ДИВЛЮСЬ Я НА ДУМУ

01-01-1997

Дума, конечно, учреждение представительное. Является, так сказать, оплотом, символом и механизмом демократии, как законодательный орган всенародно избранных
депутатов. И в этом качестве она требует уважения. Здесь мне трудно не согласиться со статьей Владимира Торчилина "Ирония, разъедающая демократию" в 3-м номере "Лебедя". Ирония по поводу думцев ("думаков", как их называют в народе) дурно влияет на уважение к парламенту и демократии. Но, вполне возможно, еще сильнее, чем ирония, разъедают демократию нравы самих демократов. Особенно - думаков.

Я бывал в Думе не раз, и не раз удивлялся большому (сравнительно) числу молодых симпатичных девиц в миниюбках, бродящих по думским пространствам. Вот как помолодел и похорошел наш депутатский корпус - подумал было я. Но опытный чичероне по думским заповедным местам быстро меня просветил: каждый депутат имеет право содержать на зарплате (для того ему специально выделяют деньги) пятерых помощников. Из этих пятерых один-два - это они. Те самые молодые в миниюбках. Для поддержания тонуса и воли. Для работы эндокринки-подкорки. Содержание (денежное) есть, встречи наедине для получения заданий от шефа и выслушивания докладов в кабинетах тоже не могут вызвать нареканий. Я сам видел, как один депутат (не называю имени, ибо не он один) играл в кабинете на компьютере в карты, где выигрыш человека машина поощряла изображением девицы, которая все более обнажалась, пока после очередного выигрыша народного избранника она являла собой совершенно природное создание и чем-то была похожа пустую казну в смысле отсутствия на ней чего-нибудь материального.

Это было странно и чем-то напоминало глубокий декаданс, ибо при наличии живых помощниц выглядело как извращение.

Но Бог с ними, с утехами. И Бог с пятью, так сказать, штатными помощникам.
Количество помощников у думаков, вообще-то, ничем не ограничено. Может быть десять, может быть двадцать. Просто остальные не получают зарплату. На общественных началах. И, оказалось, что число желающих стать помощниками огромно. За эту возможность не им, а они платят деньги. В помощники хлынула орава темных личностей, ибо свободный вход в Думу, шастание по ее коридорам и кабинетам, неформальные отношения с законодателями дают невероятную возможность "быть в курсе". Например, знать, какие законы готовятся, какие указы президента на выходе (такая информация там тоже, пусть и на уровне слухов, циркулирует). Представьте себе, что помощник заранее узнает о новом законе о налогах, или об изменении таможенных пошлин. Или о правилах вывоза за границу алюминия. Это же золотое дно! Даже простое дело - готовящаяся амнистия может дать невероятный доход. Можно брать с семей богатеньких арестантов за скорое освобождения крупный куш - и действительно освобождать их! Да и самим избегать разного рода неприятностей, пока готовится новый Уголовный кодекс и быстро свернуть те делишки, которые скоро станут подсудными.

Не так давно газета "Известия" привела список депутатов, которые имеют более ста (!) помощников. Рекорд держит один деятель из ЛДПР (Cычев), имеющий 294 помощника! Лишь на десяток ему уступает шеф - сам Жириновский. По сведениям прокуратуры, каждый третий помощник связан с уголовным миром или сам является в прошлом (и настоящем) уголовником. Не случайно было уже убито более 10 помощников и пять депутатов, один из которых (Скорочкин) сам перед свои расстрелом двумя бандитами (они делили прибыль) застрелил двух человек (депутату Скорочкину не понравилось то, что его "Волгу" обогнала другая машина, и он из автомата расстрелял водителя - тот был хирургом, и его спутницу).

Кроме неоспоримых преимуществ быть помощником, у них еще масса привилегий - удостоверение, которое открывает двери в большинство учреждений, телефонный справочник ДСП с телефонами всех чиновников и государственных деятелей (вы не представляете, какая это ценность и как этим можно воспользоваться - в свое время "генерал Дима" Якубовский сделал на этом карьеру, правда сейчас получил второй срок, да вдобавок его жена Марина Краснер подала на развод), бесплатный проезд на транспорте, включая полеты на рейсовых самолетах. Да и вообще - близость к власти. Запах кулис сводил любителя с ума, а уж запах власти...

Если такие возможности имеют нештатные помощники, то уж депутатам сам Бог велел. Давно узаконена продажа думских депутатских мест. Особенно этим славится ЛДПР. Дело обстоит просто - ведь до сих пор в России существовала двойная система выборов - по партийным спискам и по мажоритарным округам ( где кандидат баллотируется от себя лично). Жириновский включает соискателя в список и он автоматически проходит, если за его партию отдали голоса столько-то избирателей. Чем больше голосов получила партия, тем большее число ее списочных кандидатов станет депутатами. Отсюда и расценки - первые места в списке стоят до одного миллиона долларов, а где-то после 50-го места идут только по сто тысяч. "Дешево", но есть вероятность не попасть (сейчас во фракции ЛДПР - 51 депутат).

Попав в Думу, депутаты живо наверстывают потерянное и делают большие состояния. Дума давно перешла на хозрасчет и печет законы только по заказу.
Дело обстоит просто: лобби (среди которых есть и криминальные) предлагают за приличные деньги быстро разработать выгодный им закон и принять его.
По словам яростного думского борца с коррупцией, коммуниста-предпринимателя Владимира Семаго, большинство принимаемых сегодня законов - заказные: "При этом, разумеется, не обходится без материального поощрения. Речь идет о весьма внушительных суммах, нередко - миллионах долларов", - признал он.

Возможно сказанное звучит дико и неправдоподобно. Но вот статья Игоря Ванденко "Мы говорим депутат - подразумеваем брокер" из "Известий" от 30 мая Автор, встречавшийся с десятками депутатов и беседововаший с ними в сытных думских буфетах, пишет :" Судя по словам моих собеседников, законодательная работа по
заявкам стала для депутатов весьма устойчивым, и едва ли не самым надежным источником пополнения личного и партийного бюджета. Финансовая подпорка к законам служит, к тому же, весомым аргументом в определении первоочередности принятия Думой того или иного законопроекта. От заказов по "выпечке" законов в думе не принято отказываться, но по общему мнению особенно преуспели в этой кулинарии крупнейшие фракции: регулярность деловых предложений напрямую зависит от численности, а значит возможностей депутатского объединения".

По словам одного депутата, сделки, как правило, заключаются с верхушкой депутатской фракции, и лишь изредка напрямую с наиболее влиятельными депутатами. Заказчиками выступают отдельные фирмы и корпорации, а иногда и целые отрасли в лице представителей министерств. Заказы нередко размещаются на конкурсной основе. То есть когда за право на проталкивание закона претендуют сразу несколько депутатских групп, окончательный выбор исполнителя зависит от гарантий и запросов каждой из них. Иными словами, кто ниже отпустит цену и больше наобещает, тот и победит в конкурентной борьбе. Иногда фракциям удается договориться между собой и тогда закон в Думе проходит "на ура", а полученные деньги делятся поровну.

Депутаты не особенно бояться рассказывать о методах законотворчества, полагая, что это неизбежный этап перехода к рынку. То есть дело совершенно нормальное. Однако имена не открывают. По их словам, обсуждение проходит в коммерческом стиле: "Депутаты сразу называют желаемые суммы, и затем начинается торговля", причем платят не только за ценность будущего закона и величину фракции, но и за скорость принятия закона - ну прямо как на почте. Деньги выплачиваются наличными (из рук в руки) и лишь в редких случаях переводятся на заранее оговоренные счета подставных депутатских коммерческих фирм. Размеры выплат обычно колеблются в пределах 2-5 процентов от прогнозируемой финансовой выгоды, которую может принести лоббируемый закон заказчику.

В качестве примера прибыльной сделки осмелевший депутат Боровой назвал недавно проголосованный Думой закон о недрах и месторождениях, право пользования которыми может быть предоставлено на выгодных условиях определенным компаниям. По его утверждению, речь в данном случае идет о миллионах долларов, выплаченных депутатам-лоббистам.

В Думе, кстати, рассказывают, что Жириновский устроил страшный разнос своим подчиненным, прозевавшим такой "дорогой закон", в результате чего ЛДПР и лично сына юриста так подло обошли. Впрочем, эти потери либерал-демократов сполна компенсировал "благодарностью" "Газпром" за проваливание закона о его финансовой проверке.

В Думе по прежнему процветает незаконная коммерческая деятельность депутатов. До недавнего времени они вообще владели фирмами, банками, АО. В этом году эту дикую нецивилизованную практику явного обогащения за счет служебного положения запретили. И что же? Фирмы-банки тут же перевели на подставных лиц, а сами депутаты-юристы усиленно занялись адвокатской и нотариальной (то есть, самыми высокооплачеваемой) деятельностью.

Председатель думского комитета по безопасности коммунист Виктор Илюхин публично обвинен в том, что он незаконно занимается адвокатской практикой и использует свое влияние как депутата в корыстных целях. Депутат Илюхин возглавляет президиум Московской межрегиональной коллегии адвокатов "Канон", а обвинение ему предъявлено коллегами членами Московской коллегии адвокатов того же "Канон". В аппарате Илюхина этот выпад объяснили очень просто: адвокаты обеих коллегий столкнулись в одном процессе, где пока выигрывают клиенты илюхинского "Канона". "Илюхин,-- заявили зампред Московской коллегии адвокатов "Канон" Николай Андрианов и секретарь этой коллегии Андрей Поляков, - изобрел собственную схему коррупции". Адвокаты, работающие в его коллегии не скрывают, что используют имя, связи и влияние Илюхина. В качестве примера Андрианов и Поляков привели судебную тяжбу между объединением "Техснабэкспорт" и АОЗТ "Алекс-М". Эти фирмы совместно продавали за границу никель Норильского комбината, а потом сцепились из-за 3 миллионов долларов. И выиграл тяжбу "Алекс-М", поскольку вовремя подсуетился и вышел на адвокатов илюхинского "Канона".

Илюхин не исключение - руководитель аппарата комитета по безопасности Евгений Чуганов, который тоже является членом коллегии Илюхина заявил, что Госдума разрешила депутатам быть одновременно и адвокатами, и таковые есть во всех
фракциях.

Идея Чубайса секвестровать бюджет подбавила думакам прыти и они стали брать обеими руками от заинтересованных лоббистов, чтобы те или иные статьи бюджета, кормящие ходатаев, не урезались. Можно представить, кого урежут - тех, у кого нет наличных - учителей, медиков, ученых, офицеров.

С 1 апреля депутатам, приравненным по зарплате к федеральным министрам, вслед за последними увеличены оклады до 6 миллионов рублей. Но депутаты это восприняли как первоапрельскую шутку - эка невидаль - это ж всего тысяча долларов в месяц. Пусть себе капает, они и получать такую мелочь не спешат.

Но у Думы есть одна сложность: она все время должна заявлять о себе как о некоей важной для богатеев силе - иначе денег не дадут. Стало быть, нужно ставить правительству палки в колеса. Взять, к примеру, и признать, как это было 21 мая, работу правительства неудовлетворительной. Это почти тоже самое, что объявить правительству недоверие. Раньше подобное было чревато - два раза проголосуешь за недоверие, а на третий президент по Конституции имеет право разогнать Думу. И уж сделал бы это с большим удовольствием. Но думакам хочется и политическую невинность соблюсти (обычную - никак не удается, учитывая юных помощниц) и капитал (в буквальном смылсе) приобрести. И тогда Дума изобрела замечательный по запредельной логике ход.

Сейчас прошу минуту внимания, ибо не каждый вот так с налета, уловит тонкий замысел. 16 мая Дума внесла в собственный регламент изменения, которые обезопасили ее от роспуска. Теперь депутаты могут безнаказанно для своего существования поднимать вопрос о недоверии правительству. Теперь, если Дума по собственной воле ставит правительству плохую оценку (то есть, выражает ему недоверие), то сначала голосуется этот вопрос о недоверии, а только потом ставится вопрос главы правительства о доверии. Раньше как только от Думы был неуд, так сразу же премьер ставил вопрос о доверии. Если доверия нет - стало быть, выражено недоверие. Один раз. Потом второй раз. И - прощай Дума. А теперь сама же Дума и голосует за недоверие. А какая разница - спросит любой здравомыслящий человек. Эту разницу разъясняет думский правовед Виктор Шейнис: "Для вынесения как доверия, так и недоверия нужно 226 голосов. Но эти голоса далеко не равноценны. Все зависит от формулировки вопроса голосования. Допустим, "за недоверие" правительству проголосует 200 депутатов, против -- 100. Тогда считается, что правительство "не получило недоверия". А если ставится вопрос "о доверии", и 200 человек голосуют за, а 100 против, то считается, что правительство "не получило доверия", то есть правительству вынесен вотум недоверия".

Логика эта является почти неземной, возможно - с планеты Тау Кита, а может быть нашей планеты, но далекого будущего. Ибо Дума не позволит поставить вопрос о доверии, ловко опережая постановкой вопроса о недоверии, но получить нужное количество голосов за недоверие (то есть 226) никогда не удастся, уж об этом сами думаки позаботятся. Дума может голосовать за недоверие и собрать половину голосов, чего не хватит для недоверия, а потом голосовать за доверие , получить за него другую половину голосов (плюс один голос) - и оказать правительству доверие. И получается - смотрите-ка - половина Думы за недоверие, а зловредному правительству хоть бы что!

Уважать законодательный орган надо. Но и он должен уважать закон. И соблюдать приличия.

Сейчас Америка преподает урок. Напомню: Верховный Суд постановил, что должность президента не может являться препятствием для судебного расследования по иску к президенту рядового гражданина. А ведь нужно учесть пикантность всего дела - Клинтона обвиняет в sexusal harrasment в высшей степени сомнительная особа Пола Джонс, причем обвиняет его в приставании, имевшем место 6 лет назад ( а заявила об этом через три года после "приставания"). Скабрезность ситуации в том, что единственным доказательством приставания Клинтона в 1991 году (он тогда был губернатором Арканзаса) является внешний вид его половых органов, которые морально прозревшая Пола может описать. И планируется некая экспертная комиссия, которая будет сличать ее описание с натурой! И ведь на предыдущих слушаниях на просьбу сообщить суду доказательства обнажения будущего президента Пола Джонс отвечала, что после того, как Клинтон снял штаны (в 1991), она была шокирована и выбежала из номера отеля так быстро, что не успела заметить даже размеров оскорбительного орудия.

Америка этим скандальным делом показывает: все равны перед законом. Суд разберется, было приставание, не было ли. Должен разобраться, почему Пола вспомнила об этом через 3 года, почему требовала за моральную травму 700 тысяч долларов компенсации.

А в России на первых порах было бы хорошо узнать, откуда взялись 500 тысяч долларов, выносимых в коробке из-под ксерокса. Или, к примеру, хорошо бы сделать невозможным всякие шалости российских парламентариев.

Комментарии

Добавить изображение