В неравной борьбе за качество литературы
В советское время между читателями и писателем стояла могучая, идеологически поддерживаемая редакторская перегородка. Все средства массовой информации принадлежали государству, типографии были режимными предприятиями, за изготовление собственной множительной техники можно было угодить в лапы Комитета госбезопасности, а частную издательскую деятельность тогдашний Уголовный кодекс прямо относил к категории «запрещённых промыслов». Тем не менее какая-то литература существовала.
Грянула перестройка, идеологические скрепы рухнули, и был даже период, когда основным сдерживающим фактором для востребованных тиражей в России оказывался дефицит бумаги. Литература умножилась, но принципиально не улучшилась; социум просто стал притискивать её с другой стороны – вместо идеологического диктата появился коммерческий. Особенные, «краевые», изысканные, требующие тонких ценителей жанры и произведения при советской власти были в загоне, потому что не могли пройти издательское сито; после её свержения они же мелькнули и исчезли, поскольку не обеспечивали прочного коммерческого успеха.
Но вот благодаря массовой компьютеризации литература начала смещение к Интернету. Казалось бы, теперь-то и найдётся свободная площадка для процветания самых удивительных и изысканных жанров: ведь Интернет плевать хотел на всяческую идеологическую цензуру, а дефицит серверного пространства ему пока не угрожает. И тут взыскательных читателей подстерегла новая напасть: качественные особенности литературы нивелируются её громадным количеством; причём массив столь огромен, что среднее качество произведений значительно ухудшилось – разумеется, если допустить, что таковое среднее качество существует и может быть определено. Положение любящего литературу читателя сравнимо с положением удильщика: прежде он ловил рыбку в стоячем болоте, потом ему пришлось закидывать удочку с утлой лодочки в бурную реку, ныне ему приходится рыбачить в водопаде.
Именно проблему поддержания достойного, высокого художественного уровня произведений стремится решить журнал «Новая Литература». Это необычное интернет-издание, успешно работающее уже 14 лет: в нём существует строгий и внимательный отбор предлагаемых текстов. Что поразительно: редакторы отвечают на адресованные в журнал письма! Да-да, я не шучу – отвечают, причём уважительно и по существу дела. Это благо в полной мере может оценить только тот, кто вёл безнадёжную переписку с какими-либо другими интернет-журналами. На сайте журнала заявлено: «Что почитать? Новые авторы, формы, мысли. Что посмотреть? Оригинальные живописные и графические работы. С кем поделиться своим творчеством? Как получать деньги за своё творчество? Ответы – здесь и сейчас». Казалось бы, многие сайты заявляют нечто подобное. Есть только одно очень существенное отличие: отвечая на эти вопросы, «Новая Литература» не лжёт!
Алекс Валлей
(Узнать больше можно тут: http://newlit.ru/about.html)