ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРОВОКАЦИИ
28-06-1997В Москве на днях отпраздновал годовой юбилей информированный журнал "Лица", который, наряду с разной шантрапой, получает экслюзивные интервью от сильных мира сего. На его страницах также размещаются фотографии отменного качества. Журнал несет все признаки новой российской культуры - почти бесстрастно рассказывает о всяких мелких злодействах и крупных безобразиях просто как об устройстве самой жизни. Поэтому он на самом деле не рассказывает ни о безобразиях, ни о пакостях. Разве астроном, сообщая о том, что на Венере плюс 500 и атмосфера состоит из углекислого газа и паров серной кислоты, говорит, что это противно? Ничуть. Для жизни не пригодно, это так. Ну так, не живите там. Мы там и не живем. Мы все больше здесь, где тоже хватает сероводорода и разных миазмов. Но жить можно.
Майский номер журнала "Лица" приводит рассказ о галеристе Марате Гельмане (сын известного драматурга Александра Гельмана). Галерист - это организатор галереи с необычными функциями. Что-нибудь скандальное. Акция. Сеанс. Хэппенинг. Акт. Эпатаж. Или даже так называемая провокация. Цель - привлечь внимание. Стать известным. Войти в команду видного политика для целей создания ему необходимого имиджа. Термин при этом используется такой же как у поп-звезд - "раскрутить" политика. А еще лучше - осрамить и сбить с панталыку конкурента. Именно на этом поприще и подвизается "великий провокатор" Марат Гельман.
Григорий Нехорошев в статье "Московский провокатор" как бы невзначай представляет команду Гельмана. Это, в первую очередь, "революционеры от постмодернизма" Александр Бренер и Олег Кулик. Расскажу о них и я, пользуясь сведениями не только из статьи Нехорошева, но и из других источников.
Олег Кулик - фигура совершенно одиозная. И очень сильно хвалит свое болото. Недавно с ним познакомилась нью-йоркская публика, когда он вместе со своей женой прилетел совершать акцию "человек- собака". Он вживался в роль, сидя в голом виде в будке, рыча и лая на прохожих. Жена (впрочем, кого считать женой Кулика - вопрос сложный) выводила его на поводке гулять, он бежал голым на четвереньках, задирал ногу у деревьев, приседал по-собачьи на корточки прямо на тротуаре для совершения больших дел. Однажды укусил сердобольную даму, которая со словами, "хорошая собачка" пыталась его погладить. Американский народ дивился на причуды новых русских, но от слишком пресной зажиточной жизни уделял человеку-собаке малую толику внимания.
Начинал же собачий Кулик несколько лет назад с создания фотоальбома "В глубь России". На десятках помещенных там фотографий голый постмодернист был запечатлен во время зоофилических, или говоря проще, половых актов с различными животными. В основном с собаками, телятами и козами. Так что сами понимаете, ныне трудно сказать, с какой именно по счету женой собако-человек Кулик прибыл в Нью-Йорк. Производил он эти действия в ныне свободной России исключительно из любви к животным. О, это многосмысленное слово "любовь" - от страсти Ромео, любви к вождям, сосискам с капустой и родному пепелищу, до любви отечественного Кулика к козе. В тоталитарном СССР такая любовь описывалась в статье УК "Скотоложство" и грозила пятью годами лагерей. А сейчас зоофил Кулик хотел таким образом усилить патриотический имидж Конгресса русских общин, полагая, что их любовь (опять любовь!) к родной природе и исконное почвенничество получат достойное воплощение в его "акциях".
Конгресс тут же отмежевался от акций и актов, и тогда Кулик объявил себя председателем "Партии животных" и в этом качестве стал давать интервью о своей любви к братьям нашим меньшим, рассказывая, как вступает с ними в "любовные отношения" по обоюдному согласию, долго лаская их и почти уговаривая.
Кулик дал автору статьи о нем (Григорию Нехорошеву) пространное интервью, в котором рассказал о своей скульптуре "Плодородие". Само собой - про любовь. Представляет она из себя огромную металлическую конструкцию совокупляющихся быка и коровы. Половой орган быка сделан из метрового гидравлического насоса, выпускающего время от времени струю подкрашенной мелом воды. Впервые художник демонстрировал эту работу на выставке ультрасовременного искусства в Копенгагене и мечтал перевезти шедевр в Москву, чтобы установить вместо "бездарного памятника маршалу Жукову" на Манежной площади.
- Народ к такому памятнику потянется, и он станет великим объединяющим символом, - жмурясь от удовольствия говорил любитель коз и коров, и сам собака Олег Кулик. - А я еще приделаю специальную кнопку, чтобы каждый желающий смог мощно кончить в корову.
При этом он упомянул "Тверьуниверсалбанк", который якобы обещал ему деньги на кнопку. Банк яростно запротестовал, не желая такой славы, но поздно. У него и так как дела были не ахти, а тут скандалы - банк обанкротился.
Теперь кратко о втором гипермодернисте. Это некто Александр Бренер.
В Москве Бренера знают по "провокационной акции", которая называлась "Встреча", во время этой "встречи" постмодернист имитировал половой акт на асфальте около памятника Пушкину. Вторая его акция любви с самим собой называлась "Семя", когда Бренер прилюдно занимался онанизмом на вышке для прыжков в осушенном "под храм" бассейне "Москва". Тогда на дне бассейна были выложены имена знаменитостей, которые должны были придти на прощание с бассейном, но не пришли. Был только простой тусовочный народ. Зато явился Бренер, решивший стать знаменитым. Он взгромоздился на 10-метровую вышку и достал аргумент свой единственный, вопя, что сейчас осеменит русскую почву, которая пока что (без его помощи) ничего толкового родить не могла.
Милиционер полез на 10-метровую вышку, пытаясь стащить с нее благодетеля, но он ловко отбивался задней ногой, поскольку передняя (рука) была занята важным делом.
Надо сказать, что патриотическая пресса просто взвыла от ярости: вот как эти сионисты глумятся над русскими святынями! Они член свой возносят выше Александрийского столпа и в духе черной мессы разбрызгивают сверху свое ядовитое семя на святую русскую землю!
Затем Бренер неоднократно, даже не притворяясь собакой, накладывал кучи в музейных залах рядом со знаменитыми картинами, называя эти акции "Стирание граней между искусством и жизнью". Стирать, мыть и вытирать, действительно, приходилось после этого много. Сейчас талантливый Бренер сидит в тюрьме Голландии за то, что в Амстердамском музее нарисовал на картине Казимира Малевича знак американского доллара. Его посадка косвенно свидетельствует о невероятных свободах в нынешней России. Там Бренера не сажали за дурно пахнущие знаки внимания к искусству, а в Голландии ввергли во узилище за безобидный знак доллара. Это ущемление натур свободных и гениальных болезненно воспринял другой талант - писатель Эдичка Лимонов, он же лидер национал-большевистской партии, который в своей газетке "Лимонка" организовал акцию протеста (опять акция!) с кличем "Руки прочь от Бренера", хотя было бы уместнее провозгласить "Бреннер, руки прочь от половых органов!".
Теперь, когда основные творческие силы главного московского провокатора Марата Гельмана представлены, скажем о главном. Скажем о том, почему эти гипермодернисты и акционисты процветают на российской почве. И откуда они берут деньги на свои акции. Скажем, в августе прошлого года Марат Гельман устроил довольно дорогостоящую акцию под названием "Компромат" (это после выноса 500 тысяч долларов из Белого Дома Лисовским и Евстафьевым). Идея была проста - любой компромат изготавливается ныне очень легко и ничего не стоит. В том числе, и компромат по выносу денег. Может быть, это были вовсе и не настоящие доллары.
До открытия "Акции "Компромат"", - пишет Г.Нехорошев, - все московские редакции буквально завалили факсами с предложениями подготовить любой компромат на любого действующего политика. На самой галерее провокатора Гельмана был представлен, например, израильский паспорт Геннадия Зюганова, пленка с автоответчика Александра Коржакова, якобы записанная в день его увольнения, страница из "Независимой газеты" с фотографией, на которой Александр Лебедь беседует с Джохаром Дудаевым, документы из швейцарского банка со списками огромных валютных счетов всех членов правительства... Гвоздем акции была серия якобы документальных фотографий, на которых Коржаков, Лебедь, Явлинский, Зюганов, Руцкой и ряд других хорошо узнаваемых политиков занимались сексом с одним членом (просим извинить за термин) команды Гельмана - с голой художницей Аленой Мартыновой. Дескать, что обращать внимание на какой-то там вынос коробки с полмиллионом долларов. Может быть, все это обычная "художественная провокация" ? Любопытно, что сегодня на легкость создания монтажей, на эту выставку Гельмана, ссылается скомпрометированный министр юстиции Валентин Ковалев.
Но вот теперь самое главное. Журнал "Лица" сообщает о чрезвычайной активности команды Гельмана в предвыборной кампании Ельцина на президентский пост. Итак...
За руль руководства предвыборной кампанией встал Анатолий Чубайс, а членами его штаба сделались Гельман и еще один провокатор, но уже в области, так сказать, слова, Глеб Павловский (раньше был редактором журнала "Век ХХ и мир"). Под эгидой фонда Павловского "Эффективная политика", два веселых провокатора, эти рыцари слова и дела, рассылали мощным потоком от имени Компартии России приглашения на пресс-конференцию Зюганова. Журналисты неслись туда со всей округи, долго и бессмысленно ждали. Потом, после пары часов ожидания, дружно костерили главного коммуниста за неявку. Зюганов же только потирал залысину и восклицал - так вот какова мораль демократов!
Выдумщики Гельман с Павловским зарегистрировали в Народно-патриотическом блоке в поддержку Зюганова товарищество художников "Замоскворечье". А затем Гельман сам же устроил пресс-конференцию, где разоблачил "Замоскворечье" как фиктивный союз, за которым не стояло ни одной реальной организации. С выводом: смотрите, люди добрые, каковы эти коммунисты и их лидер: они создают сплошные фикции в свою поддержку.
Сколько получил Гельман за эту работу, доподлинно неизвестно. Надо думать - немало. На проведение дальнейших акций в поддержку российских демократов. Как и свободный журналист Павловский, который недавно развелся с женой и оставил ей в наследство квартиру стоимостью в несколько сот тысяч долларов. А себе приобрел еще более дорогую. Для своих же вовсе не виртуальных пассий снимает квартиры в престижных районах Москвы.
В конце мая г-н Гельман порадовал любителей современного искусства галереей "Водка". На ней он показал коллекцию современных самогонных аппаратов, продемонстрировал большое количество видеозаписей интервью с самогонщиками. Мораль выставки - показать пагубное действие монополии государства на производство спиртных напитков. Долой винную монополию!
Автор материала о Гельмане Нехорошев заканчивает свою статью так: "Собирая материал об акциях "Компромат" и "Водка", я встретился с пресс-секретарем галереи Марата Гельмана и попытался узнать, кто же является заказчиком этих мероприятий. На следующий день после этой встречи я был приглашен в галерею, и меня познакомили с неким г-ном Соколовым, который представился "представителем службы безопасности заказчика" и сказал, что если я буду и впредь интересоваться заказчиками, то "буду иметь дело со службой безопасности". На прощание Соколов выдал мне свою визитную карточку, из которой следует, что он является сотрудником благотворительного фонда "Европейское образование"...
Что там "Европейское". С такими талантами надо писать - "Мировое".