Независимый бостонский альманах

Россия движется талантом

26-10-2019

  • В сегодняшней российской ситуации (я бы не стал преувеличивать ее ужасность) вектор совершенно очевиден. И мне кажется, во всяком случае, сотрудничать с этой властью на поле благотворительности еще возможно: ну то есть вы заключили такой пакт, когда она вам позволяет, помогает заниматься благотворительностью, а вы служите ее витриной. До какого-то момента, наверное, это можно, некоторым людям вот так приходится покупать детские или взрослые жизни, или жизни хосписных больных, или их, по крайней мере, приличные условия умирания. Бывают ситуации, когда это уже совершенно невыносимо, когда это не нужно. Мне кажется, что на поле правозащиты сотрудничать с этой властью невозможно, потому что правозащита не входит ни в число ее приоритетов, ни в число ее нужд и задач. Мне кажется, что здесь создавать витрину не нужно. Поэтому, разумеется, положение Михаила Федотова было трагическим, и я рад, что двойственность этого положения закончилась.Что касается моего отношения к Валерию Фадееву, то, мне кажется, что он, руководя «Экспертом», достаточно себя показал. В публичной политике и публичных политических комментариях он тоже весьма саморазоблачителен. Это откровенный очень персонаж, и как-то у него все написано на его сетевом, речевом облике и на его речевом поведении. Настолько он в этом плане откровенен, что  это не бином Ньютона, поэтому нечего здесь разгадывать. Да и относиться, собственно, не к чему. Как сказано у Шекспира: «Взгляни и мимо».

    Каковы перспективы правозащиты в России? Это зависит от нас с вами, потому что правозащита не есть исключительная прерогатива каких-то официальных институтов. Правозащита – это дело масс; примерно тех масс, которые выходят на улицы. Мы имели летом как чрезвычайно мрачные, так и чрезвычайно вдохновляющие примеры. Да и осенью тоже – примеры в этом жанре.

    Я не собираюсь никому ставить в пример Барселону, потому что я, в общем, не в восторге от того, что там происходит. Но при этом нельзя не признать, что во всем мире, вообще-то говоря, правозащита – это дело граждан, а не специально отведенных для этого людей. Я вообще не стал бы в вопросах морали и законности доверять исключительно профессионалам. Это наше с вами решение, наша с вами воля.

    Естественно, довольно много вопросов о перспективах в российской власти и российской политике, в связи с недавним интервью Валерия Соловья, где он сказал, что власть в России сменится до 2022 года, а также в связи с высказыванием Дмитрия Киселева о том, что Владимир Путин готовит себе преемника. При очень хорошем отношении к Соловью и довольно, как вы понимаете, противоположном отношении к Дмитрию Киселеву, я думаю, что во-первых, это вопрос десятистепенный, потому что менять надо не столько власть, сколько отношение к ней, отношение к себе. А что касается перспектив, то о том, что власть сменится до 2024 года (а весьма вероятно, и до 2022-го) говорят многие, и я, грешный. Такая вероятность есть, она весьма высока. Сменится ли эта власть в результате добровольной отставки лидера, в результате каких-нибудь рокировок хитроумных или в результате каких-то тектонических сдвигов в русской истории, сказать очень трудно. Но есть такое общее ощущение тупика и какой-то крайней усталости от этого тупика.

    Когда все новости происходят исключительно в жанре посадок и возбуждений уголовных дел, и редко-редко о замене ареста на домашний, – это, конечно, чрезвычайно утомительно. Чрезвычайно утомительно это отсутствие, табуированность любых разговоров о будущем, довольно утомительна ситуация, не скажу, всеобщего страха, а всеобщего безразличия, такой индифферентности, тщетности всех усилий: что ни делай, все равно будет так, как они решат. Великая страна не может позволить себе так жить, а тем более жить так долго.

    Я не могу сказать, что процент злых идиотов в обществе меняется. Процент идиотов сравнительно невысок, но в известные моменты их более видно. Во-первых, потому что здравые голоса заглушены, они не имеют никакого доступа ни к какому вещанию, в том числе к сетевому. Становится довольно рискованно высказываться. А во-вторых, в такие благоприятные, правильные времена, когда в правильном направлении идет развитие общества, злобные идиоты стесняются. Становится неприлично открывать рот и говорить совсем уж какие-то непристойные и злобные вещи. В эпоху, скажем, Сталина, доносить считалось хорошим тоном, а  в эпоху Хрущева – дурным, и число доносов снизилось. Доносов в том числе и публичных – там клеветнические статьи, призывы к расправам, и так далее. В эпоху Брежнева снова вылезли в огромном количестве злобные идиоты, хотя последыши оттепели их как-то уравновешивали.

    Сегодня да, действительно, чрезвычайно высокий процент людей (я читаю же форумы всякие), которые дышат злобой, дышат ненавистью, дышат завистью. Людей, которые не стесняются быть плохими, даже гордятся быть плохими. Это такая новая разновидность социальной гордости, я бы сказал, – не национальной, а социальной. Такой гордости недообразованности, узости, и так далее. Их очень много, они охамели, им чрезвычайно много позволили, их негласно (а иногда и гласно) поощрили. Но дело в том, что количество этих людей, повторяю, константа, просто они в какой-то момент поймут, что это уже стало немодно – быть такими, и заткнутся, и останутся только в социальных сетях или даже в социальных сетях не будут подавать голос. Потому что, видите ли, в огромной степени, народная нравственность – это продукт среды, продукт атмосферы общества. Особенно в России, где логоцентричны все, где очень верят навязанным настроениям. Где в результате пропаганды многие люди меняются до неузнаваемости.

    Кстати говоря, среди сторонников демократии где-нибудь в 1989-1990 годах тоже процент злобных идиотов был очень высок. Просто они наслушались телевизора, просто они подумали, что сейчас модно быть демократами. А в 1993 году они думали совершенно иначе. Кстати говоря, среди защитников Белого дома в 1991-м и в 19993-м довольно высок был процент совпадений. Социальная активность – это не всегда примета высокого интеллекта. Иногда это просто примета пустой жизни, которую человек вот так наполняет.

    И главное, не надо впадать в пессимизм по поводу количества злобных идиотов, потому что это вот именно то, чего они добиваются. Они хотят отравить воздух. В этом они, пожалуй, даже преуспевают, но надо выбирать себе какой-то другой воздух, дышать им, а это все игнорировать. Уверяю вас, это все схлынет довольно быстро: никого не надо будет перевоспитывать. Просто станет неприлично класть ноги на стол за обедом.

    Россия интересна миру чрезвычайно, но интересна она только в пиковые, важные моменты своего развития, как интересная она была в 60-е, как Меккой такой для многих художников она была на рубеже 70-х, как она была в центре внимания мира в 20-е. Ну а сейчас что вы хотите от России, которая закукливается, которая вынужденно провинциализируется под действием своего абсолютно провинциального правительства, своих малоодаренных вождей? Ну чего вы хотите от страны, которая может оказаться в центре внимания мира только ценой эскалации тех или иных военных конфликтов? Что вы хотите от страны, которая во главу угла поставила геополитику – фейковое занятие и фейковую науку? Да и фейковый образ жизни такой. Это не может быть интересно миллионам. Другое дело, что постоянно возникают вопросы о том, что, может быть, Россия должна сосредоточиться, чтобы быть интересной самой себе, да Россия слишком отдельный мир, да вообще это не наш путь – интересоваться и интересовать, а надо себя обслуживать. Это, простите, какая-то мастурбация, это совершенно скучная и какая-то предсказуемая, много раз бывшая изоляционистская идея. «Вот они там пусть свое, а мы по исконному, по посконному».

    Да всегда Россия была интересна миру! Ключевые тексты в мировой эпической прозе, да и в новелле мировой, в поэзии мировой написаны русскими, и ничего в этом нет дурного, что в какой-то момент Россия отошла на второй план. Я думаю, это происходит накопление сил, довольно естественное. Понимаете, ничего не поделаешь, слишком много было разочарований за последнее время на русском историческом пути. Но это не значит, что это навсегда. Разумеется, разговоры о том, что Россия должна себя обслуживать и не претендовать на мировое значение, – да весь мир претендует на мировое значение! Уж Африка куда более экзотический континент, а тем не менее ее литература претендует на Нобеля и на всеобщее внимание. Латинская Америка тоже, которая долго была мировой провинцией, в 60-е, в 70-е годы заявила о себе довольно внушительно. Это совпало, правда, с концом нескольких влиятельных диктатур. Ничего не поделаешь, место в мире должна завоевывать любая страна. И Италия, кстати говоря, с Германией, с Англией, Франция тем более, – они не плетутся в хвосте мировой культуры. Они предлагают все время какие-то великолепные завоевания.

    Не может быть в российском социуме никакой особенной эксклюзивности, в данном случае, эксклюзивности отставания, никакой особенной исключительности, никакого особенного проклятия России, которая обречена в мире занимать двадцатое место. Нет, так никогда не было и не будет.

    Может ли у нас появиться своя Билли Айлиш, которая собирала бы стадионы? Может быть, рок-музыка – это не совсем наше, точно так же, как есть страны, не снимающие комедий, а есть страны, не снимающие триллеров или делающие это недостаточно удачно. Между прочим, латиноамериканская рок-музыка тоже как-то не в центре внимания мира, не так сильна, скажем, кинематографически Индия – индийское кино с традициями Болливуда давно уже сделалось нарицательным, потому что это некоторая установка на мелодраматизм. Правда, в последнее время там появились какие-то замечательные новые тенденции, но я не специалист. Нельзя требовать от любой страны, чтобы она была универсальна. Производство гениев – это довольно тонка штука. Это возможно поставить на поток, но для этого нужна совокупность очень сложных условий. Я думаю, что Россия никогда не будет особенно сильна в рок-музыке, а какая-нибудь условная северная страна, где нет для этого условий, никогда не будет сильна в футболе. Но, по крайней мере, свои великие литературные и кинематографические образцы Россия будет производить. Это неизбежно, это наш национальный спорт, не хуже, чем футбол в Латинской Америке.

    Просто бывают такие провинциальные времена, каковыми были, скажем, 80-е годы в девятнадцатом столетии, когда кроме Чехова, пожалуй, взгляду не на чем отдохнуть. Бывали такие времена и в двадцатом веке на многих территориях. Ничего, как-то выбрались из этого. Наоборот, иногда общественная депрессия способствует расцвету искусств, как было в России в 70-е годы. Сейчас это не так: почва истощена, да, честно говоря, и проект не такой значительный, как СССР. Мы живем в ожидании ослепительной вспышки, как в России были 1840-1850-е, а потом фейерверк имен во всем. Придется пережить и это мрачное семилетие.

    Идея мирового чемпионата по литературе или по кинематографу отходит постепенно в прошлое. Чем больше становится пишущих людей, по крайней мере, способных заявить о себе, тем острее конкуренция, и тем меньше первых. Первых много, второй один – как в классическом этом ответе. « – Я вторая скрипка мира. – А кто первая? – Первых много». И каждый сам себя считает первым, и все попытки выстроить какую-то иерархию – это неинтересно. Дискутировать об этом продуктивно, но выделять все время первых, вторых, говорить, что те принадлежат к истинным поэтам, а те – к неистинным…

    Критерий истинного поэта один – это время. При жизни кто считал Заболоцкого гением? Таких людей можно, наверное, по пальцам одной руки пересчитать. Они были, Степанов, например, знаменитый хлебниковед. Точно так же было мало людей, которые при жизни Маяковского понимали истинную цену ему, особенно в двадцатые. Притом, что он гремел и был на всех эстрадах. Точно так же немногие в 70-х понимали истинную цену Олега Чухонцева, дай бог ему здоровья. Это нормальное явление, и тут совершенно, так сказать, не о чем спорить. Иерархии строить при жизни – очень интересное занятие, вроде тотализатора. Но разбираться, кто был первый, а кто второй – к сожалению, это может только время.

    «Многие жалуются на депрессию. В чем дело – в осени или в эпохе?» Всегда легче свалить на эпоху, с другой стороны, всегда легче свалить на осень. Но  как мне кажется, источники этой депрессии мне более или менее понятны, и я могу достаточно компетентно об этом говорить. Именно потому, что борьба с этой депрессией составляет значительную часть моего существования. О чем речь, в чем, собственно, проблема? Депрессия возникает там и тогда, когда у человека нет ощущения собственной силы; чувство, что он ничего не способен изменить, – это и есть депрессия социальная, и это сегодня в большинстве умов, потому что люди понимают, что на любой конкретный вопрос им ответят самой подлой демагогией. Более того, на любую конкретную жалобу им скажут: «Да вы что? Да ничего подобного!»

    И ничего вы не докажете, потому что и Путин, и его сторонники, и разнообразные его адепты в массах (их число, конечно, уменьшается, да их и не было много никогда, но они есть) всегда умудряются прибегнуть к одной и той же демагогии, которая, кстати, у Куприянова довольно смешно спародирована. Там спецслужбист говорит: «Да вы и не знали, что в Москве открывается каждый год 20 новых заводов». Неважно, открываются они или нет, но это само по себе не приносит счастья. Радио есть, а счастья нет. Вот это ощущение тотальной фальши, демагогии, полной независимости от реальности, когда реальность от вас совершенно не зависит, когда вы реально ничего не можете сделать, когда реально на всех путях у вас ватная гибридная стена. Это приводит, конечно, к общенациональной депрессии, но выйти из этой депрессии очень легко. И никакой абсолютно проблемы, никакой трагедии в этом нет.

    Это довольно скоро все изменится. Это довольно быстро меняется, как только у людей появляется дело. Тут ведь в чем, понимаете, проблема: я много тоже об этом говорил. Сейчас сделана последняя ставка. Когда, условно говоря, ставка была на коммунизм – коммунизм в какой-то момент можно отбросить, можно отбросить истмат, диамат, марксизм, – любую систему идеологии. А сейчас сделана ставка (за отсутствием других инструментов) на последнее, на корневое. Они пытаются нам внушить, что они – последнее условие существования России и что Россия может быть только такой. Как ни странно, это тема романа «Финал».

    Тут как раз и говорится, что либо Россия выиграет этот матч, и тогда она будет существовать, либо она его проиграет, и тогда начнется, наконец, что-то новое, но ценой отказа от России. Зачем нам мир, в котором не будет России? Это не так объективно, просто они сформулировали такую картину мира, в которой Россия будет либо такой, либо никакой. Это тип поведения некоторых девушек, которые умеют манипулировать мужчинами, говоря им: «Либо мы делаем так, либо я от тебя ухожу». В таких случаях надо говорить: «Ты от меня уходишь. Более того, я от тебя ухожу».

    И вот эти сейчас разговоры о том, что или Россия сохраняется ценой Путина, или без Путина не будет никакой России, – это жалкое зрелище. Мне просто кажется, что сегодня люди не очень понимают, что можно предложить вместо, потому что на всех путях вот эта ватная стена.

    Все-таки Россия, мир вообще движется талантом. А все эти люди, которые сегодня рулят, говорят, выступают; которые сегодня являются лицами России, они прежде всего ослепительно неталантливы. Я не говорю, что это началось при Путине. Это началось еще, понимаете, в 90-е годы. Да и в 80-е мы наблюдали почти тотальное вырождение. Но если в 80-е символом вульгарности считали Аллу Пугачеву, поющую Мандельштама, то сегодня Алла Пугачева, поющая Мандельштама, – это святость, это олицетворение настоящей культуры. Вот куда мы съехали, куда мы упали.

    С чем это связано? Нас далеко увела тема, как я и предполагал. Вероятно, Советский Союз, который был во многих отношениях ужасен, порождал антисоветскую идею довольно высокого уровня. И антисоветчики были довольно высокого уровня. Это потому, что и в самом Советском Союзе работали некоторые профессионалы. И противостоять им могли тоже люди определенной компетенции, определенного уровня понимания. Конечно, диссиденты были талантливее, чем государственные идеологи, играли на повышение, а не на понижение. За долгие годы вырождения советского проекта он становился менее талантлив, отфильтровывал наверх путем отрицательной селекции все более бездарных бонз, и противостояли им люди все менее упорные, все мельчавшего пошиба.

    И к сожалению, таких персонажей, как академик Сахаров, уже элементарно негде было взять. Потому что ведь Сахаров происходил из советской элиты – хорошей или плохой, но это объективно так. Я не очень понимаю, что может произойти с сегодняшней российской элитой. И вообще совершенно не понимаю, из какой среды будут плодиться не диссиденты, нет, а теоретики; те, кто будет размышлять о прогрессе и мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе. Те, кто будет строить альтернативу путинской России. Где тот слой, где тот, условно говоря, креативный класс, из которого это все вырастет? Нельзя же называть креативным классом офисных сидельцев? У них действительно нет второго дна, это люди, которые днем имитируют работу, а вечером имитируют веселье в баре.

    Я не очень понимаю, где сегодня найти источник оптимизма для России. Личный – сколько угодно, у каждого сейчас – в качестве борьбы с депрессией – должно быть свое, простите за каламбур, личное дело. Своя личная тема, которую вы разрабатываете, свой личный великий … ненавижу слово «проект»; по крайней мере, своя сверхзадача личная.

    Опять напрашиваются «тренинги личностного роста», – все замарано, нет ни одного слова, к которым не прикоснулись бы разнообразные пошляки и имитаторы. Но у каждого должна быть своя программа.

    Я помню, как-то однажды, прочитав в начале Перестройки какую-то жутко тоскливую статью про советскую пенитенциарную систему, которая, кстати, с тех пора стала еще более адской, я ему говорю: «Валерий Георгиевич (Попов), ну как же спасаться от всего этого, в чем же может быть выход?» Он сказал: «Выход в том, что жизнь бесконечно разнообразна, бесконечно богата и разнообразна, и ничем больше утешиться нельзя».

    Россию можно, конечно, спасти. И талантливые люди могут это сделать. Но, может быть, спасти ценой разрушения этой матрицы, а, значит, ценой разрушения всего, что есть. Это очень горький вопрос, и вот кто бы его поставил в центр художественного произведения. Но для того, чтобы такое произведение сегодня написать, нужно обладать какой-то особой храбростью, а я такое произведение писать не хочу. Я для себя на этот вопрос уже ответил.

  • По материалам Один Эхо Москвы подготовил  В. Лебедев
Комментарии
  • Уфч - 26.10.2019 в 14:05:
    Всего комментариев: 144
    Аффтару какжется, что сотрудничать с этой властью (пусть и на поле благотоврительности) можно? Аффтар - дурак, он не живёт в реальном мире. Заболоцкий - гений? И что Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 2
  • Владимир Славинский - 27.10.2019 в 02:53:
    Всего комментариев: 570
    По заглавию - Россия движется за талантом. Это прекрасно! А по тексту - к развалу и в помойную яму. Какой-то когнитивный дмссонанс, однако. Вопрос о том, что будет с Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 0
    • starik - 28.10.2019 в 16:17:
      Всего комментариев: 51
      Цветаева вот писала - "Когда-б вы знали из какого сора растут цветы...". А разве уже не "стихи" а "цветы"? И не Ахматова, а Цветаева? Или я чего-то не догоняю?
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • Greg Tsar - 27.10.2019 в 06:55:
    Всего комментариев: 91
    Владимир Славинский: "Россия движется талантом" - вот заглавие статьи Д. Быкова. И именно это изложено в тексте. Зачем же все путать и ерничать в угоду своей Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
    • Уфч - 28.10.2019 в 07:06:
      Всего комментариев: 144
      В данном случае "за талантом" или "талантом" эквивалентны. Изложенное в тексте не подтверждает изложенное в названии. И талант в чём, какой - всякий? Отказ в таланте Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
    • Владимир Славинский - 29.10.2019 в 05:17:
      Всего комментариев: 570
      Greg Tsar: Россия движется талантом не более и не менее, чем вся мировая цивилизация со времени своего возникновения. Это так, общее место. Но я с большим вниманием Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0
  • Greg Tsar - 29.10.2019 в 18:43:
    Всего комментариев: 91
    Владимир Славинский: Вот тут вы в самую точку, раз ёрничаете, как выясняется, как раз над Быковым. Ведь в виду Быкова имеется как раз именно он, сам Быков с его Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
    • Уфч - 30.10.2019 в 06:51:
      Всего комментариев: 144
      А почему над Россией ёрничать харам? Россия ведь тоже реально оскотинела: учителя, полицаи, судьи, робот Фёдор, врачи, Чубайс. Довели даже татарву до ручки Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • anatrik - 30.10.2019 в 05:14:
    Всего комментариев: 136
    Уважаемый редактор почему блокируются мои комментарии?
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • anatrik - 30.10.2019 в 05:21:
    Всего комментариев: 136
    Россия движется талантом .. Умер Буковский . “..вряд ли омрачивший последние годы жизни Буковского скандал с нелепыми обвинениями с «изготовлением детской Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0
    • redactor - 30.10.2019 в 09:45:
      Всего комментариев: 632
      16 hrs · Суд над Буковским - это было бы слишком. Сам Буковский в конце концов признал свою печальную зависимость и тягу к коллекционированию фото голых детей. После Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
    • Obama - 10.11.2019 в 07:22:
      Всего комментариев: 3
      Полностью с тобой согласен если в кране есть вода значит жыд насцал туда а если в кране нет воды значит выпили жыды
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • Charles Perrault - 30.10.2019 в 18:16:
    Всего комментариев: 7
    Дмитрий Быков: «Россию можно, конечно, спасти. И талантливые люди могут это сделать.» Но как говорили древние египтяне : «Под лежачий камень член не просунешь.»
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0

Добавить изображение



Добавить статью
в гостевую книгу

Будем рады, если вы добавите запись в нашу гостевую книгу. Будьте добры, заполните эту форму. Необходимой является информация о вашем имени и комментарии, все остальное – по желанию… Спасибо!

Если у вас проблемы с кириллическими фонтами, вы можете воспользоваться автоматическим декодером AUTOMATIC CYRILLIC CONVERTER.

Для ввода специальных символов вы можете воспользоваться вот этой таблицей. (Латинские буквы с диакритическими знаками вводить нельзя!)

Ваше имя:

URL:

Штат:

E-mail:

Город:

Страна:

Комментарии:

Сколько бдет 5+25=?