Просветление Темного Му (разговор атеиста-кинокритика с верующим актером)

16-07-2021
  • Mamonov Petr
  •    Петр Мамонов (14 апреля 1951, Москва — 15 июля 2021, 70 лет,  Москва)
  • Виктор Матизен: Петр Мамонов снимался не часто, но каждое его появление на экране было событием. И это, мне кажется, потому, что он был наполовину актером, наполовину человеком, который входил в роль со своим внутренним миром и внутренними интенциями, меняющимися от картины к картине. Об этом я и решил с ним побеседовать после показа «Острова» на "Кинотавре" (2006). В результате получился не столько диалог критика с актером, сколько атеиста с верующим.
  • Виктор Матизен - Говорят, что в последние десять лет вы стали другим человеком. Почему?Петр Мамонов - Когда мне стукнуло 45 лет, я совершенно потерял интерес к жизни. Вроде все есть - жена у меня любимая, дети прекрасные, родители хорошие, работа замечательная, свободное время, полная независимость, все меня любят, и я их люблю. И вдруг уперся в то, что мне незачем стало жить. А у меня есть двоюродный брат - строитель. Как раз тогда он строил поселочек людям, которых уважал. Лене Филатову и другим. И сказал мне: «Петь, возьми участочек». А я всю жизнь в городе – зачем мне участок? Он говорит: «Ты хоть приедь, посмотри». Я приехал, увидел эту неописуемую красоту, эти сосны, речечку и говорю: «Вот, я здесь и останусь». Первые два года жил один, потому что условия были трудные. Жена и дети бывали наездами. И вот помню я один зимний вечер, темный, длинный, когда я вдруг осознал, что утратил. Без ложной скромности скажу, что человек я развитый и неглупый, поэтому пить из-за этого не стал. А стал думать, для чего вообще жить, для чего мне эти отпущенные 70 или сколько там лет жизни. А прапрадед мой был протоиреем Собора Василия Блаженного. Дай, думаю, куплю молитвословчик - посмотрю, о чем они там молятся. Читал поначалу с ужасом и с неким удивлением. Даже стал отмечать молитвы, с которыми я согласен, и с которыми не согласен. Уже не помню, почему - что-то мне казалось очень высокопарным или не подходило в тот момент моему сердцу. Потом это все прошло и я понял: все, что мне надо, все там есть.Стал в храм ходить. Деревенские спрашивают: «Ты че, Петро, в церковь зачастил?», а я им: «Ты пивко любишь попить, с мужиками в пивной целый день простоять?» «Люблю» «А я в церковь люблю ходить». Это было начало, а настоящая встреча с Богом произошла не так давно, года полтора назад. Я не мог выбраться из одного греха. Никак не мог. И вот утром на Сретение встал и вдруг почувствовал, что Господь залил мое сердце любовью и обезоружил меня. И все прошло. Исаак Сирин говорил: «Бог наш - это любовь, это океан любви». И причина боговоплощения и крестной смерти - только любовь к человечеству, а все остальное вторично.- Контрольный вопрос: не верующих в него Бог тоже любит?- Один священник сказал: «Богу неважно, что вы в Него не верите, главное, что Он в вас верит». Бог верит в человека, он надеется на нас. Мы ему нужны, потому что любовь – это чувство с обеих сторон. Ему нужна наша любовь. Вы, как я понимаю, атеист, я верующий, но при этом мы остаемся нормальными, уважающими, слушающими и пытающимися понять друг друга людьми. С одной стороны никто никого за уши в церковь не тащит, с другой - никто ни от кого не требует отказаться от Бога.- Я не знаю, есть ли Бог, и придерживаюсь двойственного принципа: «Мыслить следует в основном так, как будто бога нет, а поступать так, как будто он есть». Мне кажется, что у России вообще довольно сложные отношения с богом.

    - Непростые. До 1917 года у нас была настолько богатая и сытая жизнь, что человек забыл Бога. Господь посмотрел на это и сказал: «Ах, я вам не нужен, получите Ленина и Сталина». А когда мы перестали им поклоняться, дал нам все блага. Я в провинции живу и совершенно не разделяю распространенного взгляда, что все плохо и все воруют. Народ заинтересован в работе, бросает пить. До 10 часов вечера трудятся на своей земле. Домики все покрыты, во дворе по два автомобиля. Я маме в Москву из наших магазинов вожу местные продукты - нарофоминские, обнинские. И молоко, и сметану, и колбасу – у нас все дешевле. Вот стада племенные из Голландии привезли. Как не радоваться? Или вот про молодежь всякое говорят, а встречаюсь с молодыми людьми и вижу, что им не нужна ни порнуха, ни уродская реклама. В прошлом году я снимался у Сергея Лобана в «Пыли». Ему 24 года, он сделал картину на свои деньги, ни у кого не просил - заработал, снимая хирургические операции. Так вот, это на поверхности пыль плавает, а в глубине – чистая вода. Это когда входит в троллейбус пьяный хам, то кажется, что ехать нельзя. А остальные сорок сидят и тихо едут. Вот мы сидим с вами в фестивальной роскоши, а люди встали в 7 утра и пошли на работу. Я депутат от этих людей.

     

    - В конце 80-х вы были рокером, и мне очень нравились «Звуки Му». У вас был собственный сценический образ – такого юродивого «протестанта». А теперь вы и ваши коллеги отрекаетесь от своего прошлого, как будто занимались чем-то нечестивым и ужасным.

    - Я к своему прошлому действительно плохо отношусь. Потому что вел тогда скотоподобный образ жизни. А музыка – это просто талант, который мне Бог дал. Все говорят: Пушкин, Пушкин… А покажите мне мать, которая хотела бы, чтобы ее сын прожил жизнь так, как прожил ее Пушкин. Гением своим, что от Бога, он хорошо распорядился. А вот жизнью…

    - Вы полагаете, что образ жизни и творчество можно разделить? Я вот не уверен, что если бы Пушкин вел жизнь праведника, то остался бы в истории как великий поэт.

    - Я вам маленькую притчу расскажу. Когда Господь наш въезжал в Иерусалим на ослице, и все кричали: «Осанна» и кидали цветы под ноги ослице, она была в полной уверенности, что славят ее. Мой талант – это Господь на мне, осле, восседает. И все это прорывалось сквозь мое личное, похабное отношение к жизни, сквозь мою пьянку, сквозь мой задранный нос, сквозь самоощущение, что я король, что я гений, что я главный, что я все знаю, что я все понял. Вот какой я был человек и поэтому свои старые песни просто ненавижу. Я никогда не создавал образов на сцене, это был искренний крик о том, что у меня в душе. Теперь я слушаю эти песни и вижу с ужасом, как я жил, о чем думал, о чем пел. Сплошная порнография, водка и так далее. Можно, конечно, сказать: «антигерой», «отрицательное обаяние»... Я – всего лишь приемник. Если приемник - «Грюндиг», то прием чище. Я должен чистить себя, чтобы чище воспринимать дары, которые Господь дает. Когда я был зашорен, то все, что шло через меня, волей-неволей зацепляло болотистую тину, которой я был переполнен. И хоть это было талантливо, это было страшно. Это не путь. Это было только разрушение. Отрицание той жизни. Может быть, в тот момент и надо было так действовать. Потому что жили мы страшно.

    - Многие тоскуют по этой страшной жизни.

    - Это понятно. В тюрьме по-своему здорово жить. Потому что тебя кормят, поят, поднимают, строят, гонят на работу – делай и ни о чем не думай. Отсюда весь этот вой о старом времени. А я всегда был бунтарски настроен и выл против этого времени. Это был правильный вой, но загрязненный моей личной жизнью.

    - Если бы он не имел отношения к вашей личной жизни, это бы так не действовало. И вы бы не стали тем Мамоновым, который вызывал у нас такой драйв.

    - Никто не знает, что бы было с нами, если бы мы не пили столько водки, не меняли бы так женщин и не делали бы столько глупостей. Может, я пятьсот своих лучших произведений втоптал в пьянку…

    - Если бы вы тогда обратились к богу, то создали бы ансамбль духовных песнопений, от которого бы скулы сводило оскоминой…

    - Митрополит Антоний пишет, что если верующий художник начинает сочинять произведения о своей вере, то, как правило, выходит фальшивка. Не надо ничего сочинять, надо положиться на свою художественную интуицию, и тогда чистота, достигнутая в вере, будет в твоих произведениях. Вот начало одного из моих последний стихотворений: «Сердце чистое-чистое//Высоко-высоко//Мысли быстрые-быстрые//И снега далеко. Это написал тот же человек, который пел «Муху - источник заразы» и «Люля кебаб»? Я реально вижу, что во мне изменилось.

    - Честно говоря, про мух мне нравится больше. А вот мухам бы понравилось – они любят переслаженное.

    - Что кому нравится, это дело вкуса. Я говорю о том, что моему существу, всей моей душе сейчас хорошо жить. Искусство - это не первый план нашей жизни. Первый план – это отношения между людьми. Это умение слушать, это попытки уступить, а не отнять. Это предпочтение быть убитым, а не убивающим. Вот что мне Господь подал. Если я буду чистить себя и любить других, мир станет лучше. Но любовь - не вздохи на скамейке, не прогулки при луне, и не восхищение друг другом. Это умение нести тяготы другого человека. Даже если он тебе неприятен, ты сделай ему хорошее, переступи через себя. Подними лежащего, не думай, что это пьянь валяется. Может, у него с сердцем плохо. И даже если пьян, подними, посади на бордюрчик.

    Суть христианства – это сколько крови ты можешь отдать ближнему. У нас ошибочное мнение, что христианство – это хождение в церковь и молитвы. Как говорит мой любимый отец, Дмитрий Смирнов, некоторые из нас, ходящие по сорок лет в церковь и читающие все молитвы, очень удивятся, когда встанут перед райскими дверьми, и оттуда услышат голос: отойдите, не знаю вас. Христианство – это вымыть лишний раз посуду.

    - В фильме Павла Лунгина «Остров, где вы играете не очень послушного послушника, мне очень понравилась церковно-славянская речь в вашем исполнении. Просто музыка.

    - Да, это потрясающая вещь. В древнеславянском языке не было ни одного хулительного или ругательного слова. Не было в них потребности. Значит, не было хамства.

    - Откуда же оно взялось – от татаро-монголов? Или от сатаны?

    - Сатана в переводе значит «противник». Одно из имен дьявола – разделяющий. Если мне кажется, что я на сто процентов прав, и моему оппоненту кажется то же, мы оба неправы. Если мы обмениваемся мнениями, это нормально, а как только начинаем доказывать и настаивать на своем, это работа дьявола, который хочет нас разделить.

    - Есть люди, которые обязаны доказывать – это ученые, иначе грош им цена.

    - В своей области пусть доказывают, я не против. Но там, где ничего доказать невозможно, давайте беседовать, высказывать точки зрения. Иметь мнения, но не осуждать, не выстраивать всех по своему ранжиру.

    - Вы с Лунгиным и картину делали в таком настроении?

    - Первое свойство художника – робость, неуверенность, сомнение. Как только начинается «я знаю», искусство кончается. И правы те критики, которые указывают нам на множество нестыковок. У нас было пять часов материала. Паша Лунгин замучился, не зная, как вырезать. Все ценно, все дорого. В картине есть швы, но там есть ненавязчивый подход. Не дай Бог было сделать православную агитку. Мы просто попытались дать людям, которые с семи утра на работе, какие-то поручни и костылики, чтобы им было легче жить.

    - Я где-то прочел, что вот-де Лунгин снимает молящегося человека, да еще крупным планом, а ведь это так же гадко, как подглядывать в бане…

    - Это серьезный вопрос. Сейчас я отношусь к кино, как к чистому развлечению. Я закинул на чердак всех Бергманов и всех Тарковских, которые сами ничего не понимали, и нас, зрителей, грузили своим непониманием. Я смотрю французское кино 50-х годов, гангстерские триллеры. Очень честные фильмы. Сюжеты такие увлекательные, что на два часа от всего отключаешься. Но все преступники, которых ты успел полюбить, в конце обязательно погибают. Зло наказывается. Так что эти фильмы странным образом несут положительный заряд. Поэтому у меня большое сомнение относительно нашего фильма. В этом ли назначение кино? Мы ведь проповедуем, ненавязчивую, но все-таки проповедуем. А как показывать православие без молитвенного состояния? Ведь мы делаем фильм не для верующих и не для закоренелых атеистов, а для тех, кто не знает. И как же мы их убедим, если не покажем радость общения с Богом?

    - В математике есть способ доказательства от противного, подчас единственно возможный. Показываете оставленный богом мир – и у кого-то, глядишь, и проснется тяга к высшему. Вы, когда пели, как раз и пели «от противного».

    - В этом что-то есть. Ведь ни работа, ни любимая женщина, ни дети, ни кайф, ни дружба, не может заставить нас забыть о Боге, мы все равно тоскуем. Почему? Потому что душа наша настолько глубока и бездонна, что ее может заполнить только Бог. Тот, кто ее создал.

    - Изящная мысль.

    - Шесть лет (4,2 -ред.) идет свет от ближайшей звезды. Это что, для кошек? И масштабы человеческой личности таковы.

    - Вы не боитесь из артиста превратиться в проповедника?

    - Я с Вами делюсь своим сердечным опытом. Ко мне приходил один человек и говорил: «Я хочу познать Бога, откройте мне Бога». Я ему ответил: «Предположим, я бы мог это сделать, но готовы ли вы отказаться от той жизни, которой живете и начать жить новую жизнь? Или вы мечтаете о Боге только как о добавочной награде?» Он был человек честный и сказал: «Да, я хотел бы, чтобы Бог вошел в мою жизнь, не нарушая того порядка, который я установил». А так не получится, потому что слово Божие острее меча обоюдоострого. Если мы его принимаем, то придется менять свою жизнь.

    - Вы сказали, что христианство никому ничего не навязывает. А церковь? По-моему, она стала прибегать к устрашению. Вот была в сахаровском центре выставка: «Осторожно, религия». Двусмысленное название, провокационные экспонаты. Такой, например: как бы икона с вырезом вместо лица, в напротив - фотоаппарат. Люди, которые называли себя православными, разгромили выставку, якобы по своей инициативе, а на деле по наущению какого-то священника, и не понесли наказания. Вместо них суд оштрафовал одного из организаторов выставки.

    - Экспонат, по-моему, кощунственный, но погром – не христианский акт. Зло на зло - не ответ. Зло побеждается только добром. Вообще, что такое зло? Тьма – это отсутствие света, зло - отсутствие добра. У него нет своей сущности. Попробуйте внести в комнату свечу и закрыть свет тьмой. Вы можете только погасить свечу. Меня возмущают и голые жопы на экране, и игровые автоматы в продовольственных магазинах. Но противостоять этому надо своей жизнью. А не разрушением этого. Что мы попытались сделать в «Острове»? Мы не против никого. Мы за. За чистоту, за честность, за покаяние. Покаяние – это не слова извинения. Это изменение жизни.

    - У дьявола тоже нет сущности?

    - Давайте от противного, как вы сказали. Что такое ангелы? Хрусталики, в которых нет никакой тьмы, и которые играют всеми гранями, потому что в них преломляется свет. Ангелы, славя Бога, восходят день ото дня все ближе и ближе к нему. А что такое бесы? Это ангелы, которые остановились и тут же стали мутнеть. Так же и люди. Остановок на достигнутом не бывает. Если ты остановился на удобной ступенечке, твой лифт сразу поехал вниз. Дьявол начал мнить, что достиг состояния, при котором Господь уже ему не нужен. Поэтому гордость - самый страшный грех, от которого все идут остальные. Тщеславие, многоглаголание, чем я грешен очень сильно. Но празднословие празднословию рознь. Ко-гда я говорю и общаюсь с журналистами, чтобы через них до людей дошли такие вещи, я правомощно болтлив. Как сказал один старец афонский: «Лучше я с Богом поговорю о тебе, чем с тобой о Боге»

    - Хорошая формулировка, хотя, видит бог, вы со мной только о нем и говорите. Ваш герой в фильме несколько иной. Отчасти святой, отчасти юродивый, отчасти провокатор, отчасти бес. Чем и интересен. Так?

    - Нет, немножко не так. Что такое подвиг юродивого? Самый высший подвиг в христианстве, когда человек обрекает себя на полное поношение, полный позор, чтобы, не дай Бог, кто-нибудь не увидел в нем святость. Вот Василий Блаженный бегал голым - зачем? Бесы в него вселились? Нет. Чтобы ему все говорили – ты самый мерзкий, ты самый грязный. По нашей вере это благо, это дает смирение. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. То, что вы называете провокациями, он совершает не со зла, а для вразумления, для того, чтобы люди очухались. Вот он перед приходом отца-эконома мажет дверную ручку дегтем – потому что тот загордился своим положением, или поджигает матрас настоятеля, чтобы вывести его из состояния полной благостности, которую так блестяще сыграл Виктор Иваныч Сухоруков. Ведь его Филарет думает, что всего достиг, а это и есть прелесть.

    - На взгляд атеиста, вы в своем нынешнем состоянии тоже производите благостное впечатление…

    - Это вам кажется. Я нахожусь в состоянии непрестанного удивления перед Господом, который меня все терпит, и все дает, и ждет от меня, и ждет, и потихоньку мое сердце открывается и открывается. Знаете, как раньше описывали зарождение жемчуга? Это когда устрица открывается и на нее падает лучик света. Максимум, чего я пока достиг – что иногда я чувствую себя такой вот устрицей. А будет ли жемчуг – Бог весть…

  • P.S.
  • Дмитриц Быков:
  • Нужно выразить соболезнования родным Петра Мамонова и проводить его добрым словом. Я думаю, что если рай и существует в том или ином представлении, то Мамонов там. Собственно, он там и прожил последние 20 лет, хотя телесно был с нами. Иногда, знаете, человек ходит вместе с нами по земле, а душа его в аду. Допускаю, что и в раю такое тоже возможно.Во всяком случае, Мамонов в его облике «денди с Петровки», как о нем писали, и в облике рокера, и в облике переводчика с норвежского в редакции «Пионер» делал то, что хотел. Всегда. А это и есть предназначение человека на свете, потому что большинство людей всё-таки не хочет ничего ужасного. Мамонов по внутренней свободе, по абсолютному соответствию природе своего дара, по своей, думаю, мучительной, но всё-таки в конечном итоге благотворной и счастливой эволюции очень полно осуществился. Это максимум того, что можно сделать.

    И конечно, большая часть его моральной проповеди, то есть необходимость всё-таки помогать ближнему непафосно, тихо и ежедневно — это мне вполне приятно. Это еще мягко сказано — это мне глубоко внутренне близко. И он, конечно, заслуживает глубочайшего уважения и самой горячей любви.

    «Пересмотрел перформансы Мамонова. Кажется, он пытался подключаться и к светлому, и к темному каналу. Что, на ваш взгляд, было для него органичнее?». Я не буду строить догадки, что было для Мамонова органичнее. Я думаю, что для него и то, и другое было формой служения.

    Я слышал мнение, что вера сломала Мамонова и превратила его в юродивого. Но сломаться — не значит превратиться в юродивого. И это как раз не ломка, это такая форма роста. Поверьте мне, что Мамонов (я же его видел — никогда с ним не говорил, но видел) не производил впечатление сломленного человека.

    Наоборот, он производил впечатление очень гармоничного существа. Более того, было чувство, что на нем какая-то благодать лежит. Надежно, приятно было в его присутствии. Не было ощущения дискомфорта. Что на сцене, когда он пел в «Звуках» и гениально юродствовал, что в исполнении его ролей (скажем, в «Острове» или в «Царе»), что в его встречах с публикой, спектаклях и перформансах. Он юродствовал. Юродствовал очень талантливо. И это никогда не производило впечатления какой-то сдачи темному началу.

Комментарии
  • PP - 17.07.2021 в 03:37:
    Всего комментариев: 923
    Я уже понял, что эрэфикус ментально в 19-м веке, но никак не ожидал, что его сегодняшние духовные лидеры уже добежали и до 15-го. Не к сосенкам, валенкам, коровкам и Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 3 Thumb down 0
    • Уфч - 17.07.2021 в 08:42:
      Всего комментариев: 1210
      Пипи точняк! Статья - об "успешном духовном прозябании".
      Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 0
    • server31453 - 19.07.2021 в 15:37:
      Всего комментариев: 336
      Уважаемый РР, Вы слишком строги. Я бы не судил героев нашего времени по их пост-советским пируэтам - для многих из них исчезновение СССР явилось трагедией, которую Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
      • PP - 19.07.2021 в 18:26:
        Всего комментариев: 923
        Ув, Сервер, я ниже написал ответ СС. Я вижу, что и вам, и ему знаком этот человек, о котором у вас есть собственное мнение. Мой комментарий никак не может им Показать продолжение
        Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
        • PP - 19.07.2021 в 19:07:
          Всего комментариев: 923
          И еще для иллюстрации. Одна из самых удивительных и любимых глав в платоновском "Государстве" -это глава о переселении душ. А теперь догадайтесь, какие эпитеты я Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0
  • Рожденный в СС - 17.07.2021 в 18:51:
    Всего комментариев: 919
    мудрый человек умеет извлекать удовольствие прямо сейчас из любого момента бытия - и потому счастлив в настоящем. иные оценивая поведение такого чела со стороны Показать продолжение
    Рейтинг комментария: Thumb up 2 Thumb down 1
    • PP - 17.07.2021 в 20:05:
      Всего комментариев: 923
      Ув. СС, я сам руками и ногами за Эпикура, за " умение извлекать удовольствие прямо сейчас из любого момента бытия" (хорошо сказано), но я также достаточно пожил, чтобы Показать продолжение
      Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 0
      • Рожденный в СС - 18.07.2021 в 18:51:
        Всего комментариев: 919
        Ув, РР супротив "чуйки" слова в пустоту... в нашем случае, то, что наблюдал на его концертах я и то, о чем написал Д Быков находятся в противоречии с Вашими чувствами... Показать продолжение
        Рейтинг комментария: Thumb up 1 Thumb down 1
        • PP - 19.07.2021 в 18:20:
          Всего комментариев: 923
          Ув. СС, я не знаю этого человека, я не могу о нем судить, я вобще не сужу людей. Мой комментарий только о данном тексте, а вернее о его половине. Как в школьном Показать продолжение
          Рейтинг комментария: Thumb up 0 Thumb down 0

Добавить изображение