Независимый бостонский альманах

Космогония и мы

30-10-2019

kosma indicoplov

  • Предыстория

    «Социальная физика» – так когда-то назвал я свою статью. Отвергнутая одним толстым израильским журналом, долго, очень долго валялась она на «бойдеме», то бишь на полке, отосланная потом брату в Париж не хуже валялась и в Париже, пока не попала в руки Олега Целкова. Прочтя рукопись, Олег удивился, чуть ли не оскорбился: как это может быть, мы, одухотворенные, образованные, самостоятельные и непокорные, гордые собой личности действуем подобно физическим частицам, подчиняясь диктату неотступных законов физики пусть даже и социальной физики?! И взяв рукопись, направился он прямо к Владимиру .Максимову (редактор журнала «Континент»- ред.) положил перед ним на стол, говоря: «вот что печатать надо!». И напечатали. (Не без досадных сокращений.)

    Потом уже без всяких сокращений помещу я статью в свою книжку «Комплекс Кассандры», но книжку эту, кроме двух-трех человек во вселенной никто не видывал и не читывал, так что неуслышанностью своей книжка вполне свое название оправдала.

    А все-таки жаль физики социальной, чай могла бы осветить какие-то темные углы нашей достаточно сумрачной реальности. Впрочем, я оказался в очень почтенном "салоне отверженных" – адептов бессознательных стихий истории. Далеко за забором гостеприимного кибуца остались и Дарвин, которому вход в социологию воспретил он сам, и многие другие, но я к ним не принадлежу. Маркса, как невинное дитя, выплеснули вместе с помоями советского марксизма, хотя сам основоположник тщетно возглашал: «я не марксист, я не марксист!!». Фрейда прямо-таки попер из науки Поппер, опровергнув психоанализ тем, что его невозможно опровергнуть.

    Но не пора ли подступиться поближе к сути социофизики?

    На сей раз это я звонил знакомому философу. Со временем станет он большим человеком, академиком, директором Института философии, почетным академиком Международной академии науки… Вячеслав Степин. А тогда (1969г.) преподаватель политехнического и просто Слава. Послушай, Слава, говорю, биология изучает организмы, то-бишь системы биологические, социология – социологические, физика – физические... а я хотел бы создать науку о законах общих для всех систем.

    – Такая наука уже создана, ответил всезнающий Степин, еще в 1937 г. австрийский биолог Людвиг фон Берталанфи выдвинул идею Общей теории систем, которая нынче активно развивается.

    – Так я и знал, не в первый уж раз изобретаю велосипед, – сказал я философу с досадой.

    Пришлось отдать пальму первенства австрийцу и попытаться ознакомиться с существующими версиями системологии. Выяснилось, что и Берталанфи не совсем на своем велосипеде катается, еще в 1912 году «бывший лучший, но опальный» философ и ученый Александр Богданов, написал книгу «Всеобщая организационная наука. Тектология», в которой сформулировал основополагающие законы строения систем. Пришлось-таки забрать пальму у австрийца и возложить на могилу Богданова (1873 – 1928).

    В общем ничто не ново под луной и под солнцем тоже. Вскоре мне стало ясно, что общая системологическая идея вполне четко просматривается в философии древне греческой. Известна ее формула: гармония суть единство в многообразии! Тут ведь вся системология и заключена : любую вещь можно представить как систему (часть или множество систем) если мы увидим эту вещь как совокупность взаимодействующих элементов. Системы разные, но в них единство – общие законы строения – законы гармонии, идея сформулирована греками в одной фразе. Более того, в высказываниях греческих философов можно узреть указание и на причину изоморфизма систем, она в том, что взаимодействия вещей так или иначе сводятся к их взаимопритяжению, или взаимоотталкиванию. Люди любят друг друга – притяжение, или наоборот – отталкивание, также группы и страны, но также и в логике: идеи соединяются – конъюнкция, или разъединяются – дизъюнкция... это и есть самый общий принцип тектологии, если употребить очень пластичный термин Богданова.

    В общем, убедился я в том, что действительно «в Греции все есть», новейшие разработки теории систем пошли по пути резкого усложнения и специализации, они успешно служат целям кибернетики и других конкретных наук, но также как Эйнштейн не отменил Ньютона, а Лобачевский Эвклида, автомобиль не заменил велосипед. Я убедился в том, что музыкально-космогонический мой велосипед на эллиптических его колесах, он как-то проще и компактней, а главное позволяет посетить сферы разные, и увидеть там немало интересного, зачем же отказываться от этих возможностей. То что «пешехода нужно уважать» мы знаем, но думаю, что и велосипедиста тоже.

    Ньютон, открыв всемирное свое тяготение, сделал даже «шаг назад» по сравнению с Греками, у него ведь только притяжение, нет отталкивания. Зато он описал открытую, а вернее сконструированную им силу очень конкретно, дал ей числовое выражение и тем перевел из философии в науку. Потом пришли Фарадей и Максвелл и конкретизировали далее притяжение и отталкивание, мы узнали о силах электрических – полярных. Разноименные полюса притягиваются и весьма сильно, но одноименные не менее сильно отталкиваются. Вместо одного вектора два, усложнение вроде и небольшое, но ведь это творение божье, и бог демонстрирует нам неподражаемое искусство "минимальными" средствами добиваться максимальных результатов. И если гравитация создает в космосе достаточно однообразные «центровращательные» структуры, то силы полярные, пользуясь той же схемой, умеют создавать поистине необозримое структурное многообразие на уровнях субатомном, атомном, и, главное, молекулярном, биомолекулярном, на них падает ответственность за сотворение жизни.

    Социальная гравитация

    Ну а что такое социальная гравитация, и существует ли таковая вообще? Когда под нами ломается стул, гравитация (физическая) овладевает нами всецело, с ускорением g устремляемся мы к центру земли, до центра обычно не долетаем, ибо встречаемся с более прочными структурами, что притаились под стулом, это спасительно, но и чувствительно же. Точно так же действует гравитация социальная, только если земное притяжение тянет нас к центру земли, то гравитация социальная влечет нас к центрам сообществ, в которых мы обитаем, выражается это в неукротимой борьбе за власть, которая в основном историю и творит. Неотступное центростремление сие может происходить в масштабах государства: кто будет монархом, президентом, премьером, диктатором... но жестокая борьба происходит и в масштабах отдельно взятого учреждения, конторы, отрасли, причем иерархия малая – часть большой. Даже отшельник, говорящий: да провались все пропадом, я в эти игры не игрец, втайне помышляет стать лучшим, то есть как бы центральным отшельником.

    Результатом центростремительной борьбы становится конкретная структура власти, и структура общества в целом, при этом ближе к центру оказываются более «весомые», подальше весомые поменьше и т.д. Социальные субструктуры, административные, производственные, общественные, центростремительную энергию людей сублимируют в различные виды деятельности и тем реализуют, но они же центростремление сдерживают. А вот когда эти социоструктуры рушатся, социогравитация овладевает нами не менее фатально, чем гравитация физическая в случае с поломанным стулом, и это крайне важный момент. Именно ломка субструктур социальной системы, вбиравших в себя человеческие энергии и вместе удовлетворявших духовные и материальные потребности людей, выброс людей на улицу – превращают народ в массу, законы же поведения народа и массы весьма различны, и в этом соль проблемы. Народ – совокупность людей органического общества – этноса, что подобен живому организму, масса же повинуется законам характерным для неживой природы – законам социофизики. Ломка субструктур общества может быть временной: предприятие разорилось, возникло другое, Вавилон пал – поднялись персы… но есть и постоянный фактор разрушения, его можно назвать социальной энтропией. Причины таковой глубоки и многообразны, но может быть главный момент – это формализация-обеднение связей человека с искусственной его средой, оставляющий многие человеческие "валентности" незадействованными , то есть активными, пассионарными .

    Очень резко отличается социогравитация от гравитации по субстрату и по направленности, но где-то, представьте, векторы совпадают. Дело в том, что распределение жизни на земле, расселение людей тесно связаны с распределением воды в природе, вода же подчиняется гравитации физической. В этой связи я решился бы предположить существование сил геоэтнических. Тут, казалось бы, не нужно ломиться в открытые двери, ведь понятие "геополитика" существует давно, и реализм его сомнению не подлежит, но существуют ли специфические силы? Ответим прагматично: физическая гравитация ведь тоже гипотетична, никто еще не обнаружил ее предполагаемого носителя – гравитон, но ньютонова гравитация объясняет и предсказывает факты, потому и считается фактической. Думается, что то же можно сказать и о гравитации геоэтнической, да утвердится сей термин.

    Европа – родина демократии, а почему? А потому что она изрезана морем, а море оно и защищает сравнительно небольшие и потому не слишком гравитирующие полуостровные цивилизации от соседей, оно же помогает торговому и культурному общению с соседями, что обогащает страну материально и духовно.

    Зато речные цивилизации концентрируют население у водных артерий, и это социогравитацию-централизацию усиливает, так возникают гигантские первобытные деспотии в долине Нила и в Месопотамии. Для нас, евреев это фактор судьбоносный, так как предкам нашим (как впрочем, и нам) суждено жить на перепутье меж двумя этими цивилизациями. Думается, что роль мощных соседей в еврейской истории гораздо больше, нежели это явствует из Библии, которая возвышает героев еврейских. Влияние речных цивилизаций не мешало и народам морским обрушиваться на Землю Израилеву с запада – «история с географией» не расстаются.

    В космосе гравитационные системы – центричны, но и атом, построенный на силах полярных – центричен. В ранних обществах два вида централизма обычно совпадают: патриарх, он владыка административный (это иерархия социогравитационная) он же владыка половой (половые силы – полярные) Двойной этот централизм обеспечит патриархату сугубую устойчивость, он по сей день налагает свою печать на современные деспотии, в которых деспот провозглашается отцом народа или народов.

    Если считать что мы реально обнаружили (однополую) социогравитацию и социомагнетизм биполярный, то время спросить и ответить на вопрос: что же представляет собой третья базисная сила

    Cоциальная индукция.

  • Как и индукция электромагнитная, био-индукция по неведомым нам путям переносит неведомую же психическую энергию от одного субъекта к другому, так что другой сонастраивается первому, передающему, заражающему, внушающему, гипнотизирующему... психическая индукция – это великое – сочувствие, согласие, содействие, соитие, сотворение... Соитие чувств переходит в любовь и в соитие тел, то есть в то что мы отнесли к полярным взаимодействиям, но начинается именно с какого-то содвижения чувств. Или наоборот: я хочу власти, чтоб сонастроить общество себе, но и он хочет того же, подобное со-стремление перейдет в грубую борьбу за власть, каковую мы отнесли к социогравитации, то есть со сотворяет все! Объяснить это можно только тем, что в целостной системе параллельные – неэвклидовы, т.е. где-то пересекаются (притяжение) и где-то расходятся (отталкивание). Не всегда можно сказать, где действует одна сила, где другая, эта размытость границ в системе очень неудобна для исследователя, но без нее не будет и системы, размытость – дань целостности, которая, как сказал Аристотель, "больше" своих частей. Не менее важно и то, что части внутри целого не равны самим себе. Хороший человек в плохой системе становится не очень хорошим, или даже очень плохим; политическая партия в оппозиции и она же у власти – это, как говорят в Одессе, "две большие разницы".
    И все же каждый из трех типов сил, которые мы обсуждаем, в типических своих проявлениях вполне определенен. Так важнейшая функция полярно-половых сил в том, что они создают неисчерпаемое разнообразие микро и макро организмов, в том числе, как сказано, социоатом – человека, социомолекулой будем считать семью, в различных ее вариациях.Гравитация в каком-то, и притом очень тяжеловесном смысле шаловливым полярным силам противостоит, в гигантских солнцах она достигает такой мощи, что крушит все микроструктуры, даже атомы – тогда материя пребывает в состоянии плазмы. Но то же самое происходит и в жестко централизованных обществах, давятся все автономные субструктуры, и в конце концов сам человек. Кровавая борьба меж витальными микро и макро силами с одной стороны и мертвящей, давящей мега-гравитацией с другой – это может быть главная коллизия непрерывно длящейся исторической трагедии. Она же явно и не явно представляет собой фабульную основу и самой первой и самой грандиозной трагедии литературной – книги книг. Но здесь перед входом во храм религии, время сказать, что религиозный культ суть главное детище социальной индукции-индоктринации (даже слова сходны).

    Еврейский исторический миф

    Авраам верит в единого бога «иже еси на небеси» а окружающие духовно с ним сонастраиваются, верят как и он – это и есть индуктивный параллелизм процессов во множестве душ . Не трудно понять, однако, что параллелизм этот не абсолютен – он, как говорилось неэвклидов, а потому где-то и как-то обращается притяжением и отталкиванием. Если спутник земли движется по эллиптической орбите, то орбита эта "параллельна" поверхности земли в том лишь смысле, что их линии не пересекаются, но присутствует тут и притяжение (сближение) тел, и их "отталкивание" (взаимоудаление). Тут наглядная модель или образ параллелизма, понимаемого расширительно. Активнее всего люди солидаризируются с харизматическими лидерами, к лидеру они и тянутся, а когда собирается вокруг такого лидера достаточно много людей проявятся и более грубые формы центростремления, борьба за место в иерархии, тут "со" обретает черты социогравитации . В единстве и разделенности сил коренится двойственность власти, которая обычно делится на светскую и духовную, они и вместе, и все же различны.

    В начале начал всегда все слитно, дифференциация приходит потом – это тотальный закон системогенеза. Только на стадии внутренней дифференциации целое дает нам себя понимать как систему, или, по крайней мере, сочинять о нем членораздельные мифы, соответственно и в социуме поначалу все силы работают в гармонии. Но когда общество растет, нарастает опасный потенциал социогравитации. Он и останется потенциалом, пока внутренние субструктуры общества достаточно прочны, пока они гравитацию сублимируют и сдерживают, но если по какой-то причине таковые субструктуры ослабляются, рушатся, происходит общий обвал – гравитационный коллапс. Следствием этого является жесткая централизация общественного коллапсара – диктатура, а потом и экспансия. Социофизика тут заявляет все свои права.

    Коли вспомнили мы книгу Толстого и очень "второстепенного" ее героя Наполеона, то давайте на том же примере проследим интересующие нас процессы.

    Французский этнос, как и все прочие в эпоху феодализма был раздроблен, то есть притяжение (гравитация) к единому центру было исчезающе слабо. Почему? Отвечу одним словом, дабы подчеркнуть его категориальную важность: феодализм – общество органическое. Имеются в виду органичная связь человека с землей, и органичность же связей между людьми внутри общества. Органические социо-связи – это связи семейные, или близкие к таковым – квази-семейные. Органическое, естественное бытие дает, или может дать человеку в принципе все что ему нужно: любовь, семью, многообразный труд, пропитание… понятно, что притяжение к далеким центрам ослабляется. Это упрощенная, но и существенная схема. Увы, крепостной крестьянин порабощен почти как раб, и именно потому, что он насильственно втянут в централизм графства, герцогства… Все же отличие крепостного от раба весьма велико, и главное – наличие у крестьянина своего хозяйства и семьи. Не говоря о других аспектах, заметим, что у феодала нет необходимости добывать рабсилу огнем и мечом в соседних землях, неся смерть и разруху, это именно потому, что, обзаведясь семьей, холоп сам рабсилу воспроизводит. Но тут и ждет нас главный подвох. Ведь по злому навету Гегеля жизнь полна противоречий, оказалось, что крестьянин не только рабсилу воспроизводит, он воспроизводит ее с лихвой, вот эта лихва и обернется лихом.

    Естественный прирост населения следует считать главной движущей силой истории, ибо он заставляет общество постоянно перестраиваться, он и повинен в грандиозной перестройке французского этноса, что названа буржуазно-демократической революцией, на гребне этой волны поднимется к власти Наполеон.

    Если у крестьянина или феодала 8 сыновей, а земельный участок один, то землю унаследует первенец, а семеро братьев окажутся не у дел – это потенциал взрывоопасный.

    Веси и города. Как правило, рты и руки оказавшиеся лишними "на деревне" переселяются в города, а городское общество, оно уже совсем, совсем другое, в лучшем случае оно квази, а в худшем оно ан-органическое и, в конечном счете, массовое, или "толпоидное", в нем властвуют другие социо-механизмы. Плотность населения, а значит взаимодействия, людей возрастают резко, причем работают в основном как "организационный шум". Активизируются известные нам мега-силы: социо-гравитация (стремление к продвижению наверх, часто по головам), социо-индукция – внушаемость и внушение, но ослабляются животворные органические микро связи: соседи по лестничной площадке незнакомы, общение коллег – формальное… и тут тоже зарыты потенции опасные. Город породил столь широко известное явление как безработица, но безработица рук – видимая часть более универсальной "безработицы души", и в ней корень зла.

    Нещадно эксплуатируемый раб – безработен, в том смысле, что лучшие творческие его потенции остались без применения, но таким образом творческие потенции эти превращаются в разрушительные. Фрейд весьма подробно показал это превращение на примере подавления творческого по природе сексуального инстинкта. Тут пригодится модель химическая: органические связи своим многообразием задействуют великое множество коммуникативных потенций наших, создавая тем прочные соединения. Скудные же искусственные наши связи с казенным домом, машиной оставляют все это множество «валентностей» – способностей, талантов, желаний... безработными, тем превращают их в фактор неустойчивости.

    Принципиальную ломкость скрежещущих металлом цивилизаций отлично понимает Магог, «легкой» провокации-толчка со стороны отсталого но заземленного Афганистана оказалось достаточно, чтобы проржавевший железный колосс советской империи рухнул. Причем самым разрушительным (для империи) оказался самый что ни на есть созидательный фактор – сексуальный. Читатель, чего доброго, подскочит на стуле в удивленном возмущении, при чем тут! Но все станет очень очевидным, если просто поменять слова: наиболее разрушительными для советской империи оказались чувства национальные, а значит этнические, а значит племенные, родовые – сексуальные. Вооруженная до зубов империя пала пред оружием иным, видимо недаром в разных языках и в иврите, слова оружие, меч двусмысленны. (Оружие – зайн, так же именуется пенис. Ивр.)

    Можно быть счастливым с женщиной, но не с роботом, так вот неорганическое, урбанистическое, техницистское общество сравнимо с роботом, общение с которым если не всегда, то слишком часто оставляет душу голодной. Пассионарная энергия не есть энергия трудолюбивого пахаря, сеятеля, жнеца, и не горячего любовника в постели, то есть, это не тот случай, когда потребность упорядоченно купируется ее удовлетворением, пассионарная энергия, она энергия перманентного голода, неудовлетворенности, и уже она может быть симптомом неблагополучия "в датском" и в прочих королевствах.

    Когда голод он по хлебу, то он не тетка, и все-таки, как разъяснила одна королева, можно кушать булки, можно также вырастить хлеб – это голод удовлетворимый в принципе. Но есть голод патологический, который утолен быть не может, и он очень характерен для пассионариев-революционеров-Робеспьеров – голод молох, который психиатрией "до конца" так и не понят.

    Можно много говорить о различиях меж селом и городом, но нам важно выявить главное с системологической точки зрения: естество, естественные, органические связи человека с природной и социальной его средой – органические социоструктуры, они жизнетворны, жизнеспособны, они наиболее полно вбирают в себя, купируют в себе человеческие энергии. Поэтому они прочны и поэтому эффективно противостоят распылению, атомизации общества, взаимоотчуждению людей. Люди же из органической системы выпадающие, разъединенные быстро становятся добычей низких форм организации: сначала аморфной массификации, потом примитивной, тоталитарной централизации.

    Активное разрушение традиционных аграрных социоструктур происходило в Европе под действием развивающегося капитализма начиная с эпохи Ренессанса, в этом процессе рождалась новая урбанистическая цивилизация, в ней народ превращался в массу, а это, как говорилось, реалии-понятия далеко неравнозначные. Народ структурирован органически, масса – неорганически, масса организована социофизическими мегасилами – грубой индоктринацией (индукция) и грубой же централизацией (гравитация), сопротивлением верховных структур центростремлению низов «антигравитация».

    Робеспьер олицетворяет коллапсическую централизацию французского этноса, а Наполеон – экспансию. Таковая проистекает явно не от великого здоровья нации, а из ее глубокого кризиса и ломки. Понять механизм этой экспансии можно, опять-таки, обратившись к универсальной нашей атомно-ладовой модели: когда атом принимает квант энергии, один из его электронов поднимается на более высокую оболочку – это принцип накопления энергии. Но когда тот же электрон снова "падает" на малую свою орбиту, атом энергию излучает в пространство – вот это и есть искомый механизм коллапсического выплеска, извержения, излучения, экспансии.

    На механизме коллапс-излучение построен всем известный лазер: особый кристалл "шпигуется" до краев световой энергией, потом маленькая добавка провоцирует лавинообразное падение всех электронов на "низменные" их орбитали, при этом излучается пучок света, большой мощности. Перед нами закон общесистемный, то есть действующий во всех, в том числе и в социальных системах, закон этот играл и играет фатальную роль в человеческой истории, он определяет и историю наших дней.

    Еще до Франции буржуазная революция произошла в Англии по той же схеме: медленное разложение феодальных структур, высвобождение-накопление «свободных радикалов», резкий коллапс во властных верхах, диктатура Кромвеля и начинается медленная, но верная и долгая постреволюционная экспансия британского этноса. Англия превратится в величайшую империю, но еще до того даст начало цепной реакции революций в других странах. Почти одновременно произойдет революция в Голландии, и маленькая страна тоже станет империей торгово-промышленной, колониальной. Франция – третья по счету, но первая по силе своего воздействия на европейскую историю. Наполеоновский выплеск, короткий, но мощный потрясет традиционные социосистемы захваченных им стран, тем облегчит дальнейшее их изменение. Результатом станет, например, централизация Германии, железный канцлер, а позже бесноватый фюрер – звенья этой цепи. Экспансия германского этноса провалилась, но две мировые войны "удались" чудовищно.

    Маленькая Иудея на два разрушения своих храмов ответила двойной экспансией, но не военной, а духовной. Во время вавилонского пленения иудеи дадут толчок развитию монотеизма в Месопотамии, росток взрастет колоссом ислама 1000 лет спустя.

    В результате разрушения второго храма римлянами и римского же пленения, зерна монотеизма были занесены в Европу, где они и выросли величественными хоромами храмов христианской церкви. Духовное излучение разрушенных дотла цивилизаций принципиально отличается от коллапсоидных экспансий наполеоновского типа, оно сравнимо с радиацией, что возникает при глубоком разрушении вещества – расщеплении атомных его ядер. Последствия культурной радиации – в глубоких мутациях, которые претерпят со временем недальновидные победители, каковые во многих смыслах окажутся побежденными.

    Когда Иерусалим был разрушен римскими варварами, а иудеи из него изгнаны, возник Иерусалим горний. Это вознесение не единственное в истории, религия вся, в каком то смысле есть вознесение реальности (радикально препарированной) в вышние эмпиреи.

    Римская Империя клонилась к упадку и распаду, когда восприняла единобожие принесенное порабощенными евреями – это объединяющее начало. Благодаря христианству падение Рима станет и его "вознесением", ибо сделается он центром религиозной империи католицизма, церковь останется единственным фактором, что будет как-то объединять части бывшей империи.

    Как бы ни была абстрактна, небесна, космична религия, под спудом кучно тучных ее облаков и в самом сердце этноса всегда находим очень земную, "очень гравитационную" тягу к определенному месту на земле, будь то Иерусалим, Мекка, Рим. Постгосударственные культы показывают насколько они были государственными, геополитическими, религия предстает отражением силовых полей государство, империю скреплявших. При этом наиболее глубоким, устойчивым является фактор геополитический, в нем, как говорилось, социогравитация повязана с гравитацией, что и позволило нам предположить существование этногравитации.

    Социоиндукция слабей социогравитации: "На будущий год в Иерусалиме!" две тысячи лет повторял себе религиозный еврей, не двигаясь с места, или даже двигаясь в противоположном направлении. И все же именно мы евреи доказали, что социоиндукция может воплотиться в реальную силу притяжения к исконному этно-центру. Уганда провалилась, Биробиджан провалился – Израиль возродился, вполне ли мы представляем себе исконные и глубинные гравитационные поля, определившие и определяющие наши судьбы, или тут еще могут ждать нас сюрпризы! Впрочем действительно ли мы, евреи, пионеры воскрешения былых этногравитаций? Во многом возвращение наше – продукт массификации централизации-этногравитации в странах рассеяния, раскаливших там национализм. Увы, этот процесс не остался в Европе, сегодня он охватил Азию и Африку.

    Когда Моисей вел народ по пустыне, люди знали, что идут в землю, обетованную самим господом праотцу Аврааму, и шли через все мытарства, войны… видимо задействованы тут все же подспудные индуктивные, этногравитационные тяготения!

    Но, и это введет нас в иной лабиринт проблем, не следует ли предположить, что те же факторы побудили некогда Авраама уйти из Ура халдейского? Это значит предположить неизвестный некий пласт истории протоевреев в земле прото Израилевой, а может тогда еще прото Ханаанской. Думается, что ТАНАХ достаточно четко указывает на очень даже драматичный и судьбоносный момент неведомой этой истории, нужно только внимательно и без привычных шор прочесть скупые как телеграмма из прошлого строки книги бытия.

    "В начале сотворил Бог небо и землю…" – да, да, это вполне соответствует современным научным представлениям: сначала – небо, космос, потом дискретные тела. И сказал господь: да будет свет! Нет, свет первичен, это из него родилось все сущее, но ведь древние авторы торы теории большого взрыва не знали, а расхождение не столь велико.

    День за днем создает господь вселенную, природу, все живое на земле и людей, "мужчину и женщину создал их", "Плодитесь и размножайтесь!" – вот первая заповедь господня! Заповедь эту будут усердно исполнять не только люди, но и звери лесные и степные, и жучки, и паучки, и букашки-таракашки, человек в этом ансамбле – дитя природы.

    А на седьмой день почил господь от всех трудов своих, которые делал, отдыхал, и хотя этот отдых – интегральная часть сотворения мира, один народ воспримет его как день священный, центральный закон индивидуальной своей религии, народ этот и назовется еврейским. Возникает вопрос, почему из общего арсенала ценностей, символов евреи облюбовали для себя именно шабат (субботу)?

    Восьмой день творения. Есть все основания полагать, что вслед за седьмым днем следует восьмой, в этот день – то бишь в следующей главе торы, застаем мы Господа Бога снова за ("греховным" как вскоре выяснится) занятием сотворения человека. На сей раз создан только мужчина – Адам, и лишь потом, впервые критически оценив содеянное, говорит господь: "Нехорошо человеку быть одному" и создает женщину из плоти Адама и для него. И заповедует господь вновь созданному человеку совсем не то что заповедовал в день шестый, вместо жизнеутверждающего «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» звучит мрачное: «от древа познания добра и зла не ешь, в день когда отведаешь запретного плода смертию умрешь»." Что означает запрет, мы узнаем, когда он нарушен, и получается, что запрет сей суть триединая кастрация вновь сотворенного чада – человека: кастрация сексуальная, интеллектуальная (не познавай) и моральная (не знай, что есть добро и зло).

    Но что же произошло в день седьмой, что изменило заповедь господа на прямо противоположную – вот вопрос вопросов! А ответ очевиден: подобная идейная революция может произойти исключительно и только вместе с революцией политической, сменой власти, революция эта и произошла в день седьмой, когда господь безмятежно почивал на лаврах. (Это с той лишь оговоркой, что мы говорим бог, подразумеваем – патриарх-властитель, который ведь всегда говорит именем бога, говорит тем внушительней, чем больше у него власти.)

    Мы отлично знаем из последующей истории, что всякая религия, власть, да и мы с вами норовим освятить день своего рождения, вот почему из всего семицветия наша религия выбрала один цвет – белый: шабат как белое пятно на карте – ничего не происходит(???) мысленно все же можно пятно заполнить. Кто же он, господь в реалистической не мифологической интерпретации? По библии смещенный бог – создатель природы, посему можно видеть в нем бога-властителя языческого, ведь язычество – религия природы. Это определение условно, ибо всякой революции предшествует эволюция, монотеизм конечно же вызревал постепенно, в той или иной степени был присущ и богу "смещенному". Все властители говорят от имени бога, причем монархи, как и верховные жрецы, заинтересованы в монотеизме, что и обеспечит ему победное шествие в веках. На революцию 7-го дня косвенно указывают и другие детали мифа, то, например, что в первой главе торы бог фигурирует под именем Элогим, во второй же главе вместо имени Элогим (что по-существу означает не бог, а боги) употребляется двойное имя Иегова Элогим. В имени «Иегова» – угадывается гибрид двух слов: гове – настоящее, еги – будь,

    ( יהווה = הווה + יהי ) что-то вроде русского «ныне и присно», тут нет прошлого – "размежевание" богов, религий, обществ, потом и народов. Но двойное имя означает также и наследование, речь явно о конфликте внутри семейном типа Авеля и Каина, ведь то конфликт весьма и весьма архетипический. Общая противоречивость библейского рассказа связана опять-таки с тем, что тут действуют два героя в одном образе.

    В предельно кратком рассказе о сотворении мира спрессовались воедино и разные боги – правители, и два не только различных, но и противоположных по своей направленности сотворения. Первое – сотворение природы и человека как природного существа, а вот второе творение человека – это творение нового общества и не какого-нибудь, а жестко патриархального. Жесткий же первобытный патриархат это та эпоха и то состояние общества, о котором Фрейд писал: "Здесь только жестокий ревнивый отец, приберегающий для себя всех самок и изгоняющий сыновей." В особо жестокой форме эта коллизия отображена в греческой мифологии, где бог Уран своих детей заточает в тартар а Кронос своих сыновей не просто изгоняет, но пожирает.

    Изгнание из рая. Тут мы подходим к мифу об изгнании из рая. В нем действует новый властелин, отождествляемый, однако, с богом, который есть и будет отныне единым, то есть революция седьмого дня абсолютизирует и патриархат и монотеизм. Прежнюю власть мы условно определили как языческую, хотя как говорилось, только что возникший монотеизм едва ли очистился сразу от «пережитков» политеизма, а монотеизм не мог возникнуть ниоткуда, и конечно имел глубокие корни в предшествующей цивилизации. Только этим можно объяснить то, что Иегова причисляет себя к сонму предшествующих божеств объединяемых собирательным именем-словом «элогим» ( элога – божество, божественность, "им" – обозначение множественного числа).

    Одна власть – один отец – один бог, эта связка сыграет огромную роль в истории мира. Неизбежен, однако, и сразу возникший конфликт между первым и вторым патриархами, что мы проследили в кричащем несоответствии двух частей одного, якобы, рассказа об одном, якобы сотворении мира, в резком противоречии заповедей, то есть религий и морали. Но вот еще одно интересное свидетельство: родив Каина Ева высказывает удивительное замечание: "обрела человека от Иеговы".

    Но ведь муж ее Адам!? Может быть, Ева имеет в виду непорочное зачатие? Надо сказать, что зачатие – оно действительно непорочно, ибо, что же порочного в зачатии? Более того, зачатие – дело святое, оставаясь при этом зачатием половым, таким оно было, есть и будет.

    Так кто же все-таки отец Каина? Завет не есть от древа исходит от Иеговы, значит змей соблазнитель, действующий против завета-запрета, как-то представляет собой бога природы. Но кто же такой этот представитель – говорящий змий с ногами, самый голый и самый хитрый из всех существ? Самый голый и хитрый в природе есмь человек, как в природе, так и в библии только он и говорит человечьим языком. Вывод ясен, говорящий змей с ногами – стройноногий язычник, а змей в мифологии многих язычников, вследствие его сходства с мужским органом, символизирует эрос – источник жизни. В иврите голый и хитрый обозначается одним и тем же словом "арум", в нашем контексте это совпадение особенно значительно, ибо нагота соблазнителя – это и есть его хитрость. И "хитрость", надо сказать, удалась, благодаря чему можем мы сегодня "мыслить и страдать", я мыслю – значит я "существительное одушевленное".

    Но кто же он, этот посланник бога природы, которому книга книг отвела столь кардинальную роль, если не сам этот бог, ведь в том и суть бога жизни, что он ее первозачинатель! Итак, знакомьтесь, Змей Библейский – это и есть тот, кто в первой части того же рассказа выступает как всемогущий создатель вселенной. Теперь он унижен новым культом и новым богом, изгнан из собственной ипостаси.

    Иегова Элогим и его культ ныне и присно будут выступать как монотеизм, и это начало еврейской истории в ТАНАХе.

    Когда историю евреев пишет какой-нибудь еврейский профессор, он объективно отделяет ее от истории египтян, вавилонян, греков и римлян..., хотя и указывая при этом на точки соприкосновения культур. Но мифология презирает объективность, она открыто субъективна, скрыто страстна, она любит и ненавидит, она делит всех на своих и чужих, а чужие существуют лишь в их отношении к своим, поэтому мифологическая история написанная евреями – это история евреев с начала и до конца.

    Гипотеза революции 7-го и 8-го дней дает простое как ларчик, решение целого ряда каверз в толковании ТАНАХА.

    Вот, к примеру, пресловутая каверза еврейского летоисчисления. Верующие евреи свято верят в то, что мир был создан пять тысяч семьсот семьдесят лет назад, и что данные науки на этот счет – неведение. Ученые думают точно также, только наоборот. Есть представители науки миролюбивые, они говорят: «зачем ссориться, пять тысяч с копейками лет можно растянуть на 12,13,14 миллиардов лет, если дать году соответствующее значение, «все в наших руках!». Потом приводятся научные аргументы из физики и космологии, и это действительно убеждает… в том, что совершаются грубые подтасовки. Я тоже говорю, зачем ссориться, библейское летоисчисление абсолютно верно и очень даже ценно, просто речь идет о другом сотворении, ведь в мифе о сотворении швы, конечно же, остались.

    Первотворение шло шесть дней, тут день можно смело помножить на два миллиарда лет и зияющей разбежки с наукой не будет. Второе творение – то, что совершается в восьмой день, не есть творение неба, земли – природы, это , как говорилось, творение нового человека – нового общества жестко патриархального. Вот с момента этого второго творения прошло 5779 лет. Значит, можно определить, когда совершилась, пожалуй, самая малая по масштабам и самая значительная по историческим своим последствиям революция!

    Не меньше псевдонаучных инсинуаций родилось в попытках объяснить каверзу известного обряда обрезания, оказывается, обряд совершается "из чисто медицинских соображений" и никаких тут антисексуальных поползновений!? Там где обрезание делают в 13 лет, оно явно часть ритуала инициации. Но ведь евреи обрезают крайнюю плоть младенцам на восьмой день их жизни, до "бар-мицвы" далеко, так почему день восьмой?! В свете ранее сказанного нетрудно догадаться, почему: восьмой день творения – день сексуального запрета, он и увековечен ритуалом символической кастрации – усекновением крайней плоти опять же на восьмой день "сотворения мира" в отдельно взятой душе.

    Еще одна "каверза" – подтекст библейского текста вернет нас в лоно социофизики, позволив сделать небезынтересные выводы. Миф, который мы пытаемся анализировать, он, по нашим предположениям, суть конструкт того, что мы назвали социальной индукцией, она в свою очередь коррелирует с этногравитацией – судьбоносным фактором любого народа.

    «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал»! Но ведь это не больше не меньше как рассказ о первом исходе людей, из их земли! И адрес указан – восток. Чуть дальше дан более точный географический ориентир: река Хидекель хорошо известна, то есть речь идет о Месопотамии. Это значит, что страна исхода осталась на западе, и это, конечно, тот злополучный клочок земли, чье имя по сей день оспаривается: Ханаан, Палестина, Земля Израилева – это и есть страна первоисхода перволюдей. В Израиле найдены останки Homo sapiens древнейшего на планете – это блестяще доказывает как правдивость библейского текста, так и моей гипотезы о первоисходе людей именно из Земли Израилевой (впервые опубликована в 1968г. в журнале «Континент» №47).

    Зачем же понадобилось это переселение? Затем, что произошел некоторый парадокс: монотеизм безусловно побеждает на страницах библии, но в реальной истории поначалу было наоборот: языческий владыка умел своего соперника вытеснить, ведь если действительно в седьмой день творения, во властной структуре первобытного этноса произошел переворот, и прежняя власть отвергнута, но не повержена, то становление новой этнической структуры может произойти исключительно и только путем территориального разделения, на что писание лаконично, но совершенно определенно указывает. И не здесь ли заложен геном целого народа, определивший его судьбы на грядущие века?

    Возникает искушение под занавес схематично и очень нетрадиционно, но опираясь на намеченные ранее законы социологии этот генетический код прочертить. Первый исход первоевреев из земли прото-Израилевой совершается из-за несовместимости их ревностного монотеизма с языческим собратом, причем тут, конечно же, задействован ген самоличной власти нового патриарха. Примерно тот же характер будут носить и последующие миграции народа. Отец Авраама язычник (?) Террах покидает Ур халдейский, без всякой, казалось бы, причины, а может все-таки ему мешает халдейство – атрибут язычества? А может, все-таки, зовет его голос предков из земли первоисхода протоевреев, а точнее Homo sapiens вообще?

    Но почему движется Террах на север, останавливается в Харане? Не потому ли что Ханаан – буферная зона меж империями и чтобы поселиться в нем евреям (теперь уже перешедшим реку) нужен союз с Египтом? Не ради ли этого союза Авраам вскоре окажется там, и только после этого с кучкой рабов атакует своих соседей, покусившихся на земли Лота, может быть с помощью Египта? Только победив врагов, начнет Авраам капитально обустраиваться в стране обетованной. И не логично ли предположить, что при Якове евреи приглашены в Египет опять-таки, как носители монотеистической идеи, ведь фараоны, не меньше чем цари желают укрепить централизм их власти централизмом подчиненной им религии. Согласно ТАНАХу, евреи в лице Иосифа являются в Египте значительной организующей и реорганизующей силой – это субдоминантная ситуация, когда принятая извне энергия, проникая во внутрь системы, ее перестраивает. В известный момент истории общественная система Египта теряет свою устойчивость и готова переродиться из языческой в монотеистическую. В возникшем резком столкновении сил побеждает все же устойчивая традиция, при этом воспринятая ранее человеческая энергия извергается вовне, после чего египетское царство медленно, но верно клонится к упадку, вышедшей же из Египта, пассионарной этнической группе еще предстоит изменить мир.

    Изучение мифа дает возможность составить карту подспудных этногравитационных тяготений. столь судьбоносных для любого народа.

    Конечно, теоретические мои наметки схематичны, эскизны, гипотетичны, может, греховно поэтичны, или фантастичны, но они не безосновательны.

Комментарии
  • someone - 31.10.2019 в 06:43:
    Всего комментариев: 191
    Опять про евреев. Скучно, извините.
    Рейтинг комментария: Thumb up 9 Thumb down 1
  • Уфч - 31.10.2019 в 11:00:
    Всего комментариев: 144
    Блят-сцуко-блят! Аффтар совершенно верно убедился, что "в Греции всё есть"; провёл ряд тупых параллелий между обществоведчискими и физическими понятиями (ни там ни Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 8 Thumb down 1
    • Михаил Заборов - 02.11.2019 в 06:09:
      Всего комментариев: 32
      Невежды одобрение звучало б оскорблением Разумного искал хотя бы возражения
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 4
    • Михаил Заборов - 02.11.2019 в 09:29:
      Всего комментариев: 32
      Разумно и логично не могут возразить Так что же остается ругаться, поносить.
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 4
  • Эдуард Бернгард - 31.10.2019 в 23:39:
    Всего комментариев: 370
    Без евреев нельзя. Это святое. А без иудаизма нельзя тем более. Это сакральное. // Удивительно, как уживаются наука и религия в одной отдельно взятой статье.
    Рейтинг комментария: Thumb up 6 Thumb down 2
    • Уфч - 01.11.2019 в 06:15:
      Всего комментариев: 144
      Нету там науки (ещё раз просмотрел). В плюс опусу только критическое вступление (введение), типа рассмотрена история вопроса - зачатки научной структуры, содержание Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 7 Thumb down 1
      • Михаил Заборов - 02.11.2019 в 09:33:
        Всего комментариев: 32
        Хоть один аргумент!
        Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 3
      • Михаил Заборов - 04.11.2019 в 06:20:
        Всего комментариев: 32
        Господин прфессор! Вы прочли мой опус полтора раза - это делает мне честь, Вы вынесли высокий Ваш вердикт - науки там нет! Я в отчаянии. Только Вы забыли профессор, что Показать продолжение
        Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 5
  • Эдуард Бернгард - 31.10.2019 в 23:57:
    Всего комментариев: 370
    Собственно, одна эта фраза уже разоблачает автора с потрохами: "Земля Израилева – это и есть страна первоисхода перволюдей. В Израиле найдены останки Homo sapiens Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 10 Thumb down 2
    • Михаил Заборов - 02.11.2019 в 06:27:
      Всего комментариев: 32
      Евреи между прочим дали миру наибольшее число гениев, Вы об этом не слышали? Есть чем гордиться. А обезьянством кичитесь Вы. Гомо-советикус переселились в Америку Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 10
      • Уфч - 02.11.2019 в 11:37:
        Всего комментариев: 144
        Число гениев!? Боюсь, если в процентах, то число никчёмышей-прихиндеев будет выше. Но одних копаем (не накапываем, так назначаем), а других в упор не считаем. Критерии Показать продолжение
        Рейтинг комментария: Thumb up 7 Thumb down 0
        • Михаил Заборов - 02.11.2019 в 14:12:
          Всего комментариев: 32
          В журнале в журнале «Harper’s New Monthly Magazine» (сентябрь, 1899) Марк Твен опубликовал очерк «О еврейском вопросе». Этот очерк он завершает следующими словами: «Если Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 9
        • Михаил Заборов - 02.11.2019 в 14:27:
          Всего комментариев: 32
          Если Вы Эйнштейна произвели в дутые гении, то Ваше осуждение моего скромного опуса прямо-таки ставит меня рядом с ним. Но я не благодарю, слишком все абсурдно. Ай Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 9
        • Михаил Заборов - 04.11.2019 в 06:38:
          Всего комментариев: 32
          Всемогущие евреи задвинули в угол подлинных гением и выдвинули дутых как Эйнштейн, Фрейд и пр. Но Вы ведь соучастник этого преступления, скрываете от мира имена Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 7
      • server31453 - 02.11.2019 в 18:09:
        Всего комментариев: 207
        Гордиться, уважаемый Михаил, можно достижениями собственными, ну в крайнем случае успехами детей. Но когда русские дворники гордятся Толстым, австрийские Показать продолжение
        Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 0
        • Михаил Заборов - 04.11.2019 в 06:57:
          Всего комментариев: 32
          Очень убедительно, но взгляните на первые, вторые, третьи строки этой дискуссии, там же не о музыке, о которой я писал, не о космосе, там с разу о жидах. Больше ничего в Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 6
          • Михаил Заборов - 04.11.2019 в 12:36:
            Всего комментариев: 32
            Существует понятие национальная гордость, его придумал не я, эта гордость свойственна всем народам, особенно, когда народ этот унижают, преследуют, сжигают в печах Показать продолжение
            Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 6
      • Эдуард Бернгард - 03.11.2019 в 03:53:
        Всего комментариев: 18
        Словно нарочно наглядно проиллюстрировал неумный еврейский шовинист Заборов то недавнее, что довелось мне высказать в комментариях-репликах к статье другого Показать продолжение
        Рейтинг комментария: Thumb up 6 Thumb down 0
    • Михаил Заборов - 02.11.2019 в 09:39:
      Всего комментариев: 32
      Всё это смешно и ужасно и - ужасно смешно: "Не радуйся, не плачь, но понимай!" сказал великий Спиноза (опять еврей) поэтому Ваши ужасы и Ваш рогот никак Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 8
      • Эдуард Бернгард - 03.11.2019 в 04:19:
        Всего комментариев: 18
        Заборов, так, между прочим: чествуемый вами Спиноза относился к евреям (еврейству) не просто резко отрицательно, но и сурово разоблачительно, за что подвергся Показать продолжение
        Рейтинг комментария: Thumb up 6 Thumb down 0
        • Михаил Заборов - 04.11.2019 в 07:12:
          Всего комментариев: 32
          Я не идеализирую евреев, есть хорошее, есть плохое, семейные ссоры, все есть, но Спиноза был и остается ечврейским гением и я им горжусь, как русские гордятся Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 4
  • Владимир Славинский - 01.11.2019 в 02:47:
    Всего комментариев: 570
    "Смешались в кучу кони, люди..." Боже, сколько букв написано неорганизованным разумом в напрасных попытках самоорганизоваться, сколько явных ошибок и Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 7 Thumb down 1
    • Михаил Заборов - 01.11.2019 в 23:50:
      Всего комментариев: 32
      "сколько явных ошибок" - а Вы хоть одну опровергли бы вразумительно, перечеркнуть все без единого аргумента - это, пардон, интеллектуальное хамство!
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 4
  • Михаил Заборов - 01.11.2019 в 23:40:
    Всего комментариев: 32
    Близоруко видите если кроме евреев ничего не заметили, это про всех и про Вас. Осмысленная критика - это когда тезису противопоставляется контр тезис, а тут одна Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 7
  • Эдуард Бернгард - 01.11.2019 в 23:57:
    Всего комментариев: 370
    Не переведутся среди евреев сказочники. Они рассказывают сказки с древности и по сей день. Профессия такая. Призвание.
    Рейтинг комментария: Thumb up 6 Thumb down 0
    • Михаил Заборов - 02.11.2019 в 14:18:
      Всего комментариев: 32
      Вот я привел мнения Марка Твена, Бердяева, Лондонского университета - это сказочники не еврейские.
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 7
      • Уфч - 04.11.2019 в 08:48:
        Всего комментариев: 144
        Умение надёргать это ненаучный подход. Огласи весь список, пжлста. А то и из Гитлера лестных для евреев характеристик можно привести. Антисемитизм, особенно в Показать продолжение
        Рейтинг комментария: Thumb up 5 Thumb down 0
        • Михаил Заборов - 05.11.2019 в 11:26:
          Всего комментариев: 32
          Научная критика - это когда тезису противопоставляетя антитезис, все мои призывы выдвинуть хоть одно конструктивное возражение разбились о беспросветную тупость Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 6
          • Эдуард Бернгард - 07.11.2019 в 01:10:
            Всего комментариев: 18
            Валерий, вы хвалите Заборова, ухитряетесь находить в его маразме нечто ценное, но не настолько же вы слепы, чтобы не видеть тут явной патологии, и это ещё мягко Показать продолжение
            Рейтинг комментария: Thumb up 3 Thumb down 0
  • Chiniloc - 02.11.2019 в 14:30:
    Всего комментариев: 11
    Типичный бред, какие могут быть возражения. Перескоки и разрывы логики, окромя вымученных построений бессмертного Висуалия Лоханкина
    Рейтинг комментария: Thumb up 4 Thumb down 0
  • Червона калина - 02.11.2019 в 22:11:
    Всего комментариев: 169
    Уважаемый Редактор, публикуя такие опусы, вы существенно понижаете уровень вашего Альманаха. Кстати, моё появление здесь обусловлено именно вашими статьями - было Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 5 Thumb down 0
    • redactor - 03.11.2019 в 01:40:
      Всего комментариев: 632
      Почтенная Червона калина, за оценку моих статей - thanks. вот с вашей оценкой статьи Михаила Заборова не соглашусь. У него есть публикации в солидных журналах, Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 6
      • Эдуард Бернгард - 03.11.2019 в 04:00:
        Всего комментариев: 18
        Где-то в середине 90-х я пришёл к выводу (и написал), что в результате многовековых скитаний, адаптации к новым условиям и ассимиляции у евреев выработался особый тип Показать продолжение
        Рейтинг комментария: Thumb up 5 Thumb down 0
      • Червона калина - 03.11.2019 в 06:42:
        Всего комментариев: 169
        Социальная физика, гравитация и прочая терминология - это явная чушь. Концовку про еврейскую мифологию я уже не смог читать, т.к. предыдущий текст свидетельствовал Показать продолжение
        Рейтинг комментария: Thumb up 5 Thumb down 0
        • redactor - 03.11.2019 в 11:25:
          Всего комментариев: 632
          Воспринимайте "теорию социальной гравитации" автора просто как некую метафору. Конечно, из нее нельзя получить никаких предсказаний о "траектории" движения Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 2
          • Червона калина - 03.11.2019 в 13:23:
            Всего комментариев: 169
            «Не следует множить сущее без необходимости» - это о теориях, которые не обладают предсказательной силой.
            Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 0
    • Михаил Заборов - 04.11.2019 в 10:54:
      Всего комментариев: 32
      Как солидно говорит товарищ, прямо государственно, о повышении уровня публикаций печется, а я все тоскую товарищ, очень тоскую: хоть бы один интеллигентик, хоть бы Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 7
      • Эдуард Бернгард - 04.11.2019 в 19:18:
        Всего комментариев: 18
        Очередной, пардон, евреизм от Заборова: "Главный тезис мой как все гениальное очень прост". Ах, до чего вы все гениальные, товагищи избганные.
        Рейтинг комментария: Thumb up 5 Thumb down 0
        • server31453 - 05.11.2019 в 00:43:
          Всего комментариев: 207
          "...товагищи избганные." Edward, really?
          Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
          • Эдуард Бернгард - 05.11.2019 в 16:40:
            Всего комментариев: 18
            Сергей, я слегка подразнил товагища шовиниста - разве это возбраняется? Немецкий или грузинский акцент кто только ни пародировал (в мировой классике в том числе) - Показать продолжение
            Рейтинг комментария: Thumb up 4 Thumb down 0
        • Михаил Заборов - 06.11.2019 в 08:07:
          Всего комментариев: 32
          Вы же ни бельмеса не поняли, что это за социальная гравитация, откуда Вы знаете гениальный тезис или нет? Значит ругаете не тезис а автора на всякий случай потому Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 5
  • Alexander Werner - 03.11.2019 в 02:04:
    Всего комментариев: 1
    Extremely interesting and unusual
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
    • Михаил Заборов - 06.11.2019 в 07:53:
      Всего комментариев: 32
      Эта дискуссия началась и продолжилась как сплошной каскад антисемитских выпадов, а когда я встал на защиту евреев, то антисемит произвел меня в шовинисты - такова Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 5
  • server31453 - 03.11.2019 в 15:40:
    Всего комментариев: 207
    Ну, господа, вы даёте.... Откуда столько страсти? Только уважаемый редактор сохраняет спокойствие и достоинство. Что вас так будоражит? Племенная спесь с одной Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 6
  • Эдуард Бернгард - 04.11.2019 в 03:53:
    Всего комментариев: 18
    Сергей, Вы что-то явно путаете или намеренно искажаете. "Завистливое негодование" - это по поводу заборовского шовинистического бреда, что ли? Разве возмущение (или Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 7 Thumb down 0
    • Эдуард Бернгард - 04.11.2019 в 19:31:
      Всего комментариев: 18
      У меня в оригинале было: 'Разве возмущение означенной лживой мерзостью (или её высмеивание) может быть вызвано завистью?' Предложение сокращено редактором.
      Рейтинг комментария: Thumb up 5 Thumb down 0
      • Михаил Заборов - 05.11.2019 в 13:32:
        Всего комментариев: 32
        Очень даже может быть и очень часто злобная критика вызвана завистью, а смеха у Вас не получилось - одна желчь. Читайте Басилашвили, цитата ниже, очень точно сказал: Показать продолжение
        Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 5
        • Эдуард Бернгард - 05.11.2019 в 18:42:
          Всего комментариев: 18
          Я ведь указал выше: смысл того предложения несколько исказился, потому что его опрометчиво сократили.
          Рейтинг комментария: Thumb up 4 Thumb down 0
  • server31453 - 04.11.2019 в 17:19:
    Всего комментариев: 207
    Мой призыв успокоиться либо остался незамеченным, либо сознательно проигнорирован. Вот про эту неуёмную страсть я и говорю. Ну не изобретали евреи паровоз, ну Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
    • Эдуард Бернгард - 05.11.2019 в 17:02:
      Всего комментариев: 18
      Сергей, спасибо. Я ведь - в основном - солидарен с Вами. Правда, иногда Вы всё же клоните... ну, туда... немножко :) Кстати, что евреи играют в шахматы лучше других - весьма Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 4 Thumb down 0
      • Эдуард Бернгард - 05.11.2019 в 17:09:
        Всего комментариев: 18
        Уточняю: названный немецкий юноша стал одним из самых молодых гроссмейстеров в истории, но по радио почему-то объявили: самым молодым. Ошибка журналистов.
        Рейтинг комментария: Thumb up 3 Thumb down 0
        • Михаил Заборов - 06.11.2019 в 09:20:
          Всего комментариев: 32
          Вот расхвалили немецкого шахматиста, присоединяюсь к похвалам. Вам это не кажется пустяком, а то, что евреи получают нобелевские премии Вы объявляете пустяком, о Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 5
      • Михаил Заборов - 06.11.2019 в 07:44:
        Всего комментариев: 32
        Слава всем творцам всех наций, никто на них не нападает, только Эйнштейна здесь сделали дутым гением , улавливаете?
        Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 2
  • Михаил Заборов - 04.11.2019 в 19:47:
    Всего комментариев: 32
    Громадный комплимент Вы сделали евреям, куда громадней моего. Вы противопоставляете евреев 1% населения всему человечеству 99% населения и вдруг получаетя, что они в Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 5
    • server31453 - 04.11.2019 в 23:56:
      Всего комментариев: 207
      Уважаемый Михаил, то, что я бы очень хотел Вам сказать, я здесь говорить не считаю нужным. Есть среди здешних комментаторов тупые и улюлюкающие - не хочу их радовать. Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 5
    • Михаил Заборов - 08.11.2019 в 04:26:
      Всего комментариев: 32
      Ничтожество нашло занятье Великим мира слать проклятья Ай моська, знать она сильна!.. Великим был еврей Христос, что на Голгофу крест свой нес Потом пришел Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 2
      • Эдуард Бернгард - 08.11.2019 в 19:01:
        Всего комментариев: 18
        На Заборове надо написать слово из трёх букв: шут.
        Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0
  • Михаил Заборов - 04.11.2019 в 20:10:
    Всего комментариев: 32
    А вот, что пишут о моих идеях некоторые ученые:1. "Уважаемый Михаил Абрамович! По просьбе В.С.Степина (Доктор философии) я ознакомился с текстом Вашей книги Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 5
  • Михаил Заборов - 05.11.2019 в 12:20:
    Всего комментариев: 32
    Карл Маркс открыл закон классовой борьбы и стал великим ученым. Я открыл законы гораздо более важные и глубокие: 1. Социальная гравитация, которая объединяет Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 5
  • Эдуард Бернгард - 06.11.2019 в 16:52:
    Всего комментариев: 18
    Несколько лет назад в Израиле на правительственном и парламентском уровне была предпринята попытка обязать хасидов и прочих ортодоксальных евреев служить в Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 6 Thumb down 0
    • Михаил Заборов - 07.11.2019 в 23:13:
      Всего комментариев: 32
      Я тоже возмущен бездельниками, хотя статисьика привдена ложная. Хочу обратить внимание, что и в Европе и в Америке полно бездельников - это мировая проблема. Что до Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 3
  • Эдуард Бернгард - 06.11.2019 в 17:08:
    Всего комментариев: 18
    Конкретно с Заборовым не препираюсь - он невменяем. Просто игнорирую.
    Рейтинг комментария: Thumb up 5 Thumb down 0
  • Михаил Заборов - 11.11.2019 в 12:26:
    Всего комментариев: 32
    КАР ШАМ БА ХУЦ что в переводе означает: холодно там снаружи. Это слова из любовной песни, но вспомнились они мне совсем не в любовной ситуации. Не без приключений Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 3

Добавить изображение



Добавить статью
в гостевую книгу

Будем рады, если вы добавите запись в нашу гостевую книгу. Будьте добры, заполните эту форму. Необходимой является информация о вашем имени и комментарии, все остальное – по желанию… Спасибо!

Если у вас проблемы с кириллическими фонтами, вы можете воспользоваться автоматическим декодером AUTOMATIC CYRILLIC CONVERTER.

Для ввода специальных символов вы можете воспользоваться вот этой таблицей. (Латинские буквы с диакритическими знаками вводить нельзя!)

Ваше имя:

URL:

Штат:

E-mail:

Город:

Страна:

Комментарии:

Сколько бдет 5+25=?