ЭТОТ ОПАСНЫЙ "НЕКТО"
04-10-1997("Известия" в тихом переулке ударили денежным мешком)
Как осуществляется в России свобода слова, продемонстрировали события, связанные с газетой "Известия".
В своей схеме дело обстоит так. Главные редактор (ныне бывший) "Известий" Игорь Голембиовский, раздухарившись, поместил ряд сенсационных или ядовитых статей о сильных мира сего. Сначала "Известия" открыли миру двойное гражданство Березовского. Затем прошлись по охотничьим подвигам Черномырдина, застрелившего двух медвежат с медведицей, которых чуть ли не связанными держали для него егеря. Затем поведали о 5 миллиардах личных средств смелого охотника (перепечатка из "Le Mond", которая почерпнула сведения из слушаний в Конгрессе руководителей ЦРУ и ФБР Фри и Дейча). Эти перипетии освещались в "Лебеде" подробно.
Дальше - больше. Голембиовский поставил в номер острые статьи о банках МЕНАТЕП и "СБС-Агро". На этом терпение сильных мира сего и банкиров истощилось. В силу братской солидарности банкиров всех стран руководство "Лукойла" потребовала отставки Голембиовского. Тот, как ему тогда казалось, придумал ловкий ход - подбил продать акции работников издательства и редакции "Известий" "ОНЭКСИМбанку", так что у него оказался контрольный пакет акций. Ему казалось, что таким образом газета уйдет из под персональной опеки "Лукойла". Но это был способ изгнать дьявола с помощью Вельзевула. Онэксимбанковцы, с возвращением туда из краткосрочных вице-премьеров своего начальника Потанина, тоже (в силу все той же солидарности банкиров всех стран) невзлюбили потерявшего чутье Голембиовского. "ОНЭКСИМбанк" с "Лукойлом" двойной тягой потребовали снять Голембиовского со всех постов - с поста Совета директоров газеты и поста главного редактора. Напрасно писатели и разные деятели культуры жаловались Ельцину и толковали об ушибе прессы денежным мешком, напрасно протестовали известинцы, которые даже создали профсоюз для целей защиты интересов газеты во главе со своим ведущим обозревателем Степаном Киселевым.
На прошлой неделе Совет директоров газеты отправил Игоря Голембиовского в досрочную отставку, а на днях банкиры сняли его и с поста главного редактора. Хотя почти весь издательский коллектив был против. Теперь и.о. главного заместитель Голембиовского Василий Трофимович Захарько. Называют в качестве кандидатов Отто Лациса, недавно награжденного Ельциным золотым пером. Котировался и спецкор "Известий" в США Владимир Надеин, но, съездив на родину он, по-моему, "впал в отчаяние при виде того, что делается дома" и подался в руководители русскоязычного американского радио и телевидения.
Интересно, что последние события сами "Известия" никак не освещали. Был главный - и нет его. А газета - ни гугу. Точно также, как 6 июня нечто похожее (но по другим причинам) произошло в самой большой и старейшей русскоязычной газете Запада "Новой русское слово", в которой издатель Валерий Вайнберг с диким криком изгнал им же приглашенного в ноябре 1995 года писателя-детективщика Георгия Вайнера. Читатели же до сих пор об этом не подозревают. Раньше писали - главный редактор Вайнер, а теперь - Вайнберг. Кто же заметит разницу? Тем более, что публика - дура.
Но вернемся к "Известиям". Для того, чтобы понять, что же там произошло, придется обратиться к другой газете - к "Коммерсанту-Дейли". В номере от 11 июля есть кое-какие материалы которые дополняют общую схему колоритными штрихами.
Вот что говорят воротилы бизнеса, "ушедшие" Голембиовского.
Михаил Кожокин, заместитель председателя правления ОНЭКСИМбанка (информация "Коммерсант-Дейли от 11 июля):
-- Статьи, которые он (Голембиовский) ставил в номер, привели к тому, что из уважаемой газеты "Известия" превратились в малотиражку. Я считаю, что к сегодняшнему дню позиция Голембиовского поставила под удар авторитет газеты. Точка в затяжном и нелепом конфликте газеты и акционеров будет поставлена с его уходом.
Александр Василенко, начальник управления общественных связей НК ЛУКОЙЛ:
Во всей этой истории с профсоюзом меня интересуют два вопроса. Первый: почему именно сейчас начал бурно действовать Союз журналистов (организовавший пресс-конференцию Голембиовского)? Не потому ли, что Игорь Несторович -- уже раскрученная фигура и его защищать значительно легче, чем простых журналистов? И второй: для чего все-таки Голембиовский сделал из газеты какой-то боевой листок? Пока мне это непонятно.
Фрагменты из интервью ИГОРЯ ГОЛЕМБИОВСКОГО ("Коммерсанту-Daily" от 11 июля).
Начал он с того, что пообещал: "Сам я не буду участвовать в выборах (редактора) -- это бессмысленно".
-- Говорят, что вас и некоторых других членов редколлегии "Известий" окрестили "группой захвата", которая решила "оставить после себя пепелище". И именно эту цель преследуют последние скандальные публикации "Известий". Правда ли это?
-- Как нас называют мои противники, меня не очень волнует. Могу сказать одно: людей, которые отстаивают свои профессиональные интересы и права газеты с помощью созданного профсоюза, людей, заинтересованных в том, чтобы газета существовала, много. Что касается публикаций, цель у них была одна -- довести до читателя информацию. Последние публикации готовились к печати около трех месяцев. Я просматривал материалы и лично просил авторов проверить, имеются ли под информацией соответствующие документы. Я считаю, что это достойные материалы, которые необходимо печатать.
-- Говорят, что вновь созданный профсоюз "Известий" намерен добиться отставки Михаила Кожокина. Каким образом это можно осуществить?
-- Я впервые слышу об этом. Я не знаком с данной информацией. Но считаю, что это невозможно.
-- У "Коммерсанта-Daily" имеется информация, что источником всех бед "Известий" стало несовершенство уставных документов газеты, чем и воспользовались вначале ЛУКОЙЛ, а затем ОНЭКСИМбанк? Так ли это?
-- Как уставные, так и учредительные документы акционерного общества -- типовые документы, и никакой ошибки в них нет. Следовательно, никто не использовал их в своих целях.
-- Пройдя через акционирование, какой вы можете дать совет коллективам и редакторам газет, которые, что вполне возможно, попадут в схожую ситуацию?
-- Быть осторожным с русскими бизнесменами...
Последний совет показателен. Он уже услышан. Сейчас я процитирую фргаменты из "Известий" от 12 июля (статья Юрия КОВАЛЕНКО "Бывшего дипломата союзного МИД называют крупнейшим инвестором во Франции") с "разоблачениями" новых русских.
Внимание!
"Бывший заместитель министра иностранных дел Советского Союза израсходовал более 80 миллионов франков на приобретение двух вилл в средиземноморском Антибе, а затем пустился в торговлю недвижимостью в другом южном городе - Сен-Лоран-дю-Вар. Этому высокопоставленному в прошлом дипломату и принадлежит пальма первенства по части российских инвестиций во Франции.
Как бы то ни было, инвестиции крутого мидовца - лишь капля в мощном потоке российских капиталов, которые текут во Францию. По данным ее центробанка, только в 1994 году они исчислялись суммой в 11 миллиардов франков. Все эти миллиарды, полагает "Экспресс", полученные от торговли наркотиками, оружием, алкоголем, проституции, "отмываются" во Франции, благополучно избегая всякого контроля.
Такая легкость вызвана тем, что россияне вначале обосновались в государствах Европейского союза - главным образом в Германии, Нидерландах и Бельгии и тем самым получили возможность беспрепятственно переправлять свои капиталы во Францию.
Здесь они нацелены на приобретение апартаментов в фешенебельных кварталах Парижа. Так, некто Алигам Т. в 1993 году купил квартиру за 5,7 миллиона франка наличными. Затем он истратил еще 2 миллиона на ее ремонт, оплаченный двумя иностранными фирмами, одна из которых располагается в Роттердаме, а другая на британских Виргинских островах.
Обе эти компании принадлежат российскому миллиардеру Анатолию Г., который для самого себя вначале приобрел в Париже квартиру за 10 миллионов франков, а в дальнейшем - особняк за 31 миллион. Эта последняя покупка была оформлена на две люксембургские фирмы. Одной из них владеет Александр Д., который подозревается канадскими властями в связях с восточноевропейской мафией.
Помимо столицы россияне инвестируют в недвижимость на Лазурном берегу, в частности, приобретают квартиры в гигантском жилом комплексе Марина Бэ-Дез-Анж, что в городке Вилльнев-Лубе. там, среди прочих, купил апартаменты за 6 миллионов франков наш бывший генерал, который владеет казино в Москве и постоянно проживает в Берлине. Его соседом по дому оказался другой отставной офицер, выложивший за свое жилье 4 миллиона. Последний сейчас занят экспортом электронной техники в Россию.
Наши соотечественники энергично приобретают недвижимость и в приграничных со Швейцарией и Германией районах. В пригороде Аннмасса, департамент Верхняя Савойя, некто стал владельцем вначале ресторана, потом целого дома, земельного участка и 10 квартир, заплатив за все 7,7 миллиона франков".
Итак, призыв Голембиовского услышан на диво быстро. Разоблачительная статья без фамилий! Какой-то замминистра (этих замов за разные годы более десятка)! Сплоченная группа миллиардеров: некто Алигам Т., Анатолий Г., Александр Д., Дмитрий Г., бывший генерал, отставной офицер и, наконец, маленький шедевр, нам сообщают, что "некто стал владельцем вначале ресторана, потом целого дома, земельного участка и 10 квартир, заплатив за все 7,7 миллиона франков". Именно так и написано - "Некто стал владельцем..." Даже неизвестно, был ли этот "Некто" в прошлом генералом, министром или хотя бы солдатом. И как же совладать с этим таинственным "Некто" ? Ей-Богу, капитан Немо (мы помним - это слово означает "Никто", что даже вроде бы меньше, чем "Некто") и то был более узнаваем. О нем мы знаем хотя бы, что он из индийских набобов.
Можно обновленным и умудренным "Известиям" предложить вместо такого рода разоблачений печатать из номера в номер строчки народной песни: ""Если кто-то иногда, кое-где у нас порой честно жить не хочет..." Да и то опасно. Кое-кто, иногда, кое-где может обидеться и кое-кому тогда кое-что начистит.
Ну их в баню.
"Банкиры всех стран, соединяйтесь!"