Атака на нефть

21-11-2018
  • Обвал на нефтяном рынке продолжается: по итогам торгов вторника, 20 ноября, фьючерсы на североморскую нефть Brent упали на $4,26 (-6,4%) и закрылись на отметке $62,53 за баррель, фьючерсы на американскую нефть WTI упали на $3,77 (-6,6%) и завершили день на уровне $53,43.По ходу торговой сессии котировки Brent падали максимально на 7,6%, до $61,71 — самого низкого уровня с декабря 2017 года.

    С начала октября цена Brent упала на 28%, WTI — на 30%.

    Что стало причиной?

    Поводом к новому обвалу нефтяных котировок стало общее бегство инвесторов из рисковых активов — прежде всего акций. Фондовые индексы США снизились на 1,7–2,2%, и теперь Dow и S&P находятся на 1% ниже уровней начала года.

    Последние два месяца были неудачными для американского рынка акций: инвесторы закладывают в свои прогнозы рост процентных ставок и ожидают ухудшения корпоративных прибылей в 2019 году на фоне торговой войны США и Китая. Крупнейшие технологические компании США, известные под аббревиатурой FAANG (Facebook, Apple, Amazon, Netflix, Google), потеряли за последнее время $1 трлн рыночной стоимости.

    Рынки по всему миру чувствуют себя не очень хорошо: в прошлом месяце капитализация глобального рынкаакций сократилась на $8 трлн — игроки опасаются замедления мирового экономического роста.

    «Когда фондовый рынок теряет 8–9%, это вызывает в воображении картины слабой мировой экономики, и это способствует ожиданиям более слабого, чем предполагалось, спроса на нефть», — цитирует Reuters президента Ritterbusch and Associates Джима Риттербуша.

    Катализатором падения нефтяных цен во вторник стало заявление президента США Дональда Трампа о двусторонних отношениях Соединенных Штатов и Саудовской Аравии после убийства саудовского журналиста Джамаля Хашогги. Недавно американские СМИ сообщили, что ЦРУ пришло к выводу, что убить журналиста в Стамбуле приказал наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман Аль Сауд, но Трамп в своем заявлении дал понять, что Саудовская Аравия остается партнером США независимо от обстоятельств гибели Хашогги.

    Риск геополитических трений между Эр-Риядом и Вашингтоном был фактором, поддерживавшим нефтяные котировки, но заявление Трампа устранило этот фактор.

    «Саудовская Аравия является крупнейшим производителем нефти в мире после США. Они тесно работают с нами и проявляют чуткость к моим запросам о том, чтобы поддерживать цены на нефть на разумных уровнях», — эта фраза Трампа послужила источником для спекуляций о том, что США в обмен на снисходительность после убийства Хашкаджи могли заручиться обещанием Саудовской Аравии не сокращать нефтедобычу на декабрьском заседании ОПЕК.

    Да, дисбаланс на рынке вызван маневром Трампа. Он сделал вид, что собирается заблокировать санкциями нефтяные поставки Ирана и тем самым подвиг ОПЕК и Россию на увеличение предложения. Но сейчас понятно, что нефтяные поставки из Ирана в общем то продолжаются и США смотрят на это сквозь пальцы.  ОПЕК и Россия  попали впросак, потому что ребалансировка произойдет за счет сокращения российской добычи, а не американской.

    oil price 2016-2018
    Цена нефти за последние 2,5 года

    Теперь инвесторы опасаются повторения сценария 2014 года (тогда в ноябре–декабре цены на нефть упали на 33%), отмечает Bloomberg. Четыре года назад рынок тоже готовился к тому, что ОПЕК сократит нефтедобычу, чтобы поддержать котировки, однако картель решил повременить. На следующий день после разочаровывающего ноябрьского заседания ОПЕК нефтяные цены упали на 10%, а через месяц падение достигло 25%. В 2015 году нефтяные котировки опустились ниже $40 за баррель.

    Снизить добычу странам ОПЕК могут не позволить США: Америке нужна низкая цена на нефть для сохранения нынешних высоких темпов роста экономики. По подсчетам Международного энергетического агентства, цена более 85 долларов угрожает стабильности не только американской, но и мировой экономики.

    Президент Дональд Трамп неоднократно требовал от «монополии ОПЕК перестать завышать цены» и даже угрожал Саудовской Аравии лишить ее военной поддержки, после чего она «не продержится и двух недель». Но Саудовская Аравия даже под давлением Трампа не может позволить отпустить цены: королевству нужны минимум 70 долларов за баррель, чтобы сбалансировать свой бюджет. Россия, как сообщил первый вице-премьер Антон Силуанов, может жить и с 40 долларами за баррель.

    Для нефтяных компаний добыча и экспорт каждого барреля в России стоит в среднем 19 долларов, так что при цене меньше 40 долларов они не смогут вкладываться в оборудование, а это замедлит всю экономику. К счастью для России, цена добычи сланцевого барреля в США еще выше — в среднем 23 доллара.

    Однако уже в 2019 году конкуренция может стать такой высокой, что цены опустятся ниже 50 долларов за баррель — из-за американской сланцевой нефти. В последние годы рост добычи такой нефти мало влиял на рост цен. Добыча росла, но нефть некуда было девать: крупнейший бассейн сланцевой нефти Permian в Техасе до сих пор плохо связан трубопроводами с побережьем Мексиканского залива, где находятся хранилища и экспортные терминалы. Из-за этого нефть в США стоит на 10 долларов дешевле, чем в Европе. Но в 2019 году трубопроводы достроят, США станут крупнейшим экспортером нефти в мире и, согласно прогнозу Международного энергетического агентства, будут доминировать на рынке нефти.

    Партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин разъяснил The Insider, что происходит с ценой и почему все попытки производителей удержать ее от падения провалились.

    Главными действующими лицами этого обвала стали инвестиционные банки, которые еще совсем недавно выступали с прогнозами нефтяной цены $120-150 за баррель и вдруг поменяли свое мнение. Это Morgan Stanley, JPMorgan, Citigroup, Goldman Sachs, BNP Paribas, Standard Chartered, еще с десяток банков, а также хедж-фонды Andurand Capital, BBL Commodities, Westbeck Capital и торговые дома Trafigura, Mercuria Energy и Glencore.

    Переход к обвальному закрытию позиций готовился заранее. Аналитики этих организаций предупреждали о завышенных ожиданиях насчет роста цен. Так, в Citigroup подготовили прогноз, согласно которому к 2020 году цена барреля марки Брент должна упасть до $62. Норвежская Rystad Energy пересмотрела свои предсказания о выходе цены на 100-долларовую отметку, с которыми выступала целый год, и заявила более скромную цену – $65 в 2021 году.

    На настроения игроков на нефтяном рынке повлияли и последние события. Члены ОПЕК и примкнувшие к ним страны, включая Россию, проявили полное отсутствие единства в попытках сократить добычу и поддержать высокие цены. Организации вроде парижского Международного энергетического агентства пришли к выводу, что рынок затоварен, а спрос недостаточен. Американцы приняли решение отложить санкции против иранской нефти на полгода; наметилась нормализация в Ливии; добыча сланцевой нефти в США доказала способность прибавлять по 300-400 тыс. баррелей в сутки каждый квартал. Этот список можно продолжить.

    Представитель Bank of America Merrill Lynch 14 ноября выступил с официальным признанием: «Мы, как и все «быки» на рынке, капитулировали. Мы признаем, что ошибались, считая, что цена нефти вырастет к концу года – началу следующего до $95, и были вынуждены закрыть длинные позиции». Правы оказались осторожные аналитики, предупреждавшие о перегреве, а также президент США Дональд Трамп, который прямо заявил, что нефть переоценена. Он, кстати, позволил себе ввести санкции против Ирана, несмотря на то, что они убирали с рынка одного из крупнейших производителей нефти и теоретически толкали цены вверх. Эффект санкций оказался парадоксальным: цена барреля стала сползать еще 4 октября, когда она составляла $86,34.

    Провал банковских и инвестиционных прогнозистов вновь показал, что экспертам бумажного, спекулятивного рынка нефтяных фьючерсов верить нельзя. Рано или поздно «грязь» переоцененных активов приходится смывать, и в центре внимания опять оказываются такие фундаментальные факторы, как баланс спроса и предложения. А баланс этот складывается в пользу стабилизации при некотором давлении на цену.

    По свежему, пересмотренному прогнозу Citibank, составленному на основании фундаментальных показателей и трендов без учета спекулятивной истерии, в 2020 году мировой спрос на нефть увеличится с нынешнего объема 100,58 млн баррелей в сутки до 102,4 млн, а предложение – со 100,53 до 104,48 млн баррелей, то есть относительная сбалансированность рынка сменится некоторой затоваренностью. При этом спрос на нефть ОПЕК упадет с 32,88 млн до 29,88 млн баррелей в сутки. Организация давно потеряла способность выступать как картель, регулирующий мировые цены на нефть (она так и не смогла ничего противопоставить американским сланцам в долгосрочном плане). Цены в 2017—2018 годах росли не из-за сокращения добычи силами ОПЕК+, поскольку зачастую это сокращение существовало только на бумаге, а из-за неоправданно острой реакции спекулянтов фьючерсами на заявления саудовцев, других членов альянса и российских чиновников .

    До недавнего времени считалось, что падение цен ограничивает сланцевая отрасль США – а именно относительно высокая себестоимость добычи нефти и конденсата из сланцевых пород. Вспоминается, что Саудовская Аравия, недовольная падением цен, далеко не сразу начала принимать меры по сокращению добычи ради их поддержания: саудиты рассчитывали, что низкие цены уберут с рынка американских конкурентов с их высокой себестоимостью. Не вышло. По расчетам Rystad Energy, за период с 2014 по 2018 год американские операторы сланцевых проектов так усовершенствовали свои приемы и технологии, что цена одной скважины упала на 38%, а средняя цена барреля, необходимая для обеспечения рентабельности сланцевого проекта в США, сократилась с $65 до $34 и продолжает снижаться.

    Фактор спекулятивной раскрутки и накрутки цен исключать на будущее нельзя, хотя внезапно «протрезвевшие» основные игроки какое-то время будут сохранять реалистическое восприятие действительности. Нельзя игнорировать и возможные военно-политические пертурбации в регионах, откуда на рынок поступает нефть. Однако если ориентироваться на баланс спроса и предложения, то можно ожидать, что на протяжении примерно двух лет цены барреля марки Brent будет колебаться в относительно широком коридоре вокруг средней отметки $65.

    По материалам прессы подготовил В. Лебедев

     

Комментарии
  • TraderHelp.Info - 07.12.2018 в 02:42:
    Всего комментариев: 8
    Цены на нефть за последний год выросли примерно в 1,5 раза. Но и при этом СПГ из Америки дороже трубопроводного газа из России. Даже если баланс изменится, с точки Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0

Добавить изображение