Мне главное - тебя обогнать

03-12-2019
  • От Ростислава Полищука

    Дорогой Валера!

    Ты мне друг, но истина дороже.

    Мы с тобой очень разные люди. Тебе Маркс отвратителен как автор "марксятины", а я считал его своим духовным отцом в студенческие годы (духовной матерью я считал Аннету Ривьер из романа "Очарованная душа"  Ромена Роллана),  когда зачитывался Гегелем, Фейербахом и Марксом. Меня трогала его остроумная переписка с Энгельсом, преодоление им трагедий своей человеческой жизни. Полезно копать глубже и знать, что его идейные враги признавали "неуловимую устойчивость марксизма". Россия без войн  после 1945 года обуржуазилась, и стало модным ругать марксизм. А я знаю, что Маркс не считал себя марксистом, хотя и запустил своим "Капиталом" солидный снаряд в голову буржуазии того времени. Знаю, что марксизм применим в системах с избытком материальных ресурсов (он верил в силу разума, способного добиться материального изобилия в разумной части человечества), а Мальтуса, которого Маркс обвинял в низости мысли, лично я в этом не обвиняю. Человеку мысли достойно развивать понимание закономерностей развития человека после Платона, Демокрита, Спинозы, Декарта, Гегеля, Бердяева, Хайдеггера, Сартра, Марселя, Камю, Маркса, Ленина  дальше: с высокой вершины благодаря этим мыслителям видно дальше. Да и стыдно оставаться эпигоном прошлых мыслителей, которые делали открытия, и идти от понимания жизни не вперёд, а назад. В 1961 году я слушал в МГУ доклад Нильса Бора и ценю его соображение: глубокая истина есть такая истина, отрицание которой - тоже глубокая истина.

    Валера, развитие идёт с бифуркациями. Говоря "марксятина" вместо "марксизм", ты вместо поиска постмарксизма возвращаешься к домарксизму, к Христу, который жил два тысячелетия назад. Три тысячелетия назад возник индуизм, из которого родился буддизм, исходивший из ложности членения Единого, безначального Начала на Творца и творение. Маркс (1818-1883)  был гегельянцем, потом фейербахианцем, потом создал своё учение. Марксизм применим в социальных системах с неограниченными ресурсами: Маркс верил в силу научного разума. Если ты мыслитель, то предложи новый идеал, а не предлагай возвращения к молоку Богоматери.

    Я предпочитаю снежные вершины научного разума: там холоднее, зато видно дальше.

    Карл Маркс говорил, что он не марксист, но он сформулировал идеал коммунизма: "Свобода каждого как условие свободного развития всех". Марксизм применим к системам с изобилием жизненных ресурсов. Их ограниченность привела тысячи лет назад к переходу кочевых племён к оседлому образу жизни (некуда стало переходить), к конвенции государств о запрете  химического оружия и так далее. Недостаток ресурсов порождал и порождает войны между государствами как борьбу за ресурсы в виде территории и за политическое доминирование. Россия без больших войн с 1945 года накопила ресурсов и от авторитарного аттрактора эволюции социума перешла к смешанному: самые длинные в мире дороги от Атлантики до Тихого океана и вечная мерзлота на большей части территории страны никуда не делись.

    Всякий социум делится на власть ("волки", социальные хищники с точки зрения биосферы в целом) и народ ("зайцы", социальные жертвы, непосредственные производители жизненных начал, включая новое знание). Если волки сожрут всех зайцев, они сами сдохнут с голоду. Поэтому мудрые волки заботятся о росте численности и жирности зайцев, за счёт которых они и живут. А Маркс был наивен, считая, что при коммунизме государство как орган насилия отомрёт: без волков зайцы сожрут всю траву и сами сдохнут с голоду. Марксизм применим только в системах с неограниченными жизненными ресурсами, а они всегда ограничены.

    Кстати, друг Маркса Энгельс был женолюбом, и Маркс однажды написал ему: "На ком ты сейчас изучаешь анатомию?" Даже ненавидящие Маркса американские социологи признавали непонятную им "удивительную устойчивость марксизма". По Украине видна и удивительная устойчивость фашизма. С тревогой думаю о будущем человечества, когда природные ресурсы будут катастрофически исчезать: ведь каждый год даже нефти сжигается столько, сколько в прошлом накапливалось природой каждые 20 миллионов лет при возрасте биосферы более трёх миллиардов лет (возраст человечества в тысячу раз меньше).

    Когда истощатся невоспроизводимые природные ресурсы, всё человечество будет вынуждено переходить от принципа выгоды для отдельных государств и, тем более, отдельных людей, то есть  от либерального аттрактора эволюции социума (личное выше общего, конкуренция индивидов и групп) к аттрактору авторитарному (общее выше личного, общечеловеческие ценности выше  ценностей групповых и персональных).  И придётся вспомнить про идеал коммунизма.

    Кстати, что такое свобода каждого и свобода как таковая:? Это снятие отчуждения. Что такое отчуждение? Перевёртывание субъект-объектного отношения.

    А разве появление новых вещей , а также последователей и самих детей не сопровождается  в конце концов их неким отчуждением (кончина родителей - тоже некоторое отчуждение их от детей) от тех, кто их сотворил?

    Тут мы постепенно приходим к  более глубоким истинам. А как сказал великий датский физик Нильс Бор (1885-1962), "глубокая истина есть такая истина, отрицание которой - тоже глубокая истина".

    Жизнь прекрасна!

    Жизнь в глубине своей трагична.

    Тем мужественнее мы должны быть верны общечеловеческим идеалам. Тем больше надо уважать всё общечеловеческое в великих мировых религиях и в великом идеале вероучения оказавшегося утопией коммунизма.

    Верилось и верится: мы живём в такой век, когда все дороги ведут к коммунизму. С поправкой: это будет тогда, когда нефть, газ и уголь истощатся настолько, что общее для человечества станет существенно выше личного. Глобальные мировые войны уже сегодня - история. Деление социума (разумной части биосферы) на социальных хищников и социальных жертв - инвариант прошлой и будущей истории человечества. А когда социальные хищники пожрут всех социальных жертв, то сами умрут с голоду. А поскольку в некоторые эпохи рабство эффективнее феодализма и капитализма (он сегодня господствует и в России), оно имеет будущее.

    Для меня сегодня человечество - единое целое при всех его антагонизмах. Поэтому следует иначе смотреть на историю мировых и прочих войн прошлого.

    Моя фамилия мне указывает, что мои предки произошли из местности Полiсся, где когда-то жило соответствующее племя. Позже возникла страна, которая распалась в 1991 году по универсальным законам этнополитической динамики, согласно которым детерминированы прежде всего вероятности исторических событий. Для членов одного племени члены другого племени были когда-то (а жители Папуа Новой Гвинеи до сих пор людоеды) просто дикими животными с человечьими телами. Боюсь, что прошлое имеет шансы на будущее: по Лермонтову (1814-1841) "жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка". Строго говоря, Ленина и Сталина я видел только в гробу в мавзолее. Традиция хоронить кое-кого в самых публичных местах - традиция с времён ранней античности.

    Я понимаю, что человек в некотором смысле бессмертен: ведь он - реальное продолжение своих родителей, у которых были свои родители, и так далее до вспышки разума на одной из планет около Солнца как, повторяю, звезды далеко не первого поколения.  Я просто реалист и задаю простой вопрос: существует ли сегодня у человечества способный сплотить его новый идеал без возврата в религиозные тылы как сказки для взрослых? Мой ответ: нет, не существует, и антагонизм его столь же безграничен, сколь и величие человека разумного (для меня он скорее homo instinctivus, нежели homo sapiens). Мораль: инстинкт первичен, разум вторичен. И иногда страшен: когда психика не выдерживает, человек становится страшнее зверя. Ведь волки не пожирают волков, а люди, фигурально выражаясь,  - иногда пожирают, нуждаясь в образе врага. Известны мирные племена, буквально съеденные племенами воинственными.

    Думаю, важна проблема выработки человечеством в общем и Россией в частности нового идеала, который проживёт дольше, чем прожил идеал коммунизма в России. Не исключаю, что эта задача не имеет решения.

    Твой друг Стива

     От Валерия Лебедева

    Дорогой Стива, я восхищен твоим неувядающим романтизмом. Ты часто поминаешь формулу: «Идеал коммунизма: свободное развитие каждого как условие свободного развития всех».

    Ну, это  примерно как сказать: идеал инквизиции – помещение в рай каждого как условие помещения в рай всех. Собственно, сами инквизиторы так и думали. Для чего каждого отдельного еретика, который имел в этом сомнение, следовало сжечь.

  • Смею думать, что идеологию Маркса я знаю профессионально. Когда- то был такой элитарный клуб «Свободное слово» (основан в 1988 г., за 4 года до распада СССР). Там выступали лучшие интеллектуальные силы того времени, все выступления записывались и публиковались. Я тоже имел честь не раз там выступать (как член клуба). Для одного из моих докладов составители сборника «Марксизм: за и против»   дали название : «Маркс был прав в деталях и ошибался в главном».   И это главное – его учение о диктатуре пролетариата. Не буду воспроизводить его логику - здесь не время и не место. Достаточно привести его ( и Ленина) определение диктатуры пролетариата как власти,  не  ограниченной никаким законами и опирающейся на прямое насилие. Применить диктатуру обязательно придется, так как «при прогрессивной отмене частной собственности» частные собственники окажут национализации бешеное сопротивление.  Весь Большой террор и ГУЛАГ следует из этого. Ну и еще из по большому счету – из безумной утопической идеи Маркса о коммунизме как формации, при которой торжествует принцип от каждого по способности, каждому – по потребности.

    Весь  марксизм-ленинизм на практике – это жуткая трагедия народа и абсолютный цивилизационный тупик.

    А так то, Маркс был крупным мыслителем и очень хорошо писал, достаточно посмотреть его «18 Брюмера Луи Бонапарта» и прочесть:

    «Нации, как и женщине, не прощается минута оплошности, когда первый встречный авантюрист может совершить над ней насилие».

    Или вот это из его обзоров по Российской истории: "Россия норманнов полностью сошла со сцены, и едва заметные следы этого периода стушевались перед наводящим ужас появлением Чингис-хана. Не в суровом героизме норманнской эпохи, а в кровавой трясине монгольского рабства зародилась Москва. И современная Россия является ничем иным, как преобразованной Московией. Раб монголов Иван Калита добился своего могущества, направляя силы своего давнего врага - татар - против своих врагов - русских князей.

    Цепи, которыми монголы удерживали в рабстве Москву, Иван (Третий имеется в виду - В.Л.) вырвал у них, повидимому, лишь для того, чтобы ими связать русские республики.

    Короче говоря, монгольское рабство было той ужасной и гнусной школой, в которой сложилась и возвысилась Москва. Она добилась своего могущества лишь благодаря тому, что достигла виртуозности в искусстве раболепства. Даже после своего освобождения, после монгольского ига, Москва под личиной хозяина, господина, продолжала играть свою традиционную роль раба, и в конце концов Петр Великий сочетал политическое искусство монгольского раба с гордым честолюбием монгольского повелителя, которому Чингис-хан завещал миссию завоевателя мира".

    Да, это высокий класс. Был у молодого Маркса.

    Говорил я все это не сейчас, а в том же 1988 г., когда в конституции (от 1977 г.) сияла статья о КПСС как ведущей и направляюще силе. Наши заседания посещали тогдашние помощники Горбачева, но и он сам почтил пару раз (один раз с Раисой Максимовной, мои разговоры с ним я опускаю), а потом – А.Н. Яковлев. Эта встреча в мае 1991 г. особенно памятна, я на том заседании развил логику того, что в стране скоро будет неизбежна попытка силового захвата власти, но она не продержится больше недели (это был тот редкий период, когда я поддерживал власть). На что Александр Николаевич спокойно сказал: мы это знаем и готовимся.

    Возвращение  к Христу… Ничего подобного я не пишу. Речь все время идет об активной роли когнитивных способностях человека в процессе познания. А у тебя по-прежнему представление об отражении: посмотрел «на природу», и отразил ее устройство как в зеркале.  Именно эту картинку устройства Вселенной и микромира ты и повторяешь с точностью немного заевшей пластинки.

    Мой друг Игорь Алексеев тебя не одобрил бы. Он как раз развивал деятельную сторону познания.

    Впрочем, нам много лет, и что имеем, с тем и уйдем.

  •  

    Я как-то занялся маленьким расследованием, что именно понимал Маркс под коммунизмом. Маркс тогда (ему было 26 лет - как Онегину, когда он вдруг влюбился в Татьяну) мечтал о коммунизме. И излил свои мечты в своих "Экономическо-философских рукописях 1844 г."

    Маркс пишет, что первая стадия коммунизма выражается в совершенно животной форме. Категория рабочего отменяется, распространяется на всех людей. Этот коммунизм отрицает повсюду личность человека, совершает абстрактное отрицание всего мира культуры. Происходит возврат к неестественной простоте бедного и не имеющего потребности человека. Для такого человека общность есть лишь общность труда. Эта первая стадия, многих моментов коей мы достигли, Марксу не нравится, и потому через вторую, переходную стадию Маркс приводит нас почти к пасторальному раю третьей, как видно, наисовершеннейшей стадии коммунизма.

    Цитирую Маркса : "Полный коммунизм снимает животную форму коммунизма, через которую переплавился человек. Происходит возвращение человека из религии, семьи, государства к своему человеческому, то есть общественному, бытию. Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскрешение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы. Коммунизм как положительное упразднение частной собственности и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека равен гуманизму, а как завершенный гуманизм равен натурализму".

    Что бы это могло значить? Как понимать "сущностное единство человека с природой", "натурализм человека" с одновременным "гуманизмом природы"? Конечно, можно предположить, что это всего лишь афоризмы, где Маркс выступает большим любителем природы и пикников. Можно даже представить его как первого эколога. Только вряд ли получится - хотя бы потому, что Маркс полагал природу неисчерпаемой, откуда человек и будет без ограничений брать материал для построения "неорганического тела цивилизации", своей "второй природы". Его мироощущение пронизывает пафос ничем априорно не скованной мощи технологических и научных возможностей человека.

    Кажется, проще считать, что слияние человека с природой, их "сущностное единство" может возникнуть только в случае, когда человек перестанет отделять себя от природы, перестанет в каком-либо смысле противостоять ей. Что возможно лишь тогда, когда человек перестанет быть человеком. Более того, он должен даже перестать быть животным, ибо полное слияние с природой предполагает отсутствие любой психики, которая активно отражает природу и, значит, уже противостоит ей. Тогда остается одно - сущностное единство с природой и натурализм человека означает его превращение в растение. И тогда в этих трех стадиях коммунизма намечается некая логика: от мира разрушенной цивилизации частнособственнического общества, от испорченного им человечества человек подойдет сначала к "животной форме" коммунизма, а затем, не останавливаясь на достигнутом, придет к "полному коммунизму", к "сущностному единству с природой", то есть к растительному существованию. Неплохая перспектива: человек - животное - растение.

    Конечно, сам Маркс о человеке-растении, как пределе совершенства эволюции и даже революции, не писал. Он написал то, что я процитировал.  Зато "марксисты" из НКВД, вполне успешно превращали человека в животное, потом в растение, а потом и вовсе в неодушевленное вещество (правда, органическое). Воплощая завет о сущностном единстве человека с природой.

    Я уже писал, что в России ничего не изменится, пока 80 процентов населения не станет понимать и оценивать происходящее примерно, как ты. Не в деталях, а так, в общих чертах.

    По поводу того, как долго протянет наша цивилизация.  Как ты знаешь, Дрейк предложил формулу для примерной прикидки, сколько технологических цивилизаций (способных к контакту) имеется  хотя бы в нашей Галактике. И вот в этой формуле есть такой коэффициент, как средняя продолжительность жизни технологической цивилизации. Эту цифру дал фон Хорнер — он назвал 12 тысяч лет. Откуда фон Хорнер взял цифру в 12 тысяч лет? А из своей интуиции. Так называемая экспертная оценка.

    Если считать с появления городов, письменности и государства — у нас прошло порядка 7 тысяч лет. А если с неолитической революции, то и 10-12.То есть, как раз дозрели.

    Тут уже пойдет расчет на первый-второй. Как в анекдоте: Идет русский с чукчей по тундре. Вдруг –белый медведь. Чукча  быстро начинает надевать кроссовки.

    - Бесполезно. Глупый ты, чукча, не знаешь разве, что медведь бегает очень быстро, все равно догонит и задерет.

    - Однако, знаю. Но мне главное тебя обогнать.

    ­­­P.S.

    Дорогой Стива, все, что ты пишешь – важно. Но в твоих посланиях, представляющих собой отлитые в граните мантры, мало развития темы. Они по какой-то причине являются повторениями  того, что ты уже много раз штамповал. Тебя что-то гложет Что? Страх небытия? Тревога за будущее России? Всего человечества? Гибель цивилизации? Допустим. И что мы можем сделать? Побороть Эпштейна? Вот Петрика побороли, а счастья все нет. Тут для меня даже есть некая загадка – зачем повторы мантр?  В чем смысл и какова задача?

    Прочь хандру, дорогой Стива. Тем более, что ведь и смерти никакой нет. Что я  не раз доказывал (это шутка). Вот освежи в памяти переписку членов комиссии на эту тему:   ИДЕИ НЕ УМИРАЮТ (из переписки членов комиссии РАН по борьбе со лженаукой)    https://lebed.com/2013/art6290.htm

    Твой до гробовой доски почета, в прошлом член КПСС, исключенный в 1984 г и отказавшийся от предложения ЦК восстановиться в 1990, ВЛ.

Комментарии
  • Владимир Славинский - 03.12.2019 в 07:37:
    Всего комментариев: 947
    О Ростиславе Полищуке всё сказал Козьма Прутков: "Специалист подобен флюсу. Полнота его однобока". Наверное он очень хороший физик. Этого вполне достаточно. Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 5
    • redactor - 03.12.2019 в 16:14:
      Всего комментариев: 1753
      По какой-то технической причине из моего ответа Полищуку выпал важный кусок (восстановлен). Вот этот: Смею думать, что идеологию Маркса я знаю профессионально. Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 3 Thumb down 1
  • Gestalt - 03.12.2019 в 07:44:
    Всего комментариев: 18
    Полищук утверждает тезисы: 1. Ленин стоит в одном ряду со Спинозой и Декартом 2. в Украине фашизм (опять!) 3. власть и общество соотносятся друг с другом, как волки и Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 5 Thumb down 0
    • Уфч - 03.12.2019 в 11:42:
      Всего комментариев: 1210
      Гешталь, чем тебе Спиноза с Декартом не угодили?
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
    • redactor - 03.12.2019 в 16:49:
      Всего комментариев: 1753
      Переписка не имела назначения и цели отвечать на все пункты послания моего кореспондента. Это все же не учебный диктант, а я не учитель, который отмечает ошибки и Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 1
      • Gestalt - 03.12.2019 в 23:27:
        Всего комментариев: 18
        "Человеку сейчас 81 год, зачем переубеждать или воспитывать?" Дело не в перевоспитании. Меня мало волнуют взгляды Вашего корреспондента. Совсем недавно в ЛА и в Показать продолжение
        Рейтинг комментария: Thumb up 7 Thumb down 1
        • redactor - 04.12.2019 в 06:36:
          Всего комментариев: 1753
          Уважаемый Александр, я свою позицию с логикой излагаю в своих статях, спасибо, что вы это отметили. Здесь переписка старых товарищей.Причем, на тему о возникновении Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0
    • PP - 03.12.2019 в 19:20:
      Всего комментариев: 923
      Да, мы все стоим в том же ряду, только на разных местах. Читая Декарта, я не могу согласиться, что человек произошел от обезьяны, а открывая Ленина - даже не уверен, кто Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 12 Thumb down 1
  • PP - 03.12.2019 в 08:11:
    Всего комментариев: 923
    "...непонятную им "удивительную устойчивость марксизма". Тут-то как раз ничего удивительного нет. Миллионы людей, включая нобелевских лауреатов, живут даже с более Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 11 Thumb down 2
  • Уфч - 03.12.2019 в 08:19:
    Всего комментариев: 1210
    "Я уже писал, что в России ничего не изменится, пока 80 процентов населения не станет понимать и оценивать происходящее примерно, как ты." Лебедев, таких в России Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0
  • anatrik - 03.12.2019 в 09:12:
    Всего комментариев: 45
    "..Когда истощатся невоспроизводимые природные ресурсы, всё человечество будет вынуждено переходить .. от либерального аттрактора .. к аттрактору авторитарному" - - Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 4 Thumb down 0
    • Уфч - 03.12.2019 в 11:55:
      Всего комментариев: 1210
      Либеральность/авторитарность режима(?) на эффективность использования ресурсов не влияет. Наоборот, ресурсы влияют на складывающиеся вокруг них режимы (если я не Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 1
    • net - 03.12.2019 в 21:24:
      Всего комментариев: 470
      Да. ресурсов мало.Но, заметим в скобках, при молодости в СССТ я даже вообразить не мог, что кто-то, включая детей, голодный ночует под мостом. А. живя в богатейшей Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 84
      • Эдуард Бернгард - 04.12.2019 в 03:03:
        Всего комментариев: 370
        Омерзительно лживый совок под ником net. Не исключено, что тролль, но это не столь важно - огромна масса и бесплатных сволочей.
        Рейтинг комментария: Thumb up 83 Thumb down 8
        • net - 04.12.2019 в 14:26:
          Всего комментариев: 470
          И чем же я так лжив? два года назад около моего дома, под мостом, умер в морозную ночь 23 х летний парень-немец из неблагополучной среды ( понима, что Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 81
          • Эдуард Бернгард - 05.12.2019 в 01:42:
            Всего комментариев: 370
            Вы не просто лживы, net. Вы одиозный извращенец, пардон, извратитель реалий - чудовищно бесчеловечный совок с тотально бесправным и нищим населением для вас хорош и Показать продолжение
            Рейтинг комментария: Thumb up 80 Thumb down 2
        • net - 04.12.2019 в 14:40:
          Всего комментариев: 470
          Я сам, попервости, пытался помогать бомжам. Помню долго жил неподалеку пожилой немец, который, прежде чем исчезнуть, на солнце грел ноги в жутких трофических язвах. Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 81
        • net - 08.12.2019 в 03:35:
          Всего комментариев: 470
          Вы, любознательный собеседник, не прочитали, видимо, однажды адресованное Вам-мы в разных Германиях живем. У меня в буржуазной Германии стаж чуть больше 20 лет, совок Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 80
          • net - 08.12.2019 в 03:54:
            Всего комментариев: 470
            Описка-ранний совок, ранний не имеет отношения к совку моей юности с неплохо разитой социальной сферой.
            Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 80
      • starik - 04.12.2019 в 14:22:
        Всего комментариев: 108
        net. Для начала неплохо бы Вам научиться различать Шушкевича и Шухевича, в остальном присоединяюсь к Уфч.
        Рейтинг комментария: Thumb up 6 Thumb down 0
        • net - 04.12.2019 в 21:17:
          Всего комментариев: 470
          Да, попутал, редко приходится общаться с низотой, вообразившей себя представителем Herrenrasse. Я полагал, в г.Нюнберге однажды уже препарировали идеологию, которая Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 83
          • starik - 05.12.2019 в 12:44:
            Всего комментариев: 108
            Тот, кто других обзывает низотой и быдлом, сам ушел от фашизма не дальше воробьиного носа (с). Участие Шухевича в уничтожении еврейского населения никем не доказано. Показать продолжение
            Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0
        • net - 04.12.2019 в 21:26:
          Всего комментариев: 470
          Я сам пожил с десяток лет в с/х республике, охваченной национализмом, оттуда и выехал. Ничего нового, я думаю, на Украине нет. Судя по общению с родней в Одессе, Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 43
        • net - 08.12.2019 в 03:42:
          Всего комментариев: 470
          И кто же убивал поляков и евреев во Львове? На немцев свалите или, все-таки ОУН? А польсике дети. прибитые гроздьями к деревьям -это не ваши шухеричи?
          Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 7
  • starik - 03.12.2019 в 16:23:
    Всего комментариев: 108
    " По Украине видна и удивительная устойчивость фашизма." Может быть, он и хороший физик. Но мозги ему промыли основательно.
    Рейтинг комментария: Thumb up 6 Thumb down 1
  • net - 03.12.2019 в 21:27:
    Всего комментариев: 470
    А там что за идеология, разьясните, пожалуйста, если легионеров СС славят, политических оппонентов сжигают на глазах у всего мира(и никого не судят за это) а также Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 83
    • Уфч - 04.12.2019 в 08:28:
      Всего комментариев: 1210
      Дурко, читаем Муссолини, Доктрина фашизма, да-да это про СССР более чем про национал-социалистическую Германию. Легионеры СС это Зоя Космодемьянская или в чём Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 4 Thumb down 0
      • net - 04.12.2019 в 14:28:
        Всего комментариев: 470
        Мой быдловатый собеседник, в Германии фашизм осужден, но в Ваших краях, я вижу, процветает.
        Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 37
  • PP - 04.12.2019 в 06:41:
    Всего комментариев: 923
    "Маркс пишет, что первая стадия коммунизма выражается в совершенно... ... ...Что бы это могло значить? " Только одно. Это писал самоувереннный, малообразованный, не Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 11 Thumb down 1
    • Уфч - 04.12.2019 в 12:16:
      Всего комментариев: 1210
      Первая стадия коммунизма это когда получаешь по труду, вторая - по потребностям, вроде так и ещё замудрёней. Кажется ещё до Ленина не рекомендовали к чтению Маркса Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 55
  • Червона калина - 04.12.2019 в 07:29:
    Всего комментариев: 269
    Для понимания поведения людей и организации общества необходимо учитывать одновременно следующие инстинкты, которые сформировались в процессе эволюции. Еда, Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 7
  • net - 04.12.2019 в 14:31:
    Всего комментариев: 470
    Любопытно, как же выжили все те неприспособленные, придурковатые личности. что создали так называемую культуру Кто дал им еду,почему они доминируют в умах и даже Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 3
    • Червона калина - 04.12.2019 в 21:31:
      Всего комментариев: 14
      Культура - это следствие социализации общества и попытка "описать" окружающий мир. Культура от слова культ.
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 7
      • server31453 - 05.12.2019 в 21:06:
        Всего комментариев: 336
        That's really deep. Bravo, kalina
        Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 6

Добавить изображение