АНОНИМУС - ЭТО БОГ (с несогласием редактора)

07-10-2012

Заметки изнутри "организации компьютерных террористов"

Выступая на каком-то собрании представителей армии и флота, российский вице-премьер Рогозин заявил, что социальные сети разрушают культурные коды - "менталитет русского народа". Рогозин ошибается. Ситуация, когда власть контролировала нарратив и средства его распространения являлась ненормальным историческим искажением. Напротив, социальные сети восстанавливают почти забытые социальные коды нашего народа, а особенно его общинность.

Возникший в Америке "Анонимус" усиливает все, что дают социальные сети во много раз, возвращая народу голос, а гражданам - возможность действовать.

За несколько лет участия в этом "глобальном кибер-повстанческом движении", "организации компьютерных террористов" и "кибер-преступников", у меня набралось наблюдений на целую книжку. Ведь это та самая организация, которая прославилась нападениями на Церковь Сайентологии, PayPal, Пентагон, ЦРУ, картели мексиканских наркоторговцев, охранные фирмы, полицию... Кого только они не атаковали! Правоохранители не раз триумфально сообщали об арестах "высокопрофильных" участников "Анонимуса" - таких, как тройка LolSec (правильно - ЛулзСек, LulzSec - ред.). Но "Анонимус" со смехом отвечал - "мы неуничтожимы". Затем последовали новые атаки и акции, и теперь о непобедимости "Анонимуса" говорят в свое оправдание и чины в спецслужбах.

"Анонимус" непобедим потому, что это бог

АНОНИМУС - ЭТО БОГ (с несогласием редактора)И "Анонимус" действительно неуничтожим. Участники движения - не террористы и не преступники (хотя нарушителей закона там, как и везде, хватает). "Анонимус" - даже не организация, и к нему вообще нельзя прилепить ничего из тех ярлыков, которые им/нам пытались повесить. "Анонимус" куда шире любых рамок, в которые его пытаются втиснуть СМИ и власти. "Анонимус" сам известен своим умением и страстью запутывать СМИ и вообще всех, кто проявляет к ним нездоровый интерес.

"Анонимус" непобедим - и не только потому, что это целая свободолюбивая культура, появившаяся с созданием интернета. Он непобедим потому, что это бог. Профессор Нью-Йоркского университета Байела Колман сравнивает "Анонимус" с мифологическим богом Гермесом, Трикстером - шутом-обманщиком, джокером. Трикстер действует не по "злому" или "доброму" умыслу, не из целей сопротивления, а потому, что он схватывает суть игрового процесса каждой жизненной ситуации. Для трикстера важна сама игра жизни, именно ее процесс. Они верят, что "Анонимус" должен стать силой добра, чтобы бороться с деспотическими режимами и грязным бизнесом, ради правды и всеобщего блага

"Трикстер существует в Америке, в Европе... Во всем мире", - пишет профессор Колман в "Social Text", - и это не миф, а реальное воплощение божества в живой практике. Интернетовский "приколист", хакер, фрикер, тролль, хактивист (хакер + активист) и другие сетевые типажи - каждый из них, конечно, имеет свои собственные уникальные свойства, но каждый из них также является трикстером".

Трикстер сам по себе не бывает хорошим и не плохим. Он - символ противоречий, он побуждает к изменениям и движет сюжет вперед. Любящий и героический трикстер способен броситься выручать из беды или спасать мир. И через несколько минут тот же самый трикстер жестоко пинает вас ногами в задницу и пожирает младенцев на закуску. Противоречивые характеристики "Анонимуса" в СМИ - от комплиментов борцам за свободу до ужаса перед кибер-криминалом - замечательно соответствуют определению трикстера.

Каждый может вступить в "Анонимус"

Для этого не обязательно (хотя и весьма желательно) обладать какими-то особыми компьютерными и хакерскими навыками - однако, желательно быть творческой личностью и иметь крепкие нервы. "Анонимус" вышел из интернет-форумов, где одно из основных правил гласило: "слово не может меня разрушить". Нет никаких правил вступления или ритуалов инициации - единственное условие состот в том, что вам надо быть анонимным в онлайне. Никто не знает, сколько членов состоит в "Анонимусе", или кто действительно является членом "Анонимуса" - разве что кого-то из них арестуют.

"Анонимус" - это не формальная организация, а форма организации, community-сообщество, когда они говорят о себе, движение - когда они действуют.

Тем не менее, это не иерархическая, даже не сетевая организация, а скорей кроудсорсинг, побочный продукт самого интернета. "Анонимус" - это культура, и как любая культура, он имеет свои ценности, свое искусство и литературу, свои социальные нормы и способы производства, свои культурные коды и даже свой собственный диалект. Может быть, это уже язык, базирующийся на матричных кодах. По меткому определению еврейского филолога Макса Вайнрейха, диалект отличается от языка тем, что он не имеет своей армии и флота.

В отличие от напуганного социальными сетями Рогозина, у которого есть и армия и флот - а коды разрушаются.

Трудно говорить о какой-то общей эстетике "Анонимуса", хотя в движении создается множество более или менее талантливых вещей. У "Анонимуса" появилась обширная иконография, множество символов, лозунгов и идиом.

Каждый анонимный участник может предложить что-то свое. Что-то пользуется большим признанием и успехом, что-то - меньшим, постоянно происходит "естественный отбор" и вырабатывается консенсус, который является не формальным, а динамичным. Одним из самых известных символов сообщества стал профиль со знаком вопроса вместо головы, окруженной оливковыми ветвями, по образцу эмблемы ООН.

Другим - маска Гая Фокса. Она стала популярной с выходом фильма "V - значит вендетта", но мне кажется, что именно комиксы Алана Мура, которые были положены в основу его сценария, больше соответствуют духу и истории "Анонимуса" - "нас легион", "ждите нас"...

Ржунимагу

Все это связано с культурой интернет-мемов - широким распространением словестной и визуальной информации, порой нарочито бессмысленной, спонтанно приобретающей популярность в интернет-среде. Это похоже на то, как ты пишешь свои статьи, но никогда не знаешь наверняка, какая из них вызовет больший интерес. Непонятно, почему сокращение LOL имеет у русских пользователей даже большую популярность, чем его русский аналог "ржунимагу".

Демотиваторы - это и мемы, и "письма счастья". В сети давно развивается целый вики-проект Луркоморье, посвященный мемам. Хотя, впрочем, мемы появились задолго до интернета - анекдоты "армянского радио", "про Вовочку", а еще раньше "про Василия Ивановича"- и ставшие идиомами фразы из скетчей Аркадия Райкина- из кинофильмов "Свадьба в Малиновке" ("ну почему я в тебя такой влюбленный?") "Найденыш" ("Муля, не нервируй меня"), из романов Ильфа и Петрова и даже из "Горя от ума" Грибоедова.
Если копнуть глубже, окажется, что искаженные, вырванные из контекста церковнославянские слова и фразы ("с кондачка", "катавасия") - также представляют собой типичные мемы, вроде популярного еще недавно в рунете "привет, Медвед", или модных в англоязычных сетях мемов с фотографией Кони - лидера бандформирований в Уганде.
Выросшее в сети поколение хорошо знает все эти мемы, понимая их закрытые смыслы. Они сами создают свой внутренний язык, который, среди прочего, рождает чувство причастности к некоему общему кругу.

Анонимность "Анонимуса"

"Анонимус" не зародился из группы единомышленников, а наоборот хаотически вырос как культура чатов и форумов, из хакерской культуры девяностых, из троллинга, шуток, и особенно из сообщества японского имиджборда 4chan.

Впрочем, замечательное исследование Квина Нортона прослеживает корни движения в контр-культуре 1960-70 годов, а то и относит их к причудливому "Тристрану Шанди" Лоренса Стерна, который вышел в свет в 1759 году. Я как-то писал о том, что Карл Маркс черпал у Стерна вдохновение и образы для своего "Капитала".
Случайно попав в среду, где зарождался "Анонимус", еще в 2007 году, я с тех пор постоянно наблюдал за его развитием. Дискуссии анонимных пользователей на интернет-форумах отличаются поразительной откровенностью - притом, что они дают возможность сконструировать разные аватары, зажив в онлайне особой жизнью. Как и в "большом" интернете, на таких форумах много порно, смешных картинок, грубых шуток и черного юмора. Мне не удалось выяснить, насколько принцип анонимности в интернете связан с получившим большое распространение по всему миру движением "Анонимных Алкоголиков" и подобных ему неформальных объединений по борьбе с различными зависимостями. Однако в обоих случаях анонимность работает одинаково - на уровне личного общения она позволяет членам сообщества предотвратить посягательство на их жизнь. Еще более важно, что при контактах с внешним миром - особенно со СМИ, - анонимность подчеркивает равенство всех членов сообщества, пресекая тем самым возможные попытки воспользоваться членством в движении для достижения признания, власти и других личных выгод.
4chan и подобные сообщества существуют в "глубоком интернете", на тех миллиардах страниц, которые не индексируются Google и другими поисковиками.

Люди ушли туда, чтобы их не могли найти, не могли прочесть их сообщения.

Там они могли хулиганить, оскорблять, публиковать интимную информацию.

Там было много развлечения и общения - но и много насилия. Люди объединялись на этих форумах, планируя, как атаковать или спамить соперничающие группы, сайты и форумы. Еще в самом начале моей активности в этом сообществе, какой-то аватар, представлявшийся девушкой, пожаловался на свои обиды - и группа пользователей объединилась для того, чтобы, как они говорили, "разрушить жизнь" обидчику, взломать его счета и опубликовать его личную информацию.
Но к 2008 году в этой среде уже явно наметились тенденции использовать накопившуюся энергию и опыт для общественных целей, атакуя структуры и организации, которые считались здесь "плохими".

Впрочем, в движении всегда существовали две тенденции. Одна из них полагала, что "Анонимус" должен оставаться группой, занимающейся приколами всех и вся, ради игры и смеха. Другие же верили в то, что "Анонимус" должен стать силой добра, чтобы бороться с деспотическими режимами и грязным бизнесом, ради правды и всеобщего блага. Часто это сочеталось - и моя знакомая, пришедшая в "Анонимус" ради борьбы за правду, отличалась и своими колкими комментариями на любую тему. Ведь троллинг - это одно из свойств Трикстера. Даже lolcats - фотоснимки котов, опубликованные в сопровождении различных фраз - тоже могли представлять собой жесткие шутки, способные "проколоть пузырь" чьих-то раздутых эго.
Однако, в этой среде накомилось множество творческой энергии, истинной креативности - а еще гордости за то, чем занимаются его участники. И очень скоро это проявило себя в деле.

Примечание редактора.

Автор слишком уж идеализирует Анонимусов. И очень преувеличивает их неуязвимость.

В своей статье "Робин Гуды интернета" я подробно писал о вреде этой группы и о их, фактически, ликвидации.

В частности, я там писал:

Многие похищенные секреты Анонимусы-Лулзовцы передавали в Викиликс. Пусть тайное станет явным! В ответ катилась волна скандалов: хорошо ли, когда все читают, как один высокопоставленный дипломат в частном письме сказал про другого сановного дипломата, что тот - идиот?! Или того пуще: когда талибы взрывают колонну военных бензовозов, везущих топливо к недавно прибывшим в Кандагар американским солдатам ?

Викиликс давно стал объектом разработки ЦРУ. Этот канал утечки нужно было перекрыть - того требовали государственные интересы Америки. Ассанжа арестовали по обвинению в изнасиловании и он ждет экстрадиции в Швецию, по месту своих сексуальных подвигов. Может там ничего и не было, но ведь вредный Ассанж - есть. А нужно сделать так, чтобы не было. Его детище Викиликс лишили всех банковских счетов и всех поступлений от доброхотов.

И вот тут на защиту мирового рупора сплетен и тайн Викиликс выступили новые Робин Гуды. Они стали вскрывать сайты и наносить вред, можно сказать, разрушать, самый главный аппарат, так называемый теневое ЦРУ - аналитическую компанию Stratfor (Strategic Forecasting, Inc., штат Техас). Эта компания работает со спецслужбами всего мира. В декабре прошлого года лулзовцы взломали сервер Stratfor и украли 5 миллионов электронных писем и других документов, которые передали в Wikileaks. Тогда хакерам удалось украсть также более 700 тысяч долларов со счетов клиентов компании, частную переписку и другие сведения. Все это, серьезно ударило по репутации "теневого ЦРУ". После чего хакеры вывели из строя серверы. Да так, что, можно сказать, взорвали их. Главный исполнитель нового завета свободы для всей информации некий Джереми Хаммонд (справа) радостно сообщил об этой акции так: "Разрушения, которые мы нанесли серверам Stratfor в своем цифровом эквиваленте равно атомной бомбе: мы стерли, уничтожили всю их информацию таким образом, что она никогда не сможет быть восстановлена".

Cамое опасное - это даже не утечка информации, а выведение из строя блоков управления своими войсками в случае вооруженных конфликтов и войн. Разрушение серверов в штабах - это полная потеря контроля дивизиями и передачи сигналов в войска. Армия при этом становится глуха, слепа и тупа. Это паралич нервной системы. Враг приходит и берет обездвиженное туловище. То, что это сделали свои, а не вражеские хакеры добавляет лишь моральную компоненту отвращения, но ни на йоту не уменьшает вреда. Будущая война - это во много кибервойна. А учитывая роль дронов и вообще бесконтактных способов ведения боевых действий можно считать, что защита компьютерных сетей на 90 процентов обеспечивает успех. Может быть нынешние вредители и найдут свое место в жизни. После отсидки. И только при условии изменения у них их идеологии робин гудов и управителей мира.

Дело в том, что обе группы хакеров стали претендовать на политику. На воздействие и управление правительством США. Каким образом?

Да вот шантажом. Как поступают все террористы: вы выполняете наши такие-то требования, а иначе мы сделаем то-то и то-то. Покажем вам большую козу.

Взорвем, убьем, выведем из строя компьютерные системы, без которых у вас остановится все. Например, мы требуем, чтобы вы оставили в покое Викиликс и чтобы мы и далее могли свободно размещать похищенную секретную информацию для обозрения всем желающим. Предшествующие хакерские атаки на сайты Пентагона, ЦРУ, банков, фирм говорили о том, что эти угрозы не блеф. Да, эти могут.

Частенько свои нападения хакеры завершали словами: "Мы Анонимусы, нас легион. Мы не должны прощать, мы не должны забывать. Ждите нас".

Нужно было предпринимать нечто очень срочное и даже рискованное.
В начале прошлого года в среду хакеров запустили сверхсекретного агента ФБР. Засланного казачка, полностью "своего парня". Такой же высокой хакерской квалификации, как лучшие из анонимусов. Имя героя до сих пор неизвестно, думаю оно станет известно не скоро. Детали операции тоже пока скрыты, но результат известен.

Агент ФБР за счет своих знаний и преданности хакерскому делу довольно быстро вышел на духовного главу, вождя, идейного вдохновителя, гуру Лулз 28-летнего отца двух детей, безработного жителя Нью-Йорка по имени Хектор Ксавьер Монсегур (Hector Xavier Monsegur), известного в онлайне под ником Сабу (Sabu) (он слева). Этот Сабу жил на пособие SSI менее 1000 долларов в субсидированной маленькой квартире со своими двумя детьми.

Не имел никакого образования, даже колледжа. Так, паблик скул. Мог бы при его талантах стать миллионером. Но нет, он был именно классическим Робин Гудом интернета. Бедным да честным. Только очень вредным. К середине прошлого года Сабу уже наработал на пожизненное заключение. Пора брать.

Его арестовали в июне 2011 года. Сабу предъявили обвинение во взломе более чем 300 сайтов - это 124 года заключения. Когда ему рассказали, что он больше никогда не увидит своих малюток, они не дотянут до его выхода на волю, даже если проживут 120 лет, он немедленно признал себя виновным в совершении киберпреступлений и пошел на сотрудничество с ФБР. Стал вести со своими коллегами киберигру. То есть, получать от них планы и выдавать их имена, пароли, явки, планы и замыслы. Закладывать дружков по полной.

Информация об аресте Sabu тщательно скрывалась, никакой утечки не произошло, ничего не знали о провале и его подельники по священной по борьбе за свободу знания, продолжая слушать своего гуру и координировать с ним свою деятельность.

Более того, когда ФБР становилось известным о том, что анонимусы или лулзы собираются гробануть уже названный выше "теневое ЦРУ" Strategic Forecasting -Stratfor, то им не препятствовали. Следствию нужны были для суда абсолютно надежные доказательства киберпреступлений робингудовцев.

Грабьте, крадите секретную и приватную информацию, крушите серверы. Это все и будет уликами. Секреты теперь под контролем, никуда не уйдут, деньги - тоже, все ваши транзакции перекрыты. Вся информация, которую вы уничтожите, продублирована, заранее сделаны надежные бэкапы.
Вы между собой все согласовали? Отлично! Теперь вашему шефу Сабу делают знак - пора. Он дает отмашку: начинайте. Они и начинали, радостно потирая руки. Крадут данные, ломают серверы. Но концовка была для них печальной.

В сентябре прошлого года были задержаны три члена Lulz: двое в Великобритании и один в США. А в марте этого года грандиозный успех - арест еще одной, самой главной, "кембриджской пятерки", когда 6 марта разом "накрыли" и арестовали пятерых высокопоставленных хакеров.

Всего было арестовано 25 самых видных хактивистов. Все они ждут суда.

Успех ФБР на этот раз оказался очень большим, улов - богатым и коснулся не только почившей Лулз, но и очень опасного и ранее "неуловимого" движения Анонимусов. Взят с поличным Джейк Дэвис, которого считают "пресс-секретарем" Лулзов. Все остальные - это тоже главные чины штаба анонимусов и лулзов.

Легче всех отделается гуру Сабу. За столь большую помощь он получит скидку. Отсидит не 124 года, а может быть, только 24.

А может быть, найдет себя в служении государству и будет по заданию ЦРУ вскрывать сайты атомных секретов Ирана и Северной Кореи.

Комментарии

Добавить изображение