БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

01-01-1997

СОКРАЩЕНИЕ АРМИИ ПО-РОССИЙСКИ

Армия стреляет по своим

 

Две кровавые трагедии - в Читинской области и в Абхазии, происшедшие в российской армии одна за другой с разрывом в пару дней, унесли жизни двух офицеров и шестнадцати солдат. Сержант Артур Ваганов из 27-й миротворческой дивизии Приволжского военного округа, застреливший на 203-м посту в Абхазии десять своих сослуживцев, а затем сквитавший счеты и с собственной жизнью, был, по нашей информации, достаточно типичным представителем российских воинов этой категории.
А всего с апреля 1995 года по июнь 1997-го в вооруженных силах России было расстреляно 63 человека и 15 ранено.

Стреляли в своих сослуживцев все - лейтенанты, курсанты военных училищ, сержанты-контрактники, рядовые. Психически неуравновешенные, обозленные на жизнь люди, а то и просто больные - наркоманы и алкоголики решали и решают свои личные проблемы, отправляя в могилу боевых товарищей, случайных прохожих, женщин и детей.

Все это еще и еще раз заставляет нас взглянуть на морально- психологическое состояние некогда, как звучало в песне, "легендарной и непобедимой".

А состояние это - страшное.

Как утверждает бывший министр обороны Игорь Родионов, "в отдаленных частях до сих пор стоит вопрос, как солдат хотя бы два раза в сутки повести в столовую". Из бюджетных средств, выделенных на продовольственное обеспечение армии, вооруженные
силы получили на сегодняшний день только 19 процентов. На капитальное строительство - то есть возведение жилья, ремонт казарм, столовых - не выделено ни одной копейки. Эти данные подтверждает и Комитет по обороне Государственной Думы. Хотя правительство утверждает, что армии и флоту выделяется все необходимое.

Но факты остаются фактами. На улицах крупных городов солдаты уже просят милостыню, в некоторых гарнизонах вместо хлеба выдают сухари. И если люди живут в скотских условиях, в казармах расплодился педикулез (то есть - вшивость - В.Л.), солдаты страдают дистрофией, спят на голых матрасах, требовать от них элементарной человечности во взаимоотношениях - бессмысленно.

По данным ГОМУ ГШ, осенью минувшего года среди 220 тысяч призывников 6 процентов имели судимость, 13 процентов состояли на учете в милиции за различные правонарушения, 12 процентов регулярно употребляли спиртное, 8 процентов - наркотики.

Им не служить, - лечиться надо. Но военкоматы, призывные комиссии
районов, областей и городов все шлют и шлют в армию и на флот
этих парней, пополняя ряды потенциальных убийц и самоубийц.

126 тысяч офицеров - каждый четвертый профессионал, связавший свою жизнь с армией, не имеет крыши над головой. Из них 2741летчик - пилоты сверхзвуковых истребителей-перехватчиков, штурмовиков, стратегических бомбардировщиков. С марта месяца, несмотря на все заверения правительства о погашении долгов перед вооруженными силами, армия, по сообщениям из гарнизонов, не получает денежного довольствия.

Офицеры горько шутят:

- Это хорошо, что нет керосина для штурмовиков, а то бы
какая-нибудь отчаянная голова долетела до Кремля, рассказать, что
происходит в войсках...

 

Виктор ЛИТОВКИН              Известия 06/06/97

 


 

 

Аслан Масхадов ввел в бой за нефть старую гвардию

 

К началу военных действий в Чечне трубопровод, пролегающий через территорию республики, напоминал, как рассказывает журналист, просивший не называть его имени, дуршлаг. Президент Джохар Дудаев, говорят, лично распоряжался сверлением дыр в нефтепроводе. Выглядело это примерно так: какой-нибудь уважаемый в Чечне человек обращался через президентских помощников к Дудаеву, генерал рассматривал его прошение и, как правило, удовлетворял.

Когда в Чечне появилось понятие "полевой командир", частота выдачи разрешений на сверление дыр в нефтепроводе увеличилась, поскольку кустарная
нефтеперегонка стала одним из главных источников существования вооруженных сил молодой республики. Интересен такой факт: Шамиль Басаев располагал в контролируемом им районе Чечни не просто кустарными мощностями по перегонке нефти, а настоящим, хотя и небольшим, нефтеперерабатывающим заводом производства
Федеративной Республики Германии. К мини-заводу от нефтепровода вел мининефтепровод.

Новый президент Чечни, по слухам, довольно изящно решил проблему: он оставил некоторым особенно видным чеченцам возможность пользоваться врезками в нефтепровод, однако за это обязал их не допускать никого больше к порче важной
транспортной артерии.

Именно эти люди, по всей видимости, и имеются в виду чеченскими властями, когда речь идет о специальной службе, занимающейся исключительно охраной трубопровода.


 

 

Прогноз экономической ситуации в России на 1998 и 2000 годы (по данным
Министерства экономики):

Основные макроэкономические параметры на 1998 год:

Инфляция 5%
Дефицит бюджета 5-5,5%
Прирост ВВП 2%

Основные макроэкономические параметры на 2000 год:

Оптимистический
сценарий
Пессимистический
сценарий
Инфляция 3-4% 8-10%
Дефицит бюджета 5-5,5% 6%
Прирост ВВП 5% 3%

Численность населения:

1998 -- 147,5 млн

2000 -- 146,1 млн

Численность официально зарегистрированных безработных:

1998 -- 4 млн (5,6% от экономически активного населения)

2000 -- 4,5-5 млн (6,2%)

Доля платежей населения в покрытии затрат на все
виды коммунальных услуг:

1998 -- 50%

2000 -- 70%

Доля расходов на обслуживание и погашение госдолга
в общей сумме расходов федерального бюджета:

1998 -- 15-18%

2000 -- 25% (1994 -- 6%)

 

КоммерсантЪ-DAILY               Пятница, 06 Июня 1997 г..

 


 

 

ФСБ предложила иностранным шпионам работу по совместительству

 

Выступая в программе МТК "Вас приглашает Борис Ноткин", директор Федеральной службы безопасности России Николай Ковалев предложил всем агентам иностранных спецслужб добровольно явиться на Лубянку, где их перевербуют. "Мы все равно всех рано или поздно найдем",-- отметил Ковалев и оставил для будущих агентов-двойников контактный телефон. В ЦОС ФСБ это назвали профилактической работой.

Прежде чем предложить шпионам сдаваться, Николай Ковалев долго рассказывал об успехах своего ведомства. Сначала похвалился, что за последний год сотрудники ФСБ обезвредили 13 граждан России, работавших на спецслужбы США, Англии, Китая, Израиля, Польши и стран Балтии. "Нами предотвращено 35 попыток продажи иностранцам госсекретов, выявлены и взяты под контроль 301 кадровый сотрудник иностранных разведок, 27 дипломатов-разведчиков высланы из страны",-- доложил директор ФСБ.

Покончив с перечислением достижений, Ковалев предложил всем агентам иностранных разведок заключить с ФСБ договор о сотрудничестве: "Вы все под нашим контролем -- сдавайтесь сами, пока не поздно". Он гарантировал двойным агентам, что их вознаграждение, получаемое от иностранных спецслужб, у них изыматься не будет (будет ли оно облагаться налогом, Ковалев не сказал). Директор ФСБ также подчеркнул, что работать со шпионами будут специалисты высочайшего уровня.

В Центре общественных связей ФСБ корреспонденту "Коммерсанта-Daily" разъяснили: "Директор провел своего рода профилактическую и разъяснительную работу в отношении тех граждан, которые еще не потеряны для общества. В 275-й статье УК России ('государственная измена') есть примечание, в котором говорится, что лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также статьями 276 ('шпионаж') и 278 ('насильственный захват власти'), освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного состава преступления".

 

В ФСБ пока сдаются только журналисты

 

Ковалев назвал и телефон для сдачи: 224-35-00. Спецкорреспондент "Коммерсанта-Daily" СЕРГЕЙ ТОПОЛЬ по нему позвонил. Трубку сняли сразу.

-- Вас слушают.

-- Это ФСБ?

-- Да, дежурный слушает.

-- Здравствуйте, меня зовут Сергей.

-- Здравствуйте. Что вы хотите, Сергей?

-- Я слышал, что Николай Ковалев предлагает шпионам сдаваться. Но я не уверен, стоит ли мне делать это.

-- Смысл всегда есть. О чем вы хотите нам рассказать?

-- У меня три года назад были контакты с иностранной спецслужбой.

-- С кем именно?

-- С "Моссадом".

-- Официальные?

-- Нет.

-- Вам нужно встретиться с нашим сотрудником и все ему рассказать.

-- Я должен подумать. Я боюсь. Мне нужны гарантии.

-- Чего вы боитесь?

-- Меня могут осудить?

-- Это будет решать суд. Давайте встретимся.

-- С кем?

-- С нашим сотрудником. Вы можете сами назначить место и время.

-- Я еще не готов. Мне нужно подумать. А я могу его избежать? Я имею в виду суд.

-- Вам нужно встретиться с нашим представителем.

-- Я вам перезвоню. Чуть позже.

-- Перезвоните.

В ЦОС ФСБ мне сообщили, что пока никто не сдался. "Пока звонят только из газет,-- сказал один из сотрудников центра.-- Вот вы, например, уже звонили".

 

КоммерсантЪ-DAILY           Пятница, 6 июня 1997 г.

 


 

 

Юрий Скуратов вспомнил Аль Капоне

 

6 июня в "часе правительства" в Думе выступал генеральный прокурор. Юрий Скуратов сосредоточился на борьбе с нелегальным вывозом валюты из страны.

Выступление генпрокурора состояло из двух частей. Первая -- вариации на тему "охотничьих рассказов". Оценив годовой отток валюты из России в $10 млрд и
заметив, что "большая часть вывозится нелегально", Юрий Скуратов погрузился в етали. Любопытно, что при этом он ни разу не вспомнил ни Федеральную службу валютного и экспортного контроля, призванную выявлять пути нелегальной утечки валюты, ни налоговые органы, ни ЦБ, который должен задавать тон в валютном регулировании.
Зато была помянута и Западная группа войск, и злоупотребления в Роскомдрагмете", на заводе "Кристалл", банке "Национальный кредит" и т.д.

Какое ко всем этим бесспорно серьезным вещам имеют "охотничьи рассказы"? Самое непосредственное. Скрепя сердце Юрий Скуратов был вынужден признать: "Ни по одному из возбужденных дел возврат валютных средств из-за рубежа не произведен".

После этого Скуратов перешел ко второй части. Цифр стало заметно меньше. Генпрокурор приступил к изложению того, ради чего он и пришел в Думу. Суть его выступления сводилась к тому, что законодательная база для поимки валюты-беглянки совершенно недостаточна. Уголовно-процессуальный кодекс явно устарел. В России правом наложения ареста на денежные средства и имущество обладают орган дознания и прокурор. На Западе не так, там решает суд. В итоге правовой стыковки не получается.

Но основной упор генпрокурор, естественно, не горящий желанием поступиться своими нынешними полномочиями, сделал не на этом. Его главная ставка -- принятие закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем".

Логика прокурора понятна: он извлекает уроки из дела Аль Капоне. Когда невозможно доказать факт преступления, в ход идет сопоставление расходов с доходами. Именно на этом и построен дорогой сердцу генпрокурора законопроект. Ведь одно из ключевых его положений -- положение о том, что налогоплательщик должен сам сообщить налоговым органам об источниках своих доходов при совершении разовой финансовой операции на сумму, равную или превышающую 1000 минимальных зарплат, а также (в ряде случаев) при совершении нескольких операций, если общая их сумма в течение месяца превысит эту величину. Обязательному декларированию подлежат также валютные операции на сумму, равную или ревышающую 500 минимальных зарплат.

Для юридических лиц недекларируемый минимум предполагается установить на уровне 50 000 минимальных зарплат по рублевым операциям и 10 000 -- по сделкам в валюте. Если же налогоплательщик попробует уклониться, то припасены поправки в головный и Административный кодексы. Неслучайно закон прозвали "законом о стукачах". О том, что этот законопроект с треском провалился в первом чтении, генпрокурор предпочел не вспоминать.

Теперь Юрий Скуратов ждет, что Дума даст задний ход. Но, может быть, этого и не потребуется, ведь "закону о стукачах" готовится достойная замена -- закон "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление актически получаемым физическими лицами доходам".

 

ВАДИМ БАРДИН            КоммерсантЪ-DAILY 7 Июня 1997 г.

Комментарии

Добавить изображение