«Восток» -2 или Мы на востоке

30-07-2015

4

Мы – российские евреи, живущие в России, в США, на Украине, в Белоруссии, в Израиле, в Канаде в других странах. Некоторые из нас уехали из своей страны, из СССР, из России, некоторые живут в странах бывшего СССР. Мы сохраняем свою идентичность так же, как евреи 2000 лет сохраняли свою.

Наша историческая память – это воспоминания о Холокосте и воспоминания об СССР и о жизни евреев в СССР. Воспоминания о том, как евреи, проживавшие на территории бывшей Российской империи совершили революцию, вышли из черты оседлости,  вместе с советским народом построили самое справедливое общество – социализм. Мы, наши отцы и матери, наши деды и бабушки, победили фашизм и спасли тем самым европейское еврейство. . Мы, наши отцы и матери, наши деды и бабушки  запускали ракеты в космос, лечили людей, сочиняли и исполняли музыку. Многие достижения бывшего СССР – это наши достижения, достижения нашего народа.

Мы, русскоязычные евреи, проживающие в Израиле, чувствуем свою принадлежность ко всему еврейскому народу, рассеянному по всему миру и ко всему русскоязычному еврейству.

Давайте вспомним Владимира Жаботинского. Произведение "Восток".

«Суть же эта, по крайней мере наполовину, выражается в том, что Европа морально «наша», с том же смысле, как она для англичан, итальянцев, немцев, французов «ихняя». Мы не только зрители и не только воспитанники европейской цивилизации: мы - ее сотворцы, и притом из важнейших. Что ее этический пафос, создавший все ее освободительные движения, легший в основу ее социальных переворотов, вскормлен нашей Библией - в двух изданиях - это старая истина. Что ее экономический прогресс был бы немыслим без международной торговли и без кредита и что пионерами на обоих этих путях были именно мы, - в этом ни один мыслящий человек, еще и до преувеличений Зомбарта, не сомневался. И что, наконец, от «Авицеброна» (у нас он Габироль: XI век, т.е. еще задолго до первой зари европейского пробуждения!) до Эйнштейна десятки тысяч индивидуальных евреев в разных странах лично делали науку, философию, художество, технику, политику и революцию, одни на высотах мировой славы, как Спиноза, или Гейне, или Дизраэли, или Маркс, другие во втором, и третьем, и десятом ряду - и это старая песня. Ее не следует забывать.
Европа наша; мы - из ее главных созидателей. За 1800 лет мы ей дали пропорционально не меньше. чем какая угодно другая из великих «западных» наций. Но мы, кроме того, начали строить ее еще задолго до общего начала - еще до того, как начали строить ее афиняне. Ибо главные черты европейской цивилизации: недовольство, «богоборчество», идея прогресса, - вся та пропасть между двумя мировоззрениями, которая выражается в антитезе двух верований: «золотой век» и «Мессия», идеал в прошлом и идеал в грядущем, - эти черты дали Европе мы, еще задолго до того, как отцы наши пришли в Европу: Библию мы принесли с собою в готовом виде.»

Примерно то же самое мы, бывшие советские евреи, можем сказать про СССР.

Сейчас мы оказались в стране с восточным менталитетом, в стране, которую построили «русские» евреи, выходцы из бывшей Российской империи. Корни большинства руководителей государства Израиль – Бен-Гуриона, Вейцмана, Даяна, Игаля Алона, ИцхакаСаде, Голды Меир, Эхуда Барака, Шимона Переса, Ариэля Шарона, Эхуда Ольмерта, Биньямина Нетаньяху, Моше Аяллона – в России. Но израильская элита, неплохо устроившись в этом государстве, создав «плавильный котёл», проводя ивритизацию, забыла про свои российские корни. И «Первый Израиль» - ашкеназская элита, в основном – потомки выходцев из России, и «Второй Израиль»  - восточная, в первую очередь, марокканская элита, не считают нас «своими».  Эмигранты из бывшего СССР периода 1990-х годов – это самая образованная часть израильского общества, это врачи, инженеры, музыканты, учителя, которых израильская элита заставляла убирать улицы и подтирать задницы старикам. Мы не смогли сказать им:  «Мы – русские, мы – ашкеназы», от нас требовали стать израильтянами, причём израильтянами самого низшего сорта, израильтянами без своей общины и без своих корней.

Единого израильского народа не существует. Есть израильтяне разных сортов,  корней, оттенков и происхожения. Есть ашкеназы, есть сефарды, есть марокканцы, есть ШАСовцы, есть эфиопы – этнические негры, африканское племя, когда-то принявшее иудаизм. Последние – ШАСовцы и эфиопы, смогли добиться своего статуса в израильском обществе путем борьбы за свои права и путём лоббирования интересов своей, только своей общины. Другого пути наверх в израильском секторальном обществе нет. И только «русский» сектор не имеет своей идентификации и не борется сообща за свои права и поэтому находится в самом низу еврейской части израильской социальной пирамиды, как парии в Индии.

Вот что написал в свое время про статус русскоязычных израильтян в израильском обществе публицист Леонид Рабин:

«Никто не уважает людей, не уважающих самих себя. Мы должны уважать себя таких, какие мы есть – воспитанных на христианских, светских и либеральных ценностях, лишенных идиотского страха перед "ассимиляцией", под которой подразумеваются отнюдь не только брачные, а вообще любые связи с неевреями, обладающих европейской и русской всемирной отзывчивостью, а не запертых в средневековом гетто. И пусть все другие общины любят и уважают нас таких. Точно так же, как марокканские репатрианты заставили израильтян признать Мимуну еврейским праздником, мы могли и еще можем заявить, что у нас евреи по отцу являются полноправными евреями во всех смыслах, и нам наплевать, что думают об этом государственный раввинат и отдельные религиозные и этнократические мыслители. Мы можем и должны поставить их перед фактом своей светскости и открытости и перед фактом того, что для нас все "хасрей дат" – полноправные и равноценные евреи, если они сами не определяют себя иначе. Пусть истеблишмент уважает нас таких. Пусть наши полномочные представители настаивают на этом, а не убеждают тех, из чьих рук они кормятся, в том, что нас оклеветали. Неужели мы должны в угоду этнократии отказаться от своих супругов и родственников-неевреев? Почему школьник, у которого папа или мама неевреи или христиане, должен стыдиться своих родителей, читая израильский учебник по обществоведению и статьи его критиков из числа наших "правых" деятелей?

Русскоязычная община – наследница великой культуры. Мы единственная еврейская община, идентичность и самовосприятие которой не сводятся к религии. Отнимите иудаизм у марокканца – он станет марокканским арабом. Отнимите иудаизм у "парси" – он станет нормальным иранским шиитом. Отнимите иудаизм у русского еврея – он останется евреем. Наше еврейство – это не только религия, но и культурная идентичность, ценностная ориентация, лексика, сохранившаяся от языка идиш, даже внешность, отличающаяся от внешности типичных славян. Именно поэтому еврея можно вычислить в московском метро, а в тегеранском – вряд ли.

Скоро Песах, праздник свободы. Внешняя свобода невозможна без внутренней, а внутренняя свобода невозможна без самоуважения. Давайте будем уважать себя, тогда и все остальное приложится.»

Я готов подписаться здесь под каждым словом уважаемого Леонида Рабина. Он многократно прав. Но политики и политиканы на «русской» улице в Израиле ничего не сделали и, похоже, уже  ничего не сделают  для русскоязычных израильтян, рассматривая их только как обычных израильтян, только почему-то говорящих по-русски, и как трамплин к достижению личного политического успеха и не выступая за особость и за собственную идентичность «русской» общины Израиля. Без последнего условия, без осознания своей истории, своей самобытности, своей причастности к мировому русскоязычному еврейству никакой политический результат в Израиле на «русской улице» невозможен. «Русскому Израилю» нужны новые лидеры и новые идеи, а не перепевы старых сионистских заклинаний про то, что все мы- израильтяне. Мы – не израильтяне, мы –в первую очередь русскоязычные евреи, наши корни – в российской черте оседлости, наша история – Холокост и победа над фашизмом, то, чего нет у восточных израильтян. Вместе мы – сила, по отдельности мы – самые унижаемые и самые отверженные в израильском секторальном и непотическом обществе,  где процветает блат, кумовство и проталкивание «своих». Пока  мы не объединимся, мы будем чужие на израильском празднике жизни.

Для того, чтобы русскоязычные израильтяне что-либо добились в Израиле, они должны в первую очередь самоидентифицироваться, самоидентифицировать себя не как "израильтяне", а как "русскоязычные израильтяне", ставя интересы своей общины выше абстрактных общеизраильских интересов. Так, как это делают ортодоксальные иудеи, так, как это делают эфиопы, которые такой позицией добиваются многого от израильского общества. Люди, которые хотят стать лидерами русскоязычной общины Израиля, должны прекратить говорить "Мы – не ШАС" и "мы – не эфиопы", ибо в Израиле именно ШАС и именно эфиопы добились самых больших успехов в защите интересов членов своих общин. Другого пути нет. Если Вы что-то хотите добиться в Израиле, Вы должны чувствовать принадлежность к своей общине и отстаивать интересы своей общины. Говоря о себе абстрактно "я – израильтянин" в политическом смысле вы становитесь жалким прислужником других израильских общин, причём прислужником без роду-племени, прислужником, за которым не стоит его община. Так двадцать пять лет вели себя политики от русскоязычных израильтян и именно поэтому миллион русскоязычных граждан Израиля до сих пор политически ущемлён и задавлен израильским обществом.

Комментарии
  • Aksel - 31.07.2015 в 02:37:
    Всего комментариев: 50
    Правильно ли я понимаю следующий из Вашей статьи вывод о том, что русскоязычные евреи с тем же успехом могли бы создать свой "Израиль" на Мадагаскаре, в Аргентине и Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 5 Thumb down 1
  • MurKLnT2 - 05.08.2015 в 16:17:
    Всего комментариев: 176
    Уважаемый Михаил, Вначале позвольте мне высказать свое несогласие с Вашим: «…евреи, проживавшие на территории бывшей Российской империи совершили революцию, Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 8 Thumb down 1
  • Дмитро Зволінський - 23.08.2015 в 13:33:
    Всего комментариев: 2
    Статья очень посредственная и "плачущая". Автор много говорит про объединение, но нигде не показывает принципы, на коорых должно быть объединение. Итак Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
    • Дмитро Зволінський - 23.08.2015 в 13:35:
      Всего комментариев: 2
      Ошибки: 1) коорых - которых; 2) прямой пропорции - обратной пропорции (правильно).
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • Археометр - 12.09.2015 в 16:13:
    Всего комментариев: 6
    Как потребовать индефикацию нашей личности, как русскоязычных израильтян? Да очень просто - везде, где Вы требуетесь, как клиент (например, в магазине, при разговоре Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
    • Археометр - 12.09.2015 в 16:23:
      Всего комментариев: 6
      Владимир Бершадский: Я полностью разделяю все положения доктрины, но считаю её неполной, так как она не включает пункт о признании русского языка, как второго Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0

Добавить изображение