Независимый бостонский альманах

ПРИРОДА ИНФОРМАЦИИ

01-08-2013

Борис Георгиевич Коллендер окончил в 1961 году Ленинградский Электротехнический Институт (ЛЭТИ), 25 лет проработал в Государственном Доме Радиовещания и Звукозаписи, г. Москва. Всё это время занимался улучшением качества магнитной звукозаписи. Передаче звуковой информации посвятил много времени, как на рутинной работе, так и в научных исследованиях. Защитил кадидатскую диссертацию по улучшению качества звукозаписи. По этой теме есть, естествено, статьи и книга. 10 лет был отказником. Живет в Филадельфии, США, с 1990 года.

1. ИНФОРМАЦИЯ. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

Начнём с цитаты: "Платон и Аристотель были самыми влиятельными из всех древних, средневековых и современных философов; из них наибольшее влияние на последующие эпохи оказал Платон". Платон считается основоположником особого направления в философии - идеализма, который в противоположность материализму предполагал наличие некой нематериальной субстанции, содержащей сведения о мире , о людях, их мыслях и даже судьбах.

Платон писал: "Миру вещей, воспринимаемых посредством чувств, соответствует мир "идей", который, по его мнению, и есть истинный мир. Каждому классу предметов чувственного мира, например, классу "коней", соответствует в бестелесном мире некая "идея" - "вид" коня, который не может быть постигнут чувствами, как обычный конь, но может быть лишь созерцаем умом, к тому же умом, хорошо подготовленным к такому постижению. Коней в чувственном мире множество, а "идея" коня в умопостигаемом мире - некоторая целостность и, как таковая целостность, она - только одна. Такая "идея" является понятием об общей основе вещей каждого класса". Только они составляют по Платону истинное бытие .

Идеализм имел различные формы, был развит многими философами и вёл постоянную борьбу с материализмом. В задачу данной статьи не входит рассмотрение названных философских направлений, а упомянуты они лишь с единственной целью - показать, что наличие (или отсутствие) нечто нематериального всегда было в поле внимания философов, поскольку множество явлений нашего бытия нельзя было объяснить с чисто материалистических позиций.

Отметим также, что философии Платона был свойственен дуализм, который некоторым образом примерял существование идеального с видимым. Примерял различие между видимым и чувственным, между идеями и предметами, между душой и телом.

Далее, по заведенному порядку, надо бы вспомнить Аристотеля и его мысли по поводу нашей темы. Однако я вынужден сделать небольшое отступление от непосредственного раскрытия темы. Как видно из начала статьи, история информации - это история философии, история путей роста человеческих знаний. В рамках журнальной статьи полное изложение этой истории невозможно ввиду большого объема. Кроме того, этого можно и не делать, так как по философии и истории её развития существует огромная литература. В данной статье я стремлюсь дать только те ключевые моменты, которые имеют непосредственное отношение к природе информации, опуская многие важные, но не принципиальные для нашей темы мысли многих мудрецов.

Рене Декарта считают основателем современной философии. Будучи выдающимся математиком и физиком, он в своей философии руководствовался научными достижениями своего времени. Опуская из рассмотрения его богатейшее наследие, отметим, что в вопросе существования идеального и видимого он также придерживался дуализма, полагая реальное существование обеих субстанций - духовной и материальной. Проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам.

Далее, пропуская ряд философов, обратимся к епископу Джорджу Беркли.

В 1710 году он написал "ТРАКТАТ ОБ ОСНОВАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ". "Для всякого, кто обозревает объекты человеческого познания, очевидно, что они представляют из себя либо идеи (ideas), действительно воспринимаемые чувствами, либо такие, которые мы получаем, наблюдая эмоции и действия ума, либо, наконец, идеи, образуемые при помощи памяти и воображения... Посредством зрения я составляю идеи о свете и о цветах, об их различных степенях и видах. Посредством осязания я воспринимаю твердое и мягкое, теплое и холодное, движение и сопротивление... Обоняние дает мне запахи; вкус - ощущение вкуса; слух - звуки... Так как различные идеи наблюдаются вместе одна с другою, то их обозначают одним именем и считают какой-либо вещью. Например, наблюдают соединенными вместе (to go together) определенный цвет, вкус, запах, форму, консистенцию, - признают это за отдельную вещь и обозначают словом яблоко; другие собрания идей (collections of ideas) составляют камень, дерево, книгу и тому подобные чувственные вещи..." ". Если в тексте Беркли слово идеи заменить на слово информация, то текст зазвучит вполне по-современному. Мы познаем мир, получая посредством органов чувств информацию из внешнего мира. Беркли, будучи так называемым субъективным идеалистом, продолжил основную идею Платона: идея-информация - это нечто нематериальное, поступающее в наше сознание и помогающее воспринять внешний мир.

Для полноты понятия информации, следовало бы перейти к математической теории информации, начавшейся в 20тые годы ХХ века. Но, я намеренно опускаю её, потому что она, во-первых, широко известна и излагается во всех учебниках информатики. Во-вторых, для разработки математической теории природная сущность информации неважна - как известно, математикам не нужна природная сущность изучаемого объекта, для них важно выяснение количественных связей.

Перейдём сразу к нашему современнику , выдающемуся американскому математику Норберту Винеру, известному, прежде всего тем, что он основал новую дисциплину "Кибернетика", в которой понятие информация является базовым. Опять таки, ради экономии места и времени, я опускаю названия книг и статей Винера, в которых он излагает своё видение роли и природы информации, поскольку это легко найти во многих справочниках и учебниках по информатике. Приведу только три его основополагающих определения информации:

1. "Информация - это обозначение содержания, полученное нами из внешнего мира в процессе приспосабливания к нему нас и наших чувств". 2. "Информация - это то, что управляет". 3. "Информация - это не материя и не энергия".

Винер, по сути, совершил объединение разных понятий, существующих в философии, в физике, в связи, биологии и вычислительной технике в одном общее понятие - информация. После него информация стало общим научным термином, покрывающим все до сих пор частные понятия в отдельных отраслях знаний. * Вместе с тем, указанным Винеровским определениям, если можно так выразиться, в некоторой степени не повезло. В СССР, в конце сороковых и начале пятидесятых годов, короче - при Сталине, советские философы и ученые объявили кибернетику и, заодно, информацию - "продажной девкой империализма". Затем, в Хрущевскую оттепель, эти философы и ученые немного оттаяли, признали новую дисциплину и наперебой стали давать свои интерпретации понятию информации. Но тут опять случился сбой.

Основное внимание и развитие получило определение, указывающее на управляющую роль информации. Это понятно, так как она была непосредственно связана с развивающейся электронно-вычислительной техникой, переименованной затем в компьютерные технологии и информатику.

Что касается первого и третьего определений, то невезенье продолжалось. "Информация - это не материя и не энергия" - означало нечто нематериальное. Этого советская материалистическая философия принять никак не могла. Работа Ленина "МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ", в которой отвергается "всякий дуализм и кантианство", тяжелым булыжником придавил всякую философскую мысль . И, как видно из нижеследующего, давит до сих пор.

Современные знания об информации, существующие в российской науке и философии, представлены в статье академика Международной академии информатизации, директора Института фундаментальной и прикладной информатики РАЕН, профессора Константина Константиновича Колина "Философия информации и фундаментальные проблемы информатики"

Статья начинается так: "Философия информации развивается в России уже более 40 лет. Здесь в первую очередь необходимо отметить фундаментальные исследования данной проблемы, которые были проведены академиком А.Д. Урсулом. Его монографии, опубликованные более 30 лет тому назад, являются классическими работами в этой области и хорошо известны специалистам. Они остаются актуальными и сегодня, когда философские проблемы информации и информатики все более активно обсуждаются на страницах научных журналов и конференциях".

Я заглянул в работу А. Д. Урсула "ИНФОРМАЦИЯ И МЫШЛЕНИЕ", 1970 г . Вот, что там увидел: "Важнейшая заслуга В. И. Ленина состоит в том, что еще в 1908 году, на основе изучения высших форм отражения, человеческого познания, он выдвинул гипотезу: "Вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения...". и "Прошедшие шестьдесят лет принесли убедительные доказательства достоверности и плодотворности идеи об отражении как атрибуте материи, причем основная масса существенных данных была получена и осмыслена учеными лишь в последние десять лет. В этом важную роль сыграло возникновение кибернетики и теории информации, а также выдающиеся достижения естествознания, продолжившие те революционные открытия в физике, о которых В. И, Ленин говорил в работе "Материализм и эмпириокритицизм" в начале нашего века. В, И. Ленин. Полн. собр. соч. ( т. 18, стр. 9)".

Как говориться в подобных случаях: "no comment" - слишком подобострастны представленные суждения. Российские философы не смогли сделать следующий шаг в понимании сущности информации. - Как будет показано ниже, информация не возникает в результате отражения, а является неотъемлемым атрибутом любого материального объекта.

Справедливости ради, однако, отметим, что не все российские ученые были столь ограничены в суждениях. Весьма значимое определение информации дал академик Виктор Михайлович Глушков: "Информация - это совокупность сведений, которые циркулируют в природе и обществе, в том числе и в созданных человеком технических системах. … мерой информации является степень неопределенности или неоднородности в распределении энергии или вещества в пространстве и во времени. Информация и существует постольку, поскольку существуют сами материальные тела и созданные ими неоднородности. Ведь всякая неоднородность, по сути дела, несет в себе какую-то информацию" .

2. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИНФОРМАЦИИ

Во многих справочниках и энциклопедиях информация определяется просто синонимическим рядом известных терминов. Информация - это описание, сообщение, сведения, представление, изложение, инструкция, знание, характеристика, сигнал, код, символы и т.д. Такое филологическое определение устраивает многих, так как оно достаточно внятно объединяет множество знакомых понятий. В лимите возникает совершеннейшая простота: "Информация есть информация". Точка и ничего больше.

Однако такое определение, с точки зрения науки и философии, ущербно: оно не раскрывает ни природу информации, ни какие-то её основополагающие свойства, ни, наконец, те её качества, которые делают информацию широко распространённой и полезной. Поэтому специалисты, философы и ученые, не оставляют попыток найти всёприемлимое определение информации.

Мы начнём с того, что укажем: любая информация имеет содержание и форму. СОДЕРЖАНИЕ информации - это, собственно, сама информация. Это то, что имел в виду Норберт Винер: "…полученное нами из внешнего мира в процессе приспосабливания к нему нас и наших чувств". Или, "идеи" по Беркли. Это и многое другое, получаемое всеми живыми существами в процессе их жизнедеятельности. Это информация ДНК, определяющая развитие организма; это гормоны, руководящие биологическими процессами в организме живых существ; это любые мысли человека или программа действий леопарда при охоте на антилопу. По своей сути содержание информации, или просто информация, нематериальна. Что, дополнительно, будет разъяснено ниже.

ФОРМА информации - материальный вид и способ существования информации. Например, нематериальная мысль может существовать только потому, что у человека есть материальный мозг, а в нём - нейроны, принимающие определённое состояние адекватное мысли. Содержание мысли (информацию) человек может высказать при помощи какого-то языка, - русского, английского, немецкого и т.д. - то есть набором условных материальных звуков. Та же мысль может быть изложена письменно, при помощи материальных символов - букв или иероглифов. Нематериальная мысль может быть материализована в творчестве ученого, артиста, компьютерного программиста, да и, просто, любого человека. В неживой природе, любой материальный объект содержит информацию о самом себе. Возьмем яблоко. Его форма подобна сфере, его цвет - желто-красный, его вес - сколько-то граммов, его вкус - сладко-кислый. Всё это материальные свойства яблока и, одновременно, информация, которая принадлежит яблоку и которая не зависит от того, смотрит на яблоко человек или нет. Ниже, мы поговорим об этом подробнее.

Далее, нужно отметить, - вся существующая в мире информация делится принципиально на два вида. Первый вид - это информация, циркулирующая в обществе людей. Второй вид - напротив, информация, циркулирующая в природе, вне человеческого общества.

Информация, циркулирующая в человеческом обществе, по происхождению субъективна и излагается на языках, созданными людьми. Субъективная информация может в отдельных случаях совпадать по содержанию с объективной информацией и таковой восприниматься другими людьми. Например, объективные законы природы - суть природная информация - субъективно формулируются открывающими их учеными, но люди могут принимать эту формулировку как объективную информацию, если она находит неизменное подтверждение в последующем применении. Языки, созданные людьми для передачи информации, весьма разнообразны и многочисленны. Это и просто человеческие языки: русский, английский и т.д. Это чертежи, рисунки, изображения, звуки, музыка. Это символы, коды, шифры. Наконец, это вообще любые материальные человеческие творения, несущие в себе отпечаток человеческой мысли. Природная информация объективна и изложена на языке природы. Что это за язык, мы выясним ниже.

3. ИНФОРМАЦИЯ - НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ СВОЙСТВО МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА

С моей точки зрения, РЕАЛЬНО СУЩЕСТВОВАТЬ - ЭТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕННЫМ! Трудно понять противоположное: чтобы что-то реально существовало и одновременно как-то себя не проявляло. Если что-либо существует, то это существование и подтверждается соответствующей информацией. Причем независимо от того, находится данный объект под наблюдением или нет. Скажем, электрон обладает электрическим зарядом независимо от нашего наблюдения. Этот заряд - его материальное свойство и одновременно информация об этом свойстве. Или, скажем, материальное тело имеет какую-то протяжённость в пространстве, объём и форму. Эти его материальные свойства проявляется при столкновении с другим материальным телом. Но и без столкновения объем и форма существуют у тела, которое образует их своим веществом, то есть имеет информацию об этих свойствах.

Здесь мы приходим к дуализму, возникшем ещё при Платоне, но, естественно, на другом уровне понимания и без всяких нематериальных субстанций. Физические свойства любого материального объекта дуальны. Они материальны и это проявляется в том, что материальный объект может вступить во взаимодействие с другим материальным объектом. Скажем, пространственная протяженность тела объекта проявляется при механическом столкновении; здесь же проявляется масса тела, изменяются характеристики движения. Тепловая характеристика тела изменяется при тепловом контакте с другим материальным объектом; электрические характеристики при электрическом контакте с электропроводящими веществами. И т.д.

Одновременно, физические свойства материального объекта - информационны. Пространственная протяженность тела - это информация; масса тела - это информация, температура тела - это информация. И т.д.

В чём различие материальности и информативности? Изменение материальных свойств означает изменение индивидуальности объекта, его качества и количества. Изменяется объект - изменяются его материальные и информационные характеристики. Поэтому, если мы хотим сохранить объект неизменным, мы не должны изменять, отрывать, его материальные свойства.

А вот информацию можно снимать с материального объекта, не нарушая его индивидуальности. Потому что информация нематериальна. Она не материя, а её свойство! Специфическое свойство, которое можно скопировать с первоисточника и передать в пространстве и времени, или сохранить на другом материальном объекте. Природа для этого "изобрела" различные материальные носители информации, главным образом излучения. Первое место среди них занимает - свет. Свет, электромагнитное излучение со спектром волн различной длины, падает на материальный объект; отраженный свет оказывается промодулированным формой объекта и его цветом. Попадая в наши глаза, органы зрения, этот свет воспринимается как информация о внешнем облике объекта. Или, скажем, попадая на зеркало, этот свет вызывает в нем отражение материального объекта.

Другое излучение - рентгеновские лучи. Это тоже природное явление, но взятое человеком под контроль в такой технической области как рентгеноскопия. Рентгеноскопия помогает снимать информацию внутри объектов непрозрачных для обычного электромагнитного излучения. В медицине - это получение информации, находящейся внутри человеческого тела; в материаловедение - это изучение внутренней структуры материалов; в биологии - хочется сразу вспомнить открытие двойной спирали ДНК . Воздушная среда, окружающая нас, является хорошим проводником звуковых колебаний. Органы звука, уши, служат нам приемниками таких колебаний. Мы слышим звуки природы, которые являются информацией о происходящих вокруг нас звуковых явлениях: шуме ветра или моря, пенье птиц или оперной дивы. Ну и, разумеется, голос собеседника, сообщающего нам какую-то свою нематериальную мысль, то есть - информацию.

Список материальных носителей нематериальной информации можно продолжить до очень большого числа. Но мы пока здесь остановимся - это свойство переносимости информации кажется вполне ясным.

Почему же я так упорно подчеркиваю нематериальность информации? Во-первых, потому, что это реальный факт. Такова действительность. Во-вторых, потому что это объясняет существование различных материальных форм информации. Или, скажем, существования одной и той же информации в разной форме. Например, продолжим разговор о яблоке. Информацию о нём предоставляет само яблоко. Но мы можем сделать фотоснимок и тогда информация о внешнем облике яблока появится на пикселях фотокамеры. С пикселей можно снять информацию электрическим способом и превратить в цифровой электронный код. Этот код можно передать по сети Интернета на компьютер своего приятеля, живущем в другом городе. На мониторе компьютера появится яблоко. Но съесть его будет нельзя, так как это будет только - нематериальная информация! В-третьих. Понимание природной сущности информации даёт возможность сделать объективное определение информации:

Информация - это естественное нематериальное свойство материи представлять себя. Для информации, созданной человеческим мышлением (сознанием) можно предложить дополнительные варианты, непротиворечащие основному определению.

Информация - это способ коммуникации. Информация - это описание. Информация - это программа. Информация - это язык, это код. Дополнительных определений можно дать много, так как это позволяет его основное, базовое, определение.

*

Ещё одним ложным наследием Ленина является определение материи. "Материя - есть объективная реальность, данная нам в ощущениях". Очевидно, что ощущения абсолютно непригодный инструмент для оценки макромира и микромира. Мы ощущаем, что Солнце вращается вокруг Земли, в то время как процесс осуществляется ровно наоборот. Не говоря о том, что в большинстве случаем нашей жизни, мы вообще много не ощущаем. Теперь, зная природу информации, мы можем дать более точное определение материи.

МАТЕРИЯ - ЕСТЬ ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ ИНФОРМАЦИЕЙ О СЕБЕ.

Существует объект (или субъект) - значит, существует и информация о нём. Нет информации - нет объекта. Предположим, в помещении, где вы находитесь, вы подумали, что есть рентгеновское излучение. Вызываете специалистов-техников. Они, при помощи специальных приборов, ищут информацию этих лучей. Если они её не находят, то рентгеновских лучей в этом помещении - нет. До сих пор не найдена объективная информация о нематериальной субстанции, духе, - значит она не существует. Как не существует и Бог, информация о котором тоже отсутствует.

4. ИНФОРМАЦИЯ И СОЗНАНИЕ

Основная задача данной статьи выполнена: разъяснена природа информации, дано её базовое определение. Однако, дело в том, что Природа, имея такой замечательный феномен, как информация, не могла не воспользоваться им при создании живых организмов. Они, живые организмы, - это, прежде всего, саморегулирующие устройства, жизнедеятельность которых контролируется информацией, внутренней и внешней. Любой живой организм живет постольку, поскольку он восприимчив к переработке нужной ему информации.

Кроме того, информация - это основной материал сознания. Обрабатывая информацию, поступающую извне, совместно с информацией, имеющейся в памяти, а также с информацией состояния организма, сознание принимает решение - создаёт новую информацию - о дальнейшем поведении организма. Это касается и человека, и любого другого живого существа. Разница только в том, что органы, обрабатывающие информацию, у людей и у остальных живых существ - различны по материальному устройству и способностям, как, впрочем, и сами организмы.

О связи информации и сознания, мной была написана подробная статья в 2005 году. Она есть на моем сайте: https://sites.google.com/site/kollenderinformation/home/stati-ob-informacii/-informacia-i-soznanie, а также на некоторых других . Поэтому здесь я помещу только заключение статьи:

СОЗНАНИЕ - ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ.

Это способ восприятия информации, её постижения и выдачи новой информации. Способ накопления информации, её оценки и её ощущения. Это способ постижения себя и мира.

Источники:

1.Бертран Рассел "ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ".

2."Мир - это всё, что существует", Л. Витгенштейн "Логико-философский трактат".

3. В.Асмус "Платон - философ-художник античного мира", в книге "Платон. Избранные диалоги"1965 г. Винер приезжал в Москву, кажется, в 1962 году. Я в это время на московском заводе МЭЗ конструировал студийные магнитофоны для записи и воспроизведения звуковой информации.

3. Борис Коллендер "Заблуждения Ленинского материализма". http://filosofia.ru/76656/

4. "Информационные Ресурсы России" №1, 2010 http://www.aselibrary.ru/digital_resources/journal/irr/2010/number_1/number_1_5/number_1_51394/

http://www.i-u.ru/biblio/archive/ursul_inf/00.aspx 5. Максимович Г.В. 'Беседы с академиком В. Глушковым' - Москва: Молодая гвардия, 1978г.

6. Например: "БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" Москва "Советская Энциклопедия".

7. Джеймс Д. Уотсон "ДВОЙНАЯ СПИРАЛЬ", Издательство "МИР", Москва 1969 г. http://www.ulita.net/gost_v11_b6.htm

9. http://www.computerra.ru/readitorial/394724/

Комментарии

Добавить изображение



Добавить статью
в гостевую книгу

Будем рады, если вы добавите запись в нашу гостевую книгу. Будьте добры, заполните эту форму. Необходимой является информация о вашем имени и комментарии, все остальное – по желанию… Спасибо!

Если у вас проблемы с кириллическими фонтами, вы можете воспользоваться автоматическим декодером AUTOMATIC CYRILLIC CONVERTER.

Для ввода специальных символов вы можете воспользоваться вот этой таблицей. (Латинские буквы с диакритическими знаками вводить нельзя!)

Ваше имя:

URL:

Штат:

E-mail:

Город:

Страна:

Комментарии:

Сколько бдет 5+25=?