Нападение на Белого слона

13-04-2021
  • Навальному присудили премию кинокритиков. Главный приз достался Кончаловскому, но он его не взял

    Евгения Тамарченко

     

    Оппозиционер Алексей Навальный с документальными фильмами-расследованиями стал лауреатом номинации «Событие года» на премии кинокритиков «Белый слон».

    Приз торжественно вручили актриса Яна Троянова и кинокритик Виктор Матизен.

    «Много призов мне приходилось вручать в своей жизни, но впервые — и я надеюсь, что в последний раз — мы вручаем этот приз человеку, который сидит в тюрьме по заведомо ложному обвинению, настоящему политическому заключенному», — заявил Матизен, вручая премию.

    Приз получала монтажер ФБК Александра Дубровская.

    «Из-за решения наградить Навального организаторы церемонии премии «Белый слон» столкнулись с немалыми трудностями. Прежде всего из состава учредителей премии вышла Гильдия киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России, что автоматически означало невозможность проведения церемонии в Доме кино, который был традиционной площадкой для премии. Приютить премию после упоминания имени Алексея Навального не соглашался никто, кроме Сахаровского центра, но его помещения не позволили бы вместить всех желающих посетить церемонию – обычно до семисот человек. Поэтому было принято решение провести церемонию в смешанном режиме: в Сахаровском центре была оборудована студия, в которую приезжали московские лауреаты и «вручанты», а остальные участники – от Якутска до Лос-Анджелеса – общались со зрителями трансляции церемонии в режиме онлайн конференции», —

    Главный приз как лучший фильм получили «Дорогие товарищи» Андрея Кончаловского. Ранее режиссер требовал снять свой фильм с номинаций из-за того, что на премию выдвинули фильмы Алексея Навального. «Дорогой Андрей Сергеевич, хоть вы отказались, сняли свой фильм с номинации, на самом деле вы не ставили фильм на номинацию, его вообще никто не выставляет на номинацию. Просто критики выбирают тот фильм из вышедших в прокат, который понравился», — сказал кинокритик Антон Долин, вручавший премию Кончаловскому.

    В церемонии приняли участие Андрей Звягинцев, Александр Сокуров, Юрий Норштейн, Федор Бондарчук, Виктория Исакова, Александр Паль, Роман Зверь, Владимир Вдовиченко, Елена Лядова.

    «Церемония прошла в дружеской обстановке, где ключевым словом стало слово «солидарность». Но не без сложностей. Прежде всего в эфирную студию проникли два крепкого вида молодых человека, в которых присутствующие опознали провокаторов одной известной националистической группировки. С трудом их удалось вывести из зала. А самое главное: церемонию должно было завершить эфирное включение из редакции журнала «Искусство кино», которая размещается в здании Дома Актера на Арбате. Но за полчаса до этого здание Дома Актера объявили заминированным, и попросили редакцию покинуть помещение. Наскоро организованную трансляцию главный редактор журнала Антон Долин и его коллеги вели из ближайшего кафе. Там и объявили о награждении призом в номинации «Лучший фильм» картины Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!», — рассказал Шмыров.

    (Снимок Светланы Хохряковой с моим названием "Взаимно-лицемерное объятие")

    Вячеслав Юрьевич Шмыров

    ПОПЫТКА ПОСТРЕЛИЗА

    Фильм «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского признан лучшим по версии Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон». Ранее режиссер пытался снять свою картину с конкурса из-за решения экспертного совета наградить «публицистический проект» в категории «Событие года». Кончаловский прямо не называл лауреата, однако ранее стало известно, что им стал оппозиционер Алексей Навальный с документальными фильмами-расследованиями. Кончаловский счел это политизацией премии. Однако члены экспертного совета заявили, что ленту «Дорогие товарищи!» с конкурса снимать не будут. Традиционно в рамках своей премии критики оценивают всю кинопродукцию минувшего года – вне зависимости от того, согласны ли с этим правообладатели того или иного фильма или нет.

    Из-за решения наградить Алексея Навального организаторы церемонии премии «Белый слон» столкнулись с немалыми трудностями. Прежде всего из состава учредителей премии вышла Гильдия киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ. Что автоматически означало невозможность проведения церемонии в Доме кино, который был традиционной площадкой для премии. Во-вторых, приютить премию после упоминания имени Алексея Навального не соглашался никто, кроме Сахаровского центра, но его помещения не позволили бы вместить всех желающих посетить церемонию – обычно до семисот человек. Поэтому было принято решение провести церемонию в смешанном режиме: в Сахаровском центре была оборудована студия, в которую приезжали московские лауреаты и «вручанты», а остальные участники – от Якутска до Лос-Анджелеса – общались со зрителями трансляции в режиме он лайн конференции.

    В церемонии приняли участие: Андрей Звягинцев, Александр Сокуров, Юрий Норштейн, Андрей Хржановский, Виктор Косаковский, Дмитрий Геллер, Федор Бондарчук, Андрей Плахов, Любовь Аркус, Лариса Малюкова, Илья Хржановский, Виктория Исакова, Александр Паль, Роман Зверь, Владимир Вдовиченков, Елена Лядова и др. Приз представителям Алексея Навального торжественно вручили актриса Яна Троянова и кинокритик Виктор Матизен.

    Церемония прошла в дружеской обстановке, где ключевым словом стало слово «солидарность». Но не без сложностей. Прежде всего в эфирную студию проникли два крепкого вида молодых человека, в которых присутствующие опознали провокаторов одной известной националистической группировки. С трудом их удалось вывести из зала. А самое главное: церемонию должно было завершить эфирное включение из редакции журнала «Искусство кино», которая размещается в здании Дома Актера на Арбате. Но за полчаса до этого здание Дома Актера объявили заминированным, и попросили редакцию покинуть помещение. Наскоро организованную трансляцию главный редактор журнала Антон Долин и его коллеги вели из ближайшего кафе. Там и объявили о награждении призом в номинации «Лучший фильм» картины Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» и предложили режиссеру, если он снова передумает, зайти за почетной статуэткой в редакцию.

    Виктор Матизен (Fb)

    Matizen Victor

  • Виктор Матизен на Белом слоне в резиденции Р. Кадырова
  •  

    AtgSpnoSproiln e7nimsoS aedrgth 5ged:51rrS AildM ·

    Привожу открытое письмо А.С.Кончаловского:

    "Председателю Экспертного совета

    Национальной премии

    Кинокритики и кинопрессы «Белый слон»

    В.Э. Матизену

    Уважаемый Виктор Эдуардович!

    С сожалением вынужден сообщить, что я принял нелегкое для себя решение и прошу снять мой фильм «Дорогие товарищи!» с номинации на Национальную премию кинокритики и кинопрессы за 2020 год.

    Я благодарен Экспертному совету за высокую оценку картины и ее выдвижение на премию в шести номинациях. Эта премия является для меня одной из самых важных в российском кинематографе, так как означает признание

    художественной ценности фильма со стороны профессионального сообщества — киноведов и кинокритиков, которые судят о фильме с позиций искусства.

    В связи с этим — два слова о природе искусства. Художник делится своими чувствами. Не мыслями — потому что мыслями делится философ, не идеями — потому что идеями делятся политики. Художник создает образы, которые должны

    сообщить чувства и уже потом вызвать идеи, мысли о сути жизни, об этических целях и в результате — о прекрасном. В этом для меня и заключается высший смысл искусства. Я, как могу, пытаюсь быть верным этому высшему смыслу.

    Поэтому мне грустно видеть, что в этом году номинантом Национальной премии кинокритики и кинопрессы в категории «Событие года» стал публицистический проект, который может рассматриваться как политический акт, но никак не может получать оценки по критериям киноискусства. Это как если бы передовая статья в газете «Комсомольская правда» получила премию по литературе.

    Сожалею, но ошибка Экспертного совета лишила нас в этом году возможности объективной оценки искусства кинематографа в рамках профессионального сообщества".

    А за неделю до этого я получил от сотрудницы фонда Кончаловского следующее письмо:

    "Шукова Наталия <pr@konchalovsky.ru>

    30 мар. 2021 г., 13:01

    Виктор, добрый день! Хотела вас попросить сообщить нам о месте и времени мероприятие, как только будет известно, чтобы мы могли поставить в расписание Андрея Сергеевича посещение премии, а также большая просьба прислать ваш логотип/имидж премии, чтобы мы могли сделать пост в соц сетях Андрея Сергеевича если возьмем какой - то приз.  Спасибо"

    То есть, в момент отсылки этого письма Андрею Сергеевичу было известно о решении Экспертного совета премии "Белый Слон" присудить фильмам-расследованиям Навального специальный приз "Событие года". Тем не менее, он намеревался посетить нашу церемонию и получить призы в случае, если окажется, что они присуждены "Дорогим товарищам". Не знаю, что вынудило или кто вынудил уважаемого режиссера изменить свое первоначальное решение, но ясно, что это было политическое давление.

    Добавлю также, что возражения А.С.Кончаловского против присуждения приза "Событие года" Алексею Навальному и его творческой группе не выдерживают критики. Кинопублицистика - законный и признанный в мире жанр документального кино, к которому относятся такие широко известные фильмы как "Обыкновенный фашизм" Михаила Ромма, "9/11 по Фаренгейту" Майкла Мура и "Акт убийства" Джошуа Оппенхаймера, причем работы Мура и Оппенхаймера, как и фильмы Навального, являются расследованиями.

    Кроме того, раз уж Андрей Сергеевич заговорил о чувствах, должен заметить, что картины Навального прежде всего воздействуют на чувства, а потом уже на остальные органы восприятия, и это чувственное воздействие привлекло к ним десятки миллионы миллионов зрителей и побудило членов Экспертного совета отметить их специальной премией.

    А вот официальный ответ Оргкомитета премии "Белый слон":

    "В ответ на заявление А. С. Кончаловского о снятии с рассмотрения Экспертным советом Национальной премии кинопрессы и кинокритики "Белый слон" фильма «Дорогие товарищи!», сообщаем:

    В соответствии с регламентом, при голосовании участников премии рассматриваются все отечественные фильмы, чей выход в прокат или пресс-показ состоялся в предшествующем году.

    Выдвижение фильмов их создателями или производящими компаниями, равно как и их снятие с номинаций, не предусмотрено. Автор может отказаться от получения премии, но не может снять свою работу с рассмотрения сообществом киноведов и кинокритиков. Если фильм "Дорогие товарищи" соберёт наибольшее число голосов в одной или нескольких номинациях, факт присуждения ему премии останется в истории российского кино, как и прецедент отказа от нее постановщиком фильма.

    (Остальные номинированные участники съемочной группы Кончаловского, если победителями в своих номинациях окажутся они, смогут получить заслуженные ими награды).

    Andrey Plahov 

    (Fb)

    ПИСЬМО ОТ АРТДОКФЕСТА

    В Санкт-Петербурге фестиваль документального кино закрыли по доносу

    В Москве 2-ого апреля фильмом Rastorhuev открылся ARTDOCFEST, а на следующий день фестиваль документального кино зажил в привычном темпе — до вечера, пока не пришли новости из северной столицы. В Санкт-Петербургском Доме Кино смотр открывался на сутки позднее — 3 апреля — но всё той же картиной о трагически погибшем документалисте, и зрители раскупили все доступные билеты на первый показ, с учётом того факта, что продажи осуществлялись согласно принятым в городе санитарным нормам — 75% наполняемости зала.

    Перед началом фильма на показ пытались пройти представители Роскомнадзора и полиции, намеревавшиеся проверить, как на фестивале соблюдаются коронавирусные ограничения. Организаторы их не пустили, после чего, дождавшись выхода зрителей, государственные люди опечатали два зала Дома Кино, тем самым лишив фестиваль его главной площадки. На сайте кинотеатра появилась запись о том, что данные залы не работают «по техническим причинам». Позже стало известно, что представители городских властей прибыли на фестиваль по доносу известного провокатора Тимура Исаева, называющего себя Тимуром Булатовым. Обо всём этом сообщила координатор фестиваля в Санкт-Петербурге Тамара Ларина.

    В декабре несколько питерских показов ARTDOCFEST примерно по той же схеме лишились привычного помещения — кинотеатр «Англетер» закрыли прямо перед первым сеансом. Не сложились отношения ещё с несколькими городскими площадками, которые предпочли не идти на риск и не пускать к себе ARTDOCFEST. Поэтому руководство фестиваля, учитывая все возможные проблемы, делало всё, чтобы избежать конфликтов с городскими властями, вплоть до отзыва из программы остро-политической картины «Котлован» Андрея Грязева. Тщательно готовились и соблюдать санитарно-эпидемиологические установки. Однако, как выяснилось, все эти предосторожности оказались тщетными.

    В настоящее время мы планируем побороться за вторую фестивальную точку в Санкт-Петербурге – студию Лендок, куда тоже вечером 3 апреля приходили с проверкой, но мероприятий в этот день там не было. ARTDOCFEST нуждается в широкой общественной огласке произошедшего.

    Эхо Москвы

    И. Петровская―  Всё, что происходило в эти дни и в Москве, и в Питере вокруг действительно самого, наверное, влиятельного, авторитетного фестиваля документального кино, неигрового кино — это не поддается вообще никакому пониманию и объяснению. Начнем с того, что в Питере его просто запретили.

    Представители определенных служб сидели в автобусе и ожидали, пока соберутся зрители, а потом ворвались и предъявили им нарушения санитарно-эпидемиологических правил, норм. Якобы там люди были без масок и перчаток. Тут вспоминается недавнее зрелище с невероятным количеством людей в Лужниках, посвященное «крымнаш». Там никого не было ни в масках, ни в перчатках. Тем не менее, никаких норм они, видимо, не нарушали. Но в Москве тоже фестиваль проходил, в общем, в условиях, близких к боевым.  2 фильма просто запретили. Под нажимом

    вынуждены были снять с показа, чтобы не подставлять ни фестиваль, ни зрителей, ни авторов. Ну а всё остальное проходило всё время в режиме ожидания каких-то провокаций. Вчера, в день закрытия, одна из таких провокаций случилась. Активисты неведомой организации (то есть ведомой, но не хочется лишний раз называть) ворвались на территорию кинотеатра «Октябрь».

    Давайте заметим, друзья мои, что это самый центр Москвы. Буквально в нескольких километрах от цитадели Кремля. И тем не менее, несмотря на то, что там дежурила полицейская машина, они ворвались и почти напали на главного организатора, человека, который этот фестиваль проводит — Виталия Манского. Пытались набросить ему на шею какую-то белую тряпку. Это всё есть — там снимали люди, выложили.

    РоммииПосле того, как распоряжением лично министра культуры Мединского этому фестивалю было отказано в госфинансировании (а случилось это уже энное количество лет тому назад), у меня каждый раз было ощущение, что этот фестиваль последний здесь, на территории России. Тем не менее, Манскому удавалось и пока удается невозможное — он его проводит.

    Он давно мог от этого отказаться. Он успешный международно признанный режиссер, который снимает действительно очень актуальные, важные картины. Их показывают по всему миру на всех фестивалях. Он берет самые разные (и в основном, кстати, главные) призы этих фестивалей. И поэтому правда, зачем, казалось бы, такая головная боль человеку, который абсолютно успешен?

    И вот за эти годы Виталий Манский превратился, я не побоюсь этого слова, в человека, который осуществляет миссию. Он продвигает это документальное неигровое кино, которое у нас исторически в загоне, если говорить о настоящем кино, о кино документальном как отдельном виде искусства, а не о наборе каких-то там хроникальных кадров. Он и затеял этот фестиваль для того, чтобы это кино пришло на большие экраны, чтобы это кино в противовес тому, что показывают по телевизору, стало определенным маяком для документалистов. Это всегда поддерживает Виталий. Поддерживает и фестиваль, и артхаус, и дебюты, то есть кино совсем молодых людей.

    Вы даже себе представить не можете, дорогие наши слушатели и зрители, кто далек от этого вида искусства, что такое настоящее документальное кино. Это не только фиксатор времени и происходящих событий. Документальное кино создает образ — образ времени, образ страны, образ власти, образ народа, образ просто отдельного человека. Многообразие и жанров, и форм, видов документального кино невероятное. Вся прелесть «Артдокфеста» в том, что на большом экране люди имеют возможность (имели и пока имеют) раз в год это видеть.

    Я вот считаю, что Виталий Манский в этом смысле герой. В прямом смысле герой. Потому что он показывает себя как боец и борец.

  • Виктор Матизен 
  • (Fb)

    Известного документалиста Виталия Манского заочно оштрафовали на 10 000 рублей за пикет с синими трусами у здания ФСБ, а на судебное заседание не пустили его адвокатов. Думаю, что если бы он вышел на Лубянку без трусов, штраф был бы меньше. И боюсь, что правосудие в России скоро достигнет такой высоты, что приговоры будут выносить, как некогда, при закрытых дверях - закрытых не только от публики, но и от подсудимого и защитников.

    Manskiy
    Виктор Матизен 

    (Fb)

    Бесогогон-мракобес в своей программке ляпнул, что "белым слоном" в армии называли поллюции молодых солдат. А мне подсказали, что бесогонами в армии называли онанистов. Правда, Гугл с Яндексом не слышали ни о чем подобном, но интересно не это, а то, что наш затемнитель (пардон, просветитель) не ведает, что Белый слон - высший орден двух стран. Более того, он не знает, что cловосочетание white elephant означает обременительный подарок, иначе поупражнялся бы и на этом. Впрочем, чувство юмора у Никиты Сергеевича атрофировалось вместе с режиссерским талантом, иначе бы он в своем "Солнечном ударе" нашел менее пошлую иллюстрацию полового акта, чем возвратно-поступательное движение пароходных поршней, а в холостом выстреле семенем усмотрел бы нечто боевое - или, если учесть сходство между ним и порнотермином камшот (cumshot) - нечто кинематографическое.

    А вот и назначенный Михалковым президент гильдии киноведов и кинокритиков Кирилл Разлогов вставил словечко: "Очень многие снимали свои картины с премии "Белый слон"... Это право автора". И еще: "Из 54-х человек, на основе 21-го голоса было принято то самое решение о вручении спецприза "Событие года". Поздравляю, гражданин, соврамши, сказал в аналогичном случае Фагот Жоржу Бенгальскому. Во-первых, решение Экспертного совета о присуждении приза Алексею Навальному было принято квалифицированным большинством голосов - более 40. Во-вторых, никому еще не удалось "снять" свой фильм с нашей премии, и никто не имеет права это сделать. К тому же до Кончаловского никто и не пытался.

    Отличился также гендиректор "Мосфильма", давно опустившийся до уровня вечернего мудозвона и не вполне понявший, что сморозил: "Вот этот "Белый слон" выражает взгляды прежде всего Матизена, и никого другого, на мой взгляд. Сам господин Матизен и определяет в основном – что, кому, чего давать. Ну, Матизен не того масштаба фигура, чтобы определять это". То, что я не того размера, дабы решать, кому что давать, а кому нет - чистая правда: я не могу указать Андрею Плахову, Леониду Павлючику, Елене Стишовой, Антону Долину, Ларисе Малюковой и еще тремстам кинокритикам, в том числе пятидесяти членам Экспертного совета премии "Белый слон", за что им голосовать. А вот Никита Сергеевич Михалков в своей карманной премии "Золотой орел" может. И, как видно по результатам присуждения, определяет. Похоже, что г-н Шахназаров сперва и подумал о Никите Сергеевиче, но в последний момент осекся и заменил его фамилию на мою.

     Виктор Матизен 

    (Fb)

    (Выступление на вчерашней церемонии вручения премий кинокритики и кинопрессы "Белый слон" за 2020 г.):

    "Много призов мне приходилось вручать, но впервые и, я надеюсь, что в последний раз, мы вручаем этот приз человеку, который сидит в тюрьме по заведомо ложному обвинению, настоящему политическому заключенному. Но мы вряд ли присудили бы ему эту премию, кем бы он ни был, если бы его картины не были исполнены гражданского пафоса, мастерства, настоящей страсти и неумолимой логики. К сожалению, эта церемония проходит в обстановке, когда на нашего коллегу, президента фестиваля «Артдокфест» Виталия Манского нападают бандиты, а полиция и непотребнадзор срывают проведение «Артодокфеста» в Петербурге. Лучше Хомякова обо всем этом не скажешь: "В судах полна неправды черной, и игом рабства клеймена. Безбожной лести, лжи тлетворной и всякой мерзости полна". Написано в позапрошлом веке - и все еще актуально...

    Виктор Матизен 

    (Fb)

    Спасибо всем, кто участвовал в нашей церемонии по обе стороны экрана. Приносим извинения за технические погрешности и длинноты. Были готовы к вторжению полиции, Роснепотребнадзора и СЕРБов, но явились только два НОДовца с намерением встрять в момент оглашения спецприза Навальному. Я на всякий случай припас кое-что в кармане, но наши помощники их ловко отвлекли и они ушли не солоно хлебавши. Искренне благодарю Андрея Сергеевича Кончаловского за рекламу нашей премии, а также

    поздравляю

    его с нежеланной наградой. История кино этого не не забудет!

    P.S. Готов заказать и оплатить картину "А.К. сражается с критиками, стремящимися насильственно вр(с)учить ему "Белого слона" за лучший фильм 2020 года"

    Полный список лауреатов премии:

    Лучший фильм

    «Дорогие товарищи!», реж. Андрей Кончаловский

    Лучшая режиссерская работа

    Дмитрий Давыдов («Пугало»)

    Лучший сценарий

    Михаил Сегал («Глубже!»)

    Лучшая операторская работа

    Ирина Уральская («Блокадный дневник»)

    Лучшая работа художника

    Александр Загоскин («Серебряные коньки»)

    Лучшая музыка к фильму

    Анна Друбич («Гипноз»)

    Лучшая главная женская роль

    Валентина Чыскыырай-Романова («Пугало»)

    Лучшая главная мужская роль

    Александр Паль («Глубже!»)

    Лучшая роль второго плана

    Виктория Исакова («Человек из Подольска»)

    Лучший полнометражный фильм-дебют

    «Китобой», реж. Филипп Юрьев

    Лучший документальный фильм

    «Гунда», реж. Виктор Косаковский

    Лучший анимационный фильм

    «Хозяйка медной горы», реж. Дмитрий Геллер

    Лучший короткометражный фильм

    «Мы – значит», реж. Игорь Марченко

    Лучший телесериал

    «Псих», реж. Федор Бондарчук

    Премия молодых «Голос» (критики до 35 лет)

    «Год белой луны», реж. Максим Печерский

    Событие года

    Проект «Дау», реж. Илья Хржановский

    Событие года

    Алексей Навальный и его творческий коллектив

    За серию новаторских документальных фильмов-расследований

    Приз имени Мирона Черненко

    Клара Михайловна Исаева

    За многолетнюю киноведческую и педагогическую деятельность

    Приз за вклад в искусство кино

    Андрей Юрьевич Хржановский («Нос»)

    По материалам the insider, Facebook, Эхо Москвы подготовил В. Лебедев

Комментарии
  • Уфч - 14.04.2021 в 07:22:
    Всего комментариев: 1210
    Про "Дорогих товарищей" Кончаловского даже бы не услышали, даже в связи с этой премией. А вот, гляди-ж, отметили. И националистами какой национальности являются Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 3 Thumb down 1
  • net - 14.04.2021 в 23:21:
    Всего комментариев: 470
    Уж Кончаловский лизнул усмановым,путиным и ко,так лизнул....Гены-с! А фильм хороший.
    Рейтинг комментария: Thumb up 4 Thumb down 1
  • Уфч - 15.04.2021 в 07:05:
    Всего комментариев: 1210
    Да кому они сдалися эти Кончаловские-Михалковския. Тут вот Мюрид шутку про Навального отколол - посоветовал ему на отсидке написать политическую доктрину. И где Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 1
  • anatrik - 16.04.2021 в 04:30:
    Всего комментариев: 524
    А Кончаловский-то с душком
    Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 2
  • Просто зритель - 16.04.2021 в 14:46:
    Всего комментариев: 1135
    Сегодня у Алексея Навального 14-й день голодовки и 88-й день в тюрьме. Алёшу вспоминать не бросим!!!
    Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 2

Добавить изображение