Страх перед беконечностью и небытием

03-11-2018

rappaport-alexander

  • Alexander Rappaport - Российский архитектор, теоретик архитектуры, архитектурный критик, искусствовед. Доктор искусствоведения, член Союза архитекторов России (с 1968), Международного комитета архитектурных критиков (International Committee of Architectural critics, CICA) (с 1985), Ассоциации искусствоведов (с 2002), Союза дизайнеров России (с 2003). 

    Сначала  — о философе. О названном по его имени диалоге Платона "Парменид".
    Парменид из Элеи (ок. 540 до н. э или 515 до н. э— ок. 470 до н. э.[5]) — древнегреческий философ, основатель и главный представитель Элейской школы. Свои взгляды выразил в метафизической поэме «О природе», - название позднейшее, значительная часть отрывков которой дошла до нас; в ней содержатся основные положения элейской философии. Его учеником и последователем был Зенон Элейский.

    К нему восходят начала метафизики. Он обратился к вопросам бытия и познания, заложив фундамент онтологии и истоки гносеологии; разделил истину и мнение.

    По его выводу, истинно знание вечного, неизменного бытия, а «мыслить и быть — одно и то же. Его основные тезисы таковы:

    Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление, и мыслимое[ есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём;
    Бытие никем и ничем не порождено; иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет;
    Бытие не подвержено порче и гибели; иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует;
    У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно; имеет форму шара.
    Тезис: «Бытие есть, а небытия — нет». Небытия нет, так как про него нельзя мыслить (так как такая мысль была бы противоречива; так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет»).

    Бытие одно, и не может быть 2 и более «бытий».
    Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга — Небытием (его нет);
    Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей.
    Если бытие имеет части, значит части отграничены друг от друга — Небытием (его нет);
    Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире.
    В противном случае, одно Бытие должно двигаться относительно другого;
    Так как не существует движения и множественности и Бытие одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения.
    Так при возникновении (уничтожении) должно быть Небытие (но Небытия нет);
    Бытие вечно пребывает на одном и том же месте.

    Но что же делать нам, в жизни которых все меняется и которые перебираются с места на место? Значит, мы непричастны ни к Бытию, ни к Небытию. И это, выходит, совсем не плохо. Это называется - Жизнь.

    Когда-то я учился в школе и читал популярные книги по астрономии, (только сейчас оценил, что книгу Воронцова-Вельяминова  "Очерки о Вселенной" мне подарила мама), тогда я воспринимал идею бесконечности мирового пространства, Вселенной как нечто довольно-таки спокойное. Теперь же, когда люди увидели эту бесконечность глазами Хаббла и Черных дыр, от этой мирной бесконечности не осталось и следа- ныне эта бесконечность выглядит как страшная стихия взрывов и поглощений, рождений и исчезновений, катастроф и неожиданностей, эта бесконечность, казавшаяся нам прозрачной утратила прозрачность и превратилась в темную материю и энергию выхода из которых нет.
    Иными словами, какая -то идиллическая прозрачная бесконечность звезд и планет как своего рода ночной пейзаж из окна поезда или самолета превратилась в гигантский ландшафт с пропастями, бурями, пожарами, в котором ни шагу не ступить без риска быть проглоченным, сожженным, разбитым и пр. Эта картина была бы абсолютно невыносима если бы не отсрочки - которая она дарит нам - объясняя - что и нам грозит страшная смерть и исчезновение - но еще не сейчас а через сто миллиардов лет или еще позже.
    Ни украинская, ни русская, ни китайская поэтическая ночь уже не тиха и не прозрачна, и никакой романтической мечтательности она не навевает - это скорее зрелище ада, ужаса, безнадежности - пусть даже и в фоме спиралей и колец.
    В старой вселенной нам, детям и не только нам, - хотелось поехать кататься в космических санках, любуясь и восхищаясь. Теперь же хочется поскорее забыть эти ландшафты ( если их можно так назвать- ибо нет в них ничего от привычных нам даже страшных горных ландшафтов).
    Эмпедокл, бросившийся в кратер вулкана, все таки верил в то, что сгорев в адском пламени, он тут же выйдет назад в мир - как после бани, чистым и свободным от страха смерти. Вулканов было меньше, чем озер и долин, Теперь же уж ни на каком курорте или уютной лесной поляне мы не можем забыть, что эти уютные места - только мгновения ведущие к страшной казни.
    Что же из этого следует?
    Сам точно не знаю, но полагаю что все то, что мы по-детски ассоциировали со счастливым финалом страшной сказки, исчезло и скорее всего светлое будущее теперь уже навсегда превратилось в адский кошмар. И это новое ощущение времени и пространства - совсем не пессимизм - теперь уже кажущийся своего рода уютным мечтательством о путевке в рай.
    А что это и как это назвать, я не знаю. Ближе всего тут желание избежать смерти как таковой , то есть жить той мерой и тем масштабом жизни, которые, по счастью, не соразмерны с космическими катастрофами, открытыми наукой.
    И сама по себе идея "величия", как-то ассоциировавшаяся с бесконечностью старых миров и мифов, поворачивается к нам совсем новой стороной безнадежности.

    Сегодня мы почти наверняка знаем, что Земля, солнце, вся наша галактика исчезнут - и что людям придется иметь дело не с упоительными утопиями рая - а с принципиальным исчезновением. Готов ли человек жить в такой перспективе и ценить жизнь за то, что она дает сегодня и к чему шла миллионы лет, или не готов?
    Вот в чем вопрос.

     

Комментарии
  • Boris Kollender - 03.11.2018 в 18:00:
    Всего комментариев: 343
    Статья хороша откровением и искренностью автора. Но он явно не додумал в чём смысл жизни. И что её ценность ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, а не в далёком будущем, срытом Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • ow@pisem.net - 04.11.2018 в 02:28:
    Всего комментариев: 953
    Сегодня уже достигнут консенсус учёных, что жизнь и особенно разум - случайные и редчайшие явления во Вселенной. Как и у самой Вселенной, у жизни и разума нет ни Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
    • redactor - 04.11.2018 в 15:44:
      Всего комментариев: 1758
      То, что у жизни и разума нет ни цели, ни смысла - тезис более чем спорный. Эволюция жизни на земле говорит что цель была и есть - в результате возник разум.Ведь Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
      • ow@pisem.net - 06.11.2018 в 06:59:
        Всего комментариев: 953
        Уважаемый Валерий Петрович! Носитель Разума, уж если он у него появился, способен ставить цели и ставит. Я это и написал. Гегеля я тоже читал, но как и Карл Поппер, от Показать продолжение
        Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • Boris Kollender - 04.11.2018 в 20:24:
    Всего комментариев: 343
    Ув. ВП. Вы продолжаете отстаивать антропный принцип. Зря. У Природы нет разума, нет мозгов, чтобы ставить разумные цели. Так Вам недалеко и до Бога. О случайности в Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • Червона Калина - 05.11.2018 в 22:41:
    Всего комментариев: 269
    Взгляд реалиста. В Природе всё стремится к равновесному состоянию в процессе движения-эволюции систем. Но часто возникают квазистационарные состояния, которые не Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • Червона Калина - 07.11.2018 в 18:36:
    Всего комментариев: 269
    Простой совет автору. Как побороть стах перед небытием. Очень просто. Необходимо спуститься с вершины своего бугорка и "вспомнить" своё прошлое сто или тысячу лет Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0

Добавить изображение