Независимый бостонский альманах

Кто Там, Наверху? 17 ответов на неразрешимые вопросы

18-03-2021
  • Не сомневаюсь, что многие – как верующие, так и неверующие – поставят мне дизлайки, предварительно покрутив пальцем у виска. Но кто-то, возможно, продвинется дальше автора в дерзкой попытке понять нашего Создателя и его творческую лабораторию.
  • ЁЖ ПОД ЧЕРЕПОМ
  • – Порой мне кажется, что моя жизнь – выдумка, и я персонаж какого-то романа.
    – Знаешь, такое чувство и у меня бывало, но я не находила, кому об этом сказать. Боялась, назовут ненормальной...
  • Этот диалог с подругой в канун Нового 1985 года побудил меня к активному размышлению или, как образно выражался наш университетский профессор, «запустил ежа под череп». Подумалось: мы называем Бога своим Творцом, а ведь писатель тоже творец, только в миниатюре. По отношению к героям своих произведений он – бог. Так почему бы не поэкспериментировать с этой моделью, как делают исследователи, когда объект моделирования недоступен?
  • Выводы посыпались, словно монеты из игрового автомата в миг удачи. Сначала я воспринимал их, как забавную фантазию, но вскоре с удивлением обнаружил: они отвечают на много вечных вопросов, перед которыми пасуют и материализм, и религия.
  • Пятнадцать лет спустя в груде старых бумаг я обнаружил свои тогдашние записи и нашёл их достойными внимания. Компьютерная эра с её моделированием разума проливает на них новый, дополнительный свет.По прочтении читатель волен: а) не согласиться с автором; б) посмеяться над ним; в) рекомендовать автору обратиться к психиатру; г) задуматься и сказать: «Что-то в этом есть». Выберите свой вариант.
  • КОГДА ЧЕЛОВЕК УМИРАЕТ, ЭТО ТОЛЬКО КАЖЕТСЯ
  • Максим Горький метко назвал литературу «второй действительностью» и «зеркалом нашей жизни». Автор романа, повести, пьесы – творец своих персонажей и «второго мира», в котором они действуют. Иными словами, он создатель художественной модели нашего, «первого» мира. Если бы, к примеру, Анна Каренина смогла познать своего Творца, таковым оказался бы седобородый Лев Николаич Толстой.
    Tolstoy Lev
  • В свою очередь, Великий Старец, размышляя о жизни человека, пришёл к выводу, что она существует от начала до конца, ещё не будучи прожитой: «Вся моя жизнь от рождения и до смерти – несмотря на то, что я могу находиться в начале или середине её – уже есть; и то, что будет, также несомненно есть, как и то, что было» (Л.Толстой. «Дневник», 1 февраля 1905 года).
  • Эту интереснейшую философскую точку зрения замалчивали и в царское, и в советское время: ну никак не вязалась она с официальными идеологиями!
  • Ту же мысль в полуфантастической форме выразил в «Бойне номер пять» Курт Воннегут: «Самое важное, что я узнал на Тральфамадоре, это то, что когда человек умирает, нам это только кажется. Он всё еще жив в прошлом, так что очень глупо плакать на его похоронах. Все моменты прошлого, настоящего и будущего всегда существовали и всегда будут существовать. Тральфамадорцы умеют видеть разные моменты совершенно так же, как мы можем видеть всю цепь Скалистых гор… Только у нас, на Земле, существует иллюзия, что моменты идут один за другим, как бусы на нитке, и что если мгновение прошло, оно прошло бесповоротно».
  • Заимствовал Воннегут эту идею у Толстого или нет, не имеет для нас особого значения. Скорее всего, она витала в воздухе, и кому как не писателям, творцам «второй действительности», было её уловить?Отсюда только шаг до гипотезы: мы тоже герои Книги, написанной, говоря условно, на небесах. Живём каждый миг в очередной строке – или, если угодно, в очередном кадре киноленты, – а листают страницы или смотрят фильм Там, Наверху. В этом свете понятие Книги Судеб обретает вполне конкретный смысл. Равно как и знаменитое шекспировское «Мир – театр, люди – актеры».Не стоит, однако, впадать в чрезмерную конкретику и доискиваться, к какому виду творчества относится наша действительность: к литературе, театру, кино или иной, нам пока неведомой. Даже человек, если он талантлив, может преуспеть в разных видах искусства, а уж Создателю вовсе незачем стеснять себя межвидовыми границами. Всё доступно Ему, и только для простоты рассуждений будем считать Его Творчество литературным.

    Для чего же творит наш Создатель? Какова его цель? Прежде чем попытаться ответить на этот вечный вопрос, зададим себе другой: для кого Он творит?

    Для атеизма, ясное дело, не существует этих вопросов: книга нашего бытия написалась без всякого создателя – вот как если бы из самопроизвольно возникших букв сам собой сложился (и напечатался, и переплёлся!) роман «Анна Каренина». Современные же религии уходят от ответа: дескать, пути Господни неисповедимы...

    Tolstoy Lev-Karenina

    Так, может быть, Создатель трудится для нас? Применим метод аналогии, спустившись «этажом ниже». Никто не станет спорить, что Лев Толстой писал для своих современников и потомков, а отнюдь не для сотворённых им Анны Карениной или Наташи Ростовой. Напрашивается еретический и крамольный, но вполне логичный вывод: так же и наш Творец! Он создал нашу действительность, которую мы самонадеянно считаем «первой», по образу и подобию собственной, «нулевой», и пишет не «в ящик», а для Общества, членом которого является. В этом Обществе, кроме читателей, есть и другие творцы, подобно тому как на Земле Лев Толстой не единственный писатель. Они создают собственные миры (а кто-то из них, не исключено, соавтор нашего).

    Здесь автору впору искать себе укрытие: сейчас последуют обвинения в многобожии и язычестве! Представитель каждой монотеистической религии бросит в меня камень. Но не спешите – дайте высказаться.

     

  • ВОЗДУШНАЯ «ТРИ БОГА»
  • Позволю себе маленькое отступление. Август 1941-го, Москва, ночные бомбардировки. Жутко воют сирены, страх на лицах взрослых – и многократно повторяемое слово «тревога!». В свои неполные четыре я прочно его усвоил, но при этом понимал по-своему: как «три бога!» Я был уверен, что это три злых бога ужасно пугают всех нас с наступлением темноты.Откуда что взялось?! Ведь мои родители были правоверными комсомольцами и, конечно, не прививали мне никаких религиозных идей – скорее, наоборот. Вижу единственное объяснение: младенец приходит в этот мир с идеей бога, а вернее – многобожия. А устами младенца, как известно с евангельских времён, глаголет истина…Скажут, что нелепо в наши дни возвращаться к политеизму древних. А мы к нему и не возвращаемся. Хотя бы потому, что политеизм, как все религии, зиждется на вере, мы же пришли к понятию «нулевой действительности» логически, с помощью методов аналогии и экстраполяции. Но если уж у нас возврат, то не по кругу, а по спирали, в полном соответствии с одним из главных законов диалектики. Монотеизм стал отрицанием политеизма и неминуемо дождется своего отрицания.
  • Уффф, я сказал. Можете бросать!
  • (Пауза. Свист камней).
  • ПРАШИВАЙТЕ – ОТВЕЧАЮ
  • Разочарую вас, дорогие братья и сестры! В столь малую мишень очень трудно попасть – вместо меня вы рискуете угодить в Платона. В IV веке до нашей эры он вплотную подошел к тому, что названо здесь «нулевой действительностью», но населял этот высший мир не персонами, а идеями. Именно они, по Платону, творцы нашего мира, несмотря на свою абстрактность. Концы с концами у великого грека так и не сошлись, зато он стал родоначальником объективного идеализма.Plato
  • Автор этого эссе – математик и литератор, который мало смыслит в философии и не мнит себя, смешно сказать, отцом нового учения. Он просто проводит занимательный мысленный эксперимент, опираясь на логику и знание «писательской кухни».Все успокоились? Тогда перейдём к ответам на неразрешимые вопросы.
  • 1. Для чего творит Создатель? Какова его цель?
    Цели могут быть разными, как и у земных писателей, – от стремления улучшить свой мир до, извините, получения гонорара. Наш Создатель явно не ставит во главу угла меркантильный интерес – слишком талантливо Его Творение. Оно может быть попыткой смягчить нравы Там, в «нулевом мире», предостеречь на нашем примере его обитателей, да и просто их развлечь (нельзя ведь отрицать, что у Творца отличное чувство юмора – иначе откуда бы ему взяться у людей?)2. Творец милосерден, всемогущ и любит каждого из нас, почему же на Земле столько зла и горя? Как объяснить это противоречие?
    Излюбленный выпад атеистов, но и верующие порой задают себе этот «проклятый», по выражению Гейне, вопрос. А ведь его легко парировать без уклончивых ссылок на сатану и «неисповедимые пути Господни». Дело в том, что хороший писатель верен жизненной правде! Толстой отнюдь не хотел убить Анну Каренину, но сила взаимодействия характеров и обстоятельств толкнула её на рельсы. Флобер тяжко переживал смерть мадам Бовари – да так, что у него самого возникли признаки отравления… Никакого противоречия, таким образом, нет. Вопрос №2 лишён смысла.3. Почему всемогущий Господь терпит сатану и даёт ему столько воли?
    Потому что сатана – это миф. И добро, и зло в нашем мире – от Творца (см. выше).

    4. Бессмертна ли наша душа?
    Да, бессмертна в том смысле, в каком бессмертна Анна Каренина. Погибнув под колёсами поезда, она продолжает жить, т.к. существует роман (воннегутовская «горная цепь»), по нему снимают фильмы и пишут сочинения.

    5. Бывает ли вторая жизнь?
    Даже первая, как уже сказано, не прекращается. Но жизнь может быть также второй, третьей, четвертой и т.д., как бывают второе, третье, четвертое издание книги. При этом Создатель волен редактировать ее, изменять и дополнять.

    6. Кто такой Иисус Христос?
    Уникальный герой нашей, «первой» действительности, прообразом которого является Сын Творца или Он Сам (а возможно, Оба). Ради такого исключительного героя Творец позволил себе отступить от жизненной правды, воскресив Его.

    7. Почему Господь создал человека по образу и подобию своему?
    А разве писатель или сценарист создают героев не по своему образу и подобию? Это совершенно естественно.

    8. Что такое рай?
    Возможно, райская жизнь была ранним вариантом Книги Творца, своего рода утопией. А потом Он убедился, что бесконфликтный сюжет с безликими героями не только не правдив, но и не интересен. Дал Еве характер, и она совершила неожиданный для Него поступок – сорвала вопреки запрету яблоко с Древа познания добра и зла…

    Adam-Eva

    Писателям хорошо знакомо это радостное чувство, когда герой начинает действовать как бы самостоятельно. «Вообрази, какую штуку выкинула моя Татьяна: замуж вышла!» – сказал Пушкин в 1826 году своему приятелю С.П. Жихареву. Вышла за генерала, а не приняла предложение Онегина, как предполагал поэт.

    9. Есть ли у Создателя точный план Творения?
    По заранее составленному плану, не отступая от него ни на йоту, пишут умелые ремесленники типа Артура Хейли (автор популярных полвека назад романов «Аэропорт», «Отель» и др.). Большой писатель в начале работы имеет лишь общий замысел: «И даль свободного романа я сквозь магический кристалл ещё неясно различал…» (А.С.Пушкин). Да что там Пушкин! Сам Господь сначала создал небо, землю, свет – и лишь тогда увидел, что «это хорошо» (Ветхий Завет).

    10. Существует ли свобода воли?
    Да, но лишь у тех, кто способен удивить Творца неожиданным поступком или поступками. Пример Татьяны Лариной – один из множества во «второй действительности», то есть в литературе. Вспомним хотя бы Остапа Бендера, который был задуман авторами как второстепенный герой, но благодаря яркому сильному характеру оттеснил всех остальных. Между прочим, посмею предположить, что два ярких персонажа современности с Алексей Навальный и Владимир Путин – обладают свободой воли. Разница только в том, кого из них Там, Наверху считают злодеем.

    11. Правы ли фаталисты, утверждая, что всё предопределено?
    Не всё и не всегда! Это видно не только из предыдущего ответа. Если Творец ещё не завершил работу, Он может сам не знать дальнейшей судьбы своих героев. Но если даже произведение завершено, то его новая редакция или продолжение способны изменить первоначальный сюжет. Тот же Остап Бендер, зарезанный по воле авторов в «Двенадцати стульях», был ими оживлён в «Золотом телёнке».

    12. Есть ли другие обитаемые миры во Вселенной?
    Это примерно то же самое, что спросить: есть ли писатели, кроме Льва Толстого?

    13. Возможны ли путешествия во времени?
    Возможны, но не в своей действительности, а «этажом ниже». Когда мы листаем роман «Война и мир» или крутим этот фильм в компьютере вперёд-назад, мы фактически путешествуем во времени «второй действительности». Когда Наташа Ростова, родив от Безухова четырёх детей, обабилась и стала нам неинтересна, мы можем легко вернуться туда, где она трогательная девочка-подросток. Аналогично в нашем времени могут путешествовать Творец и все те, кто «Там, Наверху». Нам же, увы, не дано листать Книгу нашего бытия.

    14. Откуда берутся люди со сверхъестественными способностями – экстрасенсы, пророки и т.п.?
    Они могут быть нужны Творцу для осуществления некоего замысла, как Пушкину понадобились волхвы-предсказатели для создания «Песни о вещем Олеге». Но, возможно, кому-то из них Творец просто очень симпатизирует. Писатель тоже порой одаряет любимых героев сверх всякой меры.

    15. Мир не раз был на грани ядерной войны, но уцелел. Чем объяснить это чудо?
    А разве нужна читателям книга, все герои которой погибают в конце? Вы знаете такую? Я – нет.

    Переходя к следующим вопросам, напомню: мы уподобляли наш мир Книге исключительно для удобства эксперимента. Наивно думать, что у Творца нет универсального носителя информации, объединяющего разные способы её представления: книжный, телевизионный, компьютерный и такие, о которых мы пока не имеем понятия.

    16. Как объяснить загадки древних цивилизаций?
    Их гораздо меньше, чем об этом пишут. Многие из них имеют вполне прозаическое объяснение. Но есть и подлинные загадки, связанные с высокотехнологичными артефактами из глубины веков. Во многих случаях объекты с такими свойствами нереально создать даже в наше время. У масс-медиа объяснение всегда одно: инопланетяне! Предлагаю альтернативное: на «компьютерном диске» Творца, где записана наша действительность, прежде была другая запись. Её отдельные фрагменты случайно уцелели – вот и разгадка.

    17. Что такое НЛО?
    Их мы тоже неизменно связываем с инопланетянами. А ведь в рамках нашего эксперимента естественно предположить, что это телекамеры «нулевой действительности», транслирующие Туда, Наверх, спектакль земного бытия. Потому и уворачиваются они от нас: ведь ни один телеоператор не станет во время работы общаться с любопытными.

     

  • ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
  • Как бы ни относиться к исходной гипотезе о многоуровневой действительности, надо признать, что она позволяет рационально и просто объяснить многое, покрытое завесой мистики и тайны. Большинство читателей, тем не менее, встретят её в штыки, ибо роль персонажей Творца для них унизительна. Забавно, что при этом они считают себя «рабами Божьими» или потомками обезьян.
  • Ну и гордитесь, дорогие, этим «престижным» статусом! Разумным людям должно быть лестно, что «сериал» Творца, в котором мы – актёры, вызывает в надчеловеческом мире слёзы и смех…
  • И последнее: кто же создал мир нашего Творца – «нулевую действительность»? Творец из «минус первой», которая этажом выше! И так далее до бесконечности (каждый знающий математику легко это поймёт).
  • Но не будем пока забираться чересчур высоко. В мироздании, как и просто в здании, важен ближайший сосед сверху, а уж если он твой Творец… Хочется думать, что сегодня мы познакомились с Ним чуть ближе.
  • P.S. Валерий Петрович Лебедев обратил моё внимание, что на идее двухуровневой действительности построен сюжет фильма «Матрица». Я не смотрел эту картину, но рад, что автор её сценария, видимо, тоже в какой-то момент ощутил себя персонажем Творца. «Верной дорогой идёте, товарищи!» – сказал бы нам старина Платон.
Комментарии
  • Уфч - 18.03.2021 в 07:18:
    Всего комментариев: 1090
    Когда имеешь дело со столь... грубым мусором начинаешь вспоминать тот, что уже кажется менее грубым - буровский, например. А уж Быков совсем не мусор... ВЕРНИТЕ Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 5 Thumb down 9
    • Бобылов Юрий - 18.03.2021 в 21:27:
      Всего комментариев: 75
      Автор не раскрыл женской темы и темы игры! По Ф. Ницше: Две вещи любит мужчина - опасность и игру, и любит он женщину как самую опасную игрушку! Писатели также игроки, Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 4 Thumb down 3
    • Иван Хусимов - 19.03.2021 в 05:50:
      Всего комментариев: 2
      Авор сунул дрын в берлогу потомков обезьян и попал в Уфча.
      Рейтинг комментария: Thumb up 8 Thumb down 2
      • Уфч - 20.03.2021 в 06:05:
        Всего комментариев: 1090
        Хусимов, ты дрын автора перепутал с его же калом. Это такой продукт, когда на входе Толстой и Платон, а на выходе ..., причём слабооформленный с кусками неусвоенных.
        Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 4
        • Тень отца Гамлета - 20.03.2021 в 21:11:
          Всего комментариев: 29
          Не кажется ли вам, господа, что УФЧ отравляет ватмосферу этого альманаха, пуская в нее свои ветры? Мне-то ничего, ведь у тени нет обоняния, но остальным я искренне Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 1
        • Иван Хусимов - 20.03.2021 в 23:08:
          Всего комментариев: 10
          Уфч прикольный чувак. Объявил что в него попали не дрыном а калом. Я б на его месте не уточнял.
          Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 1
    • Вопутин - 19.03.2021 в 22:55:
      Всего комментариев: 8
      Уфчу: Грубый мусор, говорите? Помню, в детстве у нас во дворе пацаны говорили: "Кто обзывается, тот так и называется".
      Рейтинг комментария: Thumb up 5 Thumb down 1
  • Александр - 19.03.2021 в 04:07:
    Всего комментариев: 13
    Эта же идея многоуровневых Творцов обыгрывается в книге Роберта Хайнлайна "Иов, или Осмеяние справедливости".
    Рейтинг комментария: Thumb up 7 Thumb down 2
    • Arhivist - 19.03.2021 в 05:34:
      Всего комментариев: 2
      Александр, идея действительностей разных уровней вообще чрезвычайно стара, т.к. идет от Платона. Автор же, насколько я могу судить, первым использовал ее для Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 5 Thumb down 2
  • Greg Tsar - 19.03.2021 в 15:22:
    Всего комментариев: 70
    Фантазии на фантазиях фантазиями погоняют. Автору мало 100% фантазийной Библии. Кроме того, действительно, почему наверху? Почему не внизу или где-нибудь слева?
    Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 3
    • Уфч - 20.03.2021 в 06:18:
      Всего комментариев: 1090
      А вот про фантазийность Библии попрошу поподробней. А Сказания о Гильгамеше тоже фантазии? А, боюсь даже, Гомер-наш!? Хоссподя, - дичь!
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 6
  • Иван Хусимов - 19.03.2021 в 23:08:
    Всего комментариев: 10
    Все тсари верили в бога а наш Tsar не верит. Еще один потомок обезьян.
    Рейтинг комментария: Thumb up 3 Thumb down 4

Добавить изображение



Добавить статью
в гостевую книгу

Будем рады, если вы добавите запись в нашу гостевую книгу. Будьте добры, заполните эту форму. Необходимой является информация о вашем имени и комментарии, все остальное – по желанию… Спасибо!

Если у вас проблемы с кириллическими фонтами, вы можете воспользоваться автоматическим декодером AUTOMATIC CYRILLIC CONVERTER.

Для ввода специальных символов вы можете воспользоваться вот этой таблицей. (Латинские буквы с диакритическими знаками вводить нельзя!)

Ваше имя:

URL:

Штат:

E-mail:

Город:

Страна:

Комментарии:

Сколько бдет 5+25=?