Карельские петроглифы: научная сенсация XIX-XX века

14-02-2017

iПетроглифы Карелии долгое время оставались неизвестны широкому кругу историков и просто туристов. С уверенностью можно сказать, что проживавшее в окрестностях местное население знало петроглифы и относилось к ним с известной настороженностью и даже страхом. Видимо, о них не принято было рассказывать посторонним. Не случайно ученые, время от времени посещавшие Карелию в XVIII — первой половине XIX в., о них ничего не сообщают. Долгое время не обращали на них внимание и местные власти.

Первыми стали известны онежские петроглифы. В 1848 г. К.Гревингк, консерватор Минералогического музея в Петербурге, по поручению Академии наук совершил длительное научное путешествие по Олонецкой и Архангельской губерниям. Побывал он и на восточном берегу Онежского озера, где «наткнулся на гранитную скалу с выбитыми на ней рисунками».

Вернувшись в Петербург, Гревингк опубликовал краткую информацию о своей находке. Вскоре в другом издании появилось сообщение о тех же изображениях учителя Петрозаводской гимназии П.Шведа. Это побудило К.Гревингка опубликовать более пространную информацию о загадочных рисунках. Данные сообщения надолго стали первоисточником сведений об «олонецких резьбах на камне», не раз привлекавших внимание ученых.

Высокую оценку их как нового источника знаний о прошлом дал Н.Г.Черны- шевский. Свою лепту в изучение изображений внесли затем и местные краеведы: К.М.Петров, Н.С.Шайжин, А.Ф.Шидловский. Писали о них и известные финляндские исследователи И.Р.Аспелин, А.М.Тальгрен и другие. В 1910 и 1914 гг. с онежскими гравировками знакомится известный шведский археолог Г.Халльстрем. Он скопировал семь групп с 25 подгруппами — всего 412 фигур. К сожалению, собранный огромный материал до 1960 г. оставался почти не опубликованным.

Карелия: Петроглифы

Подводя итог дореволюционному изучению онежских петроглифов, известный русский археолог А.А.Спицын писал: «... никого не манил этот отрывочный, слабый и трудный для понимания материал». Правда, сам материал вряд ли можно назвать слабым с научной точки зрения, но верно, что он долгое время не становился объектом вдумчивого систематического исследования.

В 1926 г. студент-этнограф Ленинградского университета А.МЛиневский открыл новую группу — Бесовы Следки в юго-западном Прибеломорье, недалеко от г.Беломорска. Сегодня в рамках большинства туров в Карелию вы можете увидеть эти чудесные древние рисунки. Параллельно на протяжении почти 10 лет он изучал и онежские петроглифы. Итогом его работ стали статьи, научно-фантастическая повесть для юношества «Листы каменной книги» и монография «Петроглифы Карелии» (1939). По инициативе А.М.Линевского в изучение беломорских, а затем и онежских наскальных изображений включился московский археолог А.Я.Брюсов, который сосредоточил внимание прежде всего на проведении разведок и раскопок древних стоянок в непосредственной близости от них.

В середине 30-х гг. к петроглифам Карелии обратился В.И.Равдоникас, хорошо понимавший, что они давно уже требовали полной публикации и монографического исследования. Не удовлетворяла его и «историческая интерпретация», предложенная А.М.Линевским и другими исследователями. В 1935 г. он организует экспедицию по изучению онежских, а на следующий год — беломорских петроглифов, результаты оказались впечатляющими. На онежских удалось скопировать 483 фигуры, в том числе фрагменты, из всех 11 известных групп. Особое внимание привлекли неясные ранее изображения, без расшифровки которых трудно было понять первоначальный смысл гравировок.

В низовье р.Выг в Беломорье обнаружилось шесть новых групп, включая масштабное наскальное полотно в местечке Запавруга, по мнению В.И.Рацдоникаса, — исключительный по научной и художественной значимости памятник первобытного искусства и первобытного магического мышления. В них зафиксировано свыше 300 фигур. Поблизости от наскальных изображений усилиями ряда археологов открыты следы древних стоянок, прямая связь которых с рисунками казалась исследователю несомненной. Он высоко оценивал и сам факт их существования, и значение для изучения изображений, в частности, установления их возраста.

В предельно сжатые сроки были осуществлены подготовка и издание двухтомной академической публикации «Наскальные изображения Онежского озера и Белого моря». Выполненная на высоком научном и издательском уровне, она вызвала немало похвальных отзывов и в нашей стране, и за рубежом. Впервые с такой полнотой самобытные памятники вводились в отечественную и мировую науку. Прежде было известно только около 700 фигур, а опубликовано из них не более 100, и ни одной целостной группы. К тому же далеко не все копии соответствовали оригиналу.

Заметный вклад в изучение онежских петроглифов внес в 50—60-е гг. ленинградский этнограф К.Д.Лаушкин, развивавший идеи и подходы В.И.Равдоникаса.

В 60-е гг. археологи Карелии возобновили полевые работы в Беломорье, которые привели к открытию Новой Залавруги, включающей 22 группы и ряд более мелких скоплений. Затем полевые изыскания сконцентрировались на восточном побережье Онежского озера, где также удалось найти немало новых наскальных полотен и фигур. Полевые работы здесь велись уже на новом уровне, комплексно и включали детальные геологические и палеогеографические исследования, подводные изыскания, более основательные поиски и раскопки древних поселений, углубленный источниковедческий, в том числе искусствоведческий анализ изобразительного материала. Велась цветная съемка и копирование рисунков разными способами Ю.А.Савватеевым и Р.Б.Климовым. Была подготовлена книга «Петроглифы Онежского озера» по заказу издательства «Искусство».

Итоги этих работ, длившихся до конца 70-х гг., оказались значительными. Удалось найти еще 11 пунктов с петроглифами, раздвинувших границы всего комплекса в северном и западном направлении. Крайними точками в северной части святилища стали одиночное изображение на о. Березовые луды и новые группы в устье р.Водлы; а на юге — три скопления (два из них новых) на островах Малый и Большой Гурий. Самая дальняя к западу группа обнаружена в 6 км от берега, на оконечности о. Большой Голец. Если раньше среди 11 известных групп была лишь одна островная, то теперь их стало пять. Всего же зафиксировано 22 группы с 850 изображениями против 566, открытых ранее, и 483, опубликованных В.И.Равдоникасом.

В 80-е и начале 90-х гг. район онежских петроглифов продолжал привлекать пристальное внимание археологов, изучающих древние поселения, число которых с каждым годом благодаря новым разведкам увеличивалось и достигло примерно 70. В 1980—1981 гг. здесь продолжал разведки и раскопки Г.А.Панкрушев, а затем, вплоть до 1993 г., — Н.В.Лобанова. В эти же годы онежские петроглифы стали объектом исследования эстонских любителей-энтузиастов, объединившихся в общество первобытного искусства и на протяжении ряда лет проводивших полевые работы, важным итогом которых стало открытие в 1986 г. на м.Кочковнаволок в 1 км севернее устья р.Водлы двух групп, насчитывающих 150 фигур.

В 1989—1990 гг. зарубежные исследователи и любители впервые получили возможность познакомиться с петроглифами Карелии в натуре, начать их самостоятельный анализ на основе собственных наблюдений. В последние годы такие посещения стали обычными, и, выбрав соответствующий маршрут, например, на сайте http://888travel.ru/, вы сами с легкостью можете отправиться осмотреть эти уникальные достопримечательности карельского региона.

Комментарии

Добавить изображение