ОЙ, КТО БЫ ГОВОРИЛ

12-08-2012

Давно занимаюсь поиском материалов об ограблении большевиками религиозных учреждений, но такие материалы попались мне впервые.
Хочу, однако, еще подчеркнуть, что главари большевиков сами были когда-то верующими людьми.

Занимаясь историей колхозных театров, я интересовался творческой судьбой замечательной актрисы московского театра им. Е.Б. Вахтангова Анны Алексеевны Орочко. Она была художественным руководителем I Кировского колхозного театра. Очень интересные эпизоды биографии Орочко опубликовал известный актер театра и кино Юлиан Панич, который учился у нее в театральном училище при театре Вахтангова. Дома у Анны Алексеевны на самом видном месте висела икона, подаренная ей при крещении… В.И. Ульяновым и Н.К. Крупской.

Оказалось, что Анна Алексеевна родилась в селе Шушенском, где в это время находились в ссылке ее родители, а, также и Ленин с Крупской. И при крещении в церкви села Шушенского Владимир Ильич и Надежда Константиновна были крестными отцом и матерью маленькой Анны. Значит, они были тогда верующими людьми. Почему же позднее они стали такими яростными атеистами? И только ли они? Сталин учился в духовных учебных заведениях. Наш Сергей Миронович Киров (Костриков), учась в Уржумском городском училище, был примерным христианином, часто посещая Троицкий собор города. Так почему же? Об этом скажем в конце статьи.

Для того, чтобы читателю было ясно как тщательно большевики скрывали свои намерения приведу такие документы.
Из совершенно секретного циркуляра Вятской губернской Чрезвычайной тройки по изъятию ценностей от 23 января 1922 года.

"На основании распоряжения Пререввоенсовета Республики, Заместителя Председателя ВЧК и Наркома внутренних дел от 14 января 1922 года №431 Губернская Чрезвычайная тройка по изъятию ценностей предлагает Вам под персональную ответственность в течение 24 часов с момента получения настоящего циркуляра предоставить Завгубфину секретным пакетом сведения об имеющихся в учреждении, подведомственном Вам ценностях:
- Металлические изделия;
- Монеты;
- Слитки;
- Драгоценные камни;
- Кредитные билеты;
- Расчетные знаки, в том числе ветхие и суррогатные;
- Процентные бумаги;
- Иностранная валюта.
Независимо от предоставления вышеупомянутых сведений, предлагается в трехдневный срок представить имеющиеся ценности в Губернский финансовый отдел, причем выполнение настоящего циркуляра предлагается производить исключительно по вечерам".
(ГАСПИКО, ф.98, оп.1, д.79, л.1).

Из инструктивного материала "Положение о Государственных фондах", разосланного Нижегородским краевым финансовым отделом 31 октября 1930 года.

"Согласно Постановлению СНК РСФСР от 24 ноября 1926 года, ГОСФОНДОМ, подлежащим учету и реализации Особых частей по ГОСФОНДАМ п.4 считается имущество закрытых молитвенных зданий, подлежащее зачислению в ГОСФОНД на основе изданных правительственных распоряжений.

Имущество, не подлежащее взятию на учет:
1. Имущество принадлежащее Наркомвоенмору, Наркомпочтелю и ОГПУ.
2. Ветхое и ненужное (?!) имущество музейных учреждений Главнауки Наркомпроса РСФСР.

Все без исключения изделия из благородных металлов и драгоценные камни отправляются ценными почтовыми посылками по адресу - Москва, Иностранный отдел Госбанка.

Все изделия из парчи, бархата и шелка (ризы, стихари и прочее), независимо от качественного состояния, направляются багажом, малой скоростью по адресу - Ленинград, Набережная 9 января, 18, контора "Антиквариат".

На основании договора от 26 ноября 1929 года между Наркоматом финансов РСФСР и Хозяйственным отделом (ХОЗО) ОГПУ, все позолоченные и посеребренные предметы (иконостасы, иконы, паникадила и прочее) сдаются местным представителям ОГПУ.

Все ковры и ковровые дорожки, независимо от их качественного состояния, направляются малой скоростью по адресу - Москва, Красная площадь, торговые ряды, помещение 79 ГУМ, отдел комиссионных продаж".
(ГАКО, ф. Р-2683, оп.1, д.200, л.1-3).

Договор от 25 ноября 1930 года между Особой частью по учету и реализации государственных фондов Наркомата финансов РСФСР и ХОЗО ОГПУ в лице начальника 2-го отдела Гизбреха Генриха Ивановича на покупку позолоченных и посеребренных предметов, утвержденный наркомом финансов РСФСР В. Яковлевой.
(ГАКО, ф. Р-2683, оп.1, д.200, л.7-9).
Экземпляр договора, находящийся в архивном деле отпечатан в типографии и, видимо рассылался по всем городам и весям России.

Акт от 3 февраля 1931 года об изъятии в ГОСФОНД имущества Казанского собора города Халтурина (теперь городу возвращено прежнее название - Орлов), в том числе 133 иконы, среди которых много старинных. Среди изъятого имущества был нотный обиход в две четверти 1772 года.
(ГАКО, ф. Р-2683, оп.1, д.200, л.13-20).

Квитанции Халтуринского отделения Госбанка от января-февраля 1931 года о приеме серебряного лома в количестве 20,9 кг и медных монет старинной чеканки в количестве 42,0 кг с условной оценкой один руб. за кг.
(ГАКО, ф. Р-2683, оп.1, д.200, л.24, 39, 40).

Акт приемки 17 марта 1931 года Вятским агентством треста Металлом в Халтурине колокольной бронзы - 15715 кг, латуни - 1045 кг и железного лома - 1263 кг.
(ГАКО, ф. Р-2683, оп.1, д.200, л.48).

Акт изъятия имущества, принадлежащего монастырской Спасской церкви города Халтурина от 21 июля 1931 года и приема его заведующим Халтуринским музеем В.Ф. Северновским, в том числе 11 икон.
(ГАКО, ф. Р-2683, оп.1, д.389, л.4-6).

Именно эту церковь посетил в 1824 году Император Александр I, во время своего путешествия по России. В 1952 году это музей был ликвидирован и местонахождение его фондов пока не установлено.

Из телеграммы Феликса Кона из Москвы от 15 мая 1935 года прокурора города Кирова и городского финансового отдела.
"Комитет охраны памятников возлагает на директора Кировского художественного музея Олынь охрану и учет музейных ценностей и архитектурных памятников. Прошу оказывать содействие".
(ГАКО, ф. Р-342, оп.2, д. 184, л.1).

Известный революционер Феликс Кон возглавлял в то время Комитет по охране памятников при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете (ВЦИК). А ВЦИК возглавлял "добрый" дедушка Калинин.

В 1935 году наша страна прочно взяла курс на развитие производства всех видов вооружения для реализации мечты большевистских вождей - МИРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Тяжелой промышленности остро не хватало цветного металла, черного металла и других видов сырья. Кроме того, в Москве приступили к реализации еще одного гигантского проекта - проектированию и строительству ДВОРЦА СОВЕТОВ. Тут уместно напомнить, что с инициативой постройки такого ДВОРЦА еще на I Всесоюзном съезде Советов выступил Сергей Миронович Киров. Именно он и предложил принять в этом ДВОРЦЕ в состав Советского Союза ПОСЛЕДНЮЮ Союзную Социалистическую Республику, сделав весь ЗЕМНОЙ ШАР социалистическим.

ДВОРЕЦ СОВЕТОВ проектировался как самое грандиозное сооружение всех времен и народов. Что-то типа ВАВИЛОНСКОЙ БАШНИ. Над величественным зданием его должна была возвышаться статуя В.И. Ленина. Можете себе представить размеры этого сооружения, если в голове Ленина должен был располагаться тот самый огромный зал, в котором планировалось принять в Советский Союз ПОСЛЕДНЮЮ РЕСПУБЛИКУ.

Представляете, сколько требовалось материалов для строительства такого сооружения? Именно для этого в начале 1930-х годов были ограблены все старые кладбища Европейской части России, мраморные и гранитные надгробия с которых, были отправлены в Москву. Этим мрамором и гранитом отделаны некоторые станции Московского метрополитена и начало улицы Горького (теперь - Тверская). Любопытно, что когда я в 1955 году впервые побывал в Москве, то во время экскурсии по улице Горького гид рассказывала, что улица отделана гранитом привезенным немцами, будто бы, для сооружения памятника по случаю взятия Москвы в 1941 году. Каких только "уток" не придумывала советская пропаганда, чтобы прикрыть собственные гадости.

Так вот, в 1935 году приступили к следующему этапу ограбления. Уже в краевых и областных центрах.
Вот документы этой истории в нашем городе.
Удостоверение, выданное 5 мая 1935 года инспектору Кировского городского финансового отдела Александру Иосифовичу Пруссу на производство закрытия Сретенской и Покровской церквей на основании Постановления Кировского крайисполкома от 7 марта 1935 года и отношения культовой комиссии ВЦИК от 24 апреля 1935 года.
(ГАКО, ф. Р-342, оп.2, д. 185, л.1).

Акт от 9 мая 1935 года о сдаче в Кировскую контору Цветметаллолом имущества Пятницкой церкви из меди и медных сплавов в количестве 432 кг.
(ГАКО, ф. Р-342, оп.2, д. 185, л.7, 13, 14).

Опись имущества, изъятого 10 мая 1935 года из Сретенско-Пятницкой церкви, находящейся на берегу реки Вятки и сада Степана Халтурина, в том числе 159 икон.
(ГАКО, ф. Р-342, оп.2, д. 185, л.2-6).

Акт от 17 мая 1935 года о передаче сотруднику Кировского краеведческого музея Александру Дмитриевичу Фокину имущества Сретенско-Пятницкой церкви, в том числе 71 деревянной иконы.
(ГАКО, ф. Р-342, оп.2, д. 185, л.9).

Здесь хотел бы обратить особое внимание на то, что мы еще очень плохо знаем своих настоящих героев. Именно Александр Дмитриевич Фокин, наш замечательный ученый-ботаник, который, не имея никаких степеней и званий, подготовил немало будущих докторов и кандидатов наук, спас часть сокровищ Сретенско-Пятницкой церкви.

В музее Холокоста, в Израиле, есть аллея ПРАВЕДНИКОВ. Там отмечены выявленные личности, спасавшие евреев во время ХОЛОКОСТА. Эта аллея постоянно пополняется вновь выявленными героями. Этим героям присваивается звание ПРАВЕДНИК МИРА. Почему бы и Православной церкви, используя такой опыт, не выявлять и аналогичным образом отмечать героев, не только спасавших церковные сокровища и препятствующих проведению репрессий против религии, но и тех, кто препятствовал проведению всех репрессивных мероприятий, направленных против человека.

Правда изучение архивов показывает, что таких героев, к сожалению, было очень мало.

Из описи имущества (233 позиции), изъятого из Покровской церкви, находящейся в городе Кирове по ул. Ленина, напротив здания Крайисполкома от мая 1935 года:

"1. Евангелие в лист 1805 года на полуалександрийской бумаге. Корень и обе доски чеканные серебряные, позолоченные. На верхней доске пять клейм из финифти с изображением в середина "Воскресение Христово", а по углам четырех евангелистов. Клейма украшены обрезами и камнями из стекла.

2. Иконы в серебряных окладах - 54".
(ГАКО, ф. Р-342, оп.2, д. 184, л.2-9).
Акт от 10 мая 1935 года о передаче из Кировского городского финансового отдела в Кировскую контору Цветметаллолома имущества Покровской церкви из меди, медных сплавов и цинка массой 524 кг на сумму 158,69 руб.
(ГАКО, ф. Р-342, оп.2, д. 184, л.10-11).

Из закрытого письма Кировского краевого финансового управления от 4 июня 1935 года в адрес Кировской конторы металлолома.
"На основании Постановления Кировского крайисполкома от 7 марта 1935 года, утвержденного Постановлением ВЦИК от 23 апреля 1935 года о закрытии в городе Кирове Сретенско-Пятницкой и Покровской церквей, предлагается срочно принять от Кировского городского финансового управления все наличие черного и мартеновского лома этих церквей".
(ГАКО, ф. Р-342, оп.2, д. 185, л.27).

Опись серебряных ценностей Пятницкой церкви от 13 августа 1935 года, сданных в кассу Госбанка. Всего 6,705 кг.
(ГАКО, ф. Р-342, оп.2, д. 185, л.15).

Квитанция от 21 августа 1935 года о принятии в Кировскую краевую контору "Союзутиль" от Кировского городского финансового отдела 88 книг архива Покровской церкви на сумму 4,4 руб.
(ГАКО, ф. Р-342, оп.2, д. 184, л.47).

Видимо это и были все метрические книги.

Опись серебряных ценностей Покровской церкви города Кирова от 13 сентября 1935 года (16 позиций весом 9,065 кг) переданных в кассу Госбанка.
(ГАКО, ф. Р-342, оп.2, д. 184, л.20).

Акт от 25 сентября 1935 года о приеме заводом МУЗ ХОЗО НКВД от Кировского городского финансового отдела золоченых иконостасов закрытых церквей города Кирова (Сретенско-Пятницкой, Богоявленской, Покровской и Знаменской). Общая площадь иконостасов около 800 кв. м.
(ГАКО, ф. Р-342, оп.2, д. 184, л.56).

Как выяснилось, на этом заводе смывали золото с иконостасов. Куда использовались потом сами резные иконостасы выяснить, пока, не удалось.
Акт от 3 октября 1935 года в ХОЗУ НКВД (город Москва) 8 ящиков парчи Пятницкой церкви города Кирова. Вес нетто - 498 кг.
(ГАКО, ф. Р-342, оп.2, д. 185, л.24).

Акт от 4 октября 1935 года №375 о сдаче в ХОЗО НКВД (город Москва) 12 ящиков парчи Покровской церкви, прибывшей из Кировского городского финансового отдела. Общий вес 740 кг. Вес нетто -361 кг.
(ГАКО, ф. Р-342, оп.2, д. 184, л.45).

Опись имущества, изъятого 4 декабря 1935 года из еврейской синагоги города Кирова (ул. Свободы,33) в присутствии членов общины Персина и Ниплявской.
Всего 88 позиций.
(ГАКО, ф. Р-342, оп.2, д.183, л.12-13).

Счет Кировского городского финансового отдела от 15 декабря 1935 года, выставленный Кировскому горрабкоопу за имущество, изъятое в еврейской синагоге (39 позиций) на сумму 837, 75 руб.
(ГАКО, ф. Р-342, оп.2, д.183, л.11).
Акт от 5 апреля 1936 года о приеме кассой Госбанка от Кировского городского финансового отдела серебряных ценностей Покровской церкви в количестве 1,724 кг.
(ГАКО, ф. Р-342, оп.2, д. 184, л.57).

Акт о принятии 5 апреля 1936 года в кассу Госбанка от Кировского городского финансового отдела, изъятых из еврейской синагоги города:
1. Скрижалей серебряных 84 пробы - 347грамм.
2. Букв серебряных 84 пробы -106 грамм.
Акт подписан оценщиками Торгсина М.И. Яковлевым и В.П. Спитовским.
(ГАКО, ф. Р-342, оп.2,, д.183, л.8).

Счет Кировского городского финансового отдела от 15 мая 1936 года, предъявленный Кировской артели "Кожобувь" :
1. Тор из еврейской синагоги - 15 штук х 10 руб. - 150 руб.
2. Нажертвенники холщовые - 5 штук х 3 руб. - 15 руб.
(ГАКО, ф. Р-342, оп.2, д.183, л.2).

Вероятно, не всем читателям известно, что при богослужениях в синагогах используются только ТОРЫ, изготовленные в виде свитков из особого, прочного пергамента.

Даже в то время на антикварном аукционе в Москве ТОРЫ из синагоги можно было продать с молотка за немалую сумму.
А большевики их пустили на стельки для обуви.

Уже во время войны в городе было полностью ликвидировано старинное еврейское кладбище, о чем свидетельствует нижеприведенный документ.
Распоряжение исполкома Кировского горсовета от 18 сентября 1943 года №353

"О ликвидации бывшего еврейского кладбища".

1. В связи с реконструкцией Филейского шоссе считать необходимым, на основании Решения исполкома Кировского горсовета от 16 марта 1941 года и Инструкции комиссии при Президиуме ВЦИК по вопросам культов от 16 октября 1932 года, ликвидацию находящегося у Мясокомбината бывшего еврейского кладбища, затрагиваемого указанным шоссе.
2. Имеющийся на кладбище опочный камень от надмогильных плит, как безхозяйственный (?!), передать ОКСу завода №266
для использования на строительство шоссе.
3. Предложить Сталинскому райкомхозу оформить, с участием РАЙФО, передачу камня заводу №266 путем составления об этом соответствующего документа.
(ГАКО, ф. Р-897, оп.8, д.11, л.357).

Эти плиты из опоки изготовляли кустари из села Жерновогорье (теперь входит в черту города Советска). На строительство метро они не пригодились и их решили положить под дорожное полотно.

Располагалось еврейское кладбище старой Вятки, вблизи от Богословского кладбища, на месте пересечения улицы Карла Маркса и Октябрьского проспекта, перекрывая своей территорией улицу и проспект. Сегодня, почти в центре территории кладбища расположена заправка для автотранспорта. На всех старых планах города Вятки это кладбище обозначено. Так что, машины сейчас ездят по костям.

В таком же положении и магометанское кладбище старой Вятки. Оно было расположено там, где сегодня проходит улица Карла Маркса в районе Северной поликлиники нашего города.
Совсем недавно узнал, что и в городе Слободском было еврейское кладбище. На его месте сегодня располагается автостанция. Такие были времена.
И вот ответ о причинах такого безобразного отношения бывших верующих, а впоследствии страстных атеистов-большевиков к религии и церкви.
Вот, что писал священник Дмитрий Болдырев в своей замечательной статье "Большевизм в церкви" ("Русская мысль", 1917, №11-12, с.40-50). Отметим, что опубликована она еще до Октябрьского переворота.
"Новый тип псаломщиков-товарищей (церковных бюрократов) образовался во время войны и обнимает собой тех молодых людей, которым нигде в другом месте не удалось укрыться от воинской службы.

Как теперь оказалось, в деревне православие было золотым налетом на дикости. Революция смыла этот налет и осталась одна голая дикость, которая ждет своих миссионеров. В каждой деревне уже можно услышать, что храмов не нужно, мол, и под открытым небом можно молиться. "Народные массы", "демократические массы" и просто "массы" - вот что осталось на месте расчлененного исторического целого, именуемого русским народом.
Волю народа заменили мы суммой произволов, как и самый народ массой".

Таким образом, процесс последующего разрушения храмов был уже подготовлен, причем немалую лепту в него внесли и церковные чиновники.
Так могут ли они и сегодня кого-то осуждать?

Комментарии

Добавить изображение