ТРИ ИПОСТАСИ СОРОСА

31-08-1997

В выше опубликованной статье Сороса "Капиталистическая угроза" он предстает размышляющим философом. Известен он также и своим фондом, о котором упоминает в той же статье. Но гораздо меньше он говорит с своей финансовой деятельности. Да и то что говорит, совсем не отвечает на вопрос от том, откуда же берутся его миллиарды.

Все последние дни биржи многих стран сотрясает лихорадка (особенно Малайзии и Филиппин) - это Сорос производит свои манипуляции. Его капиталы и связи таковы, что достаточно ему продать крупную партию акций, как цена их резко падает и рынок наводняется аналогичными акциями. Вот тут-то он их и скупает по наинизшей цене. После чего курс акций взлетает - а 1-2 миллиарда у Сороса в кармане. За счет миллионов разорившихся, за счет лопнувших банков и обанкротившихся акционерных обществ. Это именно тот самый механизм "laissez-faire", "свободного рынка" , об опасностях которого для открытого общества сам Сорос и предупреждает и противником которого (в качестве философа) он вроде бы является.

Ниже - заявления премьера Малайзии Махатхира Мохамада и ряда других азиатских политиков, сделанные ими на конференции АСЕАН.

Сорос решил наказать АСЕАН за прием в эту организацию Мьянмы (бывшей Бирмы), власти которой, по мнению Запада, нарушают права человека.

-- Нам говорят, что экономика должна быть открытой и свободной. Свободной для кого? Для жуликов, анархистов, которые хотят погубить слабые государства.

-- Мы трудимся десятки лет, чтобы поднять экономику, а потом приходит некто с несколькими миллиардами долларов и за две недели портит всю нашу работу.

-- Откуда его прибыль, как не от ограбления бедных! Всему есть предел: можно получать 10-15% прибыли, но сотни процентов -- это бессовестный грабеж, мошенничество и бандитизм.

-- Мир должен считать этого оголтелого спекулянта преступником.

-- Азиатские экономики страдают от колебаний валют, вызванных дьявольскими акциями враждебных элементов. Эти подлые акты саботажа являются международными преступлениями.

-- Нам необходимо выработать иммунитет к этому вирусу.

-- Если бы мы были сверхдержавой, мы бы послали войска, арестовали его, привезли сюда и отдали под суд.

А вот как выглядит соотношение Сороса филантропа с Соросом-финансовым воротилой (из интервью Сороса еженедельнику КоммерсантЪ) .

Публичная банковская (связанная с продажей 25% "Связьинвест" -В.Л.) война не обошла стороной и имя Сороса, до этого, как правило, упоминавшееся в нашей прессе в благожелательном контексте филантропической деятельности его благотворительного фонда. Теперь российская общественность начинает узнавать и теневую сторону большого бизнеса. Ее Джордж Сорос также готов комментировать. Правда, гораздо лапидарнее, чем филантропическую деятельность.

-- Какими принципами вы руководствуетесь при ведении бизнеса в России? Есть ли здесь своя специфика?

-- Занимаясь инвестиционными программами в России, я столкнулся с проблемой, с которой я не встречался при ведении бизнеса в других странах с развивающейся рыночной экономикой. Проблема связана с тем, что в России я занимаюсь еще и филантропической деятельностью. Благотворительность предполагает бескорыстность, в то время как инвестиционная деятельность -- получение прибыли. ожно ли сочетать эти два вида деятельности? Этот вопрос -- моя головная боль. За минувшие десять лет фонд Сороса вложил в России около $300 млн в некоммерческие проекты в области образования, культуры, науки, а с этого года -- и медицины.

-- В российской прессе назывались $2 млрд, которые вы уже вложили в Россию. Каков действительный суммарный объем ваших инвестиций в Россию (в данном случае имеются в виду инвестиции, приносящие прибыль, а не пожертвования на благотворительные цели)?

-- Данные российской прессы правильны. Мы вложили несколько меньше, чем $2 млрд, но рыночная цена приобретенных ценных бумаг после аукциона по "Связьинвесту" стала несколько больше.

-- Ограничиваетесь ли вы только портфельными инвестициями или в каких-то случаях вы стали прямым инвестором в российские проекты?

--До сих пор мы вкладывали все средства в покупку ценных бумаг на открытом рынке и участвовали в прямых инвестициях, операторами которых выступали иные фирмы. Мы также время от времени вкладывали средства в государственные ценные бумаги.

-- Вы стали основным партнером консорциума "Мастком", купившего недавно 25% акций "Связьинвеста". Почему вы решили принять участие в этом проекте, рассчитанном на длительный срок (по крайней мере на 2 года)? Кто был инициатором вашего участия в этом проекте, и когда вы решили принять в нем участие?

-- Мы уже продолжительное время сотрудничаем с инвестиционной компанией "Ренессанс". Именно от нее и поступило предложение участвовать в этом проекте. А мы, в свою очередь, сочли его перспективным.

-- Какой процент от $980 миллионов является прямым вложением в акции "Связьинвеста", и какая сумма предоставлена в качестве кредита вашим российским партнерам?

-- Кредит нашим партнерам составляет меньшую часть наших инвестиций.

-- Почему при приобретении акций АО "Связьинвест" был выбран именно двухлетний срок (а не, скажем, в 1 год или 5 лет), в течение которого накладывалось ограничение на переход полученных по конкурсу акций из рук в руки? Уверены ли вы в том, что за 2 года рыночная капитализация акций возрастет настолько, что, получив их (или оговоренный эквивалент их рыночной стоимости) в погашение кредита, вы вернете кредит и окупите риски, связанные с участием в бизнесе в России?

-- Мы согласились не выходить из синдиката, который приобрел "Связьинвест", по крайней мере два года, но мы можем оставить наши акции у себя и на более продолжительное время. Мы надеемся выручить значительную прибыль от наших капиталовложений, хотя и не можем быть в этом уверены. Уверенности в этом в России не может быть ни у кого.

-- Несколько дней назад ваш партнер по Mustcom Леонид Рожецкин сказал, что он уверен в том, что "Связьинвест" способен повторить опыт мексиканской компании Telmex и увеличить рыночную капитализацию компании в 5 раз -- до $45 миллионов. Вы разделяете это мнение?

-- Это вполне возможно. Но для этого необходимо хорошее управление.

- Готовы ли вы вступить в борьбу за приобретение акций нефтяной компании "Роснефть"? Насколько соответствуют действительности сообщения о вашем предложении российскому правительству продать вам компанию за $1 млрд? В каком оличестве акций вы заинтересованы?

-- Это недоразумение. Мы не обращались с предложением продать нам компанию "Роснефть". Мы призвали правительство выставить "Роснефть" для продажи на честном, "прозрачном", публичном аукционе, открытом для иностранных инвесторов. Я тогда высказал уверенность, что если правительство пойдет на это, то аукцион принесет в государственную казну как минимум $1 млрд, что позволило бы правительству сократить задолженность по зарплате. Я вдохновлен теми публичными заявлениями, которые правительство сделало по этому поводу.

-- Почему в российском правительстве вы подчеркнуто симпатизируете именно первому вице-премьеру Борису Немцову? Вы считаете, что ставка на него оправдана с точки зрения долгосрочных перспектив вашего бизнеса в России?

-- У Немцова чистые руки. Я знаком с ним еще с тех времен, когда он не работал в правительстве, и я уверен, что он будет стараться оставить руки чистыми и теперь. А это принесет пользу всем, кто хочет иметь деловые отношения с Россией.

-- Известно ли вам, что сразу после оглашения результатов аукциона по продаже акций "Связьинвеста" проигравшая сторона -- соучредители консорциума Telefam -- начали информационную войну против победителя? В ходе этой информационной войны ваше имя называлось только в негативном аспекте. Позиция ваших критиков такова: Сорос вместе с ОНЭКСИМбанком купил четвертую часть телекоммуникационного рынка России для того, чтобы извлечь сиюминутную выгоду, сыграв на повышение акций. А судьба самой телекоммуникационной отрасли ни вас, ни ваших партнеров по Mustcom якобы не занимает. Вы согласны с подобными утверждениями?

-- "Зелен виноград!" Кажется, так в басне было?

-- В последнее время в ваш адрес прозвучали довольно резкие обвинения и со стороны представителей ряда государств, в которых, по их словам, ваша деятельность и операции фонда Quantum привели к дестабилизации экономического положения. Как вы прокомментируете, например, последние заявления премьер-министра Малайзии г-на Махатхира Мохамада?

-- Политикам всегда проще обвинить в своих проблемах других, нежели взять вину на себя.

 

Оголтелый филантроп

В свободном мире Джордж Сорос известен не столько как благотворитель, сколько как крупный международный валютный спекулянт. Операции Сороса на финансовых рынках не раз приводили к скандалам. Самые известные скандалы последних лет связаны с крахом британского фунта в 1992 году и падением валют нескольких стран АСЕАН в нынешнем году.

 

В 1992 году, вовремя уловив, что курс британской валюты по отношению к доллару и марке завышен, филантроп умелыми спекулятивными операциями в течение месяца заработал, по разным оценкам, $1-2 млрд. Объем этих операций был столь велик, что именно их считают главной причиной краха фунта. Фунт был девальвирован на 12% и выведен из европейского валютного механизма, 16 сентября получило название "черной среды", а Сорос приобрел кличку "человек, разбивший фунт". Отзывы о нем в британской прессе были самые неблагоприятные. Но еще более резкие слова в адрес Джорджа Сороса были сказаны за минувший месяц лидерами стран АСЕАН. Здесь произошла аналогичная история, приведшая к рекордному падению таиландского бата, малазийского ринггита и индонезийской рупии.

 

Еженедельник КоммерсантЪ.      Вторник, 19 августа 1997 г. 

Комментарии

Добавить изображение