Последний подвиг академика Вячеслава Степина

21-12-2018
  • Вячеслав Семенович Степин, который для меня всегда был и останется Славой,  был похож на большого дельфина. У него, как и у дельфина, нижняя челюсть немного выступала  перед верхней и это придавало лицу немного улыбающийся  вид. Но и добродушен он был как дельфин. Как бы спрашивал: вводите в меня информацию (его любимое присловье), я   дам ответ на наши вопросы. На ваши проблемы.stepin1delphin
  • У него и мозг был огромный, дельфиний, не менее 2 кг. Это видно по высокому лбу и большой голове.  Но у дельфина мозг одной половиной спит,  второй - бодрствует. Потом половины меняются местами. А у Славы мозг работал круглосуточно,  даже во сне. Именно тогда  совершалось таинство озарений, инсайта и всяких прозрений (как и  у  Менделеева и Эйнштейна) . Утром он "осознавал",  строил логические схемы и обосновывал  идею данными разных наук.Есть сходство и с Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым в представлении Остапа Бендера: гигант мысли, отец русской демократии и особа , приближенная к императору. Нет, отцом русской демократии он  не был,  равно как и особой, приближенной к императору, но вот зато гигантом мысли - был. О его заслугах сейчас много говорили и писали, все это есть в статьях о нем, есть и в энциклопедиях.И вот, при всем пиетете к гиганту мысли,  я вдруг столкнулся со странной загадкой.Узнал я о смерти Славы в тот же день, 14 декаря. Но - из частного источника.
  • Стал ждать официальных сообщений. И - поразительно  - их не было двое суток! Первые сведения появились только 16 декабря, притом не на первых полосах важных новостных источников,  а на каких-то второго и третьего ряда. Комсомольская правда и вовсе очнулась от анабиоза 17 декабря.
  • Не было и официального некролога с подписями "важных лиц". А ведь это в высшей степени странно: Степин бывал за свою довольно-таки длинную жизнь (84 года) директором института истории естествознания и техники, директором института философии, академиком -секретарем отделения общественых наук   РАН, председателем философского общества России. Награжден орленом "Дружбы народов", орденом "За заслуги перед отчеством", лауреат госпремии. Был он и почетным академиком и профессором институтов и  академий разных стран. То есть просто по рангу, по номенклатуре таким должностям и наградам по чину положены под некрологом подписи министров науки, образования, президента РАН и пр. Ничего не было. Даже город его молодости и начала научной карьеры - Минск никак не откликнулся в первые дни на уход своего выдающегося гражданина.
  • В чем тут дело? Дело в его последнем подвиге. Уже не научном, но экзистенциальном. Который даже выше научного.  В подвиге безоглядного  рывка из одного состояния жизни  в другое - в вечность и, некоторым образом, в бессмертие. Слава добровольно ушел из этой, как писали в старорежимных газетах, юдоли скорби  и  слез.
  • Я видел Славу в записи во время его доклада в Институте философии в конце апреля этого года. Он поразил меня худобой. Слава был очень спортивным человеком.  Отлично играл в баскетбол, бадминтон, настольный теннис, плавал, в молодости держал дома штангу и показывал хорошие результаты. Высокий, 182 см., атлетически сложенный. А тут - как вешалка для костюма.
    Stepin-2018
  • Эх, подумал я, а не рак ли это? И потом, и в день рождения 19 августа, и позднее пытался ему звонить - домашний телефон не отвечал . Теперь стало ясно: он - в госпитале. А тогда...ну , мало ли где. Он много ездил и по стране и по миру.
  • Мы в свое время, когда были неразлучны (это в Минске) много говорили на темы небытия. Он к этому относился спокойно. Ну, законы природы, против них не попрешь. Тело бренно, да. И обречено. А как же сознание? А сознание идеально и потому не подлежит  уничтожению. Платоновские идеи, они вечны. Но твое--то личное сознаие - оно где будет? Ну, можно предположить, в мире платоновских идей. Или станет частью гегелевского мирового  разума,  абсолютной идеи. Или "лучистым человечеством" Циолковского.Да и то верно. Станет частью мирового информационного поля и будет управлять расширением Вселенной. Направлять и спасать кусочки жизни в разных частях метагалактики для поддержания смысла существования всего мироздания. Иначе зачем оно нужно?
  • Последний подвиг

  • Он тогда вполне отрешенно говорил о том, что не стоит цепляться за ставшую бессмысленной жизнь, особенно если она сопровождается болью и страданием, и впереди нет ничего, кроме безнадежности, мучения, темноты и животного ужаса. Да, нужно найти в себе мужество и уйти достойно "с гордо поднятой головой".
  • И он это сделал!  Как? Самым безболезненным способом - горсть снотворного и обморочный  глубокий сон без сновидений становится вечным.
  • Вот и стало понятным молчание прессы в течение двух суток. Решали как быть, в какой форме сообшить. Суицид ведь в России считается чуть  ли не преступным деянием. И группы по склонению к суициду преследуются в уголовном порядке.  Об эвтаназии и речи не может быть.
  • Все это идет из православия, где самоубийство полагалось тяжким грехом. Жизнь получена от Бога и человек не имеет право распоряжаться этим даром. Бог дал - Бог взял. И отступника нельзя ни отпевать, ни хоронить на кладбище. А в СССР (да и теперь в России) право на жизнь дается государством и только оно вправе распоряжаться ею.
  • Славу не отпевали. И не писали некрологов. Была гражданская панихида в траурном зале РАН,  а потом - кремация (что невероятно для людей такого ранга) и похороны на Хованском кладбище. Без присутствия сиятельных лиц. А ведь Хованское - это кладбищенское захолустье,  некий аналог "за церковной оградой", на неосвященной земле.
  • Можно ли доказать мою версию? Да. Хотя на уровне документов это знает только патологоанатом, но он дал подписку о неразглашении.Кстати, нигде не было сообщения о причинах смерти, которая обычно излагается в некрологе. А тут, как выше сказано, и некролога-то не было.
  • И вот что удалось мне установить. Первые сообщения звучали так: Умер знаменитый учёный Вячеслав Стёпин16 декабря, 12:20https://life.ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/1178736/umier_znamienityi_uchionyi_viachieslav_stiopin
  • 16 дек 2018
  • Уважаемые коллеги!
    Нас постигла печальная весть о кончине нашего дорогого коллеги, учителя, друга и товарища академика Вячеслава Семеновича Степина. Соболезнования
    http://rfo1971.ru/stepin-v-s-19-08-1934-14-12-2018-soboleznovaniya/ Общество, 16 дек, 14:13 69 331
    Умер почетный директор Института философии РАН Вячеслав Степин Подробнее на РБК:
    https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5c1632779a7947e8b24caf6c 16 декабря 201813:08 Умер академик Вячеслав Степин
  • https://www.vesti.ru/doc.html?id=3095358
  • Admin  (Декабрь 17. 2018)
  • 16 дек. Скончался глава философии РАН Вячеслав Степин
    • https://www.mk.ru/social/2018/12/16/skonchalsya-glava-filosofii-ran-vyacheslav-stepin.html

    Как видите - - и знаменитый, и глава философии, и выдающийся.... И ничего о причинах.

    И вот в малоизвестном издании читаем:

  • Стёпин Вячеслав Семёнович, 19 августа 1934 г. – 14 декабря 2018 г.16 дек.
  • Президиум Российского философского общества, редколлегия и редсовет журнала «Вестник РФО» с глубоким прискорбием сообщает, что сегодня на 85 году жизни после продолжительной болезни скончался Президент Российского философского общества, Почётный директор Института философии РАН, доктор философских наук, профессор, академик РАН Стёпин Вячеслав Семёнович.
  • Траурная церемония состоится 18 декабря (вторник) в 11.00 в Ритуальном зале Российской академии наук (Ленинский проспект, 32а. Вход со стороны Москва-реки, зона «B», подъезд № 3).
    Отправление автобусов от Института философии РАН – в 9.45.
    Прощание пройдет в крематории на Хованском кладбище.
    Поминки Вячеслава Семёновича Степина начнутся в 17.00 в Красном зале Института философии РАН (6-ой этаж).

    http://rfo1971.ru/stepin-v-s-19-08-1934-14-12-2018-nekrolog/

  • Текст без персональных подписей. Только тут мы видим, что сказано про продолжительную болезнь. А вот тут почти признание:

    16 дек. Трагически оборвалась жизнь главы Института философии РАН Вячеслава Степина....

    Источник: https://inforeactor.ru/198849-umer-sozdatel-nauchnoi-shkoly-rossii-glava-filosofii-ran-vyacheslav-stepin

    Ну, это можно понять, только  если заранее знать о чем идет речь. Скорее  эта формула  - "трагически оборвалась жизнь" относится к несчастным случаям, авто и авиационным катастрофам. Почти никогда - к убийствам и самоубийствам.

  • Все же на третий день в верхах решили, что вышло как-то нехоршо.  Знаменитый, основоположник, гордость науки, награжден высшими орденами России... Была дана некая команда, и началась она с телеграммы  соболезнования от самого Президента В.В. Путина! Было оно адресовано сотрудникам института философии и родным и бизким Степина.
  • Вот она:
  • soboleznovaniya_Putin
  • Заметим, что телеграмма от 17 декабря, причем отправлена вечером , почти в 8 часов.
  • После этого на сайте института философии открыли персональный раздел "про Степина" (18 дек)  с соболезнованиями,  и они посыпались ливнем. см. https://iphras.ru/stepin.htm

 

  • Экзистенциальная тайна

  • Вот так скрывают последний подвиг Славы Степина. Да, он совершил подвиг ради своего достоинства. Не хотел страдать сам и не  хотел заставлять страдать других.
  • Он в последние годы как-то тяготел к буддизму, чей основной постулат - жизнь есть страдание.  И уход в паринирвану есть способ избежать его.
  • Не всякая жизнь есть страдание, мог бы поправить Слава, но невыносимая. И ставшая бессмыссленной. Вот такая - не нужна. Это жизнь распадающегося тела.  Нужно оставить его тленной участи всего тварного  мира и освободить дух. И он это сделал!
  • Как именно уходит человек – это экзистенциальная тайна, и она никогда не будет разгадана.Ибо это, казалось бы, знает только он один. Но в момент ухода его земное сознание испаряется, и вместе с ним все возможное знание – и о мотивах, и о последнем решении, и о том, как и кто увел его навсегда, если то было насильственное умыкание. А если естественное, то обычно человек и не знает, что вот оно, наступает. Он как раз думает, что выздоравливает.
  • Я сказал "казалось бы, знает только он один" не случайно, ибо и этот единственный один тоже не знает. Бывали случаи, когда вытаскивали из петли, но, кроме смутных речений, ничего услышать не удавалось. Все судьбоносные решения свершаются в подсознании, в черном ящике, так что на белый свет выскакивает готовый результат, а потом все, в том числе и решивший, ломают головы: как же это могло произойти. И начинают под готовый ход подводить логику, факты, причины. Обосновывают, одним словом.
  • В свое время я как бы пережил уход в небытие - операцию делали под мощные двойным наркозом (потому что рядом был тройничный нерв - наиболее чувствительное место в нашем теле). То есть помимо наркотической инъекции еще произвели интубацию - внедрили трубку в трахею, отключился дыхательный центр (такова глубина наркоза) и дыхание осуществлялось машиной принудительно.
  • Так вот, из этого состояния я выходил целые сутки и то была полная имитация потустороннего. Настолько, что не хотел возвращаться в этот мир.
  • Когда меня часов через 12 после операции пришли навестить родственники и стали спрашивать, как ты, мол, себя чувствуешь, говорить всякие слова участия, я хотел только одного,  чтобы меня никак не беспокоили и не заставляли мучительно пытаться шевелить губами для того, чтобы сказать даже одно слово "хорошо", чтобы оставили все как есть, дали бы снова погрузиться в вечный мрак, где нет ничего, и нет никаких волнений, забот, мыслей и даже чувств. По ту сторону добра и зла. Это было то, что буддисты назвали бы нирваной. Не блаженство, нет, а полное растворение в ничто.
  • После этого я понял (нет, не то слово, не понял, а прочувствовал), что смерть совсем не страшна. А потом отошел, привык к жизни, к ее нелепостям и неожиданностям, привык быть любимым и любить, и сейчас снова стало как-то неуютно перед разверзающейся впереди беспросветной бездной. Да-с, жизнь - очень вредная привычка. И, как всякая пагубная страсть, не может кончиться хорошо.
  • Набоков в "Других берегах" удивлялся тому нелепому обстоятельству, что человек не боится бездны небытия перед его рождением, и страшится точно такой же после своей смерти. Хотя там и там простирается черная бесконечность, когда мыслящего тростника Паскаля не было и посему никто не пел песню "Шумел камыш".Бездна до нас - она ведь была без нас. А бездна после - она уже с нами.

    Набоков был бы прав только в том случае, если бы прошлое и будущее были эквивалентны. Иными словами, если бы время было обратимо. А оно стрелой как раз летит из прошлого в будущее, но никак не наоборот. В противоположную сторону не только не летит, но даже не ползет. И этот, рожденный ползать, все равно летит в будущее.

    Слава Степин - одно из лучших созданий Земли и  замысла природы. Он, наряду с Эйнштейном и другими великими умами,  будет совершенствовать эту Вселенную, и они найдут способ помочь нам, простым обитателям небольшой планеты по имени Земля, накручивающей эллипсы вокруг заурядной звезды - Солнца. Заурядной оно было до появления великих  светил разума. Теперь - уже знаменитое Солнце.

    Ниже - кое-что из моих воспоминаний о Славе Степине, которые я в разное время давал в своих статьях.

  • Когда мы были молодыми

  • Кавказ 1966 г.
  •  
  • Слава Cтепин (в центре), справа - Валерий Лебедев, слева - Альберт Шкляр
    Москва 1970
  • Слева направо: Слава Степин,моя сестра Люда, Альберт Шкляр, Валерий Лебедев
  • Он был красою человечества, помянем же добром его качества.-
  • Пора уж сыграть в пирамидку, - подумал старый фараон.
  • Жизнь есть болезнь со смертельным исходом, передающаяся половым путем. Сплошной Занусси.
  • Конечно, в черной дыре все прошлые состояния стираются и остаются только масса, заряд да момент вращения. Вот в ней-то, в черной, нет разницы - были мы или нет. А так, - даже боги не могут сделать бывшее не бывшим.
  • Начинаешь вспоминать и всплывают разные эпизоды, и не остается сомнений в том, что таки - да, были мы.
  • Слава Степин был в Минске человеком заметным. Ярким. На его лекции народ валил валом. Из других институтов тоже. Особенно по эстетике. Много обсуждали авангард, всяких абстракционистов-экспрес-сионистов. Ну, и прошлых модернистов тоже.
  • Я пошел как-то на такую лекцию. С показом слайдов. Степин как бы положительно говорил о Фальке. И даже о Марке Шагале. В зале шумели и негодовали. Напирали все больше на идеологию. Мол, и Фальк, и Шагал, и прочие кандинские далеки от народа. Завихрения у них. Марк Шагал этот все время отставал от запросов времени. Я вставил: “Это точно. Чем дальше Шагал, тем больше отставал. Такой вот диалектический станковист”. При этом я случайно дернул ногой и выключил проектор.
  • Настала темень. Я сообщил, что это художественное оформление лекции – иллюстрация “Черного квадрата” Малевича (я тогда часто говорил реминисценциями из Ильфа-Петрова). Слава засмеялся.
  • Дали свет. Степин стал осторожно все сводить к праву художника на эксперимент и свое видение мира. Тут и конец представления.
  • После лекции он подошел ко мне: “Это вы ловко пошутили про Шагала, который чем дальше, тем больше? Да уж – я. Было это в 1964 году.
  • Так состоялось наше знакомство, превратившееся затем в тесную дружбу. Все-то мы вместе да вместе. На кафедре (позже, когда я поступил в аспирантуру) нас даже стали называть Маркс-Энгельс.
  • Знал Слава больше меня в философии и вообще в истории науки. И обладал более сильным мышлением. Зато я был активней. Он называл меня “переносчиком сильных взаимодействий”. Или короче – пи-мезоном. Но это прозвище не привилось, а привилось – Гусик, которое пошло от Альберта Шкляра, нашего третьего мушкетера.
  • Слава - обладатель мышления невероятной мощи. Мог находить и выстраивать логику самой запутанной ситуации. Не только в науке, но и в быту. Бывало, придем к нему обсуждать проблему, он садится, мы - вокруг. Говорит: "Ладно, вводите в меня информацию". Вводим. Через минуту он выдает результат - что происходит, как это понимать и что делать.
  • Лекции, заседания кафедры, совместные поездки в отпуск (в Крым, во Фрунзенское, на Кавказ). Какие фильмы снимали! Названия помню (да и фильмы сохранились): “Пессимистическая комедия”, “Гордиев санузел”, “Ночной позор”, “Танцующий вшивец”, “Зыркающие буркалы”. Хорошо было!
  • Слава в фильме Пессимистическая комедия в роли ватника.
  • stepin4
  • Здесь - поэта
  • stepin5
  • Принимаю я экзамен, в соседней аудитории – Слава Степин. У нас сложилась традиция – если кто-то заканчивал быстрее (например, было меньше студентов в группе), то шли к товарищу и принимали в четыре руки. Для ускорения. На этот раз Слава зашел ко мне. Сидит студентка, вопрос в билете: направления современной буржуазной философии и их критика. Бормочет, что вся их философия реакционная и антинаучная.- А вы что, читали их философию?
    - Не читала, но знаю.
    - Ладно. Но вот тут у вас в билете: направления. Назовите их хотя бы.
  • Сидит, напрягалась, как при схватках. Ох, не к добру. Требовать от нее произнесения слова неопозитивизм” как-то негуманно. А “экзистенциализм” – просто садизм. Там было еще третье течение. В марксизме все как-то на тройки шло. Гегелевская триада. Три закона диалектики. Три источника, три составные части марксизма, три великих открытия в естествознании. Три классика (4-го, Сталина, за перебор давно выбросили). Ну, ячейка из троих членов, русская тройка, революционная “тройка”, на троих Это третье буржуазное течение было как-то проще в произнешении – неотомизм (от имени Фомы-Томаса Аквинского). Я подсказываю:
    - Неото
    - Аномизм !
    - Похоже. Но еще не то.
    - Анатомизм!
    - Совсем тепло. А точнее?
    - Неонанизм!
  • Слава одобряет.
    - Правильно. Если все явления в мире разделить на онанизм и не онанизм, то буржуазную философию, безусловно, следует отнести к не онанизму. Я думаю, можно поставить положительную оценку.
  • Я ставлю "удовлетворительно" и студентка радостно выпархивает.Ко мне подходит следующая, у нее вопрос об искусственном разуме. Как раз недавно шел фильм - “Я- робот”. Или - "Меня зовут Роберт", не помню точно. Тут у студентки все смешалось.Она затараторила:
    - Которые роберты думают, что они могут думать, это не так. Это неверно. Роберты думать не могут, а может только человек. А которые роберты, их делает человек, сами они ничего не могут и у робертов никаких мыслей не бывает.Ну что ж, - мы со Славой переглядываемся, - по существу верно.
    - А откуда вы знаете про "робертов"?
    - Да, - отвечает, - у нас в школе был Роберт, такой дурак. И потом двоюродный брат моей подруги тоже Роберт и тоже жуткий дурак.Ну, если так, то ваш вывод бесспорен. Не могут роберты мыслить – и баста.
  • Ехали мы со Славой Степиным как-то на 13-й международный конгресс по истории науки, чей высокий статус для нас немного омрачался только тем, что он проходил в Москве. В купе оказались с двумя девицами. Они были под впечатлением модного парапсихолога Тофика Дадашева,  только и говорили о нем, да о Розе Кулешовой. Стрекотали как цикады. Слава с ученым видом говорит: “Парапсихология ненаучна”.
  • - Ну, вам бы только все отрицать. Известное дело, философы. Они ни во что не верят. А вы докажите, докажите, что ненаучна!
    - Очень просто, - Слава поправляет очки. - Смотрите сюда: наша психология это психология на троих. (С этими словами он достал бутылку вина). - А вовсе не пара-психология.Надо сказать, довод был неотразимый. И девушки охотно с нами выпили.

    На том международном конгрессе какая-то дама-докторесса философских наук ужасно долго вещала. Регламент был сильно превышен, а ее все неудержимо рвало цитатами. Остановить ее обычными способами было нельзя – она являлась супругой какой-то “очень значительной персоны” из ЦК. Председательствовал никто иной, как президент АН СССР Мстислав Келдыш. Он периодически вставал и всем своим видом являл призыв к порядку. Дама вроде бы переворачивала последнюю страницу. Келдыш облегченно садился. Дама продолжала, нависая над трибуной, причем ее бюст значительно превосходил таковой Ленина, который высился на заднем плане. Келдыш снова поднимался как живой укор. Зал зачаровано смотрел на даму с бюстом и на исполняющего роль ваньки-встаньки маститого академика. Наконец, Слава Степин довольно отчетливо произнес: “От такой дамы у президиума постоянно встает Келдыш”. Уж не знаю, услышала ли она, или смех зала тому причиной, но докладчица быстро свернулась.

    Потом что-то докладывал физик Д.Д. Иваненко. В основном про то, что эффект Рамана он открыл раньше. И этот Раман ни при чем. Но вот такая несправедливость – эффект назвали его именем! И еще о том, что протонно-нейтронная теория атомного ядра – его и больше ничья. И что японец Юкава украл у него идею пи-мезонов. Повторил он это раз десять.

    Да, так вот, ничего не зная о будущих воспоминаниях про этого Иваненко, нам как-то он не понравился. Слава уже не так громко сказал: "с паршивой овцы хоть файв-о-клок. Пойдем в буфет".

    Март 1968 года – “Пражская весна”. А у нас еще зима.  Всю ту весну Дубчека и прочих чехословацких товарищей уламывали оставить их выверты с улучшением социализма. Возможно, “Старший брат” в принципе сам не верил в его улучшение. Кто знает, может, он уже и так совершенен. Ну, это – вряд ли. Сами же все время говорили о совершенствовании социализма и даже призывали к этому. Но нечего ученикам лезть в коммунизм поперек старшего брата. Сначала мы свой улучшим, а уж потом вы - свой. По нашему примеру.

    Союзный и республиканский КГБ провели у себя ряд совещаний: как противостоять угрозе идеологического повреждения здоровой нравственности народа. Ну, как? Известно как. Нужно обнаружить и удалить из народного тела ядовитые занозы. В первую очередь тех, которые соприкасаются с молодежью, тех, кто призван прививать, так сказать, и воспитывать, а сами...

    В мае 1968 года, работа по обезвреживанию опасных пражских весенних ростков была в самом разгаре. Нужны были фигуранты для мощного охранительного доклада по идеологии для первого секретаря Машерова. Чтобы не только общими словами клеймить, но и на конкретных примерах показывать результаты проведенной работы. Ну и для острастки другим. Чтобы неповадно было.

    Фигурантом был выбран Слава Степин. Молодой, подающий большие надежды философ. Но оказался неразборчив в идеологических средствах. Не имел закалки идейной борьбы. Ум да знания далеко не все. Если нет идейной убежденности, то они только во вред. До КГБ доходили какие-то смутные донесения о том, что ведутся “среди нас” разговоры о неверных способах построения социализма руками зэков. О безнадежности вести плановое управление экономикой, в которой производимая номенклатура идет на сотни тысяч и даже миллионы наименований. Да и вообще об этой революции, которой лучше бы не было. О том, что партия есть вариант средневековой церковной структуры. Чуть-чуть стал пробиваться самиздат, кажется, первым, что попалось, было “Открытое письмо Раскольникова Сталину”. И тогда же работа А.Д.Сахарова “О конвергенции”.

    Вот все это разложение и надо было показать на конкретном материале.

    В то самое время в Минске процветал Игорь Добролюбов, молодой кинорежиссер, уже ставший известным благодаря своему фильму “ Иду искать”. Как написано в аннотации, этот фильм “о судьбе ученого, который проходит сложный путь в науке” – парафраз на “Девять дней одного года” Михаила Ромма.

    Был этот Добролюбов стрекулистом, бабником, потаскуном и выпивохой. В общем-то, ничего особенного. В среде богемы очень даже широко принято.

    Весной 1968 года Белорусский КГБ задумал весьма хитроумную двухходовку. Нужно, чтобы Добролюбов пригласил к себе Степина и вызвал его на политический разговор”. Который следует записать. Но как это сделать, если 15 лет между бывшими одноклассниками нет общения? В “Белорусьфильме” находят еще одного деятеля – кинооператора Юрия Цветкова. Его жена учится на заочном факультете. Даже и не в нашем институте, а еще где-то. И ей якобы нужен зачет по эстетике. Все равно где. Цветков тоже знаком со Степиным. Он подходит к нему и просит о маленькой услуге. “Да ладно, - отвечает Слава, - давай зачетку, поставлю зачет - и всех-то делов”.

    На следующий день Цветков звонит, благодарит, и говорит, что это дело надо бы отметить. Как раз Добролюбов приглашает. Давно не виделись, вот и повод есть.

    Слава легко попадает в сети. Я не раз шутил, что когда ты на коне, будешь Степин. А нет – Песин. А если так на так, то с двойной дворянской фамилией Степин-Песин.

    Обыграли его тогда. Дома у Добролюбова сидят, коньяк, икра, приятная беседа.

    - Скоро, - говорит Добролюбов, - настанет новый 1937 год. Начнут всех сажать (К слову скажу, что очень похоже на нынешние причитания правых про “37 год Путина”).

    - Не настанет, - отвечает Слава, закусывая балыком.

    - Да это все ваша философская трепотня. Лишь бы языком молоть. Я тебе говорю, начнут сажать. Вон в Чехословакии что делается

    Славу не трудно было завести на умничания. А тут еще такая подначка – “философская трепотня”, мол.

    - Ладно. Для того чтобы доказать, что сейчас массовые посадки невозможны, я расскажу, почему они были не только возможны, но и необходимы в 30-х годах.

    И начал рассказывать. С самой революции: почему да отчего. Это и сейчас звучало бы неплохо, а уж тогда…. Два кинодеятеля сидели, раскрыв хлебала. Но не настолько развесив уши, чтобы забывать о главном. Добролюбов подходил к соседнему столу, что-то там за картонкой с тортом шебуршил. Это уж потом мы легко вычислили, что переворачивал кассету, менял ее, да проверял уровень записи. А тогда Славу было не остановить. Да этого никто и не делал. Наоборот, требовали еще и еще подробностей.

    Через пару недель объявляют, что в Политехническом институте будет проведен республиканский партийный актив и выступит на нем сам первый секретарь Петр Миронович Машеров.

    Что-то смутно Слава ощущал. Была какая-то неопределенная утечка информации из ЦК. Она дошла до отца Славы, Семена Николаевича (он был в нашем институте доцентом), в прошлом - секретаря Саратовского обкома и председателя комитета и радиовещанию Белоруссии, должность уровня министра. Что-то настораживающее выдали. Что Машеров не просто так произнесет дежурную речь, а на острых примерах покажет. Кого-то из института распнут. У меня все сжалось – я-то знал о недавней встрече Славы с Добролюбовым. Но как мог успокаивал, - может быть, пронесет.

    Сидел полный актовый зал. Мы, как беспартийные, дежурили под дверью.

    Речь Машерова в месте, посвященном Славе, напоминала о лучшем творении Вышинского. В то время как весь советский народ, полный трудового энтузиазма и веры в правоту нашего дела, отдает все силы для скорейшего построения коммунизма, этого светлого будущего всего человечества, находятся некоторые….”.

    Конец речи был ужасным и страшным: паршивая овца, урод в нашей славной семье, сорную траву с поля вон. Председатель собрания, дрожащий секретарь парткома (А.Ф.Богданов) прошелестел:

    - Пусть Степин выйдет, пусть покажется людям и объяснит, как дошел до такой жизни.

    Слава выходит к трибуне. Говорит, что никогда не позволял себе никаких антиобщественных или антипартийных высказываний. Что он как раз доказывал, что после критики культа личности в стране восстановлены социалистические нормы и что поэтому никаких массовых репрессий теперь быть не может. Вероятно, из его слов о нарушениях социалистической законности в прошлом, тем более, сказанных под пьяную лавочку где-то в компании (Слава знал, что публичное раскрытие провокатора, доносчика и осведомителя только усугубит его положение), были вырваны отдельные места и вне контекста доложены Петру Мироновичу.

    - Вы это бросьте, - резко оборвал Машеров. - Я вот так держал в руках вашу речь (он показал рукой, как именно держал кассету, хотя само слово “кассета”, равно как и всякие упоминания о магнитофонной записи, напрочь в его речи и всех речах прочих отсутствовали, но всем это было и так понятно). Я два раза прослушал вашу, с позволения сказать, лекцию. И могу сказать, что у вас выношенные, можно сказать, зрелые антисоветские убеждения. Вы настроены явно антисоциалистически. Вы отрицали необходимость социалистической революции, вы чернили методы построения социализма в СССР. Вы выразили полное неверие в то, что вообще социализм и, тем более, коммунизм может быть построен.

    Слава, как он поведал нам сразу же после актива, понял, что всякие попытки оправдаться бесполезны. Поэтому он просто сказал, что если он что-то не так понимает в истории страны и в политике партии, то просит дать ему возможность углубленно изучить этот вопрос и работой исправить все свои ошибки.

    Ох, что тут началось! Выскочил декан энергетического факультета Руцкий и заверещал:
    - Как очень верно сейчас сказал здесь Петр Машерович Миронов, таким, как Степин…

    Председатель:
    - Петр Миронович Машеров.

    - Я и говорю, Петр Машерович Миронов сказал….
    - Я вас поправляю еще раз: Петр Миронович Машеров.
    - Да. Петр Машерович Миронов очень верно….
    - Я лишаю вас слова.

    Ничего, нашлись другие, которые не путали имени. Они доказывали свою верноподданность на один лад. Чуть ли не призывали расстрелять врага народа Степина прямо тут же, в зале.

    Вот тут-то старший товарищ Петр Миронович и поправил раззудившуюся молодежь. А еще больше – пожилую.

    - Вячеслав Степин еще молодой человек. Талантливый философ и ученый. Он серьезно оступился. Но он, хочется верить, может быть, сумеет извлечь суровый урок из случившегося. И, может быть, сумеет загладить свою вину и принести пользу партии и народу.

    Это было спасение. Вернее – надежда на спасение. Машеров был человеком, искренне верующим в коммунизм. Он своей судьбой заслужил это право. Учитель математики сельской школы в Витебской области. Ушел в партизаны в самом начале войны - в сентябре 1941 года. Стал командиром отряда им. Щорса в соединении Константина Заслонова. Получил Героя Советского Союза в 1944 году за личную храбрость при подрывах немецких эшелонов. Человек лично очень порядочный. Его шофер – друг Машерова еще по партизанской молодости. Давно потерял реакцию, да и со зрением того-с. Но Петр Миронович до последнего его не заменял, нехорошо, дескать, это ж мой сябр. Вот этот лепший сябр и погубил и себя, и шефа: при возвращении Машерова из проверочной поездки по колхозам воткнулся (в 1980 г.) во внезапно выехавший на Московское шоссе грузовик с картошкой.

    Что на том этапе дало соломинку спасения? Трудно сказать. Может быть, заслуги отца Славы, которого Машеров знал. Может быть, то, что Слава не стал утверждать, что ничего подобного он не говорил. Ему и нам было ясно, что Машеров слушал записанный разговор.

    Но то была именно соломинка, не более. Важно было, что скажет кафедра. И что – партком и ректорат института. Кафедра в целом вступилась за Славу. Осуждали, конечно, но мягко. Дескать, нужно следить за своими словами. Мы – идеологические работники. Особо слово дали мне – все знали о нашей дружбе. Я сказал, что у Славы есть особенность разыгрывать возможные, виртуальные миры. Предположить, какая была бы история при таких-то и таких то исходных условиях. Совсем не обязательно, чтобы это была реальная история (сейчас это называется альтернативной историей). Ну, и еще, посоветовал я старшему другу, нужно тщательнее относится к выбору собеседников. С этим неожиданно все дружно согласились. Даже гнусным коммунякам (кои и у нас на кафедре были) сильно не понравилось, что вот так сидишь, выпиваешь, анекдоты травишь, а приятель на тебя телегу пишет да еще и разговор записал. Общий вывод: Степин нужен кафедре и он должен оставаться здесь работать.

    Протасеня (заведующий кафедрой)  же никак не унимался.
    - Степин повинен пойти на завод и там повариться в рабочем котле.

    О чем бы ни говорили, он все свое: на завод, к станку и там повариться в рабочем котле.

    И проголосовал за этот так и не названный завод. Отводил от себя потенциальную угрозу. Тем более, что вот сидит профессор Карлюк и зарится на его место.

    Партком и ректорат тоже были за Степина. Конечно, наказать нужно знатно. Куда денешься, ведь сам Машеров о нем ТАКОЕ говорил. Но и запасной ход оставил. Народ тогда был очень тертый по части нюансов и намеков. Сразу чуял, что еще можно, а что – ни за какие коврижки. Здесь уловили, что можно дать строгий выговор с занесением (последняя мера перед исключением). Просили оставить Степина на кафедре как талантливого ученого. Знали, что за это парткому и ректорату ничего не будет – иначе как же, по словам Машерова, Степин сумеет загладить свою вину и принести пользу партии и народу”?

    Когда прямо на горкоме исключали меня, то вообще обошлись без института (московского Физтеха) и без первичной парторганизации (что было грубейшим нарушением устава). А заведующему кафедрой Юрию Ивановичу Семенову в горкоме прямо сказали, что всякая попытка защищать Лебедева (вроде ходатайств от имени кафедры) приведет к ее расформированию.

    Райком партии Степина из партии исключил. А это – конец не только карьеры, но вообще профессии. Тогда только на завод, как и требовал Протасеня. Так ведь и на завод без разрешения партии не взяли бы (когда я после своего исключения, казалось, совсем в другие времена, пошел на завод “Динамо”, то меня взяли только после разрешения из райкома). А в случае со Славой в райкоме-то ведь всех этих тонкостей с выступлением Машерова не знали. Знали только, что Степин злостный антисоветчик. И вкатили формулировку: "За высказывания, отрицающие необходимость социалистической революции и порочащие методы строительства социализма в СССР". Ну и еще там дополнительно о неверии в идеалы коммунизма.

    С такой формулировкой даже при Хрущеве впереди маячил лагерь. Но то, о чем я пишу, происходило в благостные времена добряка Леонида Ильича Брежнева. Его поцелуи взасос и наметившаяся слезоточивость сильно смягчали загадочную улыбку анаконды.

    Мы пришли со Славой к нему домой (он жил с родителями на улице Карла Маркса, а рядом была улица Энгельса, они и сейчас так же называются). Как дела? Да вот так вот. Отец сам не свой, кулем сел на стул, мать – совершенно белая, схватилась за голову. Они пережили 37 год. Прошептала только: “Мы погибли”.

    Я бодрячком таким (был у них за второго сына, точно так же, как и Слава у моих родителей) на правах своего, почти что весело говорю: “Да что вы, Антонина Петровна! Пустяки. Ну, подумаешь, исключили, не 37-й год, небось. Придумаем что-нибудь”. И под конец еще ляпнул: “Вы еще будете гордиться тем, что Славу исключили из такой партии”. Думал этим ее утешить.

    Что тут случилось! В это почти невозможно поверить, но – поверьте. Антонина Петровна проковыляла ко входным дверям, настежь их открыла. Потом – к окну, распахнула его. И закричала, неловко передвигаясь от двери к окну и обратно, как-то нелепо загребая ногой и размахивая руками, повторяя одно и тоже:

    - Мы любим советскую власть! Мы любим нашу родную партию! Мы любим советскую власть! Мы любим нашу родную партию!

    Мы с трудом ее оттащили от окна. Уложили в кровать. Дали валерьянки. Она была убеждена, что уже всюду стоят микрофоны, что теперь слушают, как мы будем реагировать на исключение Славы. И если не так, как надо, если не будем славить родную партию за ее бесконечную мудрость и заботу, то вот они, в форме НКВД, с наганами на портупее, за дверью стоят наготове. Входят, руки за спину – и в черный воронок. И тут же - в подвал КГБ (а республиканский КГБ был как раз очень близко от их дома), всем пули в затылок.

    Слава подал апелляцию в горком. Он там, мы (я с Аликом Шкляром) снова у входа. Ждали часа два – столько шло заседание горкома с персональным делом В.С. Степина. Наконец, показался:

    - Слава, ну? ….
    - Слава – (в) КПСС!

    Мы обняли нашего командора. Выплыл! Конечно, со строгачом с занесением, но с этим можно жить.

    Почему случилось это чудо? Наверное, потому (самое главное), что на прием к Машерову пробился отец Славы Семен Николаевич. Он униженно молил “не губить сына”. И был дан отбой в горком, и было даровано высочайшее помилование. Конечно, со ссылкой на решение кафедры и парткома с ректоратом с просьбой оставить Степина на кафедре с суровым наказанием. Ну, как же, партийная демократия. Учет мнения низовой партийной организации.

    Все-таки – спасибо Петру Мироновичу. Ему как истово верующему в коммунизм помилование антикоммуниста далось нелегко. Как Машеров всегда выступал! Любо-дорого посмотреть! Он, говоря о скором пришествии всеобщего счастья, аж приподнимался на носки, чуть ли не подпрыгивал, как будто видя это коммунистическое светлое завтра и рассказывая народу о его приближении “по словам прямого очевидца”. Таких, как он, идеалистов тов. Сталин давно перестрелял. Машеров уцелел только потому, что был герой, партизан, да и партийную карьеру всерьез начал только после смерти Сталина.

    Был у Добролюбова родственник (они были женаты на сестрах) - Женя Веранчик - человек выдающийся, слесарь-виртуоз 7-го разряда, которому задания на изготовление тончайших штампов лично давал министр радиопромышленности Васильев. Просто звонил ему домой. К тому же Женя писал пьесы очень похоже на стиль Дюрренматта. Но, в отличие от нас, Женя был ближе к пролетарской среде. Узнав о подвиге родственника, Веранчик сказал: “Ладно, поговорю с ним на понятном ему языке. Поучу малость”. Поехал к Добролюбову и смачно избил. Больше с Добролюбовым не общался и о последствиях учения не знал.

    Слава года через три (после снятия строгача в 1970) ушел в докторантуру.

    Здесь же уместна небольшая зарисовка из защиты докторской. Вернее, из несущественной, зато колоритной предыстории.

    Жил такой человек - Нарский Игорь Сергеевич (1920-1994) - доктор философских наук, профессор Московского университета, заслуженный деятель науки РСФСР. Во время защиты докторской Степина Нарский приехал в Минск как его оппонент. Приходит к Степину на званный обед (это еще до защиты), видит у стены штангу. А тогда у нас троих немножко мушкетеров (третьим был Альберт Шкляр) были штанги и мы соревновались, кто больше толкнет. Нарский увидел, подскочил и попытался взять на грудь. Куда там, на штанге стояло 130 кг., он от пола еле поднял.

    - Ну, а вы сами-то сможете? - с вызовом рявкнул оппонент.

    Слава подошел, толкнул. Потом я.

    - Ну ладно, я вам тоже сейчас. Тоже ... Я вам сейчас покажу.

    Нарский как был в костюме так вдруг и лег спиной на пол.

    - Встаньте мне на живот, встаньте.
    - Ну, как это, Игорь Сергеевич... Неудобно. Да вы поднимитесь, пол все-таки, а вы в костюме.
    - Нет. Вставайте на живот. А то уйду.

    Мы еще поотнекивались. Неудобно - это да. Но если перед защитой уйдет обиженный оппонент...

    Сняли туфли, встали, ему на живот. Он весь напрягся. Через секунд 10 соскочили.

    - Ну, видели, а? Можете так?
    - Не-е-е-т, что вы... Так - точно не можем.
    - То-то же!

    Защита у Славы прошла на ура. Вообще надо было видеть и слышать его первые выступления в институте философии в Москве. Я там был раньше, еще когда готовил к защите свою диссертацию (проходил у них стажировку) и всячески “рекламировал” Степина. Наконец, руководство сектора и института пригласило белорусское диво на прослушивание. Слава широкими мазками набрасывал панораму конструкции науки и ее саморазвития. Как бы вырастало огромное здание, да и не здание даже, а некое небывалое живое существо. Слава свободно оперировал понятиями из любого раздела науки – будь то классическая механика, электродинамика или квантовая хромодинамика. Народ в зале сидел зубастый, но все спрятали клыки и зачарованно смотрели на доску с пересекающимися плоскостями, формулами, со стрелками, квадратами, которые графически поясняли положения доклада, каким образом, почему и как возникает наука.

    В том же 1968 году мы со Славой познакомились с Александром Аркадьевичем Галичем. Я потом  с ним подружился,  но часто встречались  и вместе со Славой , когда Галич надолго приезжал в Минск для проведения семинаров для белорусских киношников.

    Имя Галича для многих значило очень много. Но для немногих - еще больше.

    В 1970 году в Москву приехал знаменитый Станислав Лем. Он выступал в клубе Курчатовского института. Нам (со Славой Степиным) очень хотелось пообщаться с ним в частной обстановке. Но как подойти?

  • Поделился желанием с Александром Аркадьевичем, он тут же: "Мы хорошо знакомы, я сейчас напишу ему записку". Смотрю: "Дорогой Станислав! Рекомендую тебе своих друзей - Валеру и Славу. Найди возможность с ними встретиться - не пожалеешь".
  • После выступления мэтра философской фантастики подхожу к Лему, спрашиваю, не найдет ли он время для поездки к нам домой. Лем весьма удивлен: "Вы знаете (он свободно говорит по-русски) совершенно нет времени, все расписано по минутам". Я молча протянул ему записку. Лем пробежал глазами, произнес: "Это другое дело. Я отменю на сегодня ряд встреч, приезжайте ко мне в гостиницу "Варшава" в семь. Сумеете?"
    Что за разговор! Не могу удержаться от одного момента, уже не в связи с Галичем, а в связи с Лемом. Уж слишком он поразил мое воображение. Первый вопрос, который я задал ему, когда мы шли к машине: "Пан Станислав, как к вам относится польское правительство?" Он засмеялся: "Примерно, как к редкому животному: с одной стороны хочется застрелить, но с другой - показать иностранцам. Пока второе несколько перевешивает". А потом мы просидели до двух ночи (!). Это был такой праздник мысли, что мы часов не наблюдали.

    Ну и вот теперь, спустя почти 50 лет, этот праздник мысли ( от постоянного присутствия Славы Степина) всегда со мной.

  • Захожу как-то к Славе в кабинет в 1998 г. Как раз в разгаре жуткий финансовый кризис в России. За пару лет до того выпустили так называемые ГКО - Государственные краткосрочные облигации, запустили их даже за границу. А потом объявили дефолт (в 1998 г.)  - не стали по ним платить. Это была пирамида государственного масштаба. Чубайс тогда похвалялся, то надули этих буржуев на Западе на 20 млд. долларов.  Наличности в стране мало, настолько, что кое-где зарплату  стали платить этими самыми ГКО. В том числе и в институте философии.
  • На столе у Славы - свежая газета, я краем глаза вижу заметку о забавном происшествии: на каком-то дворе в деревне индюки стали склевывать белые шарики.  Вдруг их стало раздувать в большие шары и  они начали взрываться как шумовые гранаты. Оказалось, индюки склевали рассыпавшийся карбид. Показываю заметку Славе. Он задумчиво: может и мне моим сотрудникам скормить карбид  вместо этих ГКО?
  • Вот тут мой разоговор со Славой КАК НАМ РЕОРГАНИЗОВАТЬ РОССИЮ
  • Я  тогда прилетел в Москву, зашел в институт философии, подхожу к кабинету директора, навстречу секретарша: "нельзя, нельзя". Я - Степин в курсе. Хотя даже не созванивался. Засовываю голову в дверь. О, Валера, заходи.  Говорит секретарше: следующую встречу перенесите. И, пожалуйста, чай с бутербродами.
    И вот мы сидим и начинается праздник мысли. Этот разговор записан и воспроизведен  дословно.

Вячеслав Стёпин и Валерий Лебедев

В кабинете у главы философов (2006)

Справа Слава Степин, слева - Валерий Лебедев

                                                Приложение

 

                                           Фильмы со Славой Степиным

Текст в фильме "Жди меня" читает Слава Степин

Слава Степин читает Цветаеву

stepin6

    • https://www.facebook.com/vladimir.mironov.14/videos/1955285411185426
    • Матрица человечества XXI века
Комментарии
  • beobachter - 21.12.2018 в 09:12:
    Всего комментариев: 41
    Вся философия в СССР освещала всё с позиций Марксизма- ленинизма, а потому представлялась мне занятием малопочтенным. Достаточно вспомнить историю с генетикой и Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • economics - 21.12.2018 в 09:45:
    Всего комментариев: 5
    Статья удивительная ,на подобное способен человек чести и большого достоинства ,и конечно профессионал . Дороой Валерий Петрович ! Мне Ваша статья напомнила Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
    • Бобылов Юрий - 21.12.2018 в 17:50:
      Всего комментариев: 86
      Спасибо В. Лебедеву за ценную "жизненную статью! Наука философии в тоталитарном и диктаторском СССР не могла быть "объективной наукой". Это была отчасти секретная Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • Червона Калина - 22.12.2018 в 00:03:
    Всего комментариев: 269
    На счёт философии есть два крайних мнения: "философия - наука всех наук" и "философия не является наукой" в строгом смысле понимания термина "наука" - не использует Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 1
    • Бобылов Юрий - 22.12.2018 в 10:24:
      Всего комментариев: 86
      Тема рациональности самоубийства (добровольного ухода из жизни) - конечно является предметом философии! В СССР при неудачной попытке самоубийства человек сразу Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 1
      • Червона Калина - 23.12.2018 в 14:03:
        Всего комментариев: 269
        Тема самоубийства не является по существу предметом философии. Это тема психологии и генетики. Самоубийство, как правило, это один из механизмов очистки популяции Показать продолжение
        Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • someone - 22.12.2018 в 04:16:
    Всего комментариев: 607
    У Степина - косая сажень в плечах, судя по фото. Такому штангу в 130 кг тягать - самое то. // Каламбур смешной про Шагала. Можно продолжить. Марк шагал, а Стивен сигал.
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • Эдуард Бернгард - 22.12.2018 в 07:30:
    Всего комментариев: 370
    Какая гадость вся эта советчина-коммунячина, все её фигуранты, все эти стукачи и машеровы, секретари и "учёные", вся эта трупно-смердящая возня приспособленчества... Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • beobachter - 22.12.2018 в 07:40:
    Всего комментариев: 41
    Гражданин Стёпин совершил бы настоящий подвиг, если бы не стал каяться, а остался бы верен своим убеждениям, оставил бы хлебную должность и занялся бы чем- нибудь Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 1
  • ow@pisem.net - 23.12.2018 в 06:04:
    Всего комментариев: 953
    Мои глубокие соболезнования, Валерий Петрович! Вот мои слова утешения: пока долго топаем к "светлому концу", никто не может знать, что он обретёт на этом пути. Но вот Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0
    • redactor - 23.12.2018 в 06:34:
      Всего комментариев: 1758
      Поклон. Весьма признателен.
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • Эдуард Бернгард - 23.12.2018 в 09:09:
    Всего комментариев: 370
    Искренне верующий коммунист Машеров... Убеждённый-де в скором наступлении для всех светлого буд...настоящего. Радевший за простой народ, ага. Угу. Словно не Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 1

Добавить изображение