Мадуро охуэлло

29-01-2019

mironov maxim

  • Максим Миронов, профессор финансов IE Business School в Мадриде. 

    Максим Миронов, закончил экономфак НГУ в 2000, в 2003 магистратуру по финансам НИУ ВШЭ и магистратуру по экономике РЭШ, а в 2008 получил степень доктора философии в Graduate School of Business Чикагского университета. Сейчас Максим работает профессором бизнес школы IE Business School в Мадриде.

    Миронов о себе:

    Я решил оставить работу директора по инвестициям в  2008-м и стать профессором. Работа профессора – на порядок интересней. Есть небольшая учебная нагрузка (у меня она отнимает около 10% от моего годового рабочего времени) – все остальное время ты занимаешься тем, чем тебе интересно. Надоела одна тема – можешь заняться другой. Надоело все – можешь несколько месяцев вообще отдыхать, ничего не делать. Оценивают тебя по конечному продукту. Написал толковую статью – молодец. Не написал – не молодец. И никого глобально не волнует, сколько ты часов в офисе просидел.

    В современном мире есть бесконечное число способов заработать хорошие деньги. Поэтому самое главное – это чтобы было жить интересно и приятно. Нужно понимать, что если вы период жизни от 20 до 30 лет провели в офисе, то даже если к 60 вы станете миллионером, и захотите, наконец, начать наслаждаться жизнью, то опции наслаждения жизнью в 60-70 совсем другие, чем в 20-30, и ни за какие деньги вы эти опции уже вернуть не сможете.

     

    Путин не может у всех этих Дерипасок всё отобрать, потому что Пригожин, Ротенберг и всё остальные очень быстро всё разрушат, и мы придем к ситуации какой-нибудь Венесуэлы, где поступили примерно так же: отобрали всю собственность, отдали военным и друзьям, но очень быстро выяснилось, что самая богатая в Южной Америке страна очень быстро скатилась совсем не к самой богатой.

    Мадуро регулярно приезжает в Москву. Вот последний раз был месяц назад, в декабре. Ему регулярно отправляют эшелоны бабла по всем каналам, не только на уровне госкредитов. Там оружие на 11 миллиардов долларов поставили ему, нефть закупают. Причем вначале «Роснефть» проплачивает ее, потом закупает. Зачем нужна «Роснефти» такая схема, непонятно. Но, очевидно, что это помощь Мадуро. Поэтому это никакая не эфемерная, а абсолютно реальная финансовая помощь, наверное. Одна из крупнейших получателей российских денег. Туда намного больше, чем в Сирию или куда-то идет. Это реальная помощь.

    Этому есть  несколько причин.

    Первое: это, действительно, родство душ. Потому что Путину нужно создавать некоторый такой кружок по интересам таких полусумасшедших диктаторов, которые доводят свои страны до полностью убитого состояния. Он говорит: «Нет, я не один такой. Есть же еще хуже чувачки». И все наши друзья. То есть ты не можешь быть одним в мире диктатором, иначе ты не будешь диктатором очень быстро. Тебя нужна группа такая. Все должны вместе держаться и обороняться.

    Вторая причина: намного проще воровать деньги, если ты их отгружаешь миллиардами таким мутным людям. Потому что понятно, что вот отправили 10 миллиардов. Сколько дошло? Сечин отправляет 6 миллиардов нефтяной компании Венесуэлы. Сколько дошло до этой компании, сколько осталось у Сечина, никто не знает — сколько там процент отката? Мы знаем только что вот недавно в Штатах осудили главу казначейства, и он признал, что он больше миллиарда долларов взяток взял. Так это глава казначейства, это не самый высокий человек в иерархии.

    Это очень удобно. 17 миллиардов отправил, по-братски поделили — тебе яхта, мне яхта, — а Венесуэле долги, которые все равно спишутся.

    По мировым меркам с демократией в Венесуэле не все так плохо. Например, это намного более демократичная страна, чем Россия. Если обратиться к истории недавних президентских выборов, то в 2012 г. Чавес набрал 55.07%, а оппозиционер Каприлес - 44.31%. После смерти Чавеса в 2013 г. Мадуро набрал 50.6%, а Каприлес - 49.1%. Парламент Венесуэлы контролируется оппозицией. Хуан Гуаидо, глава парламента и самопровозглашенный президент, – легальный политик, который получил свой пост на выборах. То есть в Венесуэле у оппозиционных политиков есть вполне реальные шансы участвовать в выборах и добиваться высоких результатов. Сравните, сколько оппозиционных политиков присутствует в Госдуме и Совете Федерации.

    Тем не менее режим Чавеса-Мадуро довел страну до экономического коллапса. Инфляции в миллионы процентов, отсутствие в магазинах базовой еды, медикаментов. За последние годы из страны сбежало более 3 млн человек (https://www.reuters.com/article/us-venezuela-migration-un/venezuelan-migrant-exodus-hits-3-million-un-idUSKBN1ND25M) – это 10% населения. Жители когда-то самой богатой страны Южной Америки вынуждены браться за самую низкооплачиваемую работу в соседних странах, чтобы хоть как-то себя прокормить. Инженеры и юристы вынуждены работать таксистами и уборщиками. Многим женщинам приходится заниматься проституцией – в борделях Колумбии более 90% женщин из Венесуэлы (https://www.newsweek.com/venezuela-women-turning-prostitution-survive-1088793).

    Мадуро создал гуманитарную катастрофу на всем континенте. Миллионы мигрантов, которые бегут из Венесуэлы, едут не в Европу и не в США, а, прежде всего, идут пешком в соседние страны. Для них это огромная нагрузка. Население Эквадора – 16 млн, население Колумбии (куда идет основной поток беженцев) – 49 млн. Чтобы был понятен масштаб: представьте, в Россию приехало бы 6 миллионов беженцев, у которых ничего нет, которых нужно обеспечить жильем, как-то накормить. Все страны Южной Америки испытывают сейчас значительный приток беженцев из Венесуэлы, и это огромная проблема и для их небогатых бюджетов, и для внутриполитической обстановки – мигранты забирают работу у местных, отчаянно демпингуя. Именно поэтому все основные страны Южной Америки - Аргентина, Бразилия, Колумбия, Парагвай, Перу, Чили и Эквадор (это порядка 90% по населению, территории и экономики от всей Южной Америки) поддержали Гуаидо. Лидеры этих стран прекрасно понимают, что пока Мадуро у власти, улучшений в Венесуэле ждать не стоит, а значит, поток беженцев не прекратится.

    Единственная из относительно крупных стран Южной Америки, которая поддерживает Мадуро, - это Боливия. На это есть две причины. Во-первых, Боливия – беднейшая страна контитента. Беженцы из Венесуэлы туда не бегут, так как там ловить нечего (скорее, из Боливии мигранты постоянно уезжают в соседние страны). Во-вторых, Моралес сам постепенно превращается в диктатора и склонен поддерживать себе подобных.

    Владимир Путин рано или поздно  умрет. Скорее, позже, чем Чавес, потому что у Чавеса был рак, и он умер в довольно молодом возрасте по нынешним меркам. И у него был помощник, бывший водитель, который стал наследником. И он и по харизме и по человеческим качествам — небо и земля. Если Путин, дай бог ему здоровья, завтра коньки отбросит, и кто-нибудь пойдет вместо него — Медведев и так далее, — ну, он не сможет так убедительно рассказывать про то, что мы встали с колен, про то, что кругом враги и всё остальное. Просто не сможет. И, естественно, популярность будет быстро падать.

    Вот Мадуро попал в такую ловушку. То есть Чавес — это был просто мастер такой демагогии. Он вел по 7, по 8 часов прямые эфиры, его любил народ. А Мадуро, бывший водитель, который стал преемником Чавеса,  не может так, поэтому его популярность падает. Это просто личные качества.

    То, что сделал Уго Чавес — очень грамотно. Почему сейчас все военные держатся за Чавеса? Он все ключевые посты в стране и в бизнесе отдал военным. Вся промышленность, особенно нефтяная была национализирована, и военные, их родственники, дети расставлены по всем постам. Они владеют портами, аэропортами, месторождениями золота. Про нефть я вообще молчу. И, естественно, некоторая такая военная хунта, которая держит в руках все…

    И плюс торговля кокаином, потому что Венесуэла сейчас является одним из крупнейших экспортеров кокаина, потому что в Колумбии там давно уже адекватные правители, они вместе с американцами борются с экспортом и ограничивают. Поэтому большая часть кокаина идет через Венесуэлу.

    Производство кокаина— это не проблема. Производить дешево. Кокаин, он недорогой на самом деле. Неважно, где ты его произвел, важно, как его перекинуть с Южной Америки в Европу или в Северную Америку. Как только ты его перекинул, даже оптовая цена возрастает в десять раз. То есть главное — как его перекинуть. И сейчас Венесуэла — это один из больших хабов по экспорту, и это тоже контролируется военными. И это фактически некая такая хунта у власти.

    Мадуро, действительно, не является ключевым лицом, он является символом. И поэтому все военные так держатся за Мадуро, не спешат от него отказываться, потому что они потеряют всё и, возможно, включая свободу. Хотя им Хуан Гуайдо — новый президент — всем обещает амнистию.

    Страной не руководит уже давно практически никто. Потому что последние шаги, которые были приняты несколько лет назад — это по национализации и установлении госцен на торговлю, и в магазинах пропали все товары — и сейчас там каждый выживает как может. Там скорее отсутствие государства.

    Единственно, что еще, может быть, государство делает — это распределяет бесплатный бензин. Бензин в Венесуэле стоит, но это же… я смотрю, всякие тролли пишут про 10 центов за литр. Это не 10 центов за литр. Это реально бесплатный. Он стоит просто там цент — литр. Единственное, что пока еще может делать государство, это раздавать бесплатный бензин.

    Вы, понимаете, бензин же пить не будешь. Представьте, что у вас бесплатный бензин. Что, вы его зальете и будете круги наворачивать, пока не сожжете? Или, представьте, что у вас будет хлеб бесплатный. Вот вы съели булку, две, ну пять. Глобально это не является таким товаром, что прямо будет дефицит. Хотя бы, чтобы потреблять бензин, нужно залить его в машину. Машина стоит денег. Одна автопокрышка стоит 100 ли 200 долларов. Притом, что зарплата в стране 10 долларов. То есть вам нужно год работать, чтобы купить покрышку на машину. Поэтому это не является проблемой, что прямо все венесуэльцы берут этот бензин, заливают и радуются.

    Но продукты, медикаменты, всё остальное — это уже некоторый такой failed state. И каждый выживает как может. Поэтому мне тяжело сказать, кто руководит страной, где руководства, в принципе, нету.

    Производство нефти падает в стране. Хотя производство нефти и переработка несложный процесс, но производство постоянно падает, хотя должно расти. И там тяжелая нефть, и чтобы ее добывать, нужно закупать легкую нефть, закачивать, смешивать  и добывать. Там с этим тоже последнее время начинается проблема. И это, в том числе, является причиной падения производства нефти. Но это все-таки не производство какое-то даже машин… Сечин же справляется с руководством «Роснефти», чего-то добывает постоянно.

    При Чавесе экономика росла. Это связано было не с тем, что Чавес был какой-то супергений  управления, но Чавес попал в ту же счастливый момент судьбы, как и Владимир Путин. Просто это две нефтяные экономики, и они пришли как раз в конце 90-х, начале 2000-х к власти. Дикий рост цены на нефть позволил Чавесу очень неплохо… то есть и экономика росла и резко росли социальные траты и расходы на бюджетниках, и на все.

    У Чавеса была очень мощная и во многом правдивая, на самом деле, история. Исторически, вообще говоря, в Венесуэле было огромное расслоение. Вот там был средний класс богатый, который отгородился от всего населения. У них были отличные школы, у них были дворцы, у них всё шикарно — и огромная масса нищих людей. И Чавес сказал: «Пора вернуть эту землю себе» — индейцам национальным, коренным и так далее. И это совпало с резким ростом цен на нефть, и он реально стал раздавать бабло людям чемоданами.

    То есть реально не только воровал — он и его окружение воровало тоже много, — но много раздавал. И вот это сообщение, что пора выгнать империалистам и раздать деньги людям — Венесуэла для простого народа — оно очень мощное. Вот почему в России люди Путина поддерживают? В России же тоже уже лет пять никто деньги не раздает. Скорее, деньги усыхают. Но все равно идет такой месседж: «Мы с колен поднялись, «Крымнаш». Больше никому не позволим вытирать ноги. Проклятые империалисты не дадут нам навязать свою историю». И людям это нравится.

    И если говорить, что давайте как до Чавеса вернемся, как говорить в России — давайте в 90-е вернемся. Ну, просто совсем другая конъюнктура нефтяная. В 99-м году нефть стоила 10 долларов за баррель, а в 2008-м — 140 долларов за баррель.

    Хуан  Гуайдо имеет шанс восстановить экономику, всё очень быстро восстановится. Там единственно, очень серьезная проблема — не знаю, как они ее будут решать, надеюсь, что смогут — это утечка человеческого капитала. Просто за это время утекло очень много среднего класса квалифицированного. Вот я приводил пример в своей колонке по этому поводу, что, например, семья Гуайдо эмигрировала в 2003 году. Просто его отец, пилот, потерял работу, и делать нечего ему, он поехал работать таксистом. В Тенерифе работает таксистом. А Хуан не уехал, потому что учился в университете, а потом политика его закрутила, всё остальное, и он остался. У него, по-моему, брат в Лондоне или сестра живет.

    То есть это стандартно. У нас в бизнес-школе много студентов из Венесуэлы. В Аргентине очень много людей из Венесуэлы. Это квалифицированные люди. Это инженеры, доктора. До Аргентины там доезжают те, кто поспособней, потому что совсем бедные, они прямо пешком в Колумбию идут. Это просто большая утечка человеческого капитала, которая, безусловно, создаст проблемы.

    Но, безусловно, всё это можно сделать очень просто. Экономика очень простая. Там нужен просто элементарный порядок, возвращение прав собственности, свободной торговли и так далее. Это всё какие-то элементарные вещи. И через полгода начнется бешеный рост.

    Сейчас 30 процентов населения  поддерживают Мадуро, а 70 — против Мадуро, но не обязательно за Гуайдо, но против Мадуро. Потому что там был до этого популярный лидер, который набрал чуть-чуть меньше 50% на выборах президента, просто его не допустили до выборов, в тюрьму сажали, всё остальное. Там много выборов уже сменилось. Это просто люди выходят каждый год всё сильнее и сильнее. Поэтому дело не в Гуайдо… Он уже какой-то 5-й Навальный, то есть это какой-то уже пятый человек, который… Ему 35 лет, это молодой парень, который… знаете, вот как: отцы погибают — идут дети. В общем, такая система. Просто людей всё достало. Южной Америке это очень чувствуется. В той же Аргентине, в которой я провожу очень много времени, там просто уже вся эмиграция переполнена венесуэльцами. То есть просто очереди растянулись на много месяцев, потому что ни одна из стран Южной Америке просто не может принимать столько беженцев. Это головная боль всей Южной Америки, и это головная боль для самих венесуэльцев. Они не могут реально купить еду. Люди реально худеют. В прошлом году, по-моему, люди на 8 килограмм в среднем похудели, просто еды нету. Вот элементарной еды нету Там люди стоят часы, чтобы купить еду по госценам, просто вот килограмм муки в руки.

    Гуайдо  пока действует очень грамотно, на мой взгляд. Была информация, что в декабре он партизанскими способами перешел границу с Колумбией, съездил в несколько окрестных стран — Колумбию, Бразилию, в США — и договорился: «Чуваки, если я поднимаю бучу, вы меня поддержите хотя бы формально?». И заручился поддержкой среди всех лидеров Южной Америки и США.

    Почему он поехал тайно? Потому что там за оппозицией следят, и просто могли из страны не выпустить, если не в тюрьму посадить. У него, конечно, иммунитет, он депутат Национальной ассамблеи. Но, естественно, Мадуро это не остановило. И он смог провести переговоры со всеми лидерами.

    Когда он в начале января — не только он, — но весь парламент Венесуэлы принял, что Мадуро нелегитимный, он объявил себя временным президентом, тут же пошла поддержка вначале от Бразилии, Аргентины, Чили, на следующий день пошла поддержка от США. То есть он подготовил почву. И теперь Мадуро, он немножко побаивается применять откровенно силу, потому что, диктаторы, они не сильно хотят, в принципе, с США ругаться и с другими странами просто потому, что, в конце концов, их деньги до сих пор идут из США. Кому продает Венесуэла нефть? Она США продает. И если США перестанет эти деньги перечислять… Где там хранятся деньги? В иностранных банках. То есть ему уже банк Англии не выдал на миллиард долларов золота. И если он начнет кого-нибудь резать, убивать, совсем будет плохо.

    И в этом отношении Гуайдо сделал очень правильно. Он договорился и потом красиво выступил. И сейчас он пытается договориться с военными, прежде всего, с рядовыми. В воскресенье была акция. Его сторонники лично общались с военными, вручали им закон об амнистии, который срочно принял парламент, что все военные освобождается, кто не будет убивать и так далее, от ответственности. И люди лично ходили, разговаривали с военными. То есть военные не хотят брать на себя кровь. Поэтому, в принципе, я думаю, что может всё получиться.

    По материалам https://economics.hse.ru/io/news/205486051.html

    https://echo.msk.ru/programs/personalnovash/2359853-echo/

    https://thequestion.ru/questions/470185/answer-anchor/answer/677491#answer677491-anchor

    подготовил Валерий Лебедев

Комментарии
  • MurKLnT2 - 30.01.2019 в 06:29:
    Всего комментариев: 176
    Спасибо за информацию. А автобиографическая справка впечатляет. Особенно мне понравилось про "интересную работу профессором, когда тебе надоело - бросай всё, Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0
  • someone - 30.01.2019 в 22:23:
    Всего комментариев: 607
    Помню у одной из станций метро в 90-х был напёрсточник-кидала с такой же физиономией как у этого профессора. Может это он и есть? Судя по лексике, не исключено. А Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • novikov.1935 - 05.02.2019 в 12:58:
    Всего комментариев: 1
    призыв: "Пролетарии всех стран соединяйтесь!"- не сработал. Диктаторы объединяются успешнее
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • Алексей Ф.Stepnyak - 31.07.2019 в 23:14:
    Всего комментариев: 617
    И этот невежественный демагог - ПРОФЕССОР ?! Ну и паноптикум же Вы собрали, Валерий Петрович !
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0

Добавить изображение