СЛЕДУЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ ЗЕМЛЯН БУДЕТ ЖИТЬ ПРИ ФЕОДАЛИЗМЕ

04-10-1997

Дайджест

Эта статья подготовлена по материалам журнала "ПМ", Германия. - В. Лебедев
Экономисты и социологи утверждают: грядет эпоха современного феодализма. Основные признаки новой общественной формации они усматривают в том, что мелких государств становится все больше и управлять миром начинают крупные династии промышленников, в то время как для простого смертного незаметно наступает крепостное право.

V и XX века, по мнению ученых, имеют между собой нечто общее. Оба увенчались крушением великих держав: в V веке погибла империя Западного Рима, в XX - Советский Союз. Но сходство есть и в другом. С крушением Рима распалась и его инфраструктура: развалилась дорожная сеть, пришли в упадок центры латинской культуры. Владения Рима оказались во власти удельных князей - выходцев из прежней римской элиты или из вождей кочевых племен.

Это было опасное время: солдаты занимались грабежом, повстанцы террором. Единственным спасением было искать защиты у феодала. В одной Англии в средние века насчитывали 60215 таких "сюзеренов".

При феодализме роль центрального авторитета продолжала играть церковь. Но власть переходила в руки аристократов, интригами и новыми союзами добивавшихся своих целей.

Нечто подобное произошло после развала советской империи. Очаги национальных конфликтов запылали в Чечне, Боснии, Сомали, Руанде.

Попутно выяснилось, что другая великая держава - США - не в состоянии дать всем защиту. Все государства залезают в долги, авторитет центральной власти неудержимо падает как на Востоке, так и на Западе.

За точку отсчета необязательно брать дату крушения СССР.

Итальянский писатель Умберто Эко еще в 1972 году определил признаки нового Средневековья и назвал две главные его предпосылки: "хрупкость большого мира" и "неуправляемость великого всемирного рейха".

Современный феодализм - это эпоха повсеместного общественного брожения. Люди меняют свои политические взгляды, становятся творчески активнее, чтобы выжить в трудных условиях. По словам философа Освальда Шпенглера, в средние века в людях пробудилась тяга к "магическому". Именно тогда начали сжигать инакомыслящих, но в то же время стали строже соблюдать посты и полюбили волшебные сказки.

Невозможно обойтись без магии и при феодализме. Люди ищут ее в гороскопах и сектах, верят в чудеса техники и лекарств, хорошо платят психологам и экстрасенсам. Потребность в этих сказках сносно удовлетворяют кино, телевидение и разного рода шоу. Но людей не покидает мысль о близости страшного суда или всеобщего природного катаклизма.

По мнению футуролога Элвина Тофлера и социолога Чарльза Мюррея, углубляется пропасть между новой аристократией и массами "крепостных". Они доказывают, что скоро нами начнет управлять научная элита. Если некогда центрами духовной власти служили монастыри, то теперь эту функцию выполняют храмы науки. А простой человек все больше забрасывает чтение в пользу телевизора и компьютера.

Другой американский исследователь Левис Лэнхэм считает, что роль удельных князей в большей мере возьмут на себя мультинациональные концерны. Некоторые уже имеют такое количество сотрудников, что могли бы неоднократно заселить ими средневековый Париж. Все определяет экономический успех. Патриотизм становится старомодным. Подобно Габсбургам и Бурбонам фирмы обеспечивают себе власть новыми "завоеваниями" и "свадьбами". Фирма "Уолт Дисней" выходит замуж за "Эй-Би-Си", бумажный фабрикант "Кимберли-Кларк" скупает на корню акции конкурента "Скотта".

Короли средств массовой информации Лео Кирх и Сильвио Берлускони приобретают доли участия по всей Европе.

Социальные последствия на заставляют себя ждать. Погоня за дешевой рабочей силой усиливает эксплуатацию. Недавно полиция Лос-Анджелеса освободила на одной из фабрик 50 таиландских рабочих, с которыми их же земляки на протяжении многих лет обращались как с рабами.

Повсюду в Европе распространяется приватизация. В Германии приватизируют железную дорогу, почту и аэропорты. Кое-где приватизируется вывоз мусора и чистка улиц. Поскольку полиция не в силах обеспечить безопасность граждан, создаются частные охранные службы. Приватизируют улицы: частник должен, мол, лучше следить за их чистотой.

Беднеет средний класс. В США начинают говорить о "высшем классе", к которому принадлежит 20 процентов граждан. Столько же живет, порой, беднее, чем неимущие в третьем мире. Аристократия строит себе охраняемые поселки. Четверть века назад в США было 4 тысячи таких "общин", сейчас - 66 тысяч.

Все активнее проявляют себя современные "робин гуды": "Гринпис", "Международная Амнистия", "Зеленые люди" и другие организации. В 1995 году они заставили встать на колени нефтяную корпорацию "Шелл".

Что выиграют нефеодалы, если не будут учитывать интересы "крепостных"? Только одно - билет на тонущий "Титаник", считает британский миллиардер Джеймс Голдсмит.

 

БОНН 

Комментарии

Добавить изображение