Независимый бостонский альманах

НЕМЕЦКОЕ СКУДОУМИЕ

18-03-2012

Владимир Воронов - корреспондент московского издания "Геополитика".

Все народы, живущие на нашей планете можно классифицировать по очень многим критериям: численности, географии проживания, этнопсихологическим особенностям, принадлежностям к определенной расе или языковой группе и.т.д.

Таким же критерием вполне может быть и весомость вклада в мировую науку, культуру, спорт, экономику, причём, разумеется, у одних народов вполне достаточно поводов для гордости, а другим, увы, даже при очень большой этнической численности, похвастаться особо нечем.
Между тем и среди "весомых" народов обнаруживается неравномерность: одни - имеют успехи во многих сферах, а у других - достижения в одних сферах соседствуют с серьёзными пробелами в других. Первые нации вполне можно назвать этноуниверсальными, а для остальных, думаю, вполне может подойти противоположный термин - этноспециализированные народы.

Этноуниверсальных народов немного: американцы (как совокупность представителей разных этносов, проживающих в США), британцы, французы (идёт процесс утраты качества), евреи (израильтяне и иудейские диаспоры иных стран - по сути дела частный случай американского варианта, но без географической общности).

Этноуниверсальным также был и советский народ, но с распадом страны это качество было утрачено.

Несколько лет назад некий русский немец пописавшийся псевдонимом Андрей Штольц, опубликовал работу "Придите и володейте нами" [1], где рассматривал, по его мнению, проблему "управленческой несостоятельности русского народа". К сожалению, тогда широкой дискуссии не получилось: мнения разделились от того, что "сам - дурак", до вполне резонного замечания, что немецкая элита Российской империи была далеко не самыми лучшим управленцем в истории российской государственности.
Также, можно было бы добавить, что рассматриваемый Штольцем случай - частность, и вполне может является результатом того, что философ Н.Бердяев назвал "российской безбрежностью" [2, глава "О власти пространств над русской душой", раздел II], но это пока несколько уводит от темы нашего рассмотрения.

И немцы и русские, согласно приведенной выше классификации, являются этноспе-циализированными народами, а значит, замечать проблемы одних и игнорировать недос-татки других - с научной точки зрения, по меньшей мере, необъективно.

Момент два. В своей работе Штольц утверждал, что русские проблемы являются резуль-татом генетического дефекта, усугубленного культурой [1]. С этим можно не согласиться, ибо восточные славяне до татарского нашествия и московиты - после, генетически здо-рово отличались, а проблемы имели сходные.

Есть смысл остановиться на проблемах именно немецкого мировосприятия, его дефектах, что и является, по моему мнению, главной причиной невозможности этого, на первый взгляд, перспективного объединения.

Ещё в годы первой мировой войны философ Николай Бердяев писал: "Немец - не догматик и не скептик, он критицист... Первоощущение бытия для немца есть, прежде всего, первоощущение своей воли, своей мысли. Он - волюнтарист и идеалист… Германец ощущает хаос и тьму в изначальном, он очень чувствует иррациональное в мировой данности. Это раскрывалось в германской мистике.

Но он не потерпит хаоса, тьмы и иррациональности после совершенного его волей и мыслью акта. Где коснулась бытия рука германца, там все должно быть рационализировано и организовано". [2, глава "Рели-гия германизма", разделы I,II].
В целом правильно, хотя, на первый взгляд, весьма странно, что в душе немца уживаются рационализм и волюнтаризм, прагматизм и идеализм - качества совершенно противоположные и, по логике, взаимно исключающиеся.

И бердяевская отговорка, что немца - романтика и мечтателя сменяет немец - насильник и завоеватель, а Канта - Крупп, мало объясняет этот неясный момент. [2, там - же]
Поэтому обратимся к более современным и "приземлённым" источникам.

Согласно исследованиям современных психологов "…большинство немцев имеет технический сос-тав ума и склонность к логическому мышлению…Слабина нации состоит в податливости влиянию. Многие немцы за счет своей впечатлительности являются людьми, которых легко сагитировать на что - то и внушить некую информацию. Но не все так просто: впечатлить ум немца нельзя лишь яркими рассказами, так, скорее, получится завоевать внимание француза или испанца.

Немецкие же люди доверяют только точной информа-ции - статистическим данным, цифровым расчетам, экспериментально подтвержденным теориям". [4, статья "Психологические особенности немцев" от 04/10/2010] .

Снова противоречие - наличие у немцев и рационализма и высокой внушаемости: ведь
согласно общепринятому мнению "более внушаемы люди с некритическим складом ума, неразвитым логическим мышлением и в целом с более низким интеллектом" [5, статья "Внушаемость"].
На мой взгляд, чтобы понять причину возникновения этого противоречия, нужно разо-браться с иерархичностью немецкого мышления. И здесь наблюдается нечто довольно интересное...

На уровне личности, семьи, производственного коллектива у немцев ситуация вполне адекватная - немецкая логика, педантичность и аккуратность вполне позволяют "сорганизовать" всё самым приемлемым образом. А уровнем выше - например, политическом, - возникают проблемы. Здесь немецкий мозговой "компьютер" довольно часто даёт сбой: логически обработать некаждодневную, неполную, а иногда и прямо сфальсифицированную информацию должным образом не удаётся…
Русского в подобной ситуации выручает инстинкт, француза - интуиция, для англи-чанина спасательным кругом является оглядка на традиции, да мышление у последнего иное: британец, в отличие от немца, не погружается до безобразия в абстракции, а мыс-лит в "виде прямых и конкретных тезисов".

[4, статья "Психологические особенности англичан" от 04/10/2010] .

А немец же… почти пуст. Сказывается нищета и убожество немецкой эмоциональной сферы - на одной сентиментальности - то далеко не уедешь. В нетривиальной ситуации "подключение" интуиции в мыслительный процесс всё- таки происходит, но такая, что у профессиональных психологов называется "интуиция - дешёвка", когда под интуицией понимают первое, что взбредёт в голову. [5, статья "Виды интуиции"]. Это вкупе с экспрессивностью порождает немецкий волюнтаризм: парадоксальные химеры
гитлеровского мышления, и, мягко говоря, многие "странности" немецкой послевоен-ной политики хорошо известны...

Иной крайностью немецкого мышления в данной ситуации являют конформизм и упрощенчество - для сложной задачи находят простое, иногда даже примитивное решение, часто позаимствованное у других, что, разумеется, может быть допустимым в первый момент, зато, в случае отсутствия корректировки, в будущем не остаётся без последствий.

Конечно, нет смысла отрицать аксиому, что с повышением сложности задач эффективность их решений всегда снижается, однако у многих прочих наций сие происхо-дит постепенно, но немцы народ - уникальный, ибо в их мышлении наблюдается явно выраженная граница адекватного мышления, барьер снижения эффективности, черта между осознанным и иррациональным.

Именно этот барьер, эта граница порождает немецкий идеализм - способность эффективно решать низкоуровневые задачи вызывают иллюзию, что и более сложные так же легко разрешаемые, без значительного приложения дополнительных усилий и трат лишнего времени.
Слепое следование абстрактному идеалу часто приводят к негибкости. Уинстон Черчилль как - то заметил: "…немцы невероятно хорошие стратеги, но абсолютно безынициативные люди, и в случае провала единственного плана действий остаются ни с чем". [4, статья "Психологические особенности немцев" от 04/10/2010] .

В этой связи любопытно отметить, что у славян часто наблюдается противоположная черта - непоследовательность: "…никогда нельзя заранее сказать, что предпримет русский: как правило, он шарахается из одной крайности в другую".

[6, глава XIX., раздел "Психология русского солдата"]
Если быть объективным, то оба варианта плохи, но славянский всё - таки предпочтительней: шараханья из крайности в крайность можно рассматривать как поиск некого компромисса, результирующей, лучшего решения, зато немецкое свойство доводить до "победного" конца любой абсурд в конечном итоге приводит к одному финалу … катастрофе.

Но и это ещё не всё. Философ Бердяев также писал о неких немецких границах: "Всюду он {немец - В.В.Воронов} видит границы и всюду ставит границы.

Немец не может существовать в безграничности, ему чужда и противна славянская безбрежность. Он только с большим напряжением энергии хотел бы расширить свои границы". [2, глава "О власти пространств над русской душой", раздел II].

С отличие от выше обозначенной границы, носящей ментальный характер, эти - носят, конкретный, пространственно - географический. Их можно было бы назвать границами адекватного мировосприятия: правильно воспринять пространственную область с невыраженными границами, включающую в себя непонятного количества объекты с неопределёнными характеристиками большинству немцев просто не дано. Остальным для этого требуется приложить максимум усилий. Вторгнувшийся со своими войсками в Россию будущий фельдмаршал Эвальд фон Клейст писал: "Эти обширные пространства угнетают меня. А эти людские орды! Если мы не перетянем их на свою сторону, то погибнем!" [7, глава "Эвальд фон Клейст].

Видимо, оба вида границ взаимосвязаны между собой: отсутствие или демонтаж одних границ адекватного восприятия без одновременного возведения других деформируют границу адекватного мышления, снижают уровень его эффективности.

С другой стороны, и заниженный уровень барьера снижения эффективности не позволяют немцу уста-новить и приемлемые границы. Докажу первый тезис на примере.

В 1990 году произошла самоликвидация ГДР. Так, внутренняя граница между совет-ской и западной зонами оккупации была стёрта, а Берлинская стена, как символ и атрибут "холодной" войны разрушена. Однако это событие не привело ни появлению единой немецкой нации (сейчас можно наблюдать, по меньшей мере, четыре крупных разнородных этнических образований) ни к созданию единого государства: на практике же ФРГ "колонизировало" ГДР. Одна из причин происходящего - совпадение процессов: стирание внутригерманской границы шло на фоне начавшейся ещё в 60 - е годы демонтажа общегерманской.

Уже тогда, правящая элита ФРГ "включилась" в общеевропейские и глобальные процессы: начался бесконтрольный завоз "беженцев", постепенная передача государственных функций общеевропейским структурам, "эмиграция" части немецкой промышленности за пределы ФРГ.

А результат - из - за обилия эмигрантов сейчас многие немцы "не понимают" в какой стране они очутились (привет от Эвальда фон Клейста!), но есть последствия и похуже: утрата важных позиций в науке, технике, промышленности.

Компьютерной техники как таковой уже нет (завод АМД возле Дрездена не в счёт - компания - то американская!), авиация и космонавтика существует только за счёт кооперации с иными европейскими странами, часть знаменитых в прошлом фирм существуют только в виде торговых марок, вовсю используемые иноземными кампаниями.

Но, в истории Германии бывало и по - иному. При предыдущем объединении страны, канцлер фон Бисмарк Отто Эдуард Леопольд ослабил, но не стёр полностью (например, земли продолжали формально управляться своими графами и баронами) внутренние гра-ницы между германскими княжествами, и, одновременно установил внешнюю, обще-германскую границу. Причём это было действительное объединение страны, хотя и под некоторым диктатом Пруссии, а не бездумное поглощение одних территорий другими.

Поэтому, нетрудно догадаться какой финал ожидает Германию в случае продолжения её властями нынешней политики по "деграничиванию" страны.

Вернёмся, однако, к Андрею Штольцу. В своей работе он сравнил русских с Обломовым, человеком, "не способным ни к какой организации, даже внутренней, не говоря уже о внешней. Он просто ничего не может организовать, у него все валится из рук и он предпочитает ничего не делать именно по этой причине. В случае Обломова, конечно, мы имеем дело с неорганизованностью, доходящей до стадии болезненной патологии. Но в той или иной степени ей страдают все русские."[1].

Удивительно, но в русской литературе есть и аналогичный образ немца, вобравший в себя практически все немецкие национальные недостатки. Это - немецкий инженер Гуго Пекторалис, главный персонаж произведения "Железная воля"(1876) Николая Лескова .

Само прибытие героя в чужую страну без знаний языка, необходимого багажа и тёплой одежды в зимнее время года кажется проявлением глупости, легкомыслия или тупого упрямства. Но на самом деле это - эффект, описанного Бердяевым, немецкого ощуще-ния "хаоса, тьмы и иррациональности" [2, глава "Религия германизма", раздел I]. Хотя, конечно, в гротескной форме.

Далее, прибыв на место службы, Гуго Пекторалис сразу проявляет уменье, настойчи-вость и "железную волю", и как результат - добивается значительного повышения своей зарплаты. Затем герой за пол - года самостоятельно выучивает русский язык, а ещё через три года начинает собственное производство.

Сорганизовав всё самым лучшим образом, он успешно "давит" конкурентов, особенно достаётся соседу Сафронычу, лентяю и пьяни-це, которого немец доводит почти до разорения.
А дальше у героя начинаются проблемы: низкая граница адекватного мышления, не выхо-дящая за рамки управления собственным производством, строго ограничивает границы адекватного восприятия Пекторалиса границами собственного завода, но немец пытается их расширить: он заколачивает досками ворота и калитку своего конкурента Сафроныча.

Способность эффективно управлять собственными делами создаёт у Гуго иллюзию в эффективной возможности решать и юридические вопросы с соседом: он даже приходит на суд без адвоката. И суд принуждает немца оплачивать все убытки Сафоныча. Конечно, по логике, можно было бы разблокировать ворота и калитку спорной терри-тории, и тем самым, резко уменьшить ущерб, но немец непреклонен, демонстрируя негибкость мышления. И в результате - катастрофа: его фабрика разоряется, жена сбегает, и вскоре он умирает.

Таким образом, иногда даже произведения классиков могут пролить свет на некоторые неясные моменты в чертах национальных характеров. В этом ключе, перефразируя известного автора вполне можно сказать: "Главные проблемы русских - дураки и дороги, а немцев - границы".

Теперь о практической пользе данной теории, разделении наций на этноуниверсальные и этоспециализированные. Разумеется, этноуниверсальный народ имеет преимущества перед этноспециализированным: он подобен армии, имеющей одинаково сильные все ро-да и виды войск- единоборцу, владеющими многими приёмами- и, не обременяющему себя каким - либо ограничениями авантюристу.
С другой стороны, этноспециализацию вполне можно считать синонимом ограничен-ности и даже дефективности нации: в чём смысл огромной территории с богатыми залежами, большим и образованным населением, если нет возможности ни эффективной добычи, ни правильного распределения средств, полученных от продажи того, что всё - таки умудрились добыть?
Или что делать, если есть и технологии и инфраструктура, но и есть культурная и научная зависимость от других стран, а политики, включая само высшего ранга, после вступления в должность, спешат получить "благословение" от иноземных правителей?
Вывод один: нации должны преодолеть свою этноспециализацию: то, что было сравнительно терпимо в предшествующие эпохи, в нынешнюю - недопустимо.

Уже нет сомнений, что глобализацию, которую можно рассматривать как самую тотальную в истории "холодную войну", переживут не все нации и государства.
В предшествующей "холодной войне" основной противник блока НАТО - СССР был сильно ослаблен, и хоть и распался, но на довольно крупные и относительно стабильные части. Проигравшие же в нынешнюю "холодную войну" вряд - ли смогут рассчитывать на подобную милость от победителей…
И тут возможных выхода два: первый - вступление в симбиоз с иными участниками "выживательного" процесса, вплоть до заключения союзов, второй - собственная этни-ческая модернизация.
Первый вариант, подразумевающий сохранение этнической и культурной идентичности, можно рассматривать как более глобальный вариант мультикультурализма.

Самый известный пример - СССР. При всех, достоинствах, например, для современной немецкой нации этот вариант неприемлем и невозможен. Причины показаны выше. Даже если произойдут кардинальные изменения в немецком руководстве, нахождение в единых блоках с США (НАТО) и Великобританией (НАТО, Европейский Союз) - этноуниверсальными нациями и главными "агрессорами" новой "холодной войны", будет серьёзным препятствием для смены политического курса.

Вариант второй более интересен. Более известен как "плавильный котёл" наций или американский вариант. Тут уместны два замечания. Несмотря на декларацию и даже рекламу американцами своего "плавильного котла", в США присутствуют и островки, сохраняющие свою этническую идентичность.

Это - национальные районы больших мегаполисов. Во многих из них есть свои Маленькие Токио, Чайна - Тауны, негритянские гетто и итальянские кварталы.

И, несмотря на то, что часть населения этих районов рано или поздно "попадает" в "плавильный котёл", неизменное существование этих национальных территорий уже многие десятилетия говорит о стабильности данной тенденции.

Мало того, можно предположить, что именно эти мультикультурные территории обеспечивают этноуниверсальность американского народа больше, чем прошедшее через "котел" сообщество немыслимых гибридов…
Замечание второе. Нужно признать, что "чистокровных" наций в природе не бывает, и за свою историю абсолютно все нации прошли через "плавильный котёл", но только свой собственный - в противном случае на Земле бы сейчас жили - бы ни русские, французы, немцы, и англичане, а дорийцы, этруски, венеды, скифы, пикты, сарматы и прочие.

В качестве примера остановимся на британском варианте "плавильного котла наций" - ибо он и привёл к появлению этноуниверсальной нации.

(Шотландцев и уэльсцев нужно рассматривать отдельно - случаи похожие, но в целом, несколько отличающиеся, французы - ещё более).

Итак, первыми жителями современной Англии были кельты - бритты, как результат великого расселения кельтов от побережья Чёрного моря до Ирландии в Х веке до н.э. [3, примечание [64] к части второй "Свойства этноса", главы XI "Этнические контакты", раздела "Соотношение этнических ценностей разных порядков".].

В I веке до н.э. кельты были завоеваны римлянами, а в 449 г. германские племена англов, саксов и ютов вступили в Британию, откуда римляне вывели легионы. [там - же, часть восьмая "Возрасты этноса", глава XXXII "Смещения", раздел "Пассионарное оскудение".].

Затем последовали: набеги викингов (IX в. - 1066г.), вассальная зависимость от Дании (1030 г.), а в 1066 г. - нормандское завоевание. [Там - же, часть четвёртая "Этнос в географии", глава XIV "Перевернутая задача", раздел "Социум, политика и этнос".].

На этом "активная" работа английского "плавильного котла" наций окончилась. Последующие "инородные" этнические элементы, например, те - же немцы просто ассимилировались, причём, часто, даже переделывали свои фамилии на английский лад.
На основе этого примера можно сделать выводы:
- различные этнические компоненты попадали в "английский котёл" в течение длительного времени, причём не одновременно: между завоеванием Британии римлянами и вторжением англов, саксов и ютов прошло более 500 лет, набеги викингов случились спустя 400, датский протекторат и приход нормандцев - ещё через 130 - 160 лет.

- В формировании английского генофонда основное участие принимали только представители трёх суперэтносов:
1. Кельты (ранние - бритты, поздние - нормандские французы).

2. Южные германцы (англы, саксы и юты).

3. Северные германцы (исландцы, норвежцы и датчане).

Особняком стоят римляне, на момент завоевания Британии не менее мозаичный этнос, чем сейчас нация США. Но, во - первых, римлянами была завоёвана не вся Англия, а во - вторых, вторжение последующих завоевателей значительно снизили "этническую пестроту" обитателей туманного Альбиона.

Может сразу возникнуть вопрос: "Почему англичане - этноуниверсальный народ, а великороссы, также имеющих в своём генофонде три основных составляющих - нет?"
И тут возможны два объяснения:
- Большая этническая пестрота. Татары, (фактически, поживавшие на Волге тюрки - булгары) перешедшие на службу к московскому царю, а затем влившиеся в российскую элиту, сильно генетически отличались от славян и финно - угров.

- Культурный фактор. Новые российские подданные сравнительно мало "деформировали" российскую культуру и язык. В результате, сейчас любой культурный русский может прочесть в оригинале "Слово о полку Игореве" - литературный памятник XII века. Украинцы, например, это сделать не могут. Для украинского школьного учебника потребовалось сделать перевод.

У англичан было всё наоборот - многочисленные завоеватели преобразовывали английскую культурную среду для своих нужд. Особенно "постарались" нормандские завоеватели: английский язык основательно изменился, "приобрёл" транскрипцию и прочие свои колоритные элементы.

В этом контексте, американский "плавильный котёл наций " - слишком экстремальный, и не самый эффективный вариант. И копировать его, ей - Богу, не следует.

г. Прага

Ссылки:

1.Андрей Штольц. Придите и володейте нами. Новое призвание варягов, как спасение рус-ского народа. АТН, от 2007-11-26. http://www.apn.ru/opinions/article18479.htm
2. Николай Бердяев. Судьба России. http://lib.ru/HRISTIAN/BERDQEW/rossia.txt
3.Л.Н.Гумилёв. Этногенез и биосфера Земли. "Этногенез и биосфера Земли". Адрес:

http://gumilevica.kulichki.net/EBE/index.html

4. Психологический портал Аnypsy.ru. Ссылка: http://www.anypsy.ru/popular/all
5. Энциклопедия практической психологии "Психологос". http://www.psychologos.ru 6. фон Меллентин Фридрих Вильгельм. Танковые сражения 1939-1945 гг. Адрес ссылки:

http://fictionbook.ru/author/mellentin_fridrih_vilgelm_fon/tankoviye_srajeniya_1939_1945_gg/

7. С.Митчем. Фельдмаршалы Гитлера и их битвы. / Пер. с англ.: Соколова И. и др. - Смоленск: Русич, 1999.

Комментарии

Добавить изображение



Добавить статью
в гостевую книгу

Будем рады, если вы добавите запись в нашу гостевую книгу. Будьте добры, заполните эту форму. Необходимой является информация о вашем имени и комментарии, все остальное – по желанию… Спасибо!

Если у вас проблемы с кириллическими фонтами, вы можете воспользоваться автоматическим декодером AUTOMATIC CYRILLIC CONVERTER.

Для ввода специальных символов вы можете воспользоваться вот этой таблицей. (Латинские буквы с диакритическими знаками вводить нельзя!)

Ваше имя:

URL:

Штат:

E-mail:

Город:

Страна:

Комментарии:

Сколько бдет 5+25=?