008, аккурат перед вторжением в Грузию. Не думаю, что эти два события взаимосвязаны, но тот факт, что уже осенью на выставке Евронаваль-2008 главком ВМФ Высоцкий заинтересовался «Мистралем», несомненно, является следствием назначения Поповкина. Ибо сам Высоцкий известен как поклонник больших авианосцев, а не командно-десантных кораблей, каким является французский вертолетоносец.

Шума было много, он до сих пор не утих, но мало-помалу российское общество свыкается с мыслью о «Мистралях». А напрасно!

Создается впечатление, что закупка этих абсолютно ненужных российскому флоту кораблей прецедентна. Народ приучают к тому, что Россия из ведущего экспортера оружия превращается в крупнейшего его импортера.

В принципе ничего предосудительного в таком повороте нет, все страны что-то продают, а что-то покупают, это нормальная практика, но Россия страна необычная и общим аршином неизмеримая.

Скажем, никого не удивляет, что буквально все, чего в быту ни коснись, от одноразовой бритвы до вездехода «Хаммер» по вертикали, или от ноутбука до смартфона по горизонтали – все это западное или сделано по западным технологиям. Так повелось еще с призвания Рюрика. Если же не ходить так далеко, то легендарные СТЗ, ХТЗ и ЧТЗ были спроектированы и оснащены американцами, а ГАЗ, ВАЗ и КАМАЗ также куплены на западе. «Хаммер» на московских улицах – в порядке вещей, но в российской армии будет оскорбителен для национальной гордости! Оружие – это святое. Неужели мы сами не способны построить тот же «Мистраль»!?

Почему же нет? Способны – склепать корпус корабля. И то, если потратить несколько лет и миллиардов дол
ларов на модернизацию верфей. Что, собственно говоря, и предусмотрено условиями сделки. Об этом в середине октября говорил гендиректор производителя «Мистралей» Жак Арделе: в случае заключения контракта первый корабль для России будет построен во Франции в конце 2013 г., второй в 2014 г., а российские верфи смогут освоить его производство по французской технологии в 2016 году.

Все дело в технологиях! Что и подтвердил Поповкин на недавней выставке Евронаваль-2010 в Ле-Бурже: «Мы, в отличие от некоторых других стран, не занимаемся скрытым копированием образцов, мы открыто говорим, что готовы заплатить за эти технологии, мы готовы купить лицензии на производство передовой техники». Главным условием при этом является перевод производства на территорию России и передача технологий.

В случае с «Мистралем» речь идет о современной технологии строительства корабля и об его электронно-оружейной начинке. Кстати, о ней – поняв, что уверениям Саркози насчет «неагрессивности России» мало кто верит, Франция принялась убеждать Прибалтику, Грузию и иных недовольных, что продаст корабль России без передачи военных технологий. Первым об этом сообщил ее госсекретарь по европейским делам Пьер Лелуш 25 февраля 2010. Он заверил президента Литвы Далю Грибаускайте, что речь идет о «гражданском судне без какого-либо вооружения». Корабли, дескать, будут проданы в такой комплектации и на таких условиях, которые ограничат их использование.

Как заявил заместитель директора парижского Института стратегических и международных отношений Жан-Пьер Молни, ничто не помешает Франции установить ограничения, например, поставить условием согласия на продажу кораблей обязательство не использовать их в конфликте с Грузией.

Однако премьер Путин в ходе своего официального визита в Париж с присущей ему дипломатичностью отрезал: «Мы покупатели, вы продавцы».

И добавил – у кого бы Москва ни купила товар, она оставляет за собой право использовать его тогда и там, когда и где посчитает нужным. А начальник Генштаба Николай Макаров на вопрос, продадут ли французы вертолетоносец в виде «коробки», без электронных технических средств и вооружения заявил, что у руководства России и Минобороны «есть абсолютно четкая позиция»: «… мы приобретем этот корабль только в полностью снаряженном виде — со всеми средствами управления, навигации и вооружением. Единственное исключение вертолеты. Они будут наши. Все остальное в полном виде должно быть сделано по их стандартам».

В начале марта уже сам генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен попытался успокоить недовольных: «Я считаю само собой разумеющимся, что Россия не будет использовать или использовать не по назначению данную военную технику против какого-либо союзника (по НАТО), так как Россия является партнером НАТО».

Почему он так считает, Расмуссен не сообщил, но его тут же отбрил Владимир Поповкин, мол, решение купить «Мистраль» было принято на основании анализа военных угроз на Дальнем Востоке и Западе. «Вы, наверное, забыли, что у нас на Дальнем Востоке есть вопрос нерешенный с островами, с точки зрения Японии. С нашей точки зрения, все решено. Вы, наверное, забыли, что у нас есть Калининградский особый район как анклав, с которым нет прямой связи. Как туда все будет доставляться?»

Япония на днях отозвала посла из Москвы лишь по той причине, что президент Медведев на несколько часов залетел на Кунашир. А приплыви он на «Мистрале»? И чего стоят теперь уверения Генштаба в размещении «Мистралей» исключительно на Северном и Тихоокеанском флотах? Калининградская область это Балтика, причем анклав, со всех сторон окруженный странами НАТО, а большой десантный вертолетоносец – отнюдь не оружие обороны…

Генерал и бронетехника

Итак, судя по всему, генерал Поповкин – это рупор и символ модернизации армии в условиях кардинальной смены курса в области вооружений.

И недаром 21 июня, аккурат после начала обсуждения новой госпрограммы он поднялся еще на одну ступеньку, став первым заместителем министра обороны.

Едва успев вернуться из Парижа, который, кажется, становится его любимым городом. Там 14-18 июня проходила выставка бронетехники -2010, где он снова не молчал.

Королевой Eurosatory стала 65-тонная боевая колесница (так переводится с иврита название танка) Merkava Mark IV, впервые показанная публике в 2002 году, а за границей земли обетован
ной – лишь сейчас. Для российских дорог несколько тяжеловата машина, но для своего пустынно-каменистого и маловодного ТВД в самый раз. В башне сплошь компьютерные дисплеи с данными о ситуации на поле боя. Композитная броня, покрытая керамо-стале-никелевым сплавом.

А электроника!? А все остальное? Знатоки не сомневаются, «Меркава» – танк 1 в мире! Это уже ему в корму смотрят «Челленджеры» и «Абрамсы», «Леопарды» и «Леклерки». Так выглядит сейчас линейка лучших в мире танков.

А что Россия? Она выставила модернизированный Т-72, ее основной танк Т-90 порядком уступает перечисленным машинам, разработку Т-95, похоже, прекратили, остальная бронетехника устарела и на Eurosatory-2010 самая танковая в мире страна в лице генерала Поповкина присматривалась к лучшим западным образцам. В первую очередь он направился к израильским стендам. Приняли генерала радушно и устроили персональный показ «Меркавы».

Понятно, что о закупках речь не шла – Израиль пока не продает танки никому и на выставке просто демонстрирует уровень своих технологий, а также дает понять «заинтересованным лицам» из соседних стран и тем, кто снабжает их оружием, что сила и ум по-прежнему на его стороне. Тем не менее, закрытые переговоры первого заместителя российского министра обороны с представителями израильской военной промышленности длились полтора часа…

Затем генерал посетил экспозицию итальянской фирмы Iveco.

Что и говорить, линейка ее бронемашин хороша! Они отвечают всем требованиям современной войны и к тому же красивы. Итальянцы также уделили высокому гостю много времени и, судя по выражению его лица, увиденным и услышанным он остался доволен. Что и подтвердилось уже через два месяца, в августе, когда глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов (бывший руководитель «Рособоронэкспорта») заявил, что сборка бронемашин Iveco будет осуществляться на одном из предприятий «Росавто». Окончательно определиться планируют в 2011г. Речь идет о 3 тысячах машин. Иными словами, российская армия пересаживается на итальянские бронемашины.

Тут следовало бы сделать лирическое отступление. Если с постройкой «Мистралей» за рубежом еще можно смириться, в конце концов, Николаевские судостроительные заводы остались на Украине, а российские никогда не строили авианесущие корабли, то бронетехника всегда была гордостью великой страны. Русские танки лучшие в мире! Неужто дожили до того, что их придется покупать?!

Танки пока вряд ли, а вот броню – вполне возможно. Об этом говорил Анатолий Сердюков, министр обороны. С броней проблемы. Поэтому после итальянского отдела Поповкин направился к стендам немецкой фирмы EADS и концерна Rheinmetall. Запад уже перешел к легкой композитной броне, со стекловолокном, керамикой и прочими компонентами, вплоть до нанотехнологических.

Вес бронезащиты при этом снижается, а эффективность растет. В интервью генерал сообщил, что очень рассчитывает на новую броню, которую обещают разработать в московском НИИ Стали, но если ее не удастся довести до промышленного производства, то ничего не останется, как закупать броню за границей.

Знаете, хочешь, не хочешь, а создается впечатление, что то ли генерал вообще недолюбливает российскую бронетехнику, то ли сознательно лоббирует не экспорт, а импорт! То ли она действительно не отвечает мировым стандартам.

Так, в начале мая пришло сообщение, что Греция приостановила заключение контракта в $1,5 млрд. по закупке 420 боевых машин пехоты БМП-3, который готовился более двух лет. Причина – неосторожно брошенная на пресс-конференции фраза Поповкина: «Нам очень надо беречь солдат. На БМП сегодня все ездят наверху, потому что в этом «гробу» никто ехать не хочет. Надо делать другую машину».

Высказывание тут же появилось в греческих газетах, и оппозиция устроила скандал: зачем покупать такую боевую технику? Генерал высказал претензии и к танку Т-90, который покупает Дели, и к БМПТ (боевой машине поддержки танков), которую «Рособоронэкспорт» показывал на выставке в Куала-Лумпуре. Видимо, претензии обоснованы – от заказа БМПТ само МО РФ отказалось, но зачем же так прямо? А как же экспорт? Все-таки более $9 млрд. в 2010 заработали. Ей богу, дипломатичность Поповкина сродни путинской…

«Мистраль» как зеркало

Выставка военно-морских вооружений Евронаваль-2010 закрылась 29 октября. Полагали, что на ней-то и будет подписан исторический контракт о закупке вертолетоносцев! Но вместо этого Владимир Поповкин сообщил чт

Комментарии

Добавить изображение