РЕЛИГИЯ, БОГ, ВЕРА, АТЕИЗМ — НЕСКОЛЬКО ШТРИХОВ

16-11-2013

«Человек никогда не станет свободным, пока он не изгонит

Бога из своего разума» (Дени Дидро, 1713-1784)

«Если бы Бога не было, его следовало было бы

выдумать» (ВОЛЬТЕР, 1694-1778)

1328 октября 2013 года в программе «Особое мнение» (радио «Эхо Москвы») принимал участие известный в России журналист и общественный деятель Максим Шевченко (р. в 1966 году). Обсуждались острые политические вопросы, речь зашла и об атеистах, православии, межнациональных отношениях, о высказываниях В. Жириновского... Он, среди разных суждений, высказал и такую мысль: «...не надо выгонять атеистов. Я думаю, что во втором поколении они (дети атеистов — Е. Ш.) вернутся к нормальной вере...».

Перелистывая распечатки высказываний известных людей прошлого, по ассоциации с высказыванием Шевченко, обратил внимание на слова Иосифа Дицгена (1828-1888): «Историческое развитие религии состоит в её постепенном исчезновении». Слова этого человека частично оправдываются: по той информации, которая поступает, многие люди всё реже ходят в церковь и пр. (не хочу уходить в сторону другой темы). В статье о религии в Ирландии Википедия приводит такие данные (2012 год, итоги переписи населения): число атеистов (их называют — «не религиозные») в стране, начиная с 2006 года, увеличилось почти на 45% (это — 269000 человек). В Чехии прирост за 10 лет составил 18,4%. А вот Россия — лидирует в мире по сокращению доли атеистов среди населения (данные университета по изучению общественного мнения в Чикаго). Атеистов в России в 1998 году было 18,5%, в 2008 году — 6,8%. Возможно, прогноз Шевченко (для России) опирается на эту тенденцию. Кроме России, эта тенденция просматривается в Израиле, Словении.

Атеисты, например, в США ведут активную деятельность, направленную против вторжения религии в общественные структуры (это тоже не наша тема). Яркий пример. Когда одну из улиц Нью-Йорка переименовали в честь погибших пожарных, Ассоциация атеистов заявила, что в «общественных местах не должно быть никаких названий религиозного характера». Президент организации заявил: «Мы как атеисты считаем, что ни рая, ни ада не существует». Примеров много. Но вот ещё один. Был подан судебный иск с требованием убрать статую Христа, установленную около горнолыжного курорта в штате Монтана...

В демократическом обществе (пример тому — США) атеисты могут создавать свои организации и твёрдо проводить в жизнь свои взгляды и принципы, не опасаясь, что их могут преследовать за убеждения. Их могут не любить, презирать, даже — ненавидеть, или же противостоять им физически, но они могут легально функционировать. Так в мире — не везде. За атеизм могут, вполне официально, — казнить. То есть атеизм, даже нерелигиозность, запрещены законом — вопреки Всеобщей декларации прав человека ООН. Хорошо, что у католиков появился прогрессивный Папа — Франциск, который в одной из проповедей заявил, что атеисты, если они хорошие люди, заслуживают к себе хорошего отношения. Реальность, однако, иная. В Индонезии (г. Пулау Пуджунг) Александра Аана (ему в тот момент было 30 лет) осудили на 30 месяцев тюремного заключения за то, что на своей странице в Facebook написал, что Бога нет. Но главное — организовал группу атеистов. Верующие (исламисты, в стране их — 90%) его избили, а полиция — арестовала. Суд обвинил его в разжигании религиозной ненависти.

Закономерно, что возрождение религии заметно в России (после длительного периода притеснения, преследований и репрессий, выкорчёвывания и уничтожения всего и вся), как и очевидная тенденция клерикального характера (в скобках только отмечу, что Всемирный совет церквей призвал не политизировать духовную сферу, не втягивать религию в политику — г. Пусана, 30 окт.-8 ноября 2013 г.). И тут вспоминаются слова А. С. Пушкина (1800-1837) из письма к П. Я. Чаадаеву (1794-1856): «Что касается духовенства, оно вне общества, оно ещё носит бороду. Его нигде не видно, ни в наших гостиных, ни в литературе, оно не принадлежит к хорошему обществу. Оно не хочет быть народом. Наши государи сочли удобным оставить его там, где они его нашли. Точно у евнухов — у него одна только страсть — к власти. Поэтому его боятся. И, я знаю, некто, несмотря на всё своё упорство, согнулся перед ним в трудных обстоятельствах — что в своё время меня взбесило.

Религия чужда нашим мыслям и нашим привычкам, к счастью, но не следовало этого говорить (выделено мной — Е. Ш.). ...наше современное общество столь же презренно, сколь глупо; что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью, правом и истиной, ко всему, что не являчется необходимостью. Это циничное презрение к мысли и к достоинству человека...» (19 октября 1836 года, т. 10, с. 701).

Критическое отношение к религии существовало во все времена. «Все религии, какие мы только видим на земле, — пишет Поль Гольбах (1723-1789), задолго до рождения Пушкина, — дают нам лишь клубок вымыслов и бредней, возмущающих ум». Подобных высказываний много, как и высказываний противоположного толка, в которых Бог и Религия прославляются, утверждаются с несомненной убеждённостью. Дадим слово Артуру Комптону (1892-1962), физику, лауреату Нобелевской премии: «Для меня Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, разума — неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: „В начале — Бог“ ». А Бог, вера в него, как известно, — основа всякой религии (как бы он ни назывался на разных языках и в разных религиозных направлениях). Ему успел возразить Иоганн Кеплер (1571-1630): «С того момента, как мы для объяснения прибегаем к идее сотворения, прекращается всякое научное объяснение».

Предлагаю читателям, вместе со мной, поразмышлять над рядом утверждений.

1.Самое большое зло на Земле — человек. Этот тезис я обстоятельно осветил в статье «Человек — это звучит как?» (Альманах «Лебедь», № 684, 2013 г.). Человек, как утверждается, — творение Бога. Может, Бог ошибся, сотворив человека? Ведь с деятельностью человека на Земле связано столько бед, столько зла, столько позора, столько трагедий! Да и матушка-земля уже стонет от его деятельности. Вот-вот испустит дух. Бог руководит Природой. Вот он нагнал на Фукусиму цунами, построенная на берегу океана АЭС повреждена... в воды попала и продолжает поступать радиоактивная вода... Незадолго до этого катаклизма в воды Мексиканского залива мощным потоком из земных недр хлестала нефть... Ещё раньше — взрыв на Чернобыльской АЭС... Уже сегодня люди ищут такие уголки на нашем шарике, где можно глотнуть чистый кислород... В водах морей и океанов угрожающе большое количество ионов тяжёлых металлов (меди, кадмия, ртути, свинца, висмута, хрома...), чуждой природе неорганики и органики, острова мусора...

И легко представить себе весь растительный и животный мир без человека. Были бы молнии (в том числе и шаровые) и грозы, извержения вулканов, разливы рек, пожары, ураганы и цунами, оползни, смещение континентов, столкновения с небесными телами, была бы борьра за существование в животном мире... То есть были бы процессы, ведущие к изменениям, но газ, нефть и уголь, золото и алмазы, прочие изобретения Бога навсегда были бы там, где образовались (или были сотворены!). Короче говоря, Земля была бы счастливой, если считать её персоной Вселенной, о которой создатели церковных книг понятия не имели. А теперь человек, непомерно расплодившийся, — главный житель на Земле (и, скорее всего, — во Вселенной). Человек — обладатель уникального мозга, — объект и субъект многочисленных религиозных структур (хотя число основных религий невелико). Мозг и строение тела выделяет человека как удивительное творение Природы или Бога — не имеет значения. Теперь уже в руках Человека и сил Природы судьба Земли и жизни на Земле.

28 сентября 2012 года на конференции, организованной МГУ и РАН, с большой речью (можно сказать — с программной) выступил Патриарх Кирилл. В принципе, он подтвердил вышесказанное: «Священное писание утверждает абсолютную необходимость института гражданской власти в поражённом грехом мире. Цитирую апостола Павла: „Противящийся власти противится Божиему установлению“. Силы зла, увы, реальны... Как любое человеческое общество в этом падшем мире... Церковь есть добровольное сообщество, которое обращается к своим членам с пастырским словом, рассчитывая на их добровольное послушание... она формирует души людей...» Выделения — мои.

2.Самое большое зло для человека — религия. Это не я сказал, я только повторил. Приведу несколько высказываний. «О том, хороша ли данная религия, надо судить по тому, можете ли вы шутить на религиозные темы» (Гилберт Честертон, 1874-1936, выдающийся английский христианский мыслитель). «Бог был доволен своей работой. Вот что ужасно» (Сэмюэл Батлер, 1835-1902, писатель). «Между религией и добродетелью нет ничего общего» (Клод Гельвеций, 1715-1771, французский литератор, философ-материалист). «Догмат есть не что иное, как прямой запрет мыслить» (Людвиг Фейербах, 1804-1872, философ-материалист, атеист). «Вся история церкви — смесь заблуждения и насилия» (Иоганн Гёте, 1749-1832, поэт...). «Крови, пролитой поклонниками Бога, хватило бы для того, чтобы утопить приверженцев всех других сект на земле» (Перси Шелли, 1792-1822, поэт,...). «Не знаю, существует ли Бог, но для его репутации было бы лучше, если бы он не существовал» (Жюль Ренар, 1864-1910. французский писатель). «Нет такого уголка в мире, где различие в религиозных воззрениях не орошало бы землю кровью» (Дени Дидро, 1713-1784, французский писатель, философ-просветитель,...). «Когда у какой-либо одной религии возникает претензия заставить всё человечество принять её доктрину, она становится тиранией» (Рабиндранат Тагор, 1861-1941, индийский писатель, поэт, композитор, художник). «Религия мешает людям видеть, потому что она под страхом вечных наказаний запрещает им смотреть» (Дени Дидро). «Философы говорят много дурного о духовных лицах, духовные лица говорят много дурного о философакх, но философы никогда не убивали духовных лиц, а духовенство убило немало философов (Дени Дидро). «Подлинная история человечества — это, в сущности, войны, корыстолюбие, тщеславие, жестокость, алчность, пороки и только слабые придумывают себе какого-то бога, спасителя, к которому он взывает о помощи. А сильные пользуются этой верой в бога, чтобы порабощать слабых» (Теодор Драйзер, 1871-1945, американский писатель).

Процитированное — это те обобщения, к которым пришли эти великие люди, наделённые мощным интеллектом. Теперь настала пора перейти к фактам. Фактов — огромное множество, поэтому ограничмся наиболее разящими. Начнём с Крестовых походов XI-XV веков. Их было 8. Западная Европа воюет с мусульманами. Цель — освободить Палестину от турок-сельджуков, обращение в христианство язычников Прибалтики. Подавление еретических и антиклерикальных течений в Европе.

Второй пример — религиозные войны во Франции: католики враждуют и воюют с протестантами (гугенотами). По времени — почти вся вторая половина 16-го столетия. Апогеем этой вражды стала Варфоломеевская ночь — с 23 на 24 августа 1572 года. Было убито порядка 30000 гугенотов. В том числе большое количество знаменитостей, интеллектуалов, граждан страны. Более 200000 человек сумело сбежать и спрятаться в соседних странах.

Особо памятна в ретроспективе испанская «Инквизиция», цель создания которой — борьба с «еретической греховностью». Особенно наследила в истории испанская инквизиция, учреждённая в 1478 году. И запомнилась деятельностью её основоположника и главы — Томмазо Торквемада (1420-1498). В период с 1481 по 1498 годы на костре сожгли около 8000 человек. «Мода» прижилась. Вольтера (1694-1778, французский философ-просветитель, правозащитник,...) потрясла казнь через сожжение Мигеля Сервета (1511-1553), рождённого в Испании естествоиспытателя и врача (впервые в Европе описал малый круг кровообращения). Он был теологом-антитринитарием (монотеистом). В соответствии с Никейским собором 325 года, его взгляды причислялись к ереси. По приговору женевской консистории Сервет был сожжён на костре, и считается «первой жертвой протестантского фанатизма».

17 февраля 1600 года на площади Цветов (Рим) был сожжён Джордано Бруно (1548-1600). За что? Вот что писал в своём доносе венецианскому инквизитору некий Мочениго (23 мая 1592 года): «...много раз слышал от Джордано Бруно..., что мир вечен и существуют бесконечные миры..., что Христос совершал мнимые чудеса и был магом... Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием „новая философия“. Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они — ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом». Были и другие — его — доносы, за которыми последовал арест..., отлучение от церкви и решение — сжечь, на что последовал ответ: «Сжечь — не значит опровергнуть!» На книги был наложен арест. Естественно, лишён сана священника. И посейчас католическая церковь не реабилитировала Д. Бруно, оправдывая инквизиторов.

Испытал на себе систему промывания мозгов и Галилео Галилей (1564-1642) — принудили отречься от учения Коперника (1473-1543). А ведь всё гениально просто: конфликт с католической церковью возник, прежде всего, потому, что он был активным сторонником гелеоцентрической системы мира.

Перенесёмся, однако, во вторую половину 19 века — начало 20 века. Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Конфликт с русской православной церковью. В частности, он не был согласен с утверждением, что человек по своей сущности «является порочным и грешным». Такое учение, считает он, «под корень подсекает всё, что есть лучшего в природе человека». В целом, он убеждён: «Всё живое — независимо от церкви»... Вот одно из нетерпимых высказываний Толстого: «Верующим в троичность бога (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух — Е. Ш.) нельзя доказать того, что этого нет, но можно показать им, что утверждение их есть утверждение не знания, а веры, что если они утверждают, что богов три, то я с таким же правом могу утверждать, что их 17 1/2». В феврале 1901 года Священный Синод вынёс решение о наказании Л. Н. Толстого: отлучить от церкви... Вернёмся всё же в 20 век. Посмотрим, как соседствуют религии, какие выстраивают отношения. Тема глобальная, поэтому сузим поле исследования и не будем углубляться в детали. Ещё памятны события в Северной Ирландии: католики латинского обряда противостоят провославной общине. Факты потрясают своей жестокостью...

До сих пор в отношении евреев и иудейской веры в различных регионах мира, в той или иной степени, ведётся враждебная деятельность. Как в этой связи не вспомнить события 1492 года, когда по наущению католической инквизиции королевская чета Испании (Фердинанд ІІ Арагонский и Изабелла Католическая) подписали «Эдикт об изгнании» (он имеет и другие названия), предписывающий в трёхмесячный срок (с 31 марта до 31 июня, продлили до 2 августа) или перейти в католическую веру, или покинуть пределы королевства (Испанию, Сардинию, Сицилию). Основная масса евреев убежала в Португалию, оттуда — в Европу, Италию, Северную Африку. Есть только прикидка: от 50000 до 150000 человек. Трагедия, катастрофа, тяжёлая страница в истории еврейского народа. По сравнению с 6-ю миллионами, истреблёнными немецкими фашистами и их сподвижниками в ряде европейских стран, — ирония — какая малость! Покоя нет от фанатичных исламистов и современному Израилю: войны, обстрелы, взрывы, похищения, убийства, угрозы...

Не решается проблема межконфесиональных отношений — сунниты/шииты. В Ираке преобладают шииты, но не во власти. В Сирии уже более двух лет, фактически, идёт межэтническая война. Президент страны — Башар Асад (р. в 1965 г.) — алавит, а в стране, по некоторым оценкам, 82% — это сунниты, то есть мусульмане. То, что там делается на религиозной почве, — кошмар.

Нельзя не сказать о Судане — разделённом государстве, преимущественно по той причине, что арабы, исповедующие ислам (исламистов суннитского толка в стране 95%), исходя из законов веры, третируют иноверцев. В Южном Судане проживают люди негроидной расы, исповедующие христианскую религию (католическая вера) и какая-то часть поклоняется афримканским богам. Вот арабы и истребляли коренных африканцев.

Азиатский «континент». Межрелигиозная резня в Мьянме (в прошлом — Бирма): мусульманская община (религиозное меньшинство) две недели вела вооружённое противоборство с буддистами (были зацепки: изнасилование и месть...). Итог — 80 человек погибших. Это середина 2012 года.

Сказано коротко, поверхностно, без важных деталей, а тема-то — актуальная. Нет возможности писать о внутриконфессиональных распрях, которые подрывают единство верующих. Да и саму веру. Ярким примером этого является Египет: свергли Хосни Мубарака (р. в 1928 году), при котором «братья-мусульмане» находились в подпольи; ставший президентом Мухаммед Мурси (р. в 1961 году, суннит) направил свою деятельность на утвердение законов шариата, в итоге, случился военный переворот, а Мурси — арестован и предстал перед судом... Обстановка накалена до предела...

3.Самое большое зло для религии — ложная идея (Бог в её основании). Как записано в Библии, «Бог, единый во всех лицах, является бестелесным невидимым духом. Живым, вечным, вездесущим и всеблагим. Его невозможно видеть, поскольку Бог не имеет в себе такого, из чего состоит видимый мир». Моя, совершенно не новая, мысль — ересь. Библейская пропись — истина, на том стоит любая религия. Четыре коротких высказывания в этой связи: «У Бога нет религии» (Махатма Ганди,1869-1948, индийский философ,...); «...вся деятельность человека... в чём-то определяется свыше. Такое понимание и восприятие Бога у меня есть» (Евгений Велихов, р. в 1930 г., физик, академик...); «...я не могу верить... я с удовольствием верил бы в Бога... Я не могу. Это противоречит разуму» (Виталий Гинзбург (1916-2009, выдающийся физик, ЛНП); «Именно мои работы привели меня к Богу, к Вере» (Антуан Беккерель, 1852-1908, ЛНП).

4.Самая большая опасность для идеи Бога — церковники и многообразие религий. В сущности, есть наблюдения на длинном историческом отрезке, которые утверждают подлинность этой мысли. «Можно быть святым и без Бога» (Альбер Камю, 1913-1960, французский писатель и философ, ЛНП). «Бог был доволен своей работой, вот что ужасно» (Сэмюэл Батлер, см. выше). «Я ничего не имею против церкви до тех пор, пока она не вмешивается в дела всевышнего» (Брукс Аткинсон, 1894-1984, американский журналист). «Если вы предоставите ваши законы судьям, а вашу религию священникам, то вскоре обнаружится, что у вас нет ни законов, ни религии» (Бернард Шоу, 1856-1950, ирланско-английский писатель, ЛНП). «Догмат есть не что иное, как прямой запрет мыслить» (Людвиг Фейербах, см. выше). «Вы должны верить в Бога, несмотря на всё, что о нём говорят церковники» (Бенджамин Жоветт, 1817-1893, английский теолог). «Я бы и уверовал в Бога, да смущает толпа посредников» (Эвгениуш Иваницкий, р. в 1933 г., польский сатирик). «Невозможно надеяться на рай одной религии, не рискуя попасть в ад всех других» (Жюльен де Фалкенаре, 1898-1958, писатель, писал на фламандском языке ).

Опубликованы данные, согласно которым 84% населения нашей планеты принадлежит одной из традиционных религий мира. 32% — это христиане (среди них 50% — католики, 37% — протестанты различных деноминаций, 12% — православные), 23% — мусульмане...

5.Теоретически доказать ложность идеи Бога — реально. У этой идеи есть очень сильные противники. Так, Макс Борн (1882-1970) — Нобелевский лауреат по физике (1954) — убеждён: «Наука оставила вопрос о Боге совершенно открытым. Наука не имеет права судить об этом». Своеобразно выразился Вернер Гейзенберг (1901-1976), тоже Нобелевский лауреат по физике (1932!): «Первый глоток из сосуда естествознания порождает атеизм, но на дне сосуда — нас ждёт Бог». Тема большая, поэтому сказанным и ограничимся. Но есть план вернуться.

6.Бог есть — это недоказуемо. Как уже показывалось. — по Толстому — это вопрос веры. Как сказал Николай Пирогов (1810-1891) — «Веру я считаю психической способностью человека, которая более всех других отличает его от животных». Утверждать — это не значит доказать, как и отрицание не является доказательством. Сильно высказался А. П. Чехов (1860-1904): «Между „есть Бог“ и „нет Бога“ лежит громадное поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец». Если человек, нацеленный на решение проблемы, «рогами» упирается в пустоту, то есть не находит для себя никакого решения, он формулирует гипотезу, посредством которой пытается прорвать тупиковую ситуацию, ищет факты, которые подтверждают истинность данного постулирования. Если допустить существование Высшего разума, Всемогущей силы — Бога, то получается прорыв и... полная темнота. Сама идея ничего не доказывает. Нужна точка опоры, рычаг, нечто количественное, измеримое, чтобы почувствовать фундамент всего сущего. Всего этого нет. Загадка Природы остаётся и мы вынуждены принять действительность как данность и искать в ней внутренние связи и отношения... Но что интересно, по словам Апостола Павла, «Вера есть способ знания без доказательства (из Послания к евреям)». Ему вторит богослов и философ Сергей Булгаков (1871-1944): «От доказательства вера твёрже быть не может». И ещё одна «убийственная» мысль, принадлежащая Клименту Александрийскому (около 150, Афины — около 215, Палестина), христианскому богослову: «Вера невосприимчива к фактам и уступает только другой вере». Собственно говоря, вера и наука несовместимы, хотя все (учёный люд!) утверждают обратное, особенно Ватикан. Очень удобная позиция для защиты и утверждения веры...

7.Противоречие: всё на Земле происходило и происходит по воле Бога. Следовательно, и зло — от Бога? Кто, например, заставляет лишить жизни много десятков слонов (более 80-ти), сгруппировавшихся у водопоя? Кто или что направляет отравляющие вещества на мирных граждан — детей, стариков, мужчин и женщин (Сирия)? Кто взрывает свадебный кортеж (неоднократно!), убивая за одно мгновения жениха и невесту и их окружение? Кто или, опять-таки, что заставляет взрывать мечеть за мечетью? Свои же — мусульмане! Кто обстреливает мирные города из орудий, миномётов, ракетных установок? Люди, люди — божьи созданья. Каждый день в разделе «Криминал» появляются сообщения об убийствах жён, мужей, невест и женихов, детей, заказных убийствах должностных лиц и бизнесменов, расчленениях людских тел, выбрасывании новорождённых младенцев на помойку... А изнасилования, в том числе — детей-малолеток (и девочек, и мальчиков). Проституция, алкоголизм, наркотики, произвол на дорогах, коррупция везде и всюду, мошенничество, кражи и грабежи... — откуда всё это? Религиозные книги призывают: «Не убий, не укради, не прелюбодействуй...» Какое там! Даже служители культа зачастую любят мальчиков приласкать. Фактов — более, чем достаточно. Трудно не согласиться с Лешеком Кумор(ом) — (р. в 1924 г., польский киновед и афорист): «На седьмой день от начала сотворения мира Господь решил отдохнуть. И, боюсь, что он всё ещё отдыхает». И Курт Марти (р. в 1921 г., швейцарский священник, поэт и прозаик) тоже, думается, прав: «Бог? Это тот великий безумец, который всё ещё верит в людей»

На дворе — двадцать первый век, отсчитывающий второе десятилетие. Большая часть человечества в той или иной мере уверовала во Всевышнего и его деяния. Небольшая часть землян (люди, конечно; мозги зверей для абстрагирования и философствования, познавательной деятельности не приспособлемы) мыслит себя атеистами или агностиками (что, на мой взгляд. — одно и то же). Атеисты России, узурпировавшие власть в стране (а делее — в СССР), попытались изгнать Бога из голов и душ граждан, имевших право на свободу совести. Но церковь в стране функционировала. Пусть не на полную мощь, но всё же (знаю из личного восприятия действительности). В наши дни она ставит перед собой задачу религиозного воспитания молодёжи, используя различные подхды. Атеистически настроенные слои общества, в той или иной степени, проводят свою линию. Что при этом важно? Наглядно это может выглядеть так:

БОГ ЕСТЬ --------------------------------------------------------------------------------->

БОГА НЕТ --------------------------------------------------------------------------------->

Эти две параллельные линии никогда не должны пересекаться, и даже сближаться — тогда в обществе будет полная свобода вероисповедания и будет уважение к нравственному самочувствия каждого человека.

Жизнь не стоит на месте, на протяжении веков люди меняли своё мировоззрение: атеист становился верующим (Антуан Беккерель...), верующий (Дарвин...) — атеистом. В современном обществе, особенно в некоторых религиях, всё обстоит совершенно не так...

Научные споры неизбежны, из этого не следует, как показывает анализ, что все учёные сблизили свои взгляды до максимума, напротив — заметен разлёт в пониании научного и религиозного понимания мира.

Пока что оправдываются слова и мысль итальянского писателя Чезаре Повезе (1908-1950): «Религия — это убеждение, что всё происходящее с нами необычайно важно. И именно поэтому она будет существовать всегда». Не уверен, что понял эту мысль до конца, но и нет достаточных, веских, несомненных оснований утверждать обратное. «Никогда не говори никогда». Весьма сомнительная «истина». Поэтому: человечество никогда не узнает (хотя думает, что знает), как возник материальный мир, как сформировался человек и весь остальной мир живой природы. Оптимистические — объясняющие — теории — это хорошо, но их истинность во всей полноте трудно или невозможно доказать. Жаль, что тему мы исчерпали (точнее — выделённое пространство для печати)...

Комментарии
  • Stanislaw Hrouste - 22.11.2013 в 06:56:
    Всего комментариев: 2
    Здравствуйте, дорогой Бог! Стасик Хруст Многие производители товаров и услуг с удовольствием выслушивают мнения потребителей о своих продуктах. Таким образом Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • EFMsh987 - 23.11.2013 в 23:31:
    Всего комментариев: 29
    Дорогой читатель! Спасибо за труд по прочтению статьи. Надеюсь. что со временем смогу осмыслить написанное. Ваш Е.Ш.
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0

Добавить изображение