ПЯТАЯ КОЛОННА по уничтожению исторической памяти продолжает действовать

05-02-2015

 6502f2e1f69c62af1de37d8d55d8bab9

Взяться за эту статью меня побудили события последнего времени, происходящие в культурной жизни нашего города. На прошлой неделе в интервью одному из кировских телеканалов Глава департамента культуры Кировской области П.Н. Сырцев рассказал о грядущих объединениях, слияниях ряда музеев города, о сокращении штатов работников учреждений культуры, что неизбежно приведёт к их увольнению.

Особо Глава департамента культуры подчеркнул, что в учреждениях культуры города и области работает очень много сотрудников пенсионного возраста, людей несоответствующей квалификации, что за счёт сокращения и оптимизации штата людям молодого возраста с высокой квалификацией будет повышена заработная плата, отсюда повысится мотивация к работе в учреждениях культуры. Вроде бы правильный шаг в период кризисной ситуации и острой нехватки средств в бюджете области. Но, как говорится, гладко было на бумаге…

В связи с этим предлагаю подробно рассмотреть ситуацию, сложившуюся в Вятском художественном музее имени братьев Васнецовых. Коснёмся трёх аспектов деятельности администрации этого музея: сохранность вверенных государством культурных ценностей, финансовых махинаций и нынешнего сокращения штатов.

Итак, сохранность культурных материальных ценностей. Как написано в Уставе Вятского художественного музея, музей обязан хранить, систематизировать, обеспечивать сохранность, учёт и паспортизацию коллекций, вверенных ему государством, а также обеспечивать открытость и доступность документов, касающихся деятельности музея. Я уже писал о бесхозяйственности (это еще мягко сказано!) в сфере хранения государственных ценностей. Мне задавали вопросы: «Где факты?». Что ж, давайте их рассмотрим, но лучше в форме вопросов, потому что открытость не в почёте у администрации музея. Я намеренно не погружаюсь в детали. Это – прерогатива правоохранительных органов.

Ирина Анатольевна, ответьте на вопросы по коллекции негативов С.А. Лобовикова:

- Правда ли, что музейная коллекция негативов вывозилась в Санкт- Петербург без разрешения областного департамента культуры?

- С какой целью вывозилась?

- По какому договору (число, месяц)? Была ли музейная комиссия, разрешающая вывоз? Вёлся ли протокол?

- Какова примерная стоимость одного негатива?

- Сколько негативов вывозилось?

- Каким образом осуществлялась перевозка? Кем? Страховалась ли коллекция?

- Правда ли, что часть коллекции осталась в Санкт-Петербурге и в течение 9 месяцев находилась у частного лица?

- С какой целью она находилась у частного лица?

- Что происходило  с негативами за это время?

- Все ли негативы имеют инвентарные номера?

- По возвращении негативов была ли приёмная комиссия? Когда? Состав комиссии? Протокол?

Можно считать эти вопросы обращением начальнику Управления Министерства внутренних дел РФ по Кировской области генерал-лейтенанту полиции С.А. Солодовникову. Негативы С.А. Лобовикова – не единичный случай. Рамки статьи не позволяют написать больше. Я готов в следующей статье задать вопросы Ирине Анатольевне по другим эпизодам, но сначала  хотелось бы получить исчерпывающие ответы на поставленные вопросы.

А сейчас перейдём ко второму вопросу. Я уже неоднократно писал о всевозможных финансовых художествах в Вятском художественном музее (извините за тавтологию) или, как сейчас модно говорить, о неэффективном расходовании государственных средств директором музея и её заместителем по инновационной деятельности. Рябово уже набило оскомину не только мне, но и депутатам Госдумы и Законодательного собрания Кировской области. Какие финансы, и в каком объёме были затрачены? Если не ошибаюсь, стоимость одного квадратного метра бани в Рябово составляет 40 тысяч рублей.  Это что? Как называется? Невнятное бормотание директора музея И.А. Любимовой и всё? Все ответы?

А с посещаемостью музея-заповедника всё в порядке? Помнится бравое выступление губернатора – даёшь 15 000 посетителей. Наскребли лишь половину. Как мне рассказывали жители Рябово и сотрудники музея-заповедника, даже эти цифры – дутые. Заказать автобусы, договориться с директорами сельских школ, привезти школьников, сосчитать их по головам, купить копеечные билеты, отчитаться о количестве посетителей, – и вот вам открыто бюджетное финансирование.

Я уже писал об афиллированности бизнеса зам. директора Н.А. Коровиной и музея. И что же? Да, ничего. Кстати за работу в Рябово отвечает именно зам. директора по инновационной деятельности Н.А. Коровина, которую так усиленно продвигали в последнее время в заслуженные деятели культуры РФ. С чего бы это? Не за такую ли инновацию?

Выступая в прессе, губернатор сетовал на  то, что такой замечательный проект по доходности в будущем, как Рябово, обойдён вниманием кировских бизнесменов. Но бизнесмены в Кирове – не дураки, да и гостиница Hilton Garden ИНН построена не на родине художников Васнецовых, даже не в Зуевке, а в центре Кирова.

Еще один вопрос к директору музея. Ирина Анатольевна, сколько у музея спонсорских фондов? Два? Три? Как используются средства этих фондов? Например, от ЛУКОЙЛ? Говорят, что на развитие культуры выделяется мало средств. Я не согласен. Может быть, их просто бездарно используют?

Перейдем к третьему аспекту: о сокращении штата. Департамент культуры области обязал директора художественного музея сократить штат управленческого аппарата. Я искренне надеялся, что будет, наконец, ликвидирована единственная в России, но благополучно существующая в Вятском художественном музее должность заместителя директора по инновационным технологиям, а деятельностью Н.А. Коровиной заинтересуются правоохранительные органы. Но я ошибался. Человек шестидесяти лет, окончивший институт культуры по специальности библиотекарь, о грамотности которого ходят анекдоты, остаётся на своём месте. Да, да, уважаемый читатель, Вы не ослышались, остаётся на своём инновационном месте. В каталоге 2012 года по керамическому симпозиуму Н.А. Коровина написала, что «СНГ – это Союз Неприсоединившихся государств». Вот такой, неприсоединившийся к культуре, инноватор будет и в дальнейшем определять работу музея.

Я уже говорил, что инновационная деятельность Н.А. Коровиной заключается лишь в том, чтобы присосаться к бюджетному финансовому ручейку. Да и о каких инновационных технологиях идёт речь можно видеть на фасаде Мраморного здания и внутри. Тем не менее, в музее есть и другие люди со знанием иностранных языков, академическим образованием, достойными научными публикациями. Однако такие люди подлежат сокращению. Почему?

Я неоднократно обращался в прокуратуру, но прокуратура занялась бюрократической каруселью. Мои заявления перенаправлялись в департамент культуры области, а оттуда – директору музея И.А. Любимовой, и обратно с отпиской «у нас всё хорошо». Так круг и замкнулся. Получается – сама нарушаю, сама контролирую. Правоохранительные органы, по-видимому, придерживаются такого правила «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу». Копию этой статьи я направил начальнику Управления Министерства внутренних дел РФ по Кировской области генерал-лейтенанту полиции С.А. Солодовникову, Начальнику Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкину и президенту РФ В.В. Путину.

Страна должна знать не только своих героев.

Суета и перекладывание проблемы с больной головы на здоровую, которую проявил департамент культуры Кировской области за последние три дня рабочей недели, побудили меня написать, продолжение на тему пятой колонны. Да, да, именно пятой колонны, ибо разрушение своей и привитие чуждой культуры и есть бескровное завоевание страны. Всерьёз обсуждается возможность привлечения меня к ответственности, за то, что я опорочил честь и достоинство (чьё?) и за клевету (какую?). Ещё не были представлены ответы на поставленные мною вопросы, а уже есть желание привлечь за «клевету».

Так вот, чтобы поумерить чей- либо пыл, и пустить разговор в конкретное русло – вопрос-ответ, я и написал эту статью.

Я намеренно не назвал фамилии лиц в Департаменте, которые привели к развалу культуры в Кировской области, наивно полагая, что это просто недочеты в работе, но как оказалось, это – система. У меня нет вопросов пока к нынешнему главе департамента П.Н. Сырцеву , он человек новый, не так давно назначенный на этот пост. А вот к остальным есть.

Вопрос к Вам, Александр Александрович Галицких:

1) назовите фамилию чиновника на тот момент, когда коллекция С.А. Лобовикова вывозилась в Санкт-Петербург, курировавшего Вятский художественный музей, к которому директор музея Любимова должна была обратиться за разрешением на вывоз и со всеми документами – договорами, сроками, заключением соответствующей комиссии, аргументацией. Зачем и почему возникла необходимость вывозить негативы и т.д.? Недоглядели за музеем? Некомпетентность чиновника? Или Вы тоже не в курсе? А у меня другие данные. Все обо всём знали! Почему Департамент ничего не предпринял?

2) назовите фамилию конкретного чиновника, кто от Департамента курирует проект Рябово, или Вы тоже не в курсе?

В предыдущей статье я обещал задать ещё вопросы директору музея Любимовой. Да, пожалуйста!

В 2010 году в Калининграде проходила выставка рисунков и акварелей русских художников из Вятского художественного музея. Вопросы к директору:

1) почему рисунки Бенуа, Васнецова, Серова, Сурикова, Шишкина были оценены по стоимости старого смартфона в захудалом ларьке?

2) кто занимался транспортировкой?

3) представьте, пожалуйста, договор со страховой компанией, где стоит Ваша подпись, чтобы все оценили Вашу компетентность! Хотите, расскажу? Страховая компания не несла ответственность за кражу, порчу, утрату и так далее….

Смешно? А мне очень грустно!

4) по возвращении коллекции рисунков была ли комиссия по приёму? И если музей запросто вывозит негативы Лобовикова в Санкт-Петербург неизвестно зачем и почему, то вопрос: всё ли вернулось из Калининграда? Я не хочу никого обвинять, но в той закрытости ото всех и том бардаке, который Вы, Ирина Анатольевна, соорудили, остаются только вопросы и самые худшие предположения.

Вопросы к департаменту культуры Кировской области:

Как такой договор со страховой компанией пропустили? Читали ли его?

Проект Рябово, так это – шедевр разбазаривания бюджетных средств!!! Беру только газетные публикации, комментирую их и задаю вопросы…

Цитата из интервью газете «Навигатор-Киров» 2015 года заместителя председателя Правительства Кировской области А.А.Галицких: «Но, вне всякого сомнения, надо вернуть художников  и керамистов в Рябово: ведь там построили уникальную печь для обжига керамических изделий».

Вопрос:

Это Вы, Александр Александрович, про чудо-печь по проекту французского чудо-инженера? Говорят, на неё потрачено порядка 300.000 рублей. Посмотреть смету можно? А в Кирове уже дымковскую игрушку не обжигают? И печей для обжига глины никто в глаза не видел?

А эти вопросы опять к Департаменту, чтобы не расслаблялись:

Француз Ассанж по какой визе посетил РФ, по туристической или деловой?

Если по туристической визе, то тогда как же он получил деньги за работу? Законно ли это, если человек приехал как турист, или надо оформлять в данном случае другую визу? В какой валюте? Сколько? Трудовое соглашение или договор озвучите? Заплачены ли с этой зарплаты налоги? Если он «подарил» чудо-печь, то за такие деньги – кирпичи, наверное, были золотые? Сколько раз использовалась эта печь? Как сейчас с ней обстоят дела? Работает ли? Не развалилась?

Далее, цитирую того же А.А.Галицких, в той же газете:

ВОПРОС КОРРЕСПОНДЕНТА. Этим летом депутаты Законодательного собрания побывали в Рябово и после поездки сделали вывод, что идея создания Васнецовского музея-заповедника провалилась. Вы с этим согласны? Действительно ли финансирование заморожено?

ОТВЕТ А.А.ГАЛИЦКИХ. Финансирование проекта «Васнецовское Рябово», который изначально разрабатывался на очень большую сумму, уже заморожено. И в реальности потрачено очень немного денег на сам музей-заповедник. К сожалению, бюджет региона испытывает трудности, и экономят  в первую очередь, традиционно на культуре. Нельзя говорить о том, что проект полностью реализован, как планировался: судя по финансам, там реализована только десятая часть.

Вопрос у меня:

Сколько это немного – озвучьте цифру? Только не общую сумму, а по объектам! По каждой постройке. По стоянке для машин, по газификации, по дороге и т.д.! Только так - план, проект, смета строительства и т.д. В каждом ли доме в Рябово есть газ? Судя по затратам, Вы, мягко говоря, лукавите, что экономят на культуре!

Далее, цитирую того же А.А.Галицких, той же газете:

- «Хотя результаты есть и, прежде всего, за счет работы самого музея. Если в 2010 году в Рябово было 5,1 тыс. посетителей, то в 2013 году - 14,5 тыс., в 2014 году будет примерно столько же».

Интервью директора Вятского художественного музея газете Бизнес-Новости корреспонденту, цитирую:

- «Главное достижение усадьбы на сегодняшний день – увеличение количества посетителей с 4-5 тысяч человек до 15,5 тысяч человек».

Вопрос у меня:

Сколько же всё-таки было посетителей в 2013 году - 14,5 или 15,5 тысяч? А по словам бывшего заведующего Рябовским музеем В. Кутергина той же газете «Бизнес-Новости», приехало от силы 4 тысячи! Ну как возможно это делалось, я разъяснил в предыдущей статье.

Далее, цитирую того же А.А.Галицких, той же газете:

- «Большей посещаемости не удалось достигнуть, потому что в селе Рябово нет объекта туристического назначения, который включал бы в себя гостиничные номера, административное размещение, кафе».

Вопрос у меня:

Вы это серьёзно, Александр Александрович? Объясните, пожалуйста. Два-три года назад Департаментом был проведён конкурс на проект гостиницы для Рябово, победителем был признан проект с несколькими десятками номеров, там ещё премии какие-то выдавались победителям. Помните? Вы планируете до 60 тысяч посетителей, а побеждает в конкурсе вот какой новаторский проект, а как же остальные посетители? Где они будут жить? Очевидно, в стогах ночевать будут? Или по полчаса в номере? Да, с такой пропускной способностью это больше смахивает на бордель, а не на гостиницу при музее!

Далее, цитирую того же А.А.Галицких, той же газете:

- «И мы не единожды предлагали бизнесу поучаствовать в создании такого комплекса, потому что это не дело государственной власти создавать точки общепита и гостиницы за бюджетные деньги».

Да полно те, Александр Александрович, Вы же всё-таки заместитель председателя Правительства, а не участник юмористической программы! Удивляетесь Вы! Удивляется губернатор! Ну, не идут кировские бизнесмены в Рябово! С чего бы это?

Никита Юрьевич, а Вы бы построили гостиницу в Рябово на свои деньги, Александр Александрович оплатил бы из своего кармана, а не из государственного, «тропу счастья», на которую потрачено, если не ошибаюсь, полтора миллиона бюджетных рублей, а инноватор Коровина раскошелилась бы на чудо-печь за триста тысяч рублей. Вот, так сказать, своим примером бы и показали, что неправы кировские бизнесмены!

Контрольно-счётная палата, насколько я знаю, второй раз проводит проверку проекта Рябово. Читаешь выводы, как смехопанораму. Беру только газетные публикации…

В интервью газете «Бизнес-Новости» корреспонденту Елене Окатьевой председатель Контрольно-Счётной Палаты Ю.Н.Лаптев 19 декабря 2011 года ответил следующее, цитирую газету:

ВОПРОС КОРРЕСПОНДЕНТА. Началась проверка программы «Развитие культуры в Кировской области». Насколько мне известно, уже проверено село Рябово, на развитие которого выделены значительные бюджетные средства. Как они используются?
ОТВЕТ Ю.Н.ЛАПТЕВА. Когда мы приехали в Рябово, то увидели, что те деньги, которые были туда направлены, могут быть неэффективно и не до конца потрачены. Причина этому – наступившая зима. Но нас уверили, что в декабре будет сделано все, что связано с созданием тропы сказок (скульптуры и хозяйственные постройки). Итоги по этому вопросу мы подведем уже в начале следующего года.

Смех, да и только - «могут быть неэффективно и не до конца потрачены»…

Уважаемый Юрий Николаевич, если Вы забыли, хочу напомнить Вам, что в задачи Контрольно-Счётной Палаты входит ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ! Эффективности и целесообразности, Юрий Николаевич! А Вы про зиму, да про Деда Мороза…

Вот и депутаты Гущин, Русских, председатель Законодательного собрания Ивонин, вначале удивились расходам, а потом перестали, видимо, были полностью удовлетворены…я имею в виду ответами. А Вы, читатели?

Разрушать культуру не обязательно прямо что-то запрещая или навязывая, можно разрушить всё спокойно и тихо, разбазаривая выделенное финансирование!

Раньше я очень уважал одного из лучших учителей Российской Федерации, отличного директора гимназии, чего не могу сейчас сделать по отношению к заместителю председателя Правительства Кировской области. Хотелось бы получить ответы на вопросы, а арбитрами прав я или нет, пусть выступят Начальник Управления МВД по Кировской области Сергей Александрович Солодовников и Председатель Счётной Палаты РФ Татьяна Алексеевна Голикова. Местная контрольно-счетная палата уже показала себя, по меньшей мере, в самоустранении, во всяком случае, хочется так думать.

Александр Рашковский, краевед, 3 февраля 2015 года.

Комментарии

Добавить изображение