ПЕРЕПИСКА

23-08-1997

To Valerii Lebedev Tue, 19 Aug 1997 23:15:59 -0400 (EDT)
From: dmitrii@katja.chem.umass.edu

Уважаемый Валерий!

С огромным интересом я читаю Ваш журнал. Тем более, что Вас я знаю очень давно. Я окончил Московский Физтех в 1982 году и физтеховскую аспирантуру в 1987, где ходил на Ваши лекции. Если не ошибаюсь, это был маленький спецкурс по философии для аспирантов о научном познании и научных мифах.. Познакомиться лично с Вами мне тогда не довелось, и, к сожалению, я забыл Ваше отчество . Но я надеюсь Вы не обидитесь на то, что я обращаюсь к Вам просто по имени. Тем более, что в Америке это в порядке вещей.

 

Я прекрасно помню кафедру Марксистско-Ленинской (!) философии на Физтехе 80-х. (вынужден чуть-чуть вмешаться - наша кафедра никогда, даже в самые застойные годы не называлась кафедрой марксистско-ленинской философии, она совершенно официально и без затей называлась "Кафедра философии". Аполитичное название удалось пробить ее заведующему Энгельсу Матвеевичу Чудинову, который сказал в Горкоме: "Зачем нам приставка "марксистско-ленинская"? Ведь это само собой разумеется, раз имя ее заведующего Энгельс". Партайгеноссе хмыкнул и согласился - В.Л.).

Люди там подобрались совершенно исключительные. Особенно если принять во внимание время и предмет ими преподаваемый. Это и похожий на Дон Кихота доцент Илларионов, рассказывавший об античной философии- и профессор Семенов, прозрачно намекавший на сходство социализма и азиатского способа производств, существовавшего в древнейших обществах еще до рабовладения. Под видом марксизма-ленинизма многие преподаватели кафедры (хотя конечно не все) давали возможность физтехам немного приобщиться к гуманитарной культуре. Это было очень важно, принимая во внимание дремучесть среднестатистического физтеха во всем, что не касается уравнений и формул . Студенческие и аспирантские годы - лучшие в жизни, и я испытываю ностальгию по тому времени, в котором было очень много хорошего.

Меня очень заинтересовали статьи в Лебеде вып.28 об отношении к Сталину тех, кто родился уже после его смерти и не жил в жестокую эпоху великих революций и войн. Мне как раз очень повезло захватить коротенький мирный период нашей истории от ХХ-го съезда до перестройки ,- родиться в спокойном 60-м году, успеть получить прекрасное физтеховское образование (кстати, московский Физтех был создан по личному приказу Сталина) и немного поработать в советской науке.

Я хотел бы посмотреть на вопрос о том, как нам надо относиться к нашему советскому прошлому под несколько , может быть, неожиданным для русского человека углом. А именно , как нам ВЫГОДНО преподносить свою недавнюю историю? Но мы с Вами живем в Америке и понимаем, как важно себя правильно подать, и вопрос этот далеко не праздный. Плохо поставленная реклама может обойтись дорого. Приведу анекдотический пример из своего личного опыта. Я работал в Мексике (где я только уже ни работал!) .

Один мой хороший товарищ был среди первых российских (тогда еще советских) ученых заключивших контракт с одним из мексиканских институтов напрямую. Конечно, советские ученые там и раньше бывали, но они относили свою зарплату в посольство. Мой приятель получал все сам, и как представитель сверхдержавы - очень неплохо. Однако , побывав перед приездом в Мексику на Московских демократических митингах, он начал за рюмочкой текилы пересказывать все, что там слышал, новому начальству. С удивлением начальство узнало, что Россия - бедная страна, даже беднее Мексики, что власти там только тем и занимались на протяжении 70-и лет, что всех сажали в лагеря и тюрьмы, что техника у нас отсталая, а наука на ладан дышит. Конечно, начальство все это слышало раньше от американцев, но не вполне верило . Гринго ведь всегда все перевирают так, как им выгодно.

Но после того как все то же самое им рассказал русский, ничего другого не оставалось, как сделать оргвыводы. Моему приятелю сказали, что человек, получивший образование в стране третьего мира (по рассказу приятеля как раз и получалось, что СССР - страна третьего мира), как правило, не представляет большой ценности и должен сначала доказать, что он хороший ученый и преподаватель. И ему в два раза уменьшили зарплату. С тех пор он сделался большим патриотом Советского Союза. Сейчас живет в Австралии, и когда выпьет бокал австралийского сухого вина, рассказывает австралийским коллегам только о достижениях СССР в области балета, космической техники и фундаментальных наук.

Вот такой урок патриотизма.

 

С уважением, Дмитрий Ворошилин.

P.S. Я был бы рад, если бы Вы опубликовали мое письмо, хотя ничего кроме набитых формулами научных статей в жизни не писал.

 

Еще больше я был бы рад познакомиться с Вами лично. Мы с семьей только недавно переехали в Массачусетс из Оклахомы. Нам тут нравится, но не хватает общения с соотечественниками. Я работаю в UMass и живу недалеко от Бостона в Амхерсте. Если хотите, приезжайте в гости. Будем очень рады. Я немного изменил свою фамилию, т.к. мой товарищ - человек обидчивый.

Гази Алиев из Германии прислал очень теплые слова по поводу "ЛЕБЕДЯ", одновременно несколько усомнившись в названии, поскольку ассоциация с одноименным генералом, вернее, не со всем генералом, а с его лицом, не внушает Гази Алиеву большого доверия.

Я поблагодарил, и в своем ответе защищал генерала, толкуя о его народной сметке и здравом смысле. Нижеследующее письмо Гази Алиева выходит за рамки частной переписки, и мы его с удовольствием помещаем.

Date: Fri, 22 Aug 97 23:23:44 +0200
From:G. Aliev <aliev@physik.hu-berlin.de>

Дорогой Валерий!

Спасибо за Ваше письмо.

 

Вначале по старой совковой привычке(когда со спокойной душой можно месяц не отвечать на письмо, заставляя другую сторону лишний раз задуматься о таинственности русской души и плохих российских дорогах, по которым, возможно, эти загадочные русские везут электронную почту) думал ответить на Ваше письмо после прочтения всех выпусков альманаха, но вспомнил, что я сейчас в Германии, где, как Вы пишете (да и я сам вижу), дороги отменные.

Честно признаюсь, отзыв на Ваш альманах -- это моя первая робкая попытка выпустить свое слово в мир. И то, что на это слово кто-то отреагировал, радует, несомненно. Хотя перо, нет-нет, и спотыкается о рассказ А. Терца "Графоманы". Но успокаиваю себя тем, что писатели -- это те же графоманы, только вышедшие в люди. В этом смысле рассказ показался мне несколько нескромным, да не обидится на меня светлая душа Синявского. Это примерно то же, как когда властители, всеми своими жабрами вцепившиеся за власть, обвиняют других претендентов ни много ни мало, а в стремлении к власти. Как будто они стремились не к власти, а так -- разок потрогать ядерный чемоданчик, разок спуститься в шахту, разок помять в своих пухлых пальцах колосок пшеницы и много раз повыступать по телевизору, жалуясь простому народу на то, что власть на местах не выполняет высочайшие указы, которые -- совсем было забыл -- они подписывают в промежутках между снятием пшеницы и восхождением на подъемный кран, или комбайн, на худой конец. А для некоторых же власть -- это как приобретение льготной лицензии на охоту. И никакой иной радости от жизни бедолагам нет, кроме как убивать медвежат. В этом смысле, как бы одиозен ни был Андропов как глава КГБ, став генсеком он взялся за страну как за некое хозяйство. Говорю только о подходе, а не методах. Да и сейчас народ жаждет не Хозяина-Большого-Брата, и не хозяйственника-прораба, а человека, который посмотрит на государство как на большое хозяйство, которым ему ДОВЕДЕТСЯ руководить. А не как на одно единственное кресло, до которого он УЖЕ дорвался, растолкав и растоптав всех остальных.

Когда человек, наделенный огромной, нечеловеческой властью жалуется простым людям на то, что его подчиненные руководители не выполняют законов -- этот человек либо издевается, либо не представляет, что такое власть, либо не обладает на самом деле этой властью.

Вернемся к нашим птицам. То бишь к генералам.

Я согласен с вами, он не самый худший "в обойме российских политиков".

Может быть, я и в самом деле впечатлителен? Я тут же представил себе дуло револьвера, направленного мне в лоб, обойма которого заполнена этими самыми политиками вместо патронов. Представил, что кто-то там наверху играет в некое подобие русской рулетки, только стреляет при этом не в себя, а в меня, ничтожного человека, и стреляет, стреляет, стреляет... Причем, что самое ужасное, стреляет одними и теми же патронами по несколько раз. Вы знаете, кого я имею в виду.

Что же касается сермяжности, или там добротности здравого смысла генерала -- вы совершенно правы, но... Беда человеческая в том, что человек- он совершенно разный до обладания и после. Деньгами, властью, женщиной... И в этом смысле никто не смог предсказать ни Тбилиси Горбачева, ни Чечню Ельцина, ни аукционов Немцова. Простите за сугубо научную аналогию: электрон, относительно медленно движущийся по кристаллу, деформирует кристаллическую решетку, а деформированная решетка, в свою очередь, влияет на электрон уже по-другому, нежели в том случае, когда электрон пролетает быстро, не успев создать деформации. Замените электрон на политика, а деформацию на реформы, суть не изменится.

Самое интересное в этом деле, что Лебедь прочно сидит в обойме. Станет он президентом или нет, не берусь предсказывать, но из обоймы он не выпадет. Он нужен всем силам. Но об этом, скорее всего, я прочту в ваших аналитических вещах, поэтому не буду занимать ваше время пустыми рассуждениями, которые можно назвать "Рассуждениями не в меру впечатлительного человека".

Вопрошая Вашими же словами в одной из статей: что я хотел сказать своим письмом? Отвечу: Излить каплю своей души на другую, как мне представляется, родственную душу.

С уважением,

Ваш Гази Алиев

Комментарии

Добавить изображение