АНЕСТЕЗИЯ ПО-РОССИЙСКИ

10-02-1997

Говорят, мэр Лужков сильный хозяин и Москву стремительно приводит в порядок. Впрочем, Москва всегда была образцовым городом - что в застойное время, что в период реконструкции. В тридцатые годы она поражала иностранцев размахом строительства и преобразованием улицы Горького, бывшей Тверской. И во времена активного Хрущева она поражала размахом строительства - одни Новые Черемушки как воспевали. И во времена орденоносного генсека иностранцы дивились на бум предолимпийского градотворчества. Дивятся они и сейчас - такова уж их иностранная доля. На Тверской, бывшей Горького, воздвигли несколько отелей и отреставрировали сгоревший уже в наше рыночное время Дом актера (ВТО).
Совсем рядом от вечной площадки градостроительных преобразований Горько-Тверской воздвигнут в рекордные сроки Храм Христа Спасителя. Это поражает, хотя его взрыв как раз 65 лет назад, в декабре 1931 года, тоже поражал. И рухнул Храм значительно быстрее его восстановления. Впрочем, он не совсем пока и восстановлен. Вокруг него стоит четыре башенных крана, идет внешняя отделка, и еще более - внутренняя. И кропотливой работы там еще много. Когда-то художник Юрий Сильвестров (ныне покойный) предлагал вместо Храма в бетоне поставить ажурный абрис из тонких труб, который как бы повторял контуры разрушенной святыни, и подсветить этот контур. Тогда он как бы висел в воздухе в виде миража, своего рода фата-морганы как воспоминание об убиенном Храме. Но вот решили произвести реанимацию. И произвели. И кроме Храма есть на что посмотреть - хотя бы и на разнузданного церетелевского медведя (Церетели - скульптор, пользующийся поддержкой Лужкова, заставивший Москву своими произведениями), как бы в пьяном угаре выкамаривающего рядом с Красной площадью.
Что приятно видеть в Москве? Довольно приличное покрытие дорог. Нет столь привычных дыр на асфальте. Удивительным образом хорошо ходит метро. Впрочем, как и в застойное время. Каждую минуту в утреннее и дневное время, каждые 5-7 минут поздно вечером. Сравните с Нью-Йоркским, которое иной раз нужно ждать 20 и даже более минут.
Неплохо выглядят фасады зданий в центре. Произвели отличную модернизацию московской кольцевой автодороги - теперь она расширена, полосы разделены бетонной стеночкой, и вся дорога освещается. На ней ныне нет тех страшных лобовых столкновений, из-за которых не так давно она именовалась "дорогой смерти". Что еще? Новые типовые киоски вместо старых разношерстных ларьков. Но в них те же батареи бутылок со спиртным, среди которых очень трудно различить настоящие от поддельных. Все так же, как и год-два назад, много разных продуктов. Вот только цены на них (в долларах) по сравнению с ценами двухлетней давности сильно подскочили и ныне равны или больше американских.
По этому видно, как ловко российские власти учинили инфляцию доллару. Доллар обесценился за два года даже более, чем в два раза. На примере пива это видно превосходно. Еще весной бутылка отечественного пива стоила 800-1000 рублей, что по тогдашнему курсу тянуло всего на 20 центов. Теперь она стоит около доллара. Сосиски, пакет которых вы в Америке возьмете за доллар, там обойдется вам в полтора. Бензин (если перевести на галлон) - примерно столько же. Как это было сделано? Понятно, как. В мае 1995 года объявили валютный коридор, то есть почти что фиксированный курс рубля к доллару. Цены же при этом все время росли. Цены росли, а курс почти не менялся. Получалось, что происходила инфляция доллара, доллар все более и более обесценивался. Таким образом из загашников граждан изымались долларовые накопления. Ибо если раньше гражданин мог купить тоже пиво 4 бутылки за доллар, то теперь - только одну. Пить-то гражданин хочет столько, сколько и раньше, стало быть тратит на свое удовольствие в четыре раза больше долларов. Сам же валютный коридор поддерживался, в частности, за счет вот этого изъятия долларов из карманов потребителей. Именно эти доллары Центральный банк и вбрасывал на торгах валютной биржи (производил интервенции) с целью не допустить роста курса доллара по отношению к рублю. Ну, не только эти. Для интервенций использовалась еще и валюта, полученная из Международного валютного фонда, и собственный золотой запас. Во всяком случае инфляция доллара, которую учинили в России вещь небывалая. Годовая инфляция доллара достигала порядка 100 процентов! Это рекорд, которого доллар, по-моему, никогда не имел в родной стране. Он мог бы даже позеленеть от страха, если бы и так не был от природы зеленым. А наш российский трудящийся тоже бесстрашен, так что никто не запуган. Если как следует выпить, то и лицо по цвету станет чем-то похожим на доллар. И смелости еще прибавится.
Но вернемся на московские улицы. Я почти исчерпал положительные качества возрождающейся Москвы. Москва ныне, говорят, расцветает. В каком-то смысле, да. Храм, офисы, гостиницы, транспаранты поперек улиц со словами "Христос воскрес". Но всякий расцвет предполагает обильную поливку. И она в Москве есть! Трудящийся, выпивший пива, имеет врожденную привычку к обмену веществ. А обменять негде. И раньше-то не очень, а сейчас и подавно. Немногочисленные общественные туалеты, ставшие в перестроечное время платными культурными учреждениями, не оправдали возложенных на них надежд на получение оглушительных прибылей и были вытеснены вселившимися в эти подземные сооружения опять же офисами, а кое-где и едальными заведениями. Деньги, как известно, не пахнут. Но обмен веществ, не укрощенный до сих пор никакими революционными преобразованиями и даже рыночными реформами, дает себя знать. И трудящийся идет в Театральный проезд, превращая его в Театральный проплыв. Трудно стало проходить мимо подъездов и телефонных будок. С ног валит густой запах. Все это чем-то напоминает давно забытую битву на Ипре с впервые примененными немцами газами.
Русская битва в центре Москвы продолжается. Есть убогое мнение, что цивилизация начинается с общественных туалетов. Если это так, то и рыночные реформы - тоже. И даже возрождение Москвы. На первых порах неплохим успехом будет, если добиться в московских буфетах такого же запаха, как в американских туалетах.
Странный вид имеют здания изнутри. Как обычные жилые, так и казенные. Внутри - обвалившаяся штукатурка, разбитые плафоны, выбитые стекла дверей, сожженные кнопки лифтов (очень многие из них не работают, так что кнопки не нужны). Разрисованные стены и закопченные потолки. И везде - тот самый запах, который немцу и французу смерть, а русскому - здорово. Так было в нескольких библиотеках, в которые я заходил (сами библиотеки не работают из-за отсутствия средств), так было и в институтах, в таких престижных, как химический менделеевский или Физтех.
По-прежнему большинство маленьких улочек в пределах Бульварного кольца разрыты. Теперь это выдается за факт возрождения Москвы - ремонт, обновление. Но этот факт имел место и десять, и двадцать лет назад. Центр Москвы все время разрыт, ибо система подземных коммуникаций - водопроводных и канализационных и тепловых труб особенно - столь стара (порядка 100 лет), что у них все время происходят разрывы. Вот и меняют отдельными участками. Сегодня здесь, через неделю на 10 метров дальше. А потом пришли к разумному выводу: зачем зарывать, а потом снова рядом раскапывать, когда можно так котлованчики и оставить. Так и оставили. И они ныне служат зримым доказательством мощной реконструкции Москвы.
Много на улицах Москвы автомашин. Не так много, как в Париже или Нью-Йорке, но впечатление, что даже больше. Бесконечные заторы и пробки. Это, конечно, заслуга организации движения и почти полное отсутствие развязок на разных уровнях. Так как почти все машины работают на этилированном бензине, а машины не имеют выхлопных систем с поглотителями, то этот запашок, смешиваясь с душком из подворотен, создает надолго запоминающийся аромат. Вообще-то, в духе возрождения Москвы мэр запретил пользоваться в Москве этилированным бензином. Но... многочисленные проверки показывают жив курилка! И завозят, и смешивают, и даже вообще выдают 76 бензин с добавками за дорогой 92. И все больше автомашин во дворах. Притом все больше ломанных, разобранных и просто сожженных. Да, классовое чувство приводит к тому, что машины горят синим пламенем. А потом их ржавые остовы годами валяются по дворам. При всем возрождении Москвы странно смотрятся груды бывших машин, громоздящиеся во дворах, которые уже чем-то напоминают американские джанк-ярды. Но джанк-ярд - это перевалочная база для утилизации запчастей, снятых с ломачин, а потом всего остального, идущего на переработку. Московские же дворы богато нашпиговывают землю металлом. Возможно, через тысячи лет на месте Москвы будет открыта какая-нибудь Курская магнитная аномалия.
И еще - все больше во дворах стоит так называемых "ракушек" - металлических гаражей. Они очень разные по размерам, форме и цвету. Так что ни о каком новом архитектурном ансамбле не может быть и речи. Мэр Лужков с ними борется нещадно. Вот и теперь, в декабре, снова вышел грозный указ - снести и убрать с глаз долой эти архитектурные излишества. Но ракушки и ныне там. И, думаю, будут там далее. Ибо, спрашивается, каким образом можно было бы их убрать? Приезжает автокран и грузит? А если внутри стоит машина, которая с грохотом выпадет? По судам же затаскают. Да и без машины тоже. Ведь ракушка - чужая вещь, стоит больших денег. Так постепенно из ракушек и наросли по московским дворам целые коралловые рифы.
Когда я несколько утомился ходить по улицам и дворам, то включил дома телевизор. И то что увидел, поразило более всего. Вот хронометраж только нескольких часов передачи. Второе декабря, программа "Вести". Это сводка событий за день, на все ушло 15 минут. Среди этих 15 минут около двух минут было уделено начавшейся забастовке шахтеров и учителей Кузбасса в знак протеста против хронической невыплаты зарплаты с одновременным политическим требованием отставки правительства. В этом же коротком сюжете мы услышали какую-то учительницу из Новокузнецка, которая кричала (цитирую): "Смотреть на детей-то жалко. Дети голодные. Сейчас в школе брошен клич: пожалуйста, все у кого есть какая-то одежда детская, принесите в школу. Это срам, это позор русской нации! Это позор!" Кончилась программа новостей и сразу же пошла реклама. Вот она и поражает более всего. Что мы там видели в тот день? Показ высокой моды с предложением купить за тысячи долларов. Рекламировались золотые кольца и бриллианты от Стефани. Мода от Кардена, французские духи. Минут десять надсадно талдычили и внедряли в российские семьи велотренажер "Казанова" всего за 500 долларов ("пора по-настоящему стать красивым, здоровым человеком! Вам необходим велотренажер "Казанова" ! Он будет вашим врачом и другом!"). Причем заказы принимаются круглосуточно ! И столь же долго расписывались прелести американского массажера "Стар", который тоже всего за 500 долларов сделает вашу фигуру тонкой в одних местах и выпуклой в других. И именно такая фигура сделает владельца ( скорее, владелицу) счастливой. Затем шла мелочевка - путешествия на Канары, электронные стимуляторы пищеварения и прочих секреций (так называемая "кремлевка", которую ранее, по словам рекламы, могли глотать только члены Политбюро), новые модели "Мерседесов" и "Вольво", неких немыслимых кухонных комбайнов, дубленки, новейшие компьютеры "Пентиум" (16 мегабайт оперативной памяти, 133 мегагерца тактовая частота, встроенный модем, мультимедиа - всего за 1449 долларов). Думаю, что из всего перечисления прелестей компьютера массам понятно только вот это - 1449 долларов.
Напрасно вы будете щелкать переключателем каналов - на всех примерно то же самое. Поразительно, но вообще около половины экранного времени отводится рекламе. Но полноте, реклама ли это? На кого она рассчитана в нищей стране? На новых русских? Очень сомневаюсь. Новые русские покупают "Мерседесы" и бриллианты от "Стефани" без посредничества рекламных теледикторов. Уж как- нибудь они это знают лучше. Да и не так их много, чтобы зудить в ухо каждый день про "Пентиум" и массажер. Ведь расходы на такое обилие запредельных глупостей (в условиях российской жизни) оглушительные, учитывая стоимость экранного времени. У меня возникает очень нехороше подозрение, что эта реклама оплачивается из бюджета и доходов некоторых новых русских. Другими словами - правительство создает подсознательную иллюзию невероятного благополучия в стране. Картинка вырисовывается такая: страна в высокой моде, обвешанная кольцами от "Стефани", в духах от Кардена выходит из "Мерседеса" и утопает по колени в бриллиантах. И вот на фоне этого великолепия какие-то недоумки бастуют сугубо по надуманной проблеме зарплаты. А какая-то заполошная и ненормальная тетка кричит о голодных детях. Однако демократия зашла в стране так далеко, что можно говорить и о недоумках и даже давать слово явным шизофреникам. А что? Шизофреники тоже люди, пусть и они скажут свое слово.
Мне легко возразить: дескать, что же в России живут идиоты, которые не видят, что происходит вокруг? Разве же любая реклама может затмить свет? На кой правительству выбрасывать громадные деньги на создание нелепой иллюзии, в которую никто не поверит? Не скажите. Охмуреж идет не на рациональном уровне ("все понимают"), а на подкорочном, эмоциональном. Каждый в отдельности может бедствовать, но где-то в глубине его грызет червь сомнения: вот ведь как рекламируется масса роскоши! Значит, есть и массовый потребитель? Значит, есть. Так ему кажется. А он тогда кто? Он - неудачник. Одиночка. Не сливается со счастливыми массами в "мерседесах". И рядом такие-же неудачники. Или вот район неудачный, какой-нибудь Кузбасс.
Не шучу. По каким признакам судили о жизни в СССР в 1939 году? Думаете, по количеству арестованных в доме или на службе? Нет. По фильму "Ликование юности" о параде физкультурников на Красной площади, из которого однозначно следовало, что народ счастлив. А в голодные послевоенные годы? По умершим? По нищим? Нет, по фильму "Кубанские казаки", в котором всякий видел, как колхозные столы ломятся от снеди. Даже товарищ Сталин ссылался на этот фильм, говоря о зажиточной жизни советских людей. И теперь каждый пенсионер (на эмоциональном уровне) вспоминает те дни не по собственным ощущениям подростка, грызущего макуху, а по этим фильмам. И по песням Дунаевского. Как пелось: "Я люблю тебя так, что не сможешь никак".
И это не только российская особенность. Спрашивается, почему Великая депрессия в США в конце 20-х и до середины 30-х совпала с производством голивудских фильмов-снов, с их неизбежным хэппи-эндом? Случайность? Не думаю. Правительство ( и не только оно, но также и промышленники) было заинтересовано в изготовлении массовой анестезии. Тогда тоже каждый американец знал, какова реальность. Но ходил в кино и умилялся на красивую жизнь. И не понятно, что для него психологически было более важно - безработица, почти подневольная работа на строительстве автострад, или сентиментальные героини Мери Пикфорд и томные богачи Рудольфо Валентино. Конечно, можно сказать, что был массовый спрос на киноанестезию, появилось и массовое предложение. Так и было. Но социальные механизмы таковы, что государство это либо поддерживает, либо пресекает. Ведь существует спрос на наркотики, однако государство жестко блокирует этот спрос.
Любопытно, как за последние буквально три года менялась функция телевизионной рекламы в России. Три года назад на экранах царили Акционерные общества. На первом месте - МММ с целыми сценами из жизни вымышленного Лени Голубкова и его брата Ивана. Чуть отставал Хопер-инвест (с присказкой после каждой игровой сцены "Хопер-инвест- отличная компания" - это всего полтора года назад) и Арт-Финанс с его обещанием 1600 процентов годовых. Под покровом правительственного благожелательства они успешно собрали в житницы, ослабив давление на товарный рынок и создав иллюзию рыночного изобилия. Затем на смену разоблаченным хопрам пришли банки, среди которых "Империал" выделялся помпезными псевдоисторическими сценами (около года назад), под которые народ понес свои остатки туда и в другие банки. Когда они обобрали народец окончательно и больше, вроде, ничего не осталось, и настало нынешнее торжество конституции и беспрерывных выборов кого-нибудь куда-нибудь, вот тут-то и появился наркотик. Смотрите, люди добрые, на бриллианты. Катайтесь на велотренажерах по комнате с пересадкой в "мерседес" на Канары. Играйте на новейшем компьютере в виртуальную реальность. А на экране телевизора обыватель только видит эту виртуальную реальность на дисплее недоступного компьютера. То есть, она, виртуальная реальность, как бы возводится в квадрат. Эта Виртуальная Реальность много лучше окрестностей. И потому именно она является настоящей.

Комментарии

Добавить изображение