БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ. ДОРОГАЯ СВЯЗЬ

03-08-1997

Финансовая война, инициированная конкурсом по "Связьинвесту", вступила в новую стадию - и стало окончательно ясно, что речь идет не о локальном скандале по поводу продажи пусть и довольно привлекательного телекоммуникационного куска, - но радикальной перекройке всего финансово-политического ландшафта России, в
котором "Связьинвест" - нечто вроде танкового сражения под Прохоровкой. Перекройки, истоком которой можно считать желание власти навязать российским феодалам новые правила игры, а побочным эффектом - возможные отставки в высших эшелонах правительства.

Согласно публикации в английской "Файненшл таймс", более половины средств на приобретение 25-процентного пакета акций холдинга было предоставлено известным западным бизнесменом Джорджем Соросом. Его вклад в акции (из 1,875 млрд. долл.) составляет более 980 млн. долл. Если учесть, что выигравшая аукцион кипрская компания Mustcom Ltd. представляла изначально интересы не только ОНЭКСИМбанка, но и "Дойчебанка", то, по сути дела, оказывается, что 25% холдинга принадлежат западному капиталу, а ОНЭКСИМбанк выступил в незавидной роли мелкого посредника.

Разумеется, деньги не пахнут, и нашему родному правительству все равно, откуда поступают средства в федеральный бюджет. Как заявлено в пресс-релизе, более 9 трлн. руб. "могут быть использованы для погашения задолженностей вооруженным силам, науке, образованию". Могут быть, а могут и не быть.

ДИСКУССИЯ вокруг продажи 25% акций российского телекоммуникационного гиганта "Связьинвест" превратилась в средствах массовой информации в ожесточенную схватку за политическое влияние между враждующими финансовыми группировками.

Первый вице-премьер Борис Немцов и вице-премьер Владимир Булгак защищают проведенный в прошлую пятницу аукцион, на котором победителем стал финансовый концерн во главе с Онэксимбанком, предложившем 1,87 млрд. долл. Немцов заявил, что владельцы главного национального телеканала ОРТ и влиятельного частного телеканала НТВ "хотели приобрести четверть телекоммуникаций России", но были честно побеждены "другой компанией, которая предложила гигантскую сумму". Больше не будет закулисных приватизаций, кто больше заплатит, тот и победил, подчеркнул Немцов.

Руководство ОРТ, в котором 51% акций принадлежит государству, заявило, что ее частные инвесторы "с удивлением отреагировали" на заявление Немцова и что единственным акционером ОРТ, принимавшем участие в акционе, выступал Альфа-банк, "который не оказывает влияния на деятельность ОРТ".

Консорциум-победитель, представленный через зарегистрированную на
Кипре компанию "Ай-Эф-Си-Ай" (в российской печати ее, как правило, называют "Мастком лтд." - Ред.), возглавляет Онэксмибанк-МФК, а остальными членами являются другие иностранные инвестиционные банки (о них ниже)

Онэксимбанк, возглавляемый бывшим вице-премьером Владимиром Потаниным, является главным победителем аукциона. По его словам, доля Онэксимбанка в инвестировании составит 500 млн. долл. и "сделка струтурирована так, что наше участие станет решающим". Он опроверг утверждения, что иностранные инвесторы получили большую часть 25-процентного пакета.

Вице-премьер Владимир Булгах, курирующий телекоммуникации, признал, что победивший консорциум не дал никаких инвестиционных гарантий, однако его планы в отношении "Связьинвеста" будут обсуждаться после окончательного утверждения сделки правительством России.

Проводившиеся ранее аукционы осуждались критиками как нечестная практика, в силу которой банки с хорошими связями приобретали ключевые пакеты акций в наиболее прибыльных российских компаниях по минимальным ценам в обмен на денежные займы правительству.

Новый виток конфликта начался с пресс-конференции бывшего ресс-секретаря президента, а ныне заместителя Владимира Гусинского Вячеслава Костикова, который обнародовал заявление своего патрона о том, что тот подает в суд на Владимира Потанина за оскорбление чести и достоинства, - в связи с высказываниями Потанина о том, что Гусинский будто-то бы предлагал ему полюбовно договориться о неконфликтном течении конкурса. "Ни я, Гусинский В.А., ни группа "Мост" ранее в приватизации не участвовали и секретами сговора, которыми, похоже, в совершенстве овладел Потанин, ни владею" - говорится в заявлении. Если учесть, что настоящим источником известий о предложении Потанину сговориться за счет бюджета является вовсе не глава ОНЭКСИМа - то становится понятно, почему Гусинский не сам пришел на пресс-конференцию. А именно - чтобы в случае чего отречься от красноречия собственного представителя.

Обвинив реформаторов в необыкновенной спешке, Вячеслав Костиков задался вопросом: "А не знает ли группа очень смышленых молодых людей о нашем президенте нечто такое, чего мы не знаем? Что заставляет их торопить события, намеченные на 2000 год?"

Яснее не скажешь - мол, реформаторы торопятся собрать деньги на предвыборную компанию по случаю плохого здоровья Ельцина, поступки которого сам Костиков квалифицирует как "иногда странные".

Главной сенсацией можно считать то, что Владимир Потанин огласил некоторые внутренние подробности устройства оффшорной "Мастком". В частности, он заявил, что структура сделки предусматривает сохранение акций "Связьинвеста" в собственности "Мастком" на два года (напомним, что обвинение в скорой перепродаже акций - одно
из главных в арсенале проигравших, а вероятность ему придает участие в "Мастком" величайшего финансового иллюзиониста столетия Джорджа Сороса). Потанин также заявил, что, благодаря структуре денег "Масткома" (акции, кредиты, производные ценные бумаги), больше половины денег для покупки было предоставлено Соросом, однако больше половины акций оффшора находится в руках российских участников.

Одним из основных итогов конкурса можно считать то, что правительство, исполняющее свои обязательства перед бюджетом, получило право требовать того же от налогоплательщиков. Странным выглядело бы поведение ВЧК, если бы предприятия вызывались на ковер за утаенный миллион, а продавались за бесценок.

Перед властью больше не стоит задача привязать, - как во время залоговых аукционов - банки накануне выборов, чтобы они, как некогда изящно выразился Аппиан, получив неправедное добро, стали стражами одарившего их порядка.

Между тем политическая стабилизация имеет и еще одно следствие, непосредственно определяющее поведение участников приватизационной войны. Это - падение ставок ГКО и ухудшение положения баловней эпохи финансового феодализма. По мере роста дыр в балансах банки будут автоматически выбирать рискованные проекты - и ставить на карту, в надежде вернуть прежние времена, последние и главные забалансовые активы - дружественных членов правительства.

Контрразведка России направила в Федеральную службу безопасности документы по компании Mustcom Ltd., ставшей 25 июля победителем аукциона по продаже акций "Связьинвеста". В течение месяца чекисты должны определить, насколько "чисты" деньги, которые Mustcom Ltd заплатил за акции холдинга. Одним из вероятных вариантов ответа ФСБ может стать заключение о необходимости отказа инвестору в
приобретении акций. Контрразведчиков может не устроить один из главных фигурантов сделки -- Джордж Сорос. Еще в 1995 году аналитики ФСК утверждали, что якобы ведущаяся фондом Сороса разведывательно-подрывная деятельность направляется американскими спецслужбами и Пентагоном.

О новом задании Федеральной службы безопасности рассказал журналистам замначальника управления экономической контрразведки ФСБ Александр Юрченко. Это сообщение стало сюрпризом. В течение месяца контрразведчикам предстоит расставить точки над i в деле по продаже акций "Связьинвеста".

Основанием для проверки Mustcom является десятый пункт Государственной программы приватизации, утвержденной указом президента России от 24 декабря
1993 года. Согласно этому документу, если в аукционе по продаже предприятий связи выиграли иностранные компании, сведения о них должны быть направлены в
правительство и ФСБ. В соответствии с данным предписанием РФФИ и направил на проверку в ФСБ документы по Mustcom. Напомним, что в консорциуме Mustcom формально нет ни одной российской компании: группа ОНЭКСИМЂМФК и ее партнер "Ренессанс-Капитал" представлены офшорными "дочками" ICFI Cyprus и Renaissance International Ltd. Есть и "чистые" иностранцы: Deutsche Morgan Greenfell, Morgan Stanley и инвестфонд Quantum, представляющий интересы Джорджа Сороса.

Представители ФСБ отказались давать комментарии по деталям предстоящей проверки, ограничившись официальным сообщением.

Заместитель информационного управления ОНЭКСИМбанка Модест Колеров заявил, что проверка ФСБ -- нормальная процедура, предусмотренная законодательством: "Каждая сделка, связанная с нерезидентом, проверяется ФСБ. В этом нет не то, что ничего сенсационного, но даже ничего специфичного. Чистая рутина".

Однако есть основания полагать, что работа контрразведчиков не будет чистой формальностью. Одной из основных фигур в консорциуме Mustcom является
американский миллиардер Джордж Сорос. Из заявленных Mustcom $1,875 млрд вклад его фонда Quantum составил $980 млн (часть -- прямые инвестиции, часть -- кредит российским партнерам по консорциуму). Именно фигура Сороса может вызвать сомнения у сотрудников ФСБ, потому что о деятельности его фондов контрразведчики имеют вполне определенное мнение.

Так, 10 января 1995 года в "Независимой газете" была опубликована статья, подготовленная на основе данных доклада ФСК (ФСБ тогда именовалось Федеральной службой контрразведки). В статье излагалась точка зрения аналитиков спецслужбы относительно работы в России ряда иностранных фондов. В их числе фигурировал и Международный научный фонд, больше известный под именем "фонд Сороса".

Вот цитата, взятая из доклада ФСК: "Функционирование американских научных центров, направляемых американскими спецслужбами и Пентагоном, лежит в области разведывательно-подрывной деятельности... Истинной целью деятельности фондов является содействие реализации внешнеполитического курса США, направленное на сдерживание России, как государства, потенциально способного составить конкуренцию единственной сверхдержаве". Между тем связь -- так называемая
инфраструктурная отрасль, крайне важная для поддержания обороноспособности страны.

На пресс-конференции 31 июля Владимиру Потанину задали вопрос: "Не боитесь ли вы, что у Mustcom могут возникнуть проблемы со спецслужбами из-за фигуры Джорджа Сороса?" Владимир Потанин ответил отрицательно:

"Никаких проблем с силовыми структурами в связи с Джорджем Соросом я не ожидаю". Потанин утверждает, что Сорос пришел в Mustcom, так как "доброжелательно" относится к России.

Однако мнение Потанина может разойтись с оценками российских спецслужб. ФСБ поставлено перед дилеммой: либо забыть свои прежние выводы о деятельности фонда Сороса, либо провалить сделку и лишить российский бюджет $1,7 млрд.

Впрочем, не исключен и другой вариант. Источник в Белом доме сообщил о гарантийном письме, находящемся в распоряжении Черномырдина. В нем один из участников проигравшего консорциума компания Telefonica обязалась предоставить искомую бюджетом сумму в случае пересмотра итогов аукциона. Так что проверка действительно может превратиться из рутинной в судьбоносную для будущего "Связьинвеста". Кстати, продажей акций "Связьинвеста" должно по долгу службы заинтересоваться и Федеральное агентство правительственной связи и информации.

По материалам "Известий", Независимой газеты", "Финансовых известий", "Коммерсанта-Дейли" подготовил Валерий Лебедев

Комментарии

Добавить изображение