МОЖЕТ ЛИ РУССКИЙ ФИЗИК УПРАВЛЯТЬ РОССИЕЙ ?

22-06-1997

Мне кажется, если что-то помешает Борису Немцову успешно управляться с Россией, то это будет не физика. Физикой его книга и не пахнет. С обоих страниц обложки куда-то мимо нас смотрит красивый брюнет с близко посаженными глазами и массивным носом, явно не знающий моментов неудовольствия собой. Физикой, повторяю, в книжке даже не пахнет. Разве что нарушением ее законов, а именно законов прочности: книжка так безобразно сброшюрована, что развалилась, стоило мне раскрыть ее - явно не годится для прочтения с передачей другому. И не служит рекламой российской книжной продукции. Но тут, разумеется, винить автора невозможно ни в чем, так как книга печаталась в Первой образцовой типографии на Валовой в Москве, а автор в это время еще губернаторствовал в Нижнем Новгороде. Трудно сказать, в чем ее образцовость. Может быть в том, что другие типографии еще хуже.

Да и написана она... нет не написана, а часть книги, несущая авторские черты, продиктована кому-то на магнитофон, часа за три. В самом деле, много ли души нужно вложить в книгу, оторвав от себя, чтобы определить "Тщеславие" как "стремление занять в обществе или в общественном сознании более высокое место, пренебрегая общепринятыми нормами. Любой ценой." Такое вынесение главной мысли в конец фразы, за ее рамки, характерно для стиля автора, который, как он говорит о себе, никогда не говорил по бумажке. Это письменный "ораторский прием, который раздражает в Немцове и, одновременно, вызывает к нему доверие.

Можно понять иронию Валерия Лебедева в статье "Шутки молодого Немцова...", которую он заостряет против неудачной шутки Немцова по поводу Аллы Пугачевой. Правда, в книжке эта шутка звучит несколько иначе (гораздо пристойнее), чем тот вариант, который Немцов выдал во время празднования дня рождения Пугачевой, и предваряется таким пассажем.

"Чиновников она сильно не любит. Один раз сказала: - Черт его знает, почему я вообще с тобой разговариваю?

Может, потому, что я похож на Филиппа Киркорова".

А вот и сам эпизод, который вызывал у Лебедева улыбку: "В Сочи была однажды история, когда Филипп показал свой паспорт, где он сфотографирован шестнадцатилетним, и я с трудом мог отличить от него свою собственную фотографию того же периода. Алла тут же заявила Филиппу: - Теперь ты понял, почему я за тебя замуж вышла? Потому что ты похож на Немцова." (На дне рождения Пугачева, по словам Немцова, сказала: "Знаешь, почему я сплю с Киркоровым? _ Потому что он похож на тебя").

"Погодите, а разве вас эта шутка даже к книжном варианте не коробит?" - спросите вы. И я отвечу: "Конечно же коробит! Хотя на пляже она звучит иначе, чем в тысячной аудитории. Пусть она и роняет как-то его образ, но ..." И тут мне приходит в голову, что неудачные шутки встречались у многих. Например, у Рейгана. Конгрессмены были весьма недовольны, когда Рейган не мог начать выступление из-за того, что над зданием пролетал самолет и начал глушить его голос. Рейган успел сказать в микрофон: "Господа! Не одолжит ли мне кто-нибудь "Стингер"?" "И все-таки, не избрать ли Немцова в президенты?" А вообще, может ли физик управлять государством? Физики за что только ну берутся! Уже были успешные физики, перешедшие в экономику, в биологию, в литературу и добились в них незаурядных успехов - я уж не говорю о медицине... Тем более что представители этих профессий в физику особенно не стремятся , предпочитают что-нибудь попроще (известен всего один экономист, ставший физиком, да и тот Борис Кузнецов). Все это говорит о том, что физики действительно получают хорошее образование. По-видимому, изучение явлений в природе, взаимосвязей различных тел наилучшим образом готовит человека к любому роду деятельности. А может, просто самые способные люди избирают физику своим занятием, но потом замечают, что в физике тесновато и рвутся на оперативный простор.

Примеров физиков, шагнувших в политику, не так уж чтоб очень. Но они есть. Одним из них был Улугбек (1393-1449), один из крупнейших астрономов своего времени. Улугбек по своей родословной представитель совсем другого рода деятельности: его дедом был сам Тимур, завоеватель, создавший империю от Западной Европы до Китая. По-видимому, у наследного принца, будущего эмира Туркестана, было немало возможностей выбора жизненного пути. Почему он избрал астрономию - этого мы уже никогда не узнаем.

Но остается фактом, наследный принц в качестве хобби держал научно-исследовательский институт астрономии. Руководил институтом квалифицированный астроном. Разумеется, нам никогда не узнать, разбирался ли Улугб
ек в астрономии на самом деле или просто научился держаться за широкой спиной подлинного специалиста- на этот вопрос трудно бывает ответить даже в отношении современных руководителей науки. Но он считается автором самых лучших таблиц синусов и косинусов своего времени. Он также нашел с точностью до 5 секунд продолжительность земного года (нет никаких сомнений, что Улугбек был выдающимся астрономом своего времени - он оставил не только таблицы синусов, но и звездные каталоги с невероятными для приборов того времени точными координатами -В.Л.).

В 1446 г. папа, эмир Шахрух скончался и Улугбек, его единственный сын, законно занял освободившийся трон. Что произошло дальше не вполне ясно, но известно, что режим Улугбека вскоре пал под ударами дворцового переворота. Руководил событиями сын Улугбека, который вскоре "замочил" отца. Историки, говоря о правлении ученого, отмечают лишь, что оно оказалось гораздо менее успешным, чем составление математических таблиц. Разумеется, обсерватория и НИИ, созданные им, были моментально разграблены и разрушены. Только недавние раскопки подтвердили информацию о них. Всего три года провел Улугбек в роли правителя азиатской страны и его жизнь с тех пор служит опровергающим примером для тех, кто хотел бы сменить научное поприще на государственное.

Сумеет ли в другой азиатской стране России успешно править физик?

Более подходит физикам роль советников политических деятелей. Одним из таких советников - непрошенных, академических, был знаменитый аглийский метеоролог Льюис Фрай Ричардсон. Он заслуживает отдельной статьи. Здесь мы скажем только, что Ричардсон с помощью диффероенциальных уравнений показал, как страны скатываются к войнам, сами того не желая.

Во всяком случае, перефразируя слова Вацлава Гавела, относящиеся к драматургам в роли президентов страны, я бы сказал, что "одни физики приспособлены для этой роли лучше, чем другие". Стандартных подозрений в стремлении отъединиться от людей ("Я знаю , что такое преобразование Фурье, а тебе слабо это знать!") книга Немцова не порождает. Наоборот, он повсюду в гуще людской, там где можно соединиться лбами и балдеть, балдеть... до посинения.

"И такая балдежка станет в 2000-м году управлять Россией?"- слышу я грозный вопрос. И отвечаю на него: "А почему бы и нет? " Примерно такие же ребята и по эту сторону занавеса, теперь уже отнюдь не железного: Клинтон, Мэйджор, Блэйр, Коль... Тоже не гиганты мысли и не изощренные интеллектуалы, но люди понимающие время и понимаемые им, неглупые и не очень пьющие.

Пусть так, скажет мой оппонент, но разве вы не видите, как откровенно Немцов комплектует свой лагерь, небрежно штампуя в книжке комплименты сильным мира и одновременно работая локтями по друзьям? Вижу, все вижу, но это мир российской политики, в нем иначе не пробиться. Не приглашать же в президенты француза или шведа - второй раз не получится, национал-коммунисты и фашисты взовьются. Чего-то усилились они за последние одиннадцать веков.

Немцов не скрывает того, что он не видит иных средств борьбы с воровством, кроме как частная собственность. Именно она в сочетании с демократией позволит выиграть битву с русскими ворами- или же битву выиграют воры. И что тогда? Таким вопросом политик уровня Немцова задаваться не может. Он обязан излучать оптимизм, и Немцов понимает это. Таким и должен быть президент!

Говоря о себе как о человеке, Немцов, похоже, старается казаться простым, и это приводит его к очевидным промахам. Например, он объявляет, что знает кучу анекдотов и приводит несколько из них. Вот характерный образчик: "Иван собирается в Париж в командировку. Ему жена говорит: - Купи мне, Вань, французский бюстгальтер.

- Мань, говорит муж, - я б купил. Но у ведь у тебя груди-то нет! Зачем он тебе?

- Ну я ж тебе трусы покупаю!

Веселый анекдот." Анекдот, печальный для мужа. Или для жены? И не слишком остроумный. И победу мысли над очевидным мракобесием он не знаменует. Я рекомендовал бы Немцову для успеха дела приписать этот анекдот Жириновскому. А два соседних анекдота - Зюганову и Лебедю. Думаю они не откажутся. Насколько я представляю себе их чувство юмора, эти анекдоты им подошли бы. Но это все пустяки. А главное: "Да здравствует президент России Борис Немцов!"

Комментарии

Добавить изображение