ИЗРАИЛЬСКИЙ ФЕНОМЕН РОССИЙСКОГО АБСУРДА

03-09-2013

Недавно в интернет-журнале "Кругозор" я прочитал замечательную статью "Алексею Герману - 75. Ему не нравилось быть русским…" (http://www.krugozormagazine.com/show/German.1891.html ). Такую умную и хорошо написанную статью я не читал давно, и автора с таким глубоким пониманием России и российской действительности не часто встретишь. Эта статья посвящена известному советскому и российскому режиссеру Алексею Герману и его фильму "Хрусталев, машину!". Главным героем фильма Германа "Хрусталев, машину!" является, как верно отмечает автор, абсурдность российской жизни. Не трудности, не недостатки, не проблемы российской жизни, а именно ее абсурдность.

Чтобы представить читателю как силу режиссерского таланта Алексея Германа, так и уровень понимания его фильма автором статьи, лучше привести из нее цитаты: "Это фильм о сути России, о сути населяющего ее народа - безотносительно к времени действия. Фильм о страшной стране и о страшных людях. О болотистых пространствах с гнилым лесом на горизонте. О кострах и разбойничьем посвисте, несущемся вслед спотыкающемуся на рельсовых стыках поезду. О полустанках, заросших бараками с черной человеческой плесенью. О волчьей автомобильной стае, неторопливо рысящей вдоль пустынной городской улицы. О неподвижной черно-белой февральской ночи, в которой, пригнувшись, перебегают от дерева к дереву черные, безликие, бесполые существа. От дерева к дереву, от состояния хищника к состоянию жертвы, хищника, жертвы, хищника… Вот такие мы … Герман смотрел на мертвящий российский ад не со стороны, а изнутри. … Но главный смысл германовского шедевра - тотальная и безнадежная бессмысленность российского бытия. Именно абсурд правит бал в каждом тщательно выверенном и выставленном кадре. … Абсурд, по сути, является не столько смыслом, сколько главным героем фильма, подчиняя себе в итоге все, даже сюжет. Главное достижение Германа заключается в поразительной убедительности воссоздаваемой атмосферы абсурда. ". Согласитесь, что написано здорово.

Получилось так, что меня заинтересовало название статьи, и я начал читать, не обратив внимания, кто ее автор. Прочитав статью до конца и восхищенный ее содержанием, я поспешил узнать имя автора. Каково же было мое удивление, когда автором такой умной и так сильно понравившейся мне статьи оказался Алекс Тарн (Тарновицкий Алексей Владимирович) - израильский русскоязычный писатель, публицист, переводчик, который до отъезда в Израиль в 1989 году жил в Ленинграде и окончил Институт Точной Механики и Оптики по специальности "Вычислительные машины".

Художественные произведения Тарна я почти не читал, но его публицистика всегда вызывает у меня недоумение, смешанное с отвращением. Это и было причиной такого моего удивления. Мне не верилось, что Алекс Тарн является автором как обсуждаемой замечательной статьи, так и таких публицистических "перлов" как, например, "Осторожно - фашизм!", "Революция ублюдков", "Симбиоз плутократов".
Для того, чтобы читателю было понятно, о чем речь и чему я так удивлен, давайте обратимся к некоторым публицистическим творениям Тарна. Вот, например, статья "Осторожно - фашизм!"( http://www.polosa.co.il/blog/33699/), в которой Тарн умышленно уподобляет социалистов всех видов фашистам и сталинистам: "Получается, что эти идеологии антидемократичны в принципе, по сути. Иными словами, все социалистические, то есть коммунистические, анархо-синдикалистские, социал-демократические и национал-социалистические общества в той или иной степени тоталитарны (а степень зависит исключительно от объема власти, свалившейся в руки очередному Ленину, Сталину, Гитлеру, Мао, Кастро или Полпоту).". Трудно понять, на каком основании Тарн делает безапелляционный вывод, что все социалисты, в том числе и социал-демократы западных стран - очередные Сталины и Гитлеры? Неужели только потому, что он ненавидит социалистов также сильно как фашистов и сталинистов? Прием не хороший с нравственной точки зрения, не говоря уже о полном не соответствии действительности. Какое отношение к сталинизму и тем ужасам, которые творились в России при советском режиме, имеют европейские социал-демократы, и куда вдруг улетучилось такое глубокое понимание Тарном "сути России" и "сути населяющего ее народа"? Ведь, если во всем виновата социалистическая идеология, то "страшная" страна, населяющий ее народ и "абсурдность российской действительности не связанная с временем" к этим ужасам никакого отношения не имеют? Где же нас пытается обмануть писатель и публицист Тарн, когда в одной своей статье демонстрирует такое глубокое знание России, из которого не может не следовать, что корни сталинизма лежат в российской истории, в нравственном и культурном уровне ее народа, или когда сваливает всю вину за сталинизм на принесенные с Запада социалистические идеи в других своих статьях?

В последние десятилетия в русскоязычном мире как в России, так и за ее пределами, главным образом в кругах интеллигенции, стало модно при любом случае посильнее "лягнуть" социализм и социалистов. Можно в какой-то мере понять бывших советских людей. Они ненавидят тот строй, который был в России при советской власти. Этот строй называли социалистическим, и, значит, они ненавидят социализм и все социалистическое. То, что советский режим ничего общего с социализмом не имел, что в СССР только лозунги были социалистическими и только говорили о социализме - многие люди не знают. Неужели и Тарн не понимает, что в Швеции, например, никогда не может произойти то, что происходило в сталинской России, независимо от того находятся у власти левые или правые, приверженцы социализма или капитализма? В такой же стране как Россия, где никогда не было демократии, деятельность ленинской партии радикальных революционеров была очень вредной, и захват власти большевиками действительно раньше или позже вел к диктатуре и террору.

Вместо того, чтобы понять причины происшедшего, обратить критику, прежде всего, во внутрь, на самих себя, на нравственный, политический и культурный уровень большинства граждан, россияне обвинили во всех бедах советского режима социалистические идеи и основоположников марксизма. На самом же деле корни сталинизма лежат в российской истории, ментальности, традициях. После революции 1917 года произошел резкий откат российского общества назад. По жестокости, коварству и бесправию населения сталинский режим был подобен восточным сатрапиям. Сталинизм - явление чисто российское, а социал-демократия и социалистические идеи, нравится это или не нравится Тарну и его единомышленникам, являются неотъемлемой частью современной западноевропейской культуры и имеют глубокие корни как в иудаизме, так и в христианстве. А.Тарн не может этого не знать.

Возвращаясь к статье Германа и к главному герою его фильма - российскому абсурду, хотелось бы понять, где же источник российского абсурда? Скорее всего, российcкая жизнь абсурдна именно потому, что абсурдны психика и мышление большинства российских людей. Абсурдность стала характерной чертой советско-российского мышления. У Тарна, например, эта черта проявляется особенно отчетливо. В основе абсурдности российского мышления лежит дуализм нравственности, или, вернее говоря, безнравственность. В России нравственность, как и закон - "что дышло: куда повернешь - туда и вышло". Для российского интеллигента нравственность и истина не являются абсолютными ценностями, а служат лишь достижению Великой цели. Как подтверждает история, российский интеллигент меняет свое лицо и свою сущность в зависимости от обстоятельств. Демократия, уважение к правам человека и меньшинств, терпимость к другому мнению, нравственность и честность - все это имеет ценность только в той степени, насколько ведет к достижению поставленной цели или к победе над врагом, насколько помогает усилению "наших" над "чужими". А если все эти ценности мешают достижению цели - тем хуже для них. И демократию, и права человека, и нравственность можно обозвать вредными излишествами, существенно ограничить или вообще послать к чертовой бабушке, как поступили большевики, когда пришли к власти в 1917 году, и как поступили возглавляемые Ельциным "демократы", когда пришли к власти в 1991 году. Точно так же ведут себя и многие русскоязычные израильские интеллигенты. Живя в СССР и будучи там слабым меньшинством, они были солидарны с прогрессивной Европой, являлись приверженцами либеральных ценностей, выступали против национализма, расизма и притеснения национальных меньшинств. Переехав в Израиль и присоединившись к сильному большинству, они резко изменили свои пристрастия, с ненавистью говорят об израильских левых и национальных меньшинствах, ругают загнивающую Европу, пренебрежительно относятся к либеральным ценностям и поддерживает ограничение деятельности правозащитных организаций.
Рассмотрим еще одну статью Тарна - "Революция ублюдков". (http://www.berkovich-zametki.com/2012/Zametki/Nomer11/Tarn1.php). Это не менее удивительное произведение, в котором Тарн объявляет "Левизну" всемирным Злом и призывает к "крестовому походу" против него. Весь мир Тарн делит на две части: консерваторы(правые), которые полагают, что мир должен развиваться сообразно культурной традиции, с мелкими и осторожными изменениями к лучшему и левые, являющиеся сторонниками рациональной модели радикального преобразования общественного устройства. Правых Тарн объявляет людьми нормальными, а левых соответственно ненормальными. К левым Тарн относит якобинцев, социалистов, анархистов, нигилистов, фашистов, коммунистов, национал-социалистов, социал-демократов, социал-революционеров. Никаких различий между ними Тарн умышленно не делает, всех валит в одну кучу. Делается это для того, чтобы все "Леваки" выглядели в одном черном цвете и были одинаковыми "ублюдками".

По Тарну всем левым, к каким бы благим целям они не стремились, присущи ложь и мошенничество: "В результате, ложь и мошенничество имманентны любым "второполюсникам", с какими бы благими намерениями они ни начинали свой крестовый поход. …Известно и то, чем в предыдущем веке закончились для человечества эксперименты социалистов всех мастей, приставок и суффиксов. Казалось бы, этот урок должен был послужить надежным антидотом против губительного "левого" вируса." Мошенничество мы наблюдаем как раз у самого Тарна, когда он ссылается на эксперименты "социалистов всех мастей, приставок и суффиксов". Ведь как в прошлом, так и в наши дни, подавляющее большинство социалистов не имели и не имеют никакого отношения ни к большевикам и сталинистам, ни к фашистам, на губительные последствия деятельности которых намекает Тарн. Например, во многих европейских странах социал-демократы десятилетиями находятся у власти, и эти страны являются одними из самых процветающих в мире. Тарна не смущает и тот факт, что в Израиле, особенно в первые десятилетия после создания государства, было много приверженцев социалистических идей, социалистические партии были наиболее влиятельными в политической жизни, а социалистические хозяйства и социалистические элементы играли важную роль в экономике молодого еврейского государства. Можно спорить о том, насколько влияние социалистических идей и социалистических элементов в экономике было эффективно и какую пользу это принесло обществу, но ни к каким губительным последствиям в Израиле это не привело. На чем же основано такое пессимистичное пророчество Тарна: ""Левый ренессанс", свидетелями которого мы являемся в Европе и обеих Америках, ставит нас и наших детей перед недвусмысленной угрозой нового Гулага и нового Аушвица."?

"Левых" Тарн уподобляет исламским экстремистам, объявляя и тех и других двумя всемирными джихадами: "И те, и другие принципиально не способны на создание каких бы то ни было собственных ценностей, материальных или духовных. … Подтасовки, враньё, инсценировка, подлог - методы абсолютно те же, что на выборых в Белый дом, что в перестрелке на перекрестке Нецарим. … Мы по-прежнему имеем полное право называть подлость подлостью, ложь - ложью, а ублюдков - ублюдками. И в условиях нынешней поляризации, когда ублюдки перешли в наступление по всему фронту, а кое-где даже празднуют победу, особенно важно называть вещи своими именами. Они - не "левые", они - подлецы, хотя бы потому, что подло исповедовать "левую" идеологию после ужасов XX века." Я не берусь защищать и обелять методы "на выборых в Белый дом", но можно ли сравнивать их с перестрелкой "на перекрестке Нецарим"? Далее Тарна несет на "крыльях" ненависти все дальше и выше: "Нужно вывести левый и любой джигад из сферы моральной легитимности. Нужно понять: речь идет не просто о другой "системе взглядов", но о страшной чуме… Нужно заявлять об этом во всеуслышание на каждом углу, на каждой странице, пока нормальные люди не станут испытывать тошноту при звуке слов "социалист", "анархист", "коммунист" - точно такую же тошноту, какую они испытывают уже, слыша слово "фашист". Если это получилось по отношению к идейным кузенам леваков - нацистам, то почему бы не добиться того же и по отношению к ним самим? Если для этого понадобится новый Нюрнбергский процесс - пусть будет процесс. Их нужно судить - именно судить, а не вступать в спор, придавая тем самым видимость законности той лживой, чреватой большой кровью белиберде, которую они несут. От них нужно брезгливо отворачиваться и зажимать нос. Отказывайтесь от сотрудничества с ними - любого сотрудничества. Левый значит подлый - каждый из нас должен помнить эту простую итину и потупать соответственно. … Ведь мы нормальные люди.".

Если бы эта ругань относилась только к небольшой маргинальной группе левых радикалов, это еще как то можно было бы понять. Но, как уже отмечалось ранее, Тарн объединяет вместе фашистов, сталинистов, социалистов всех стран, европейских социал-демократов и демократов США, для него все левые, включая Президента США Барака Обаму, одинаковые подлецы. Кого призывает судить Тарн - людей, которые не только не убивали, но и вообще не преступали закон, судить только за то, что они привержены социалистической идее, и только потому, что кто-то считает, что все закончится новым Гулагом? Чем же судебный процесс над левыми, к которому призывает Тарн, будет отличаться от сталинских процессов 1937 года?

Разве можно не испытывать отвращение к этим текстам Тарна, особенно к таким как "Они - не "левые", они - подлецы …" или "Левый значит подлый …". Разве нормально такое писать? Можно ли представить, чтобы образованный человек, тем более писатель какой-либо западноевропейской страны писал так огульно о всех социалистах и социал-демократах, обзывал ублюдками? Но так же, как показанное Германом в его фильме(в фургоне "Советское Шампанское" уголовники насилуют генерала медицинской службы Клёнского и т.п.) не совместимо с нормальной жизнью, а в российской абсурдной реальности это не вызывает большого удивления и многим "нравится быть русским", точно так же и писания Тарна нормальны в пространстве российского абсурда и находят понимание и даже горячую поддержку у многих достаточно образованных и умных русскоязычных израильтян.

Как пишет Тарн: "абсурд предполагает отсутствие какой бы то ни было системы, каких бы то ни было конвенций". Именно это мы встречаем у самого публициста Тарновицкого-Тарна. В своих статьях Тарн манипулирует выводами, так как это ему выгодно в данный момент. Когда речь идет о России - мы видим одного Тарна, а когда он пишет о Ближнем Востоке, об Израиле, о "Левых" и "Правых" -публицист Тарн тут же перевоплощается до неузнаваемости. Тарн принадлежит к российскому миру не только потому, что он родился в России и пишет на русском языке, но и в силу характера его психики и мышления. Ведь это так по-российски: делить мир на своих("Правых") и чужих("Левых"), называть своих нормальными, а чужих ненормальными, патологически ненавидеть чужих и защищать своих любыми средствами. Свои всегда и во всем правы, а чужие всегда не только что не правы, но и просто сволочи, подлецы и ублюдки, поэтому для доказательства их ничтожности и подлости можно белое называть черным, а черное белым, можно писать полную чушь - все подходит в сражении с мировым Злом.

В статье "Алекс Тарн - пламенный борец против ксенофобии" (http://morashtenu.org.il/tarn/ ) Марк Амусин совершенно справедливо написал: "Давно мне не приходилось встречаться со столь ароматным букетом нелепостей, передержек, и откровенных измышлений, какой наличествует в статье писателя А. Тарна "Осторожно - фашизм!" ". Поэтому, может быть, не стоило уделять Тарну такое внимание и делать анализ его статей? Но дело в том, что "Тарны" - это явление, это продукт абсурдного российского мира, характерными представителями которого они являются и который они привезли с собой в Израиль. Израильский русскоязычный сектор является частью российского мира и русской культуры, со всеми положительными и отрицательными ее свойствами и элементами. Абсурдность мышления и поведения присущи и многим русскоязычным израильтянам, у которых, как и у российских людей метрополии, мы часто замечаем удивительное соседство таланта, ума, эрудиции, знаний в одних областях и глубокого невежества в других, когда желание помочь ближнему и своей стране соседствует с ненавистью к чужим и пренебрежением к гуманизму и либеральным ценностям. Думаю, что не мало русскоязычных израильтян вполне могут сказать о себе то же, что пишет Тарн о российских гражданах: "И в этом - самый страшный абсурд. Вот такие мы…Мы не сразу обнаруживаем его метастазы в собственной душе". Вот и Алекс Тарн даже не подозревает о метастазах абсурда в своей душе. Так же, как российская действительность несовместима с нормальной жизнью, с достойной жизнью уважающих себя людей, как верно пишет об этом Тарн, так и его собственные публицистические писания не совместимы с нормальной нравственностью и нормальным мышлением.

В основе западноевропейской цивилизации, в отличие от российской, лежит гуманизм. Тест на гуманизм многие российские граждане, включая интеллигенцию, а также и многие русскоговорящие эмигранты во всех странах мира, не проходят. Можно ли таких людей, как А.Тарн, относящихся с презрением к главным ценностям западноевропейского мира, причислять к истинной интеллигенции?

Комментарии

Добавить изображение