Независимый бостонский альманах

РУССКИЙ ИОВ

23-01-2015

Фильм «Левиафан» Звягинцева

image002

  Киновед и критик Виктор Матизен спросил у Звягинцева: Истоком «Левиафана» был только случай Химейера?

image003                                                                                            Андрей Звягинцев

Андрей Звягинцев. Отправной точкой, да. Позже был найден протосюжет – Книга Иова. Еще один важный текст питал этот замысел в идейном плане: трактат о природе государства английского философа Томаса Гоббса. И, пожалуй, последнее, что я могу здесь назвать, – новелла «Михаэль Кольхаас» Клейста. Я читаю медленно, но ее проглотил за двадцать минут. По сути, в этой, написанной двести лет назад новелле Клейст рассказывает почти ту же историю, что случилась с Химейером: восстание оскорбленного, униженного достоинства, когда человек, не сумев добиться справедливости законными средствами, ценой собственной жизни – и с лихвой – отомстил обидчикам. Причем, похоже, это не вымысел Клейста, а реальная история бунта. Во всяком случае, в материалах к этой новелле говорится, что она основана на хронике времен Реформации. Там даже Лютер фигурирует как один из персонажей…

Вот таковы три источника звягинцевского Левиафана. История Химейера в Америке хорошо известна. В русскую Вики она тоже попала. Приведу главное  здесь, так как это важно для дальнейшего рассуждения.

Марвин Джон Химейер - сварщик, владелец мастерской в Грэнби, штат Колорадо, инженер, в прошлом аэродромный техник, ветеран войны во Вьетнаме. После длительного конфликта с компанией Mountain Park (цементный завод) по поводу территории, на которой находилась его мастерская, оборудовал бульдозер Komatsu D355A-3 бронёй и разрушил 13 административных зданий (в том числе все здания, принадлежавшие цементному заводу), после чего покончил жизнь самоубийством.

Маленькое пояснение к этой справке: компания предлагала Марвину отступное, но тот не соглашался на предложенную сумму в 250 тыс., повышая ее аж до 1 миллиона. Завод поставил свои офисы так, что мастерская оказалась отгороженной от проезжей части, и Химейер потерял клиентуру. Все суды он проиграл. 31 марта 2004 г. у Химейера умер отец, и когда тот поехал на похороны, в его отсутствие ему отключили свет, воду и опечатали мастерскую. Вернувшись, он обшил свой бульдозер  стальными листами и вышел на таком самодельном танке в свой последний бой.

Полиция ничего не могла поделать с броневиком. Он шел и шел напролом. Химейер  раздавил много машин и снес 13 зданий, в том числе дом бывшего мэра, редакцию газеты, здания городского совета и ратуши. Несмотря на уничтоженное имущество общей суммой в 7 млн. долларов, никто серьёзно не пострадал.

В общей сложности по бульдозеру сделали около 200 выстрелов . Когда стало ясно, что пробить броню обычными патронами невозможно, спецназ безуспешно попытался подорвать бульдозер взрывчаткой. Вертолеты транслировали битву для новостных каналов в прямом эфире.

Когда стрелок, помощник шерифа, подобрался к заглохшему бульдозеру (пробили радиатор и двигатель заклинило), выяснилось, что Химейер внутри уже застрелился (4 июня 2004 года).

Теперь вспомним, как реагировал на вызовы времени другой прототип героя фильма Звягинцева - библейский персонаж Иов.

Из  книги Иова, Ветхий Завет.

Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.

2И родились у него семь сыновей и три дочери.

3Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока.

8И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.

9И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?

10Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; 11но простри руку Твою и коснись всего, что у него,- благословит ли он Тебя?

12И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.

Весьма любопытное, в своем роде первое в мире социологическое исследование. Господь решил проверить силу веры и незлобивость Иова. Он верен Господу потому, что имеет большие богатства при его покровительстве,  или потому, что так уж устроен сам по себе?

Эксперимент Бог поручил провести Сатане (для подобных целей экзекутора по особым поручениям он и существовал).  Сатана лишает Иова всего - его стад, домов, друзей, жены, детей. Стада похищены, дома сожжены, друзья и дети убиты или умерли. Все это в деталях описывается в книге Иова.

И вот последнее испытание:

И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.

20Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился  и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Бог дал, Бог и взял; да будет имя Господне благословенно!

22Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.

10И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде.

2И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц.

13И было у него семь сыновей и три дочери.

После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; 17и умер Иов в старости, насыщенный днями*.

Эксперимент полностью удался, Господь в очередной раз посрамил Диавола. Правда, в промежутках между терзаниями Иов не раз возопил к Господу, за что, мол? И даже сокрушался, зачем вообще на свет появился. То есть, не совсем проявлял нужную крепость веры.  Господь задал ему контрольный вопрос:

Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? Заведешь ли ты пику под чешую его, которая сама есть броня? И отвечал Иов Господу: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено.

То есть, таки доказал свою веру. И получил сторицей.

Вот теперь мы можем поговорить о русском Иове, герое «Левиафана» по имени Николай.

Фильм этот - притча. Посему не следует ему предъявлять требований, как если бы это был детектив или документальная драма. Почему, дескать, именно это место  с домом Николая потребовалось мэру города на Кольском полуострове для каких-то мэрских нужд. Места там вокруг полно. Между прочим, место нужно было для строительства церкви для здешних  ВИП-персон. Для притчи это имеет значение. Ибо так же, как беспричинны были казни библейского Иова, так и не имелось оснований для ликвидации дома Николая. То высшая власть, как видно, испытывала русского Иова: как он воспримет очередное наказание божье? В полном соответствии с афоризмом Юрия Богомолова:

Раньше было: "всякая  власть – от Бога, в нынешней России Бог – от всякой власти».

Так что восклицания Коли "за что" бессмысленны: это зачем-то нужно власти, а она есть Бог. Терпи, Коля. И славь Бога, который есть власть.

Но Коля не желает терпеть. Он жалуется в суд - в Суд, который часть власти. И, естественно, проигрывает.  На помощь Коле приезжает его друг из Москвы, адвокат Дмитрий. Он изобличает взяточника, коррупционера и бандита мэра. Собирает на него компромат и предлагает продать его мэру за 3,5 миллиона рублей - это как раз реальная стоимость дома Коли.

И вот тут начинается главное отличие русского Иова от библейского. На того обрушивались внешние удары Сатаны. А на нашего - удары не только внешние от сатанинской власти, но, так сказать, и внутренние. Его любимая жена Лиля без всяких причин и подготовки вдруг оказывается в постели друга Коли - Дмитрия. Точнее - рядом с постелью, но все становится кристально ясным.  Вот вдруг мы видим кадр, где Коля в кровати, а она сидит на полу в сорочке у кровати, но без всего нижнего бюстгалтера. Хмм.. Неожиданный реприманд. При том же не скрывая этого от Коли. Да еще и спрашивает, а не хочет ли Коля ребенка, видимо, точно зная, что он уже зачался. В обшем, в каждом персонаже сидит еще и по своему маленькому левиафанчику.

image005

Такое нападение Диавола - как извне, так и изнутри могло бы сразить кого угодно. Но не Колю. Он в ответ начал пить еще больше, хотя, казалось бы, это невозможно не только по финансовыми причинам, но и просто по физическим: куда столько влезет?

image006

Пьют там все: жена Лиля, друг Дмитрий, бандитский мэр, какой-то полковник, который устраивает на пикнике стрельбу по бутылкам, а также по портретам членов политбюро, приговаривая, что нынешние вожди еще не совсем созрели для тира. Пьют все участники загородного стрельбища, постовые и прочие участники массовки. Пьют и ругаются матом. Нет, в  фильме не ругаются - там просто разговаривают матом. Жизнь такая. А что пьют, так то универсальный  ответ русского на вызовы времени, как прошлого, так  настоящего и будущего.

image009

image011

Давайте зафиксируем на этом этапе отличие нашего Иова от библейского. Наш все же жалуется на бога (на власть) и даже как бы пытается бороться. Тот Иов не боролся совсем. И не пил.

Что в таком случае делал американский Иов - Химейер? О! Он устроил танковое сражение. Он снес полгорода. Он почти как Гастелло направил боевую машину на вражеские редуты и сокрушил их ценой собственной жизни.

А наш - ни то ни се. Вместо стрельбы (а оружие-то у него есть) он пьет и пьет. К тому же мог бы из пустых бутылок изготовить коктейли Молотова. Был бы целый арсенал. Да только ведь какая может быть борьба в мертвецки пьяном состоянии?

В фильме не раз показан скелет кита. И только один  раз где-то в море - живой кит. К чему бы это? В жанре притчи эти кадры можно прочитать так: русское государство-левиафан сдохло. От него остался скелет. Но и распавшееся государство продолжает пожирать и подавлять свой планктон. Не потому, что оно такое уж сильное и безжалостное, а потому, что  рыбешки эти, планктон, болтающийся на поверхности вод, слишком пьян, беспомощен и безответен. Такой планктон по зубам и дохлому левиафану-киту. А как понимать вид мелькнувшего на горизонте  настоящего живого кита, на которого смотрит грешная Лиля? Наверное,  как намек на возможное возрождение русского государства. Оно по традиции тоже будет пожирать планктон, но все-таки то будет на так унизительно, как погибать от скелета

В притче о русском Левиафане Сатана повторяет свое привычное злодеяние по умерщвлению семьи Иова. Жену Коли Лилю находят мертвой в море. Тут простор для разночтений: диавольский суд приговаривает Колю к 15 года за убийство из ревности, в самом фильме есть намеки, что это дело рук мэра и его подручных - начальника полиции и братков, остается и версия о самоубийстве раскаявшейся грешницы.

image013                                             Мэр дает указание начальнику полиции и прокурору "принять меры"

В общем - полный апофеоз: Сатана торжествует сокрушительную победу: русский Иов унижен, попран, уничтожен. И хотя он не боролся, как американский псевдоиов Химейер, и был беспомощен, безответен, безнадежен, беспросветен , как библейский, но, в отличие от него, не получил никакой награды. Ему не вернут ни его жены, ни его дома, ни его друга. Ничего. Он даже не получит посмертной реабилитации, какую имели миллионы  советских иовов. Вышла тотальная,  инфернальная безысходность и полное уничтожение. Нечто беспросветное (без лучика в конце тонеля), что не понравилось Познеру (все остальное ему понравилось). Эта безысходность, по правде сказать, многих может напугать.

Самые сильные кадры - это концовка фильма.

Огромный экскаватор разрушает колин дом. На его месте мы видим новенькую церковь.  Это - настоящий храм на крови.  В нем - местный владыка, архиерей произносит перед мэром и другими победителями мира  сего проповедь.

image015

Он говорит о том, что справедливость, правда, вера и любовь, так сказать, идеалы Христа,  всегда побеждают в борьбе со злом, ложью,  несправедливостью, с дьяволом. И говорит епископ слова Александра Невского: Не в силе Бог, а в правде.

image017Да, он говорит елейные, но очень правильные слова. В фильме этот архиерей - духовник мэра. И когда мэр спрашивает у него совета, как ему быть при наличии приехавшего из Москвы адвоката с компроматом, отвечает: власть от Бога. Пока ты сильный, ты - власть. Примени силу - и Бог будет с тобой. Именно после этого адвокату Дмитрию мэр устраивает как бы показательный расстрел (тот сразу бежит в Москву), а в море находят тело жены Коли.

Вот в свете этого и звучит проповедь архиерея. Причем слова якобы Александра Невского про то, что не в силе Бог, а в правде - любимые из репертуара патриарха Кирилла, более известного как Гундяев. Именно он в 2008 г.  вытащил Александра Невского на первое место в конкурсе "Имя России" взамен скандально лидирующего Сталина.

В общем, фильм оглушающий. Конечно у него не будет прокатного успеха. Он не для массовой публики.  Прокат в России назначен на 5 февраля, гораздо позже, чем давно прошедшая в мире премьера, фильм давно идет по всему миру, кроме России. Зато фильм уже успел получить  кучу престижных наград, включая "Золотой глобус"и внесение в шорт лист Оскара, который он, скорее всего, и получит.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Наиболее яркие и интересные суждения о фильме.

Андрей Звягинцев:

Мы находим нашего героя в абсолютной прострации, когда потеряно все – дом, жена, друг, сама жизнь катится под откос. Когда все главные понятия, все якоря жизни поставлены, что называется, под вопрос и не осталось никаких опор… Какой тут, скажите, хэппи энд?

Британский кинокритик Питер Брэдшоу в газете The Guardian:

Этот величественный российский фильм переносит в современную российскую действительность ниспосланное на библейского Иова страшное испытание. «Левиафан» — трагическая драма, захватывающая своей моральной серьёзностью. Суровость и сила этой ленты возвышают её на уровень ужасающего, беспощадного величия.

Митрополит Мурманский Симон (там снимался фильм):

В ответ на просьбу дать оценку фильма режиссера Андрея Звягинцева «Левиафан» сообщаю, что отношусь к этому фильму положительно, он мне понравился. Фильм честный.

Относительно запрета киноленты, о чем Вы спрашиваете, думается, этого делать не следует. Мат, на который в данном случае ссылаются, к большому сожалению, стал нашей позорной действительностью, и в фильме его не больше, чем в жизни, чего уж тут лицемерить.

Негативное воздействие у фильма, конечно же, есть. Кроме стыда за мат, ужасно удручает водка-водка-водка, которая везде и всюду напролив. Неприязненность вызывается и отдельными личностями, например, мэром Вадимом Михайловичем, судебной «коллегией» и даже митрополитом. Однако в целом фильм вдохновляет тем, что в нем указано на жизненные проблемы страны, как на зияющие раны тела, от которых оно разлагается, страдает и умирает. Необходимо серьезное врачевание.

Сердечно благодарен режиссеру фильма.

Протодиакон Андрей Кураев:

Ассоциация православных экспертов готовит обращение к министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой лишить прокатного удостоверения фильм Андрея Звягинцева «Левиафан». По мнению активистов, картина порочит Русскую православную церковь и открыто критикует российское государство, поэтому она не должна появляться на широких экранах.

Православные активисты никогда не отличались большим умом и сообразительностью. Своими криками они только подтверждают самые худшие выводы из этого фильма. Фильм предостерегает от того, чтобы церковь не стала одной из шестеренок безжалостного «Левиафана» и маховиком власти. Если эта картина говорит об умалении человеческой свободы в современном обществе, то запрет проката фильма будет только аргументом такого его истолкования.

Режиссер Константин Богомолов:

Публика радуется, торжествует, аплодирует, а государство все в той же позе: что делать с успехом фильма, который очерняет Россию если пользоваться официальной лексикой да еще и к тому же успехом на том самом Западе. А что если это все не эффектный фильм, а антироссийская конъюнктура и заговор в широком смысле. Как за него тогда радоваться? Вот проблема.

Кинокритик Андрей Плахов:

Кто, если не Бог, награждает нас этой полной страданий жизнью и за что нам сей жребий земной? Виновны ли мы всем миром в том состоянии, в каком находится наша страна, или каждый отвечает только за свои грехи перед Всевышним? Звягинцев не дает однозначного ответа, да и не в его это силах. Но он дает наводки, которые каждый расшифрует по-своему. В многозначности (не путать с многозначительностью) "Левиафана" — его глубина, сравнимая с пучиной морской.

Министр культуры РФ Владимир Мединский:

«Фильм с технологической точки зрения – игра актеров, операторская работа, музыка, построение драматургии – сделан очень талантливо. Но при этом после просмотра такое ощущение, как в душу наплевали».

Кинокритик Юрий Гладильщиков :

Запад в лице Европы не понял главного: что «Левиафан» — не просто частная история о жутчайшей несправедливости, но и политическое высказывание о сути современной России: о страшном Левиафане, коррумпированном государстве без чести и совести, где церковь крышует власть, а Христос фактически приватизирован бандитами.

Киновед и теоретик кино Виктор Матизен:

Так что же, можно будет в России увидеть «Левиафан» на большом экране без цензурных купюр?

Андрей Звягинцев: Боюсь, что нет. За авторской версией придется за границу ехать. Там же, с оказией, и фруктов с овощами да сыров с рукколой прикупить можно будет, если кому-то без них не жить, и фильмы посмотреть с ненормативной лексикой.

Критик Иван Гиреев:

Увидеть купированного «Левиафана» в кинотеатре (перед этим посмотрев краденную, но авторскую версию) стоит хотя бы и из чистого мазохистского слухового интереса: такой яростный антиклерикальный посыл, как в «Левиафане», трудно припомнить и в самых далеких от идеологической деликатности образцах советском кино. Фильм процентов на 50 укомплектован ненормативной лексикой, а значит, персонажам, по идее, придется изъясняться на чем-то вроде морзянки.

 International Business Times:

Поразительно, насколько (при том, что 25% бюджета фильма поступило от Министерства культуры России) он стал беспощадной критикой коррупции в путинской России. Куда более тонкой и ничуть не менее жесткой, чем панковские эскапады Pussy Riot».

 Критик Денис Рузаев:

Звягинцев не заклинает и не обличает российскую действительность; он лишь уплотняет ее. Русская жизнь, которую камера словно застает врасплох, оборачивается черной комедией — пока чернота не поглотит все вокруг, включая защитный хохоток в зрительском горле. Ее ткань становится невыносима, невозможна. Для героя, стертого системой в порошок до основания.

 Кинозритель Константин:

16 января 2015 г.

Я не специалист в области кинорежиссуры, мое мнение это мнение обычного зрителя, русского человека и жителя России, на которого, собственно, и рассчитан фильм. С технической точки зрения фильм снят великолепно.

Российская гражданская матрица предписывает повиновение начальству, лучше безропотное, рабское. Российская гражданская матрица требует быть покорным воле начальство, которое, по фильму, всегда “от Бога” – “вся власть от Бога” – говорит православный поп. У главного героя “Левиафана” отсутствуют какие-либо идентификационные черты, по которым мы могли бы определить его принадлежность к какой-либо культуре - он просто живет. Просто жить означает осуществлять функционирование, которое сводится к исполнению ролей. Роли русского человека предписаны его местом в социокультурной матрице России. Функционирование или просто житие российского гражданина означает исполнение им ролей, которых от него ожидают окружающие и которые заданы его природой (биологической и социальной). Такими ролями у главного героя являются роли отца, мужа, главы семьи, друга, автомастера. Так как у него отсутствует цель жизни, которая достигалась бы исполнением этих ролей, то исполнение им своих ролей сводится к самым простым функциям, без которых сами эти роли уже перестали бы существовать: воспитательный подзатыльник сыну, слова любви жене, секс с женой, попытка борьбы за собственность семьи (за земельный участок, на котором стоит их дом), застолье с другом и т.д., но все эти роли исполняются им на минимальном уровне, как бы на излете духа, с минимальным напряжением ума и воли - не по настоящему, не так, как они должны исполняться настоящим отцом, мужем и главой семьи. Главный герой исполняет их автоматически, не задумываясь о том, кто он есть на этой земле, в этом мире, т.е. - бессознательно, без саморефлексии. Сталкиваясь с человеком (мэром города), который живет сознательно, ставит перед собой цели и от того действует решительно, энергично, невзирая на препятствия в виде морали и закона, главный герой оказывается неспособным к энергичному действию, к адекватному противодействию преступнику, которого защищает все российское государство в лице прокурора, начальника милиции и судьи. Не зная своей цели жизни, главный герой не знает, что – стратегически - следует ему предпринять и поэтому не готов идти до конца в ситуациях требующих концентрации всех сил, ума и энергии (стратегия есть концентрация всех сил на избранном деле, направление сосредоточения всех сил). Таких ситуаций в фильме возникает несколько: конфликт с мэром из-за земельного участка, конфликт с сыном из-за грубого отношения к матери, конфликт с женой из-за ее измены. Во всех конфликтах главный герой проигрывает. В конце концов, он проигрывает свою жизнь - его обвиняют в убийстве жены, которая покончила жизнь самоубийством из-за безысходности (жена главного героя полюбила его друга, но не смогла оставить мужа, который оказался неудачником, слабаком, ничтожеством, не способным создать достойное качество жизни, воспитания, образования своему сыну, жене, одним словом – семье; ей с ним не интересно жить, ей не хочется иметь от него ребенка и первого ребенка от него она не любит).

Своим тупым безволием главный герой завел свою семью в тупиковую ситуацию и, по мнению женщины, самоубийство оказалось для нее единственным достойным выходом из жизненного тупика. Финалом фильма является смерть семьи: жена кончает жизнь самоубийством, главного героя сажают в тюрьму, сына забирают опекуны, дом сносят и на его месте строят церковь, в которой поп призывает прихожан жить по правде. По мнению попа, сила в правде, правда есть истина, а истина это Иисус Христос. Мэр города так и говорит своему сынишке, показывая на икону Христа: “Смотри, Он все видит”. Почему показ фильма хотят запретить в России? - потому что этот фильм о настоящем русском народе. Главный герой фильма это совокупный образ современного русского народа, который живет без цели, по привычке, автоматически, не задумываясь, боясь задуматься. То, о чем повествует этот фильм, это история последних двух десятков лет и ближайшего будущего русского народа. Фильм показывает то, что надвигается, что теперь уже не может прийти в ином виде, кроме как в виде русской катастрофы. Что означает русская катастрофа? – то, что русский человек умирает, то, что русский народ исчезает как культурная общность. Русскую катастрофу не отменить, ибо она является единственным и необходимым исходом русской истории. Вся наша русская цивилизация уже с давних пор находится в состоянии непрерывного гниения и распада, и сохраняется лишь в силу искусственного замораживания. То, что в дни оттепели появляется в ней живого, гибнет от распространяющегося по ее телу трупного яда; все, что выживает среди разлагающихся останков, гибнет от холода в дни заморозки. Жизнь еще бьется в ней, но с каждым днем она становится слабее. Что еще есть в ней живого, - живет беспокойно, насильственно и порывисто, подобно потоку, стремящемуся к своему исходу, не задумываясь, боясь задуматься.

Разложение есть основной процесс русской истории. Почему русская катастрофа неизбежна? Потому, что все начала русской жизни находят в ней свое логическое завершение; потому, что остановка русской жизни, русской истории есть до конца доведенная логика великих русских ценностей - православия и самодержавия. Основной взгляд на природу русской катастрофы: то, в чем доныне видели ее причины, - испорченность русского человека, - представляет ее следствия. Это изменяет всю перспективу исторической проблемы. Вся этическая борьба против порока и преступлений оказывается наивностью, представляется излишней. Сам испорченный русский человек не есть что-то, с чем нужно бороться: он является абсолютно логическим результатом русских ценностей. Гибель русского человека – от его религии и государства. Православие и самодержавие обращаются против русского человека. Все, что интуитивно, без осмысления их сущности, пытается их преодолеть, содержит в себе их зерна. Последние дни русского человека будут днями темного расцвета православного государства. Левиафан – это русское православное самодержавное государство. Об этом этот фильм.

 

Комментарии
  • Юрий Кирпичев - 23.01.2015 в 19:43:
    Всего комментариев: 505
    Война простого человека с чудищем-государством идет и в реальности – прямо в городке, где Звягинцев снимал половину эпизодов «Левиафана»! Доведенный до отчаяния Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 9 Thumb down 3
  • Юрий Кирпичев - 23.01.2015 в 20:16:
    Всего комментариев: 505
    Война простого человека с чудищем-государством шла в реальности, прямо в городке, где Звягинцев снимал половину эпизодов «Левиафана», за 5 лет до съемок Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 9 Thumb down 2
  • viktor - 25.01.2015 в 21:03:
    Всего комментариев: 56
    Фильм не видел, да и нет желания. Но из статьи и комментариев видно, что Звягинцев не показал главного: Россия катится к гибели не из-за "испорченности" русского Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 9 Thumb down 1
  • Fedor Solodovnik - 26.01.2015 в 22:51:
    Всего комментариев: 27
    Существует масса мифов о загнивающей России, которые любят повторять люди, эмигрировавшие оттуда. Мое видение причин этих мифов - человек так пытается сам себе Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 7 Thumb down 26
    • Эдуард Бернгард - 27.01.2015 в 03:03:
      Всего комментариев: 199
      "Сейчас будут эксплуатировать тему злых русских" (с) ... Тема есть, она вопиюще реальна (реалистична). Почему бы её не поэксплуатировать?
      Рейтинг комментария: Thumb up 20 Thumb down 1
      • fedorsolodovnik - 29.01.2015 в 00:08:
        Всего комментариев: 27
        Задачи искусства и пропаганды различны. Цель искусства - выражение эмоций. Но очень часто художник не может удержаться от соблазна быть в тренде и например Показать продолжение
        Рейтинг комментария: Thumb up 3 Thumb down 13
    • fedorsolodovnik - 31.01.2015 в 16:53:
      Всего комментариев: 27
      Ах я тут Михаи́ла Серге́евича Соло́менцева в первые секретари МГК КПСС произвел, а он работал председателем КПК. Прошу извинить мне мою неточность.
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 1
  • Игорь - 31.01.2015 в 16:54:
    Всего комментариев: 43
    О роли РПЦ,и о негативном влиянии её на Россию очень хорошо сказал великий русский писатель Лев Толстой.За что и был предан анафеме этой самой церковью и до сих пор Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 7 Thumb down 1
  • and46-lazarev - 08.03.2015 в 15:57:
    Всего комментариев: 16
    Звягинцев перенёс события произошедшие в американском дерьмо-государстве в Россию в надежде наверное что дадут какого нибудь "оскара" (так ему пообещали Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 7

Добавить изображение



Добавить статью
в гостевую книгу

Будем рады, если вы добавите запись в нашу гостевую книгу. Будьте добры, заполните эту форму. Необходимой является информация о вашем имени и комментарии, все остальное – по желанию… Спасибо!

Если у вас проблемы с кириллическими фонтами, вы можете воспользоваться автоматическим декодером AUTOMATIC CYRILLIC CONVERTER.

Для ввода специальных символов вы можете воспользоваться вот этой таблицей. (Латинские буквы с диакритическими знаками вводить нельзя!)

Ваше имя:

URL:

Штат:

E-mail:

Город:

Страна:

Комментарии:

Сколько бдет 5+25=?