Поп Гапон и президент Путин

10-01-2014

Давайте начнем вот с чего. 9-е января было колоссально раздуто советской пропагандой. 1925-й год – это год первых советских юбилеев. Дальше у советской власти появилась традиция юбилеить по любому поводу. Праздников мало было, так вот они праздновали великое прошлое.

 Георгий Гапон и градоначальник Иван Фуллон на открытии Коломенского отдела "Собрания Русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга" Георгий Гапон и градоначальник Иван Фуллон на открытии Коломенского отдела "Собрания Русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга"

1905-й год – это год массовых ликований и массовой публикации мемуаров по случаю двух главных событий. Это восстание на Очакове и, соответственно, лейтенант Шмидт несчастный и, конечно, это кровавое воскресенье.

Я не стал бы преувеличивать это событие, но не стал бы и приуменьшать его, потому что Гапон была абсолютно прав в одном. Он сказал «Если по нам выстрелят, у нас нет больше царя».

И, действительно, когда его, по сути дела, поставили во главу этого движения (а он очень горячо на это соглашался и активно хотел, и понимал, что ему соступить с этого никуда нельзя), конечно, сделали очень ложный выбор. Нельзя харизматика, к тому же такого любителя личной власти ставить во главу угла.

Ленин-то в отличие от Троцкого, от Жореса, он не харизматик. Многие люди, слышавшие его как оратора, поражались, насколько он простоват. Помните первое впечатление Горького от Ленина? «Маленький, картавый, стоит фертом», да? Ну, нет никакого ощущения вождя.

Гапон был не просто красавец, Гапона называли «новым Христом. У Гапона была совершенно  религиозная мессианская амбиция. Не будем забывать, что в духовную академию он поступил  по рекомендации с помощью Победоносцева, который вообще поощрял такое харизматическое священство. И у меня есть ощущение, что если бы это был другой человек, ситуацию можно было бы остановить. Остановить ее еще 7 января можно было бы. Но Гапон – это та личность, которая не умеет сворачивать. Поэтому у него, собственно говоря, и нет сегодня аналога. Это человек с нормальным мессианским пониманием.

В отличие от Распутина, который просто был очень ловким манипулятором (и Радзинский довольно наглядно показал, как он манипулировал), с Гапоном не очень понятно. Действительно, многое ему удавалось совершенно мистическим образом. Вот, его должны были переводить через границу, он разминулся с проводниками, и как-то он перешел ее один. Солдат в него в упор стрелял и не попал. Чтобы русский пограничник в упор в перебежчика не попал – это  довольно странная история.
У него были странные ситуации чудесного спасения, гораздо более чудесного, чем Распутин с его знаменитыми птифурами.

Гапон, действительно, имел в себе некоторые черты нового мессии. Да,  его  называли «новым Христом», он и внешне очень был похож. Эта борода, черные глаза пронзительные, никто взгляда его не мог выдержать. Это, вы понимаете, страшная физическая сила при абсолютно женственном сложении. Он был довольно интересный тип вообще (Гапон), парадоксальный.

Я абсолютно уверен, что на январь 1905 года он никаким провокатором не являлся. Очень возможно, что потом, когда пошли всякие тайные сделки с Витте, он, действительно, перебежал. Ну, в эмиграции, знаете, всегда революционеры ссорятся и он разругался там со всеми. Но пока он был В России и пока он собирался вести туда народ, он явно никем не завербован.

Катастрофа в одном. Русская власть очень не любит, когда ее загоняют в угол. А здесь выбор был только один. Гапон его, кстати, гениально сформулировал: «Либо ты выходишь к нам и машешь белым платком, и начинается всеобщий праздник и ты наш царь, либо ты выходишь и машешь красным, и тогда у России нет больше царя».

Книга Валерия Шубинского, петербургского исследователя, выйдет довольно скоро о Гапоне в серии ЖЗЛ.

Да, поп Гапон – провокатор, поп Гапон и необычный гон. Нет, я думаю, что как раз стоило бы об этом написать, потому что это абсолютно, понимаете, детективная история. И главное вот еще. Теперь о третьем очень важном уроке.

Ведь, Гапона вели всё это время. Его вела петербургская полиция с самого начала. Он не возражал, конечно.

Если уж полиция создавала профсоюзы, утверждая, что так они будут прозрачнее, то…. Другое дело, что они, ведь, до последнего времени Гапона не брали, а довели ситуацию до того, что его взять уже было нельзя – он ходил везде в кольце из 10 рабочих, и его можно было взять только с огромными жертвами.

Почему они вели Гапона?  По той же причине, по которой до последнего момента, насколько я знаю, вели бесланских боевиков, по которой до последнего момента вели очень многих террористов. Ну, помните, как вели Богрова перед покушением на Столыпина, да? И довели до того, что он, все-таки, совершил это покушение.
Да, довели до финала. То есть  спецслужбы всегда надеются, что они ведут-ведут-ведут, а потом возьмут ситуацию под контроль.
А этот ученик чародея должен понимать, что джин не под контролем. Если он придет, то он уже никого слушаться не будет – тут никакие заклинания не сработают.

Не надо их вести. Они же хотят как? Чтобы государь заметил. Они называют себя «государевы люди». И чтобы они на его глазах публично задержали, когда нарыв уже вскроется. Ничего не получится – тогда уже задерживать будет поздно.

То есть вот это самое страшное, что все эти провокаторы спецслужебные, которые «ведут».  Пусть они не надеются, их провокаторская деятельность ни к чему не приведет – они падут первыми ее жертвами.

Заигрывание с деструктивными силами? Ну, вот, они заигрывают сейчас с националистами. Они думают «Мы их ведем. И когда надо будет, мы этот жупел пустим в ход. А так они у нас под контролем». Ребята, ничего не получится. Если вы дозаиграетесь с ними, они вас первых сметут.

Точно так же они думают «А мы вот играем с террористами. Мы пугаем общество до какого-то момента, но они все у нас под контролем». И тут ничего не получится,  они вас же первых надуют.

Не надо играть с дьяволом. Дьявол, когда он получает мощь, когда он получает легитимность, он первыми сносит этих учеников чародея. Поэтому это лишний урок всем провокаторам России, которых очень много и которые и сегодня пытаются заигрывать с темными силами.
Меня очень мучает вопрос, почему в российской литературе, в российской культуре так популярна  фигура провокатора, перебежчика, слуги двух господ. Почему Азеф – такая мощная фигура? А потому что равно отвратительно и оппозиции, и власти. И единственный человек, который имеет правоту, который производит впечатление умного и хитрого, - это провокатор, это герой горьковской «Караморы», герой Андреевских рассказов, это, собственно, герой Савинкова. Провокатор, подпольщик-конспиратор – вот это самая удивительная русская фигура. Потому что кроме провокаторов все остальные абсолютно плоские.
Конечно, очень власть не любит такие ситуации как с 9 января. Я абсолютно уверен, что сам Романов Николай Александрович никакого отношения к этому расстрелу не имел, ничего не знал. Но самодержавная пирамида России такова, что всегда за всё отвечает человек, стоящий на вершине этой пирамиды.
Виноват Николай Александрович? Виноват. Он ничего не сделал для того, чтобы эту ответственность разделить. Значит, ничего не поделаешь, это он.
Конечно, в этот день была впервые в русской истории, впервые порвана связь между царем и народом. Раньше существовала... Вы помните, под каким лозунгом Гапон шел туда: «Есть страшные бояре-опричники и есть ты, наш царь, правь страной вместе с нами через головы жуликов и воров».

Эта тема очень популярна в России и сейчас. Я надеюсь, что российская власть будет помнить этот ужасный урок. Надеюсь, что и российская оппозиция будет помнить этот ужасный урок и никогда больше не поставит на мессию-харизматика, который ради сохранения своей роли поведет людей под пули. Гапону ничто не мешало одуматься 8 января. Все знали, чем это кончится. Он сказал «Для меня отступления нет». Вот на таких людей мы больше ставить не будем.

Мы очень недооцениваем ленинский менеджерский опыт. Ленин – это бухгалтер мятежа, как его назвала Слепакова. «Но ты, бухгалтер мятежа, хитроприщуренный, лукавый» и так далее.

Он, действительно, расчетливый менеджер революции. Он, кстати говоря, от встречи с Гапоном вынес очень положительные впечатления. Они в феврале 1905 года виделись и  друг другу очень понравились. Но тогда уже Ленин о нем сказал абсолютно точно: «Человек убедительный, но без мировоззрения». Вот это очень правильно: у него нет мировоззрения. Обратите внимание, что в русской революции были титаны гораздо убедительнее Ильича. Плеханов был умнее, безусловно,  Народная воля была решительнее,  Савинков был харизматичней. Троцкий лучше писал. А победил Ильич, потому что он умел, во-первых, с народом договариваться. А во-вторых, он – менеджер этого процесса. Еще одно  – он не умел мириться, он умел только размежевываться.  Лучше бы нам тогда вообще обойтись без революции. Но если уж ставить на кого-то, то не на вождя. Вождей хватит.

Без самодержавия тоже хорошо было. Вот именно поэтому очень бы хорошо, чтобы и та, и другая стороны не доводили до края.

Тут, мне кажется, 2, действительно, роковые проблемы, которые и по-прежнему, 109 лет спустя, Россия никак не разрешила.

Первая  проблема – это совершенно абсурдная вера в миф о добром царе и злых боярах. Если она тогда, в гапоновском Союзе петербургских рабочих, абсолютно, кстати, прозрачной для полиции организации, наследнице Зубатовских профсоюзов, если даже тогда рабочие могли еще как-то в это поверить, то 109 лет спустя верить в этот миф о добром царе и жуликах и ворах, его окружающих, абсолютно бессмысленно.
Верующие в доброго царя  ходят демонстрациями на Поклонную гору,  призывая Владимира Путина жестко очистить свое окружение и опереться на народ. Вот мы, твой Народный фронт, обопрись на нас. Никак они не понимают, что эта чиновничья прослойка абсолютно необходима в пирамидальной схеме, потому что именно она играет короля, именно она принимает на себя все упреки и всю грязь моря как мидия. Совершенно очевидно, что без этой чиновничьей прослойки не может существовать престол. Нет, вот, давай ты их прогонишь, жуликов и воров, и будешь опираться на нас, твоих Холманских.

Путин прекрасно понимает ситуацию и говорит: да, их прогоню, а на вас буду опираться.

Вторая проблема тоже очень печальная – это проблема, в которой, увы, в пирамидальной схеме один отвечает за всех. И это очень горько.

В настоящее время, этот «один», конечно, президент России. Мне очень горько, что этот человек несет на себе ответственность за всё, что происходит в стране, за всё, в чем он иногда не виноват ни сном, ни духом. А история скажет, что виноват.
Вот в этом-то и есть трагедия, что все уже напоминают о том, что надо создавать институции, надо перераспределять эти полномочия, а их берется всё больше и больше.

Режим ручного управления, режим пирамидальной страны – он всегда ведет только к одному, чтобы всё валили на одного. Это катастрофа. Россия не может больше эту схему воспроизводить, она не выдержит еще один круг сырьевой истории. Уже совершенно очевидно, что поезд не может по этому кругу больше бегать, вагоны откатываются, паровоз рушится. Надо что-то менять радикально в этой схеме, потому что она приводит к полной исчерпанности всех смыслов, всех парадигм. Уже невозможно ничего делать всерьез. У нас один откровенный юродивый Охлобыстин и 99 бессознательно юродивых патриотов.

Послушайте вы там то, что говорит гениальный русский юродивый Александр Андреевич Проханов, что Путин – это фамилия, а, на самом деле, это русское чудо, которое вторглось в русское время, спасло наш красный Кремль. Ну, это же просто это даже стилистически невыносимо. Не произносимо.

И вообще это трагическая ситуация для страны, когда ни в одно слово нельзя верить. Это ужасно. И именно поэтому я и надеюсь, что Россия из своей циклической пирамидальной схемы выскочит. Перераспределив полномочия, устроив сильную власть на местах.
Нет, другой царь не придет. Зачем? Придет самоорганизация. Солженицын точно совершенно написал еще в 1973 году, что кроме самоорганизации это общество не спасется ничем. И попытки этой самоорганизации уже были, начиная с земства. И, конечно, что-то будет двигаться в этом направлении. Конечно, будут другие центры власти. Ну, нельзя, чтобы была одна столица у такой страны – будут другие значительные города.  Надеюсь, что я сейчас не призываю ни к какому развалу.

Люди, которые пытаются всё интерпретировать как призыв к развалу, я думаю,  когда-нибудь сядут за воспрепятствование нашей профессиональной деятельности и я буду этому только рад. Или уеду.

Приложение.

Г. А. Гапон. Из Петиции рабочих Санкт-Петербурга для подачи царю Николаю

«Не откажи в помощи Твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнёт чиновников. Разрушь стену между Тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с Тобой.

Вот, Государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к Тебе! Повели и поклянись исполнить их, и Ты сделаешь Россию счастливой и славной, а имя своё запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А не повелишь, не отзовёшься на нашу мольбу, — мы умрём здесь, на этой площади, пред Твоим дворцом. Нам некуда больше идти и незачем! У нас только два пути: — или к свободе и счастью, или в могилу. Укажи, Государь, любой из них, мы пойдём по нему беспрекословно, хотя бы это и был путь к смерти. Пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России! Нам не жалко этой жертвы, мы охотно приносим её!»

 Текст статьи по материалам Эха Москвы и энциклопедии подготовил Валерий Лебедев.

Комментарии
  • novikov.1935 - 18.01.2014 в 12:23:
    Всего комментариев: 56
    После вашей кощунственной писанины под заглавием "Оправдание" не хочется брать в руки ни одной вашей книги, даже опубликовавший её журнал "Новый мир", читать ни Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0

Добавить изображение