АМЕРИКАНСКАЯ КОМИССИЯ О ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИИ РОССИЙСКИЕ СМИ
12-10-1997Недавно достоянием общественности стали выводы доклада вашингтонского Центра стратегических и международных исследований ( в ближайшем будущем эти выводы будут рассматриваться в Конгрессе) под увлекательным названием "Российская организованная преступность" Авторы доклада, бывшие руководители ЦРУ - Вулси, Уэбстер и Гейтс вместе с видными сенаторами и другими высокопоставленными коллегами высказались по поводу того, что российская экономика криминализована гораздо больше, чем это готовы признать российские власти, что уже произошло интенсивное проникновение организованной преступности в систему управления страны и складывающуюся в России политическую систему с полным правом можно назвать олигархически-уголовной. И что все это представляет явную угрозу безопасности США. Россия охарактеризована как государство "криминальных сообществ, контролируемое коррумпированными чиновниками и преступниками, с которым вскоре уже невозможно будет поддерживать нормальные взаимоотношения".
Российские власти восприняли такие резкие выводы с явным и несомненным раздражением. Понятно, что раздражаться есть из-за чего. Во-первых, всегда неприятно, когда тебе в глаза заявляют нелицеприятную правду, а "держать" подобные удары, делая вид, что как бы вообще ничего не было, российские власти еще не научились. Во-вторых, американские аналитики не просто сообщили о некоей абстрактной угрозе США и миру в целом просто потому, что в какой-то стране, даже такой большой, как Россия, госчиновники воруют в три руки каждый. Нет, они разъяснили возможные направления ударов. Оказалось, что российские дела пугают их по целому ряду причин. Естественную опасность представляет прямое проникновение российских преступных групп на американскую территорию со всеми очевидными последствиями - от кровавых "разборок" между собой и с местными конкурентами до отмывания на американской территории денег, полученных от торговли оружием и наркотиками. Это, так сказать уголовщина в ее чистом и незамутненном виде. Помимо того, криминализация российской политической жизни и жестокая борьба между отдельными группами и контроль над различными территориями и отраслями промышленности неминуемо ведут к созданию постоянного хаоса в политической и экономической жизни страны, что чревато утратой контроля со стороны более или менее здравомыслящих элементов за все еще гигантскими запасами российского ядерного оружия (вспомним хотя бы еще ведущиеся препирательства между высшими военными и невоенными российскими чинами по поводу того исчезло ли из хранения значительное число малогабаритных ядерных устройств, а если да, то сколько именно их пропало и у кого они в конце концов оказались).
Мало, однако, даже и этого. Любящие деньги счет американцы справедливо полагают, что в состоянии полууголовного бардака существует значительная вероятность того, что выделяемые по разным статьям в помощь России средства никогда по адресу не дойдут, а будут разворованы на дальних подступах к цели, что России пользы, естественно, не принесет, а вот американскому налогоплательщику несомненный ущерб нанесет. В общем, как нетрудно видеть, причин для беспокойства более, чем достаточно. А если еще вспомнить о том, что немногих американских бизнесменов, набравшихся смелости вложить кое-какие деньги в России, периодически грабят (как чиновники, так и уголовники и даже порой отстреливают, то ситуация становится совсем не ахти.
Свое несогласие с выводами стратегов- исследователей российское руководство озвучило посредством президентского пресс-секретаря. В результате г-н Ястржембский от имени российского президента опроверг основные выводы комиссии и упрекнул комиссию в паникерстве и преувеличениях и ненужной предвзятости. Он хотя и прижал угрозу криминализации российского общества, но деликатно заметил, что она пока не носит 'глобального характер" (то есть, еще не вечер). Одновременно, в лучших традициях советском дипломатии, российское руководство поспешило перевести внимания с себя на Америку, начав достаточно широкую кампанию по поводу того, что сегодняшний мир несколько перекошен в силу его однополярности (это в связи с усилившейся ролью США в мировой политике) и если пока не удается нейтрализовать американское присутствие во всем мире, то для начала неплохо хотя бы спровоцировать его ослабление в Европе, активно используя лозунги европейского патриотизма.
Активизации кампании способствовал визит в Россию французского президента, традиционно разделяющего взгляды о желательности исключительного положения в Европе самой Франции, а вовсе не Америки. Симпатизирующие правительству представители привычно продажных российских СМИ (последний пример: "Время" обрушилось на Лукашенко за то, что он сказал, что ныне преступников ждет строгая и незамедлительная кара, но ни слова не сообщила, почему он так сказал. А сказал он так по случаю убийства террористами своего друга, главы Госкомконтроля Могилевской области Евгения Миколуцкого) стали выступать в том плане, что во американцы свой доклад высосали из пальца и единственная его цель пошатнуть стремительно растущий на международной арене российский авторитет. "Недурно пущено" - как говаривали в старомосковских клубах.
Беда, однако, в том, что реальные события в самой России и с ее участием на мировой арене развиваются вовсе не волею лживых СМИ или Ястржембского и пославшего его президента. Более того, неплавное течение направлено прямо в противоположную сторону по сравнению с тем, о чем вещал президентский пресс-секретарь. И как раз в последние дни в России разгорается коррупционный скандал, затрагивающий самые верха. Речь идет о вице-премьере и главе приватизационного ведомства г-на Альфреде Кохе, который, по совместительству является старым соратником и товарищем одного из ключевых лидеров страны г-на. Чубайса. Об скандале за последнюю неделю писано-переписано, поэтому ограничусь лишь кратким напоминанием. На волне Чубайсом в вкупе с Немцовым организованной кампании повального обнародования доходов высших чиновников (идея сама по себе вполне здравая) Кох сообщил о получении им гонорара размером в 100 тысяч долларов от швейцарского издательства "Сервина" за готовящуюся к изданию книгу о приватизации в России. Конечно, без уроков г-на Коха по поводу российской приватизации мир прозябал бы в интеллектуальной и экономической темноте, за избавление от которой не жаль никаких денег. Но дотошные российские журналисты раскопали (как потом подтвердила и влиятельная "Файненшл Таймс"), что "Сервина" создана под одну коховскую книгу и финансируется российским ОНЭКСИМбанком, руководитель которого, тоже бывший вице-премьер, г-н Потанин, во-первых, связан с г-ном Кохом личной дружбой (что вполне нормально), а во-вторых (что уже куда менее нормально) сумел на. недавних приватизационных аукционах каким-то загадочным образом обогнать остальных финансовых акул и ухватить почти двух миллиардный пакет акций "Связьинвеста", реальную цену которого международные эксперты называют, минимум, вдвое выше. Тут уж и самому глупому нетрудно предположить, что именно за возможность провернуть такое выгодное дельце и перепали Коху от ОНЕКСИМбанка денежки под видом гонорара (а, точнее, вообще неясно под каким видом, поскольку книги еще на свете нет. Пишут).
Тут уж некуда было деваться и прокуратуре, сообщившей о возбуждении против Коха уголовного дела. И замгенерального прокурора во всеуслышание прямо с телеэкрана произвел нехитрые подсчеты. Эксперты на основе анализа аналогичных изданий полагают, что продажная цена такой книги должна составлять долларов пятнадцать при общем количестве заинтересованных покупателей порядка 4 тысяч человек (в конце концов, не коржаковские мемуары), что в результате несложного перемножения дает всего тысяч шестьдесят, а ведь из этих денег надо еще платить типографские расходы, дилерские скидки и зарплату издателям. Ну и останется тысяч десять, которые и являются разумным гонораром за коховскую будущую писанину. И то эти деньги обычно выплачивают в несколько приемов, причем самая большая порция выдается уже после выхода книги в свет. Так что концы с концами никак не связываются, хоть и клянется Чубайс, защищая своего конфидента, что резкий скачок в выплате произошел потому, что издательство купило права на все будущие издания этой книги. Похоже, что Коха как Толстого издавать собираются по два тиража в год. Верится? Не верится. Будущая книга прошлого вице-премьера - это все-таки не эстафетная палочка Коха, которая легко передается от одного к другому.
Будем надеется на прокуратуру, которая собирается уложиться с делом Коха в два месяца и уже вызывала на допросы ряд высших государственных чинов и руководителей ОНЕКСИМ банка (если, конечно, верить главе московской прокуратуры Юрию Семину. Но даже если с Kохом и разберутся, то сама история как влитая ложится в выводы американского доклада о полной коррумпированности в высших эшелонах власти.
"Пир грязи", который устроили в последние недели российские СМИ в связи со схваткой отдельных финансовых групп, наводит на печальные размышления по поводу того, что в криминализованной стране и от так называемой свободной прессы ничего хорошего и правдивого ждать не приходиться. Вспомним, как еще совсем недавно, когда финансисты дружным строем выступали на стороне президентам у всех российских СМИ был только один враг: коммунистическая и националистическая оппозиция, и этого врага, возили мордой по грязи не жалея. Особенно, с учетом тех дополнительных выплат, которые проводились из пресловутых ксероксных коробок. И казалось, что так будет всегда, пресса будет чернить что есть сил Думу, Зюганова и Лукашенко, восхвалять президента, молодых реформаторов и банкиров самого разного возраста и все будет чрезвычайно хорошо. Заказчики музыки как-то позабыли, что на минуточку джинна из бутылки не выпускают и на часок проститутками не становятся. Это занятие пристает на долгие годы. Во всяком случае, пока продолжают платить.
Вот и СМИ, когда стало трудно получать свое, ругая оппозицию, которая уже такой опасности, как год назад не представляет, стали рыскать глазами в поисках того, кто больше даст. И, в результате, получив мощное вливание от одной из финансовых групп, быстро накинулись на представителей другой и, даже страшно подумать, на еще недавно столь любимых "молодых реформаторов", которые теперь уже выглядят в глазах любителей свободного слова ничем не лучше какого-нибудь Анпилова. И как прикажете получать правдивую информацию при таком печальном раскладе? Подобная ангажированность СМИ является необходимым признаком государства. коррумпированного и не свободного. А тут американская комиссия...
Остается самый простой и надежный способ - по новой объявить тотальную войну коррупции. Что президент Ельник и сделал. В который раз совершенно одинаковые слова только сотрясают воздух! Зато тот факт, что после них ничего не меняется, уже запомнился твердо. Да, и не во имя реальных изменений эти слова говорятся. Их задача в очередной раз создать в глазах зарубежных партнеров (особенно, в глазах тех, от кого денежки идут) иллюзию последнего броска к построению правового и демократического государства, которому давать и не жалко, и не страшно.
А пока что несколько печальных цифр, которые по мановению президентской руки в момент не изменить. Да и за год тоже. По мнению экспертов, приводимому российской "Независимой газетой", ежегодные затраты мелких предпринимателей на взятки чиновникам составляют по стране порядка 6 миллиардов долларов (!). И это без учета рэкета, который к коррупции не относится, а является уже уголовщиной. Или по мнению тех же экспертов, до 50 процентов прибыли разных бизнесов уходит на подкуп чиновников и представителей правоохранительных органов. А на всем этом фоне в 1996 году по делам о взятках было осуждено примерно 1200 человек, тогда как в застойном 1980 году (при населении тогдашнего Союза всего на 40% больше, чем у нынешней России) цифра составляла около 6 тысяч.
Что ж, остается только порадоваться. С одной стороны, за Россию, в которой, если верить судам, стали куда меньше злоупотреблять служебным положением и обирать сограждан. А с другой стороны, за Америку, квалифицированные эксперты которой рассмотрели, что на самом деле происходит за гладкими цифрами, и дали сложившейся в сегодняшней России политической и экономической системе точное определение. Даже если оно не нравится Чубайсу, Коху, Ястржембскому, или самому президенту.