Венды вождя готов Германариха

23-09-2018

goty

  • В глухом юго-восточном углу Германии, в краю болот и озёр, расположен город Котбус. У города и дух-покровитель подходящий – озерный рак. На многих улицах название на двух языках. Например, WendenStraße на немецком и перевод на язык этих самых вендов - Sorbska droga.  Вроде бы язык понятный. Немцы уже второе тысячелетие зовут этот народ вендами, а они сами себя – сорбами.Где-то в шестом веке, в эпоху великого переселения народов жившее   в долинах рек Эльбы и Одера германское племя вандалов отправилось за приключениями на юг, и добралось даже до Северной Африки. Вели себя вандалы себя временами крайне грубо, чем, впрочем, и остались знамениты.

    А опустевшие долины Эльбы и Одера вплоть до Балтийского моря заняли славянские племена вендов. Позднее почти все эти племена  были ассимилированы немцами, теперь только многочисленные топонимы и фамилии с основой на "Wend" на востоке Германии напоминают о прошлом. Свой язык сохранили лишь сорбы.

    Титулатура датских монархов включала слова «король вендов и готов», а шведских по 1973 !! год — «наследный король шведов, готов и вендов».

    Но о вендах слышали не только на востоке Германии. Согласно энциклопедии Брокгауза и Эфрона, в южной австрийской провинции Штирия местных словенцев в XIX веке звали виндами. И даже название столицы Австрии Вены (Wien) [Петрухин] тоже связано с вендами. Утеряно лишь конечное "д". Впрочем, не совсем. В нескольких соседних славянских языках столицу Австрии зовут Виден (Wieden) или Веден. Да и самой Вене есть район Wieden. (Известно также древнее название Вены  — Vindobona [Брокгауз]. Местность пол названием Виндская марка находилась в пограничье Австрии и Словении.

    Ну это все пока центральная Европа. Финляндия далека от Вены, но русских финны до сих пор зовут веня (venäläinen, venä), а эстонцы  - вене (vene). конечное "д" также утеряно. Ну, финно-угорские языки вообще не любят твердых согласных.

    Академик Б. А. Рыбаков замечал "вене, настолько близка к сохранившемуся до сих пор эстонскому наименованию славян (wene от древней формы венеды), что с этим нужно считаться. " [Рыбаков]. На востоке нынешней Эстонии немало и топонимов с основой "вене".

    Но у финнов были и соседи, сохранившие конечное "д".  "Известен остров Виндин, (или Вындин) на р. Волхов Новоладожского уезда С.-Петербургской губернии" [Брокгауз]). Ныне поселок “Остров Виндин” расположен рядом со Старой Ладогой, древним варяжским центром (известным с 750-го года). Возможно, именно варягам и обязано существование этого топонима. Также вне ареала финно-угорских языков, хотя и рядом, на западе Латвии, южнее Изборска, расположен город Вендин.  В XIII веке там была крепость германского ордена крестоносцев. Согласно хронике ордена в то время в крепости укрывались какие-то венды-христиане [Брокгауз].

    Существовало некогда в донских и волжских степях государство  хазар. В хазарско-еврейской переписке X века среди вассальных племен хазар упоминается племя ВНТТ [Н, Голб,  О. Прицак]. Переписка шла на древнееврейском, в котором гласных мало и нет буквы "ч". Поэтому считается что скорее всего речь шла о племени вентич. В фонеме "ен" позиция буквы "н" весьма неустойчива. Согласно БСЭ, вентичи являются вятичами древнерусских летописей (статья о венедах).

    Племя вятичей были вассалами хазар в X веке. Интересно, что только в этом случае "венд" (и довольно поздно) стало самоназванием. Ни сорбы, ни словенцы, ни русские себя не зовут никакими вариациями от "венд". Скорее всего так их звали соседи, самоназванием "венд" не был.

    Этноним "венеды" впервые появляется у Плиния в 29-ом году н.э. почти без деталей, а затем у Тацита в работе "О происхождении германцев и местоположении Германии", написанной в 98 г. н.э. В последней главке написано:

    " Из-за смешанных браков ... они приобретают черты сарматов. Венеды переняли многие из их нравов, ибо [ они]  рыщут по лесам и горам, какие только не существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам".      "…передвигаются пешими, и притом с большой быстротой…" " рыщут по лесам и горам…", образ жизни, похоже, кочевой. Немецкое "wandern", польское и белорусское "вандраваць" - путешествовать, бродить, перекликается с именем вендов. Прокопий Кесарийский, писатель середины VI в., уже позже сообщает

    "Эти племена, склавены и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве… Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства… По внешнему виду они не отличаются друг от друга. Очень высокого роста и огромной силы… по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. В древности оба эти племени называли спорами [рассеянными], думаю потому, что они жили, занимая страну "спораден", "рассеяно", отдельными посёлками."

    Термин "споры" явно выглядит как калька с "wandern" или "вандраваць", что вполне согласуется с замечанием Прокопия "они часто меняют места жительства".

    Клавдий Птолемей в своём "Географическом руководстве" (II в.н.э.) весьма кратко упоминает  "Сарматия:… венеды … севернее Дакии…".

    В III в.н.э. В этих местах произошло довольно важное событие, которое не могло не сказаться на судьбах всех местных племен, включая вендов.

    Племя готов с низовий реки Одер отправилось на юго-восток. Они добрались до степей Причерноморья, где и основали свое государство.

    Там, в лесостепи Украины и России, существует масса археологических памятников черняховской культуры, которую принято считать преимущественно готской. Шли готы скорее всего через Южную Польшу

    и север-запад Украины, видимо, с боями, опустошая обширные территории. А вот венды смогли все же избежать напасти в привычных  лесах, горах и болотах. А после ухода готов осталась обезлюдевшая  земля и венды могли туда мигрировать. Там, на северо-западе Украины протекает речка Горынь, родина Змея Горыныча, героя славянского фольклора. Скорее всего венды появились там не позднее IV века, невдалеке от воинственных готов.

    Готский историк Иордан пишет  "После поражения герулов Германарих двинул войско против венетов, которые, хотя и были достойны презрения из-за слабости их оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и бог попускает и множество вооруженных подступает".

    Далее согласно Иордану к 374-му году Германарих покорил "племена: гольтескифов, тьудов, инаунксов, васинабронксов, меренс, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, навего, бубегенов, колдов".

    В списке несколько племен финно-угров: тьудов, васинабронксов, меренс, морденс. Это летописные чудь, весь, меря, мордва. То же скорее всего касается и племени навего, судя по названиям рек Нева и Нейва финно-угорского происхождения, племя навего могло имело какое-то отношение к водным потокам. Не менее интересно, что название Новгород сильно смахивает на имя племени "навего". В Великом Новгороде среди берестяных грамот даже спустя сотни лет после Германариха встречались так называемые "карельские грамоты". Находят их преимущественно на Неревском конце, одном из древнейших в Новгороде, где летописная чудь и проживала, разбираются с ними финские специалисты.

    gothy-map

    А вот о составе армии Германариха Иордан не упоминает. Жаль, конечно, поскольку тут возможны сюрпризы. Во-первых, стоит упомянуть что в те времена у победителей было принято включать побежденных в свою армию в качестве союзников и вассалов, такая своеобразная форма дани [Скотт]. В походе на север с его глухими лесами и болотами готам, обитателям лесостепи. трудно было бы обойтись без союзников, более привычных к лесной глухомани. Только что побежденные венды тут могли пригодиться. И, видимо, пригодились, о чем внятно свидетельствует этимология как финно-угорских, так и русского языков.

    Термин "чудь" в русском относится только к народам и племенам

    финно-угорского происхождения. Чудское озеро явно указыкает на место, где чудь обитала. Согласно этимологическим словарям, "чудь" произошло от готского "тьюд" – народ. Это заимствование могло произойти не позднее V века, поскольку позднее готы оказались далеко от предков русских, в Италии, Испании и Крыму. А в финно-угорских языках не сохранилось никакой памяти о готах, зато сохранилась память о вендах, и похоже, тоже издавна. По данным археологии, славянские захоронения появились в окрестностях Чудского озера в конце IV века. Между прочим, эти захоронения являются древнейшими славянскими захоронениями в России. Так что зовут русских "вене" или "венья" пожалуй со времен Германариха. Только конечное "д" пропало, поскольку твердые согласные чужды финно-угорским языкам.

    Русское слово "изба" не характерно ни для белорусского, ни для украинского. Согласно этимологическим словарям, восходит это слово

    к готскому "штубе", известны и промежуточные формы из летописей "истъба", "истобка". Изборск не напрасно считается древнейшим русским городом.  Заимствование из готского могло произойти только во время готского похода на север в конце IV века.

    Первые избы скорее всего строились по готской методике как укрепления для гарнизона, состоявшего в основном из вендов. Не исключено, что все это происходило вблизи Чудского озера на месте будущего древнейшего русского городе Изборска 16 веков тому назад.

    Эстонская топонимика западнее Чудского озера тоже сохранила память о вендах.

    Впрочем, похоже что Германарих включал в свои отряды не только вендов.  Археолог [Санкина] отмечает несколько неожиданную деталь "Древнерусские серии Новгородчины имеют антропологические особенности, которые, скорее, характерны для балтов.  Сближаются с новгородцами различные группы балтов, как правило, более грацильные ятвяги, пруссы и селы." Соседи древних славян, между прочим.

    Новгородские берестяные грамоты, особенно ранние, содержат архаические особенности, которых нет ныне ни в одном славянском языке. Полагают поэтому, что общеславянский язык продолжал существовать и после ухода будущих обитателей Изборска, которых уже не коснулись более поздние изменения.

    А что до готов, то им вскоре стало не до далекого северного укрепления и гарнизона вендов в нем. В 375 году гунны разгромили готов, и им вскоре пришлось уйти на запад, вместе с частью аланов, их союзников. А венды так и остались у Чудского озера.

    Плодородная лесостепь к северу от Черного моря после ухода готов опустела, памятники черняховской археологической культуры исчезают к этому времени. Гуннов лесостепь не привлекала. Ясно, что у вендов долин Западного Буга и Горыни появилась уникальная возможность миграции на восток и юго-восток. Похоже, что они нашли и какой-то общий язык с гуннами. Одно из немногих гуннских слов, известных истории оказалось славянским - "мёд". Пили гунны медовуху.

    В среднем течении Западного Буга в Польше находятся города Бранск, Куява, Дрогичин. Есть Дрогичин и в Полесье, недалеко о польского, к востоку от него, значительно восточнее расположен Киев, уже далеко от Куявы, и ещё восточнее расположен Брянск. Что до Киева, то в одном из раннесредневековых арабских источников начала Х века (около 920 года) он фигурирует как Куяба или Куява [Википедия].

    Летописец Нестор излагает легенду об основателе Киева перевозчике Кие. По мнению Прицака, это хазарский комендант киевского гарнизона  Куйя, взимавший плату за перевоз на Днепре. [Н, Голб,  О. Прицак]. Куява стала Киевом, а  Куйя стал перевозчиком Кием славянских легенд.

    Нестор слышал кое-что и о маршрутах миграции, летописец отмечает это спустя сотни лет: "Словѣне же ови пришедше и сѣдоша на Вислѣ, и прозвашася ляховѣ, а от тѣхъ ляховъ прозвашася поляне  киевские."

    Даже в VI веке Прокопий Кесарийский вовсе не как о чем-то новом записал, что анты и склавены занимают большую часть земель по левому берегу Истра (Дуная) "Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всём остальном у обоих этих варварских племён вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них белый или золотистый и не совсем чёрный, но все они темно-красные. Образ жизни у них, как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы". Это, так сказать, взгляд с юга, из Византии на южную окраину славянской ойкумены. Изб Прокопий не знает, только хижины.

    Несколько иную картину тогда же рисует готский историк Иордан, глядя из северной Италии, с юго-запада: У склона гор, "спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы (Висла), на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским,  до Днестра, и на север – до Вислы; вместо городов у них болота и леса. Анты же ... распространяются от Днестра до Днепра,  Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами". Речь скорее всего идет о северных отрогах Карпат, Словакии, юге Польши, Моравии. Висла и Днепр у Иордана уже присутствуют.

    Так Прокопий Кесарийский и Иордан впервые упомянули новое имя вендов - склавины/склавены и анты.  Интерес к ним был вызван тем. что С началом царствования византийского императора Юстиниана I в VI веке славяне и анты часто совершали набеги на Византийскую империю. Точнее, Прокопий сообщил о первом известном набеге антов на византийскую Фракию в 527 году, а в 545 тот же Прокопий отметил первый набег склавинов из-за Дуная на византийские земли.

    Вопрос о происхождении и значении этнонима славяне, попытки ответить на который предпринимались с давних времен, до сих пор вызывает споры. Академик Б. А. Рыбаков в термине словене увидел сложное слово, состоящее из двух частей. "Вторая часть вене, - пишет он, - настолько близка к сохранившемуся до сих пор эстонскому наименованию славян (wene от древней формы венеды), что с этим нужно считаться". Впрочем, считаться приходится не только с эстонским. Есть теории и относительно первой части - согласно академику Марру «племенные названия славянин и склав происходят от древнего имени скифов - сколоты», но хватает и иных версий.

     

    Более или менее ясно, что этноним возник в бассейне Дуная в какой связи с набегами вендов из-за Дуная на византийские земли. Как отметил летописец Нестор в "Повести временных лет": "По мнозѣхъ же временѣхъ сѣлѣ суть словени по Дунаеви, кде есть нынѣ Угорьская земля и Болгарьская. (сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская)". Источник Нестора (скорее всего, греческая хроника Амартола) имел ввиду именно славян, не вендов.  Летопись Нестора уже вендов не упоминает и даже, видимо, не знает. Да и вся информация из Амартола касается лишь южных славян, известных в Византии. Земля Болгарская во времена Нестора была примерно в среднем течении Дуная.

    Польская летопись «Великопольская хроника», также сообщает о Паннонии   (римская провинция, прилегающая к среднему Дунаю) как родине славян.

    Именно в бассейне Дуная обитают два народа, этноним которых сохранил их древнее имя - словенцы и словаки. Более того, жену словака зовут словенка, да и язык словаков называется словенским. Совпадение почти полное. Похоже, что когда-то их этноним был просто общим.

    Византийцы, гордо именовавшие себя ромеями, говорили все же по-гречески. Да и культура их была по происхождению скорее греческой. Авторитетом в истории был конечно Геродот, знаток многих стран, включая Скифию. Для греков, всё что севернее Балкан было Скифией. Так что и венды, налетавшие на Византию, тоже числились какой-то  разновидностью скифов. Геродот упоминал среди скифов неких сколотов. Слово оказалось почему-то трудным для перевода (и для понимания)- даже на русский его переводят по разному. Один из возможных переводов - скифы, имеющие царей.

    Но как раз к вендам такое понимание никак не подходит. Согласно Прокопию: ""Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим".

    Но воевать неорганизованной толпе с регулярной византийской армией довольно трудно. Набеги вендов не всегда были удачными, плохо без лидера. Скорее всего, со временем и у вендов вожди все же появились. Именно набеги таких отрядов были наиболее опасными для греков. Их боялись и уважали больше других. Таких организованных в боевые отряды вендов греки следуя Геродоту могли назвать сколовендами. Новое имя могло стать известным во время переговоров или контактов и самим вендам, оно выглядело более весомым и почетным. Термин понравился и мог превратиться в самоназвание для более успешной части вендов.

    Но любое заимствование подчиняется законам языка. В данном случае это был язык будущих южных славян с его фонемой "ла", соответствующей восточнославянскому "оло" и западнославяенскому "ло". Это хорошо известно в русском языке: восточнославянские "золото", "голод", "молодой" соседствуют с принесенными христианством из болгарского "златом", "гладом" и "младым".

    Поэтому сколовенды должны были стать склавендами. Что до конечного "д", то оно могло потеряться и при заимствовании, и до него. Примеров достаточно, от финского "вене" до Вены, столицы Австрии. Именно там, на западной окраин Паннонии, и появились в VI веке склавины/склавены.

    Народная этимология довольно быстро превратила склавенов в словен, как людей понимающих слово, в отличие от немцев, которые слова не понимали. Явно лишнее "к" где-то за пару веков исчезло в языке славян. Произошло это ещё до разделения склавенов на словенцев и словаков и их миграцией из общей ойкумены. События того времени оказались значимыми и воспоминания о них сохранились и спустя несколько веков.

    Летописец Нестор, следуя хронографу Амартола пишет: "Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти..." "разидошася по земьли". Волохами в те времена славяне называли как римлян, так и все романоязычные народы. До сих пор Италия по-польски Влохи, а область в Румынии называется Валахией.

    Скорее всего до Нестора дошла информация о колонизации территории будущей Австрии германскими племенами и о войнах короля франков Карла Великого. Он, правда, не волох, но "в 789 году отправился в Склаванию, принимал короля склавинов Драгита... и других королей виндов" [Владимир ПетрухинДмитрий Раевский]. У автора этого сообщения из латинских анналов не было никакого сомнения о том, что склавины это винды и, более того, одно из племен виндов. Похоже, что в 789 году еще не всех виндов звали склавинами. Карл Великий уничтожил аварский каганат на Дунае, но, судя по всему, досталось и славянам.

    Терминами "Склавиния", "склавины" окружающие народы еще долго продолжали пользоваться, сохраняя привычный понятие. Ещё в XIII веке северо-запад Балкан назвался Склавонией. Более того, и ныне он бытует во многих языках, хотя и в ином значении.

    Во второй половине первого тысячелетия бассейн Дуная был центром работорговли, а славянский язык был "лингуа франка" этого центра.

    Понятно, что далеко не все рабы и работорговцы были славянами, скорее всего наоборот, именно тогда немало местных племен там исчезло, а для славян был характерен демографический взрыв. Тем не менее, термин "склавин" в значении "раб" проник во многие языки, начиная с поздней латыни -  sclavus вплоть до арабского - "сакалиба", включая немецкий, французский, итальянский и испанский. В средневековых еврейских источниках страны бассейна Дуная называются Кнаан, причем объясняют такое название тем, что тамошние жители продают своих детей в рабство, как и в древнем Ханаане. Сейчас пожалуй трудно поверить в то, что тогда жизни раба в Константинополе или Кордове, мамлюка в Египте завидовали полуголодные свободные обитатели землянок среди лесов и болот. На Древнем Востоке иногда покупка раба оформлялась как усыновление, положение раба было довольно близко к положению ребенка.

    Народная славянская этимология довольно быстро, за несколько веков, превратила склавинов в словен. Неудобное "к" выпало из середины слова. И уже в более удаленный английский это название несвободного человека пришло уже в новой форме- slave. Как и в скандинавские языки.

    Но эпоха Великого переселения народов в Европе заканчивалась,

    роль рабства в экономике падала, но термин так и остался. Европа вступала в феодализм, Карл Великий создает свою державу, ислам приостановлен,  норманны и варяги повсюду ассимилируются, римское право и христианство на подъеме.

     

                                     Литература

     

    Корнелий Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии (98 г. н. э.) // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/tacit.htm

     

    Куябия. Арабские географы X в. (аль Истахри;  первоисточником сведений является утраченный труд ал-Балхи, написанный ок. 920 года) // Википедия

     

    Иордан. О происхождении и деяниях гетов (VI в.) //  http://www.krotov.info/acts/06/iordan/iordan01.html

     

    Нестор. Повесть временных лет (XII в.): Текст и перевод. М.: Изд-во АН СССР, 1950. См.: http://lib.ru/HISTORY/RUSSIA/povest.txt

     

    Прокопий Кесарийский. Война с готами. Кн. I‒III / Пер. С. П. Кондратьева.  М.: Арктос, 1996.

     

    Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (1907 г.) //  http://www.vehi.net/brokgauz/

     

    БСЭ: в 30 т. 3-е изд-е. М.: Сов. энциклопедия. 1970‒1978.

     

    Великая хроника о Польше, Руси и их соседях. XI‒XIII вв. / Сост. Л. М. Попова, Н. И. Щавелева / Под ред. В. Л. Янина. М.: Изд-во МГУ, 1987.

     

    Голб Н.,  Прицак О. Хазарско-еврейские документы  X века. М.: Гешарим, 1997.

     

    Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. 1948. № 3.

     

    Марр Н. Я. По поводу русского слова «сало» // Избр. соч. Т. 5. Л., 1935. С. 98, прим. 5.

     

    Петрухин В. Я. Древняя Русь IX в. М., 2000. М.: АСТ: Астрель, 2005.

    Петрухин В., Раевский Д. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 1988.

     

    Рыбаков Б. А. Славяне в Европе в эпоху крушения рабовладельческого строя // Очерки истории СССР. III‒IХвв. М., 1958. С. 51.

     

    Седов В. В. Культура псковских длинных курганов // Славяне в раннем средневековье. М.: Науч.-производит. благотворит. об-во «Фонд археологии», 1995.  С. 211‒ 217.

     

    Санкина C. Этническая история средневекового населения Новгородской земли по данным антропологии. M.: “Дмитрий Буланин”, 2000. С. 110.

     

    Скотт Джеймс  "Первые государства в истории человечества: агроэкология, письменность, зерно. и городские стены". "Крестьяноведение", №2, 2017.

     

     

Комментарии
  • 071938 - 29.09.2018 в 22:24:
    Всего комментариев: 5
    Нормальна історична стаття Трахтмана, не така як політиканська видумка Губарева про Рюрика
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 2
    • va - 02.10.2018 в 04:56:
      Всего комментариев: 34
      а Киев, когда в Новгороде уже были свои князья, был под хазарским игом и дань платил хазарам.
      Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0
  • va - 02.10.2018 в 04:54:
    Всего комментариев: 34
    Вандалы и были славянами венедами. В Новгороде был князь Вандал (ещё до Гостомысла), а князь Новгорода звался на западе хоролём венедов.
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 1

Добавить изображение