НАША ЦИВИЛИЗАЦИЯ

07-02-2011

Народные волнения, охватившие Магриб и отдельными вспышками дающие себя знать в арабских странах Ближнего Востока, внушают больше опасений, чем надежд. Мы знаем, чем заканчиваются перестройки, а уж революции, пусть и мягкие, цветные, вещь тем более опасная и непредсказуемая, в этом же регионе - особенно. Пример Ирана памятен. Разумеется, возможное и весьма вероятное скатывание арабских режимов к радикальному исламизму в первую очередь тревожит Израиль.

Но нет худа без добра. Во-первых, внешняя угроза должна консолидировать страну обетованную и в очередной раз напомнит отдельным членам и фракциям общества, что все они плывут в одной лодке. А во-вторых, поможет восстановить привлекательность Израиля для западного мира, порядком поблекшую за последние годы. Канцлер Ангела Меркель, только что посетившая Иерусалим с государственным визитом, уже отметила Израиль, как единственный островок стабильности на пространстве от Гибралтара до Гиндукуша. Возможные негативные последствия свержения авторитарных арабских режимов снова напоминают о его роли форпоста западной цивилизации в бушующем исламском мире. Кстати, эту цивилизацию, чем дальше, тем чаще называют иудео-христианской…

Вот и Меркель, выступая 15 ноября 2010 г. на конференции Христианско-Демократического Союза призвала к защите "иудео-христианской традиции". Попутно она признала наличие больших проблем с проведением в Германии политики мультикультурности. Иначе говоря, мусульманская диаспора (и не только в Германии) не желает интегрироваться и принимать европейские ценности (кроме, конечно, социального пособия). В этой связи следует полагать, что определение иудео-христианская цивилизация используется более в практическом смысле, для сплочения рядов и создания хотя бы видимости единства евреев и христиан в противостоянии исламу. Поскольку во всех иных смыслах оно весьма уязвимо - если вообще имеет хоть какой-то смысл. На мой взгляд, перед нами чистой воды оксюморон: ее никогда не было, нет и неизвестно, когда она появится (и появится ли когда-нибудь) - эта иудео-христианская цивилизация!

И чтобы не давать повода для обвинений в антисемитизме (это один из главных способов ведения полемики нашими коллегами по цивилизации, стоит в дискуссии хоть малейшим образом их затронуть), начнем с себя, с христиан - я хоть и агностик, но все же крещеный. Не подменяют ли изобретатели вышеуказанного оксюморона понятия, не путают ли цивилизацию с культурой, каковая вполне может быть и христианской и иудейской? Впрочем, тут также следует быть очень осторожными, ибо в сей сфере - как и в химии - не всякий синтез возможен. По отдельности - да, эти культуры несомненно существуют, но культура иудео-христианская, увы, невозможна в принципе. О ней, однако, поговорим позже.

А пока давайте последуем примеру изобретателей политкорректных, но ничего не определяющих, искусственных, мертворожденных определений и, пользуясь методом приведения к абсурду, сами сочиним нечто подобное, скажем - "иудейскую цивилизацию". Как будто бы и некоторые основания имеются для такой формулировки, но звучит она столь неубедительно, если не саркастически, в отличие от цивилизации греко-римской, что… sapienti sat. Почему? А потому что мы пытаемся связать разномасштабные величины. Или, как в случае с мифической иудео-христианской культурой, - явления несочетаемые, взаимно отталкивающиеся. Этого делать нельзя. Точно так же нельзя говорить "христианская цивилизация". Или исламская. Эти термины не имеют смысла.

Действительно ли западная цивилизация (вот пример корректного определения) базируется на христианской религии? Неужто именно вера в Христа послужила основой этого уникального феномена? Знаете, вера верой, но если мир - театр, а так оно и есть, то впору вслед за Станиславским вскричать: "Не верю!"

Думаю, любому непредвзятому человеку ясно, что религия никогда не играла первостепенной роли в генезисе цивилизаций. Скорее можно поверить в Божественный толчок Арнольда Тойнби или в родственную гумилевскую пассионарность вдруг, ни с того, ни с сего овладевающую этносами, чем в миросозидательность религий. Упаси Господь, религии не только никогда не созидали цивилизаций, но всегда служили тормозом их развития, консервантом устоявшихся норм морали, хранителем статус кво. Отцы любых церквей, как идеологи и руководители институтов, предназначенных для внедрения в сознание социума постулатов веры, а в текущую жизнь общества - сопутствующих им норм, обрядов и ритуалов, всегда прекрасно понимали или интуитивно ощущали, что развитая, взрослая, вышедшая из пеленок слепой веры цивилизация вполне способна стоять на собственных ногах и отвечать за свои действия, не нуждаясь в ходунках и памперсах религии. И не останавливались ни перед чем в попытке остановить взросление - вспомните инквизицию, костер Джордано Бруно и процесс Галилея.

Мы родом из Рима

Итак, христианская цивилизация? Допустим, но ей, как известно, предшествовала цивилизация античная, поэтому сравним некоторые даты и результаты. Античность длилась от времени учреждения Олимпийских Игр (776 до н. э.) и вплоть до падения Западной Римской империи (476 г. н.э.), хотя ее реликт - Византия - просуществовал еще тысячу лет. Итого 1252 года. Не так уж много, а на самом деле даже меньше, поскольку ее начало лучше прослеживается с VII в. до н.э., а завершение в свете рассматриваемого вопроса следует связать, пожалуй, с Миланским (Медиоланским) эдиктом 313 года, согласно которому христианство стало узаконенной и не подлежащей преследованиям религией. Кстати в правление Константина отмечается начало преследования иудеев, которое продолжалось в христианской Европе в течение многих столетий...

Конечно, это не случайное совпадение, что именно Константин ввел также законы, по которым социально значимые профессии (например, мясники и пекари) стали наследственными, а колоны лишались права уходить со своих наделов, то есть, стали крепостными. Начиналось закрепощение духа и социума. Крепостничество, христианство и взаимная неприязнь между ним и иудаизмом стали символами грядущего мира! Так в недрах античности зарождалось средневековье.

На Никейском соборе (325 г.) Константин фактически утвердил христианство в качестве государственной религии, попутно решив выбор в пользу одной из его ветвей, ставшей канонической, но сам так и не крестился. Видимо в религиозной политике он исходил из сугубо практических соображений, христианское милосердие отнюдь не определяло его духовный мир, во всяком случае, даже по меркам того времени был он жесток и беспощаден - так, в 326 году приказал удавить жену и сына. Впрочем, возможно как раз Константин и дал образцы практической морали отцам христианской церкви, ставшей правящей в духовном, а зачастую и в светском мире Европы. Этим заветам она неукоснительно следовала следующие полторы тысячи лет.

Как видите, временные рамки античности не так уж и просторны - всего лишь тысяча лет понадобилась, чтобы эта невероятная, фантастическая по темпам развития и по достижениям цивилизация вспыхнула, засияла блеском, отсветы которого и сейчас освещают наш путь, и внезапно погасла. Ее динамика потрясает! Равно как и ее мощь. Если у Достоевского были все основания утверждать, что великая русская литература вышла из гоголевской шинели, то еще больше имеется аргументов в пользу того, что великая западная цивилизация всем обязана эллинскому хитону и римской тоге.

В самом деле, каковы ее основные отличительные признаки? Что так выделяет ее из традиционных цивилизаций? Во-первых, кодифицированность. Западный мир базируется не на религиозных догмах, как мир ислама, а на законах. И что особенно поразительно для русского человека - законы эти исполняются! Не всегда, не везде, не сразу, но тенденция такова. Это наследие великого Рима. И кодекс Наполеона, и любой уголовный, гражданский, да какой угодно кодекс, включая конституцию любой страны - все они в русле римской традиции.

Вторым признаком цивилизации западного типа является ее технологичность. Наш мир рожден технологиями и основан на них, они главный рычаг и катализатор его стремительного развития - и также берут начало в античной традиции, хотя не все со мной согласятся. Не все, поскольку иные великие достижения античности затмили и задвинули на второй план ее технические успехи. Да и сами греки и римляне не придавали большого значения этой само собой разумеющейся прозе жизни. Вас очень удивляет унитаз в вашей квартире? Вот и их не удивляли акведуки. Но стоит вспомнить о размерах этих акведуков, их длине и количестве, чтобы признать технологическую мощь Рима. Эксперты не уверены, что даже сейчас, обладая современной строительной техникой, мы воздвигли бы сооружение такого масштаба быстрее римлян! И уж точно наши сооружения не простоят века, как римские.

А города? Передо мной подробные карты провинций Римской империи и ее метрополии - на них сотни, и сотни и сотни городов! Никак не могу сосчитать, но по некоторым оценкам их было более полутора тысяч. Причем подавляющая часть была воздвигнута за три первых века нашей эры. Европа и север Африки стали огромной строительной площадкой, везде раздавался стук молотков и тесел, весь тогдашний, вчера еще варварский мир оделся в строительные леса. Практически все современные европейские города основаны римлянами!

Гигантские корабли водоизмещением в 3-4 тысячи тонн строились уже при Деметрии Полиоркете. Применялись токарные станки. Система водоснабжения и канализации, общественных бань и туалетов обеспечивала качество жизни, которое затем было достигнуто (далеко не везде) лишь в XIX веке. Римские дороги и сейчас внушают большое уважение. Архимед не только жег зеркалами корабли Марцелла, не только бегал голым по улицам Сиракуз с криком эврика, открыв закон гидростатики, но и вплотную подобрался к основам дифференциального исчисления - эллины оставили нам прекрасную математику. И так, чего ни коснись. Но Рим, повторяю, был настолько велик, что своим выдающимся техническим успехам большого значения не придавал. В отличие от нас.

Это уже мы за последние триста лет поставили технологии, а тем самым и науку на первое место - вполне отдавая себе отчет в том, что сама по себе формализованная наука, с ее методологией, с аппаратом понятий и категорий, с выходами в прикладные применения есть прекрасное детище великих теоретиков эллинов и непревзойденных практиков римлян. Все наши научные термины и сейчас, два тысячелетия спустя - греко-римские, как и добрая часть словарного запаса вообще. Язык медицины - латынь. Звездное небо над головой - греко-арабское, вспомните названия звезд и созвездий. Если вы хотите щегольнуть образованностью, то непременно ввернете в речь какую-нибудь парадигму или дихотомию. Нет, чтобы что-нибудь на иврите…

Но, скажете вы, Япония, Корея и прочие азиатские тигры, включая Китай, также сейчас движутся по технологическому пути, однако во многом и даже главном остаются традиционными обществами. Да, это так. Дело в том, что нынешний Восток прекрасно развивает и доводит до совершенства заимствованные технологии, но создавал и создает их Запад. Потому что античность оставила нам в наследство еще один важнейший элемент триады, определяющей западную цивилизацию, на которой она покоится, хотя про беспокойный Запад и нельзя так говорить. Это всепроникающая и всепоглощающая любознательность, дух поиска, стремление к экспансии, ведущее очень далеко - ad Astra.

После этого небольшого экскурса в потрясающе динамичную античность вернемся к вялому, с момента своего рождения заторможенному, маргинальному христианству. Оно беспрепятственно вершило судьбы западного мира полторы тысячи лет после Константина - в полтора раза дольше, чем судьба отвела античности. Каковы же его достижения? Можно ли считать ими полторы тысячи лет сокрушительного упадка, доходящего до едва ли не полного одичания, которые показали, насколько опасна тотальная религия? Западный мир не слишком многим обязан христианству, он начался с Ренессанса, с возвращения к истокам, к античности. Не случайно именно тогда была открыта Америка, Новый мир! Даже в религии новое время было связано с протестантизмом, который также означал возвращение к истокам.

Любая религия, претендующая на духовную монополию - и христианство не исключение - опасна. Вас пугает фундаментальный радикализм исламистов? Правильно пугает! Обернитесь и взгляните на свое христианское прошлое - оно лучшее тому подтверждение, через это мы уже проходили. Надо, надо бояться. Сравните, кстати, ничтожное число жертв, принесенных на алтари Зевса (Сократа мы все помним, но кого еще?) или Юпитера с тысячами и десятками тысяч убитых инквизицией - во имя Христа милосердного, с сотнями тысяч, если не с миллионами погибших в жутких религиозных войнах между последователями едва различающихся ветвей христианства. Воистину, не мир я вам принес, но меч!

Подведем итоги. Даже сейчас, после двух тысячелетий гегемонии христианства в нашей культуре, в науке и в искусстве преобладают языческие, античные термины и понятия, образы и герои, сюжеты и сравнения. Мы тяжело переболели христианством и с огромным запозданием, многое потеряв, а еще большее навсегда утратив, кое как выбираемся из одичания, в которое впали под влиянием одной ближневосточной секты (большой привет апостолу Павлу!), и с трудом возвращаемся на магистральную дорогу. Христианская цивилизация? Полноте! Нельзя считать ею пятнадцать веков тьмы. Но как насчет второй составляющей? Иудейской? А никак! Не было ее…

Nullum iudaicum

Начнем с того, что иудейский вклад в античную цивилизацию если и не равен нулю, то величина исчезающе малая. Кроме Иосифа Флавия и вспомнить-то почти некого среди тысяч и тысяч в той или иной мере известных нам персонажей античной истории. Да и какой вклад могли внести в блестящую культуру эллинов и римлян жители далекой, периферийной, бедной и малозначительной области, изо всех сил старающиеся к тому же сохранить герметичность своего мирка? Даже невежественные скифы дали Анахарсиса, одного из семи величайших мудрецов эллинской ойкумены, но не народ Книги.

Но, может быть, ситуация изменилась с утверждением христианства в качестве официальной религии Римской империи? Нет, не изменилась, разве что стала еще хуже. Уже при Константине начались гонения на иудеев, продолжавшиеся затем чуть ли не до наших дней, причем главным их вдохновителем была именно христианская церковь. В таких условиях трудно внести заметный вклад в развитие цивилизации. Да и сами евреи отнюдь не стремились включаться в ее общий поток. В итоге вплоть до XVIII века их участие в жизни западного мира ограничивалось ростовщичеством, если не считать шлифовальщика стекол Баруха Спинозу.

Но даже заторможенный христианством мир постепенно менялся, на смену феодализму пришел капитализм, роль денег возрастала, а нравы смягчались, возникли профсоюзы и движение феминисток - и настало время евреев. Появились известные всей Европе музыканты и поэты, шахматисты и философы, а к концу XIX века - даже политические деятели, такие как Дизраэли, и ученые!

Тогда-то и всплыл впервые термин иудеохристианство. Немецкий журналист и философ, веселый еврей, но жесткий антисемит Карл Маркс в работе "К Еврейскому вопросу" писал, что по мере развития финансового капитала, сосредоточенного в еврейской среде, и захвата им экономической и политической власти христианство фактически превратилось в заложника денег - "практической религии еврейства": "Христианство возникло из еврейства. Оно снова превратилось в еврейство. Христианин был с самого начала теоретизирующим евреем; еврей поэтому является практическим христианином, а практический христианин снова стал евреем. … Христианство есть перенесенная в заоблачные выси мысль еврейства, еврейство есть низменное утилитарное применение христианства, но это применение могло стать всеобщим лишь после того, как христианство, в качестве законченной религии, теоретически завершило самоотчуждение человека от себя самого и от природы. Только после этого смогло еврейство достигнуть всеобщего господства и превратить отчужденного человека, отчужденную природу в отчуждаемые предметы, в предметы купли-продажи, находящиеся в рабской зависимости от эгоистической потребности, от торгашества".

Оставим эти выводы на совести Маркса, для себя же отметим его корявый стиль, а также то, что западная цивилизация вплоть до XIX века была не слишком многим обязана евреям, если не считать пары десятков библейских имен и занимательных историй. Запад давным давно выбрал свой особый путь, вполне состоялся и даже подчинил своему влиянию весь остальной мир - но все это при минимальном участии евреев, а тем более иудаизма.

И лишь с преодолением обскурантизма, в просвещенном XX веке, когда религиозный пресс христианства окончательно заржавел, еврейская энергия вырвалась на волю и значение ее в процессе развития западного общества возрастает чрезвычайно, особенно в медицине, науке, кинематографе и шпионаже. Но вот что характерно: Спиноза и Маркс, Кафка и Гейне, Фрейд и Эйнштейн, советские ученые Ландау, Лившиц, Гинзбург и поэты Мандельштам, Пастернак и Бродский, шахматисты Ботвинник и Таль, русский поэт Фет и художник Левитан, не говоря уже о целых когортах и легионах пламенных революционеров, и так далее, и несть им числа - все они не имели к иудаизму никакого отношения, и строго говоря, евреями считаться не могли. Да что там Эйнштейн, если даже галилеянина Христа гордые жители Иудеи полноценным евреем не считали!

Борис Абрамович о глобальном кризисе иудео-христианской цивилизации

Таким образом, формулировка "иудео-христианская цивилизация" некорректна. Она использует второстепенные, малозначительные, мало что определяющие признаки западной цивилизации. Но даже если признать за этой формулировкой право на существование, то следует заметить, что она описывает угасающее явление. Вот и Борис Абрамович Березовский в одном из недавних интервью высказался в том же смысле, рассуждая об эпохальном значении WikiLeaks:

"…появление WikiLeaks - это событие исторического масштаба на пути преодоления глобального кризиса иудео-христианской цивилизации. … Финансово-экономический кризис, о котором сейчас говорят - это лишь отголосок огромного философского и ментального кризиса. Наш менталитет больше не может обеспечивать развитие общества. Мы сейчас оказались в тупике. И выход из этого тупика, с моей точки зрения, только в одном - в отказе от лжи".

Борис, ты прав! Речь, насколько я понимаю, о том, что причины финансового кризиса следует искать в сфере морали, как нормативного регулятора социума. Морали личной, корпоративной и даже общественной. Ведь, в конце концов, стабильность финансовой системы, стоимость и ликвидность активов, индексы Доу Джонсов и Никкеев, Нэсдаков и РТС, даже количество реальных денег в мире - все это вопрос доверия к самой системе и ее основе, к банкам и принципам их работы. Которое тесно связано, как бы наивно это ни звучало, с моральным уровнем руководителей финансовых корпораций, точнее, с той его степенью, до которой позволяет им опуститься общество и его контрольные и регулирующие органы.

Если верхушка корпораций из года в год наглеет и награждает себя все более щедрыми выплатами и бонусами, подстраховывается все более увесистыми "золотыми парашютами", то не пора ли было обществу прекратить шумные восторги своими финансовыми топ-менеджерами? Не следовало ли ему насторожиться и задать простой, но резонный и всегда своевременный вопрос: откуда деньги?

Это поражает больше всего - как такое могло случиться в Америке? Как можно гордиться высочайшим уровнем американских финансовых управленцев, институтов, банковской элиты, искусством аланов гринсбергов и ежегодными нобелевскими премиями по экономике - раз за разом наблюдая, как "элита" надувает один мыльный пузырь за другим, а те регулярно лопаются? Сотрудники прогоревших по вине проворовавшегося руководства компаний теряли свои пенсионные вклады, вложенные в акции этих же компаний, но, несмотря на все более ясные признаки не то профессиональной несостоятельности, не то полного морального разложения аппетиты топ-менеджеров год от года росли!

И самое важное для нас то, что в данном случае упоминание одной из компонент вообще-то некорректного определения, которому и посвящена статья, вполне уместно и оправданно! Финансово-экономический кризис, как известно, начался в США, а его детонатором послужили американские ипотечные гиганты и банки. То есть институты, в которых еврейское представительство максимально!..

Подводя итоги и возвращаясь к теме волнений, охвативших арабский мир, и роли Израиля, как островка стабильности и форпоста на Ближнем Востоке, нужно отметить, что вклад иудейской компоненты в западную цивилизацию с недавних пор велик, но неоднозначен. Это касается и форпоста. Нельзя отрицать право Израиля на существование, но в жизни за все приходится платить. И это принципиально. За что же платит Запад?

Если отвлечься от эмоций и подойти к вопросу сугубо прагматически, only business, то польза для Запада от полувекового противостояния с арабским миром весьма сомнительна. Зачем ему такие форпосты, эта постоянная головная боль? Выбери отцы-основатели еврейского государства другое место для него - и арабские страны до сих пор привычно резали бы друг друга, не консолидируемые внешним раздражителем, Иран вряд ли развивал бы ядерную программу, а исламский фундаментализм давно зачах бы, не имея питательной почвы.

Повторю еще раз: определение "иудео-христианская" не отражает сущности западной цивилизации. Более того, оно вызывает неприятие - и прежде всего в иудейской среде, ибо иудаизм - в отличие от христианства - не смягчился, он и не может этого сделать в силу своего предназначения, его дивергенция означала бы ассимиляцию евреев, что для избранного народа неприемлемо. Поэтому иудео-христианство - это наживка, искусственная идеологическая конструкция, созданная для тривиального использования Запада и привлечения его ресурсов для поддержки Израиля. Всего-навсего.

Комментарии
  • Алексей Ф.Stepnyak - 28.02.2016 в 02:52:
    Всего комментариев: 617
    Кирпичев , когда Вы не русофобствуете и не укрофашиствуете - Вы пишете вполне разумные вещи ... :D
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 1

Добавить изображение