ПОСЛЕ БАНИ
04-10-1997Без комментариев - по страницам российской печати
Борис Ельцин отправил в отставку министра юстиции Валентина Ковалева. На его место назначен руководитель административного департамента аппарата правительства России Сергей Степашин. По словам сотрудников Министерства юстиции, Ковалев принял указ о своей отставке чрезвычайно спокойно.
Назначение Степашина на пост министра юстиции не случайно. В последнее время президент активно выдвигает на высокие должности людей, работающих или работавших в системе госбезопасности. Бывшего шефа московского УФСБ Евгения Савостьянова он сделал заместителем руководителя своей администрации. По представлению генпрокурора России и с одобрения президента главным военным прокурором России стал генерал-лейтенант юстиции Юрий Демин, в течение последних пяти лет возглавлявший договорно-правовое управление ФСБ. Кроме того, Ельцин назначил своим представителем в Приморском крае начальника местного управления ФСБ Виктора Кондратова.
Сергей Степашин занимал пост директора ФСКЂФСБ с 1994 по конец июня 1995 года. Президент освободил его от занимаемой должности по его собственной просьбе после захвата Буденновска чеченскими боевиками. Кстати, в последнее время Валентин Ковалев и занявший его место Сергей Степашин вместе работали в федеральной комиссии по проблемам Чечни.
Самый главный вывод - создается впечатление, что демократическая номенклатура в основном сформирована. Тот узкий круг, из которого власть черпает угодные ей кадры, замкнулся. По крайней мере, проникнуть туда, даже просто попасться на глаза тем, кто определяет сегодня как основной, так и дублирующий состав действующей на политико-экономическом поле страны команды, с каждым днем все труднее.
Присматриваясь к происходящему, легко уловить, что ничего особо нового, в сущности, не происходит. То же самое приключалось и при коммунистах. Точно так же, как теперь перебрасывают двух упомянутых выше уже, правда, не товарищей, но господ с одной руководящей должности на другую, в прежние времена без конца перемещали тех, кому однажды посчастливилось протиснуться в славную когорту особо ценного контингента. Именно тогда появились руководители беспредельно широкого профиля, начальники-универсалы, способные с равным успехом возглавлять любую отрасль, любой участок, на который, сами понимаете, бросит их родная партия. Тогда, как и сейчас, или же наоборот - сейчас, как и тогда, пожарника запросто могли поставить во главе всей юстиции. Мало же их - достойных, из кого выбирать, если номенклатура - не новгородское вече, особо не разгуляешься.
Но даже не это повторение кадровой толчеи на маленьком номенклатурном пятачке вызывает особую настороженность. Хуже всего, что в круге первого руководящего звена продолжают весело крутиться и крайне одиозные фигуры, получая как бы не просто индульгенцию на отпущение грехов, но поощрительное благословение от высших государственных сановников за безоговорочное чиновничье послушание и слепую исполнительность. Вроде бы для блистательного продолжения карьеры не так важно, что на прежней работе в одном случае бывший министр, в другом - настоящий, как-то, если по-честному, и не особенно выгодно выглядели. Скорее даже напротив. Так за обычно сдержанным до осторожности Степашиным тянется даже длинный кроваво-красный чеченский след. Как, впрочем, и за другим новым назначенцем - начальником Генерального штаба Анатолием Квашниным, на чеченском театре военных действий (если верить такому весьма компетентному в данном вопросе эксперту, как генерал Лев Рохлин) не проявившему как раз тех полководческих качеств военного стратега, которые скорей всего и должны быть решающими при выборе наиболее подходящей кандидатуры на занимаемый им пост. Помните, что написано у коммунистического пророка вслед за словами: узок круг этих революционеров? И еще: страшно далеки они от народа?
Круг новых революционеров узок, но Ковалевых среди них удивительно много. Отсюда казусы. Директор ФСБ Николай Ковалев намерен подать в суд на две немецкие газеты, которые по ошибке опубликовали его фотографии в материалах о скандале с однофамильцем - бывшим министром юстиции Валентином Ковалевым, сообщил ИТАР-ТАСС.
Если директору ФСБ удастся выиграть этот процесс, то газетам "Штутгартер цайтунг" и "Рур цайтунг" фактически придется финансировать работу контрразведчиков России, поскольку отсуженные деньги Ковалев намерен передать на нужды его службы. Для западной прессы случаи "попутывания" российских политиков-однофамильцев довольно типичны.