КУДА ПОДАТЬСЯ БЕДНОМУ ЕВРЕЮ?

08-03-1997

По страницам русскоязычной прессы Америки бродит одна непреходящая и актуальная для русскоязычной общины Америки тема о том, следует ли евреям в России делать карьеру. Особенно в области политики, бизнеса и банковского дела. Эта тема плавно перетекает в еще более общую постановку проблемы: стоит ли евреям вообще оставаться в России, или нужно им всем "дружно взявшись за руки" (выражение профессора Даниила Борисовича Голубева, много раз выступавшего по этому поводу на русско-американском радио WMNB) оттуда уехать - и чем быстрее, тем лучше.
Моя национальность не поддается точному учету - слишком много намешано. Из предков разной степени глубины знаю, что были с фамилиями Эккерт, Ашеберг, Форманчук. Деда Стефана Форманчука ( в переводе - литейщик) даже помню. Он служил механиком 1-й статьи на крейсере "Громобой" и спас свой крейсер во время Русско-Японской войны в 1904 году (за бортом подвел под пробоиной пластырь), получив за это Георгиевский крест. Ревнителям расовой чистоты было бы трудно разложить на элементы состав моей крови. Это я к тому, чтобы заранее защититься от облыжных обвинений в том, что мол, я на своей шкуре не прочувствовал, что такое было быть евреем в СССР. Некоторым образом - прочувствовал. И даже более чем, ибо заодно еще имел и политические обвинения.
Когда меня отовсюду исключали и изгоняли "за распространение антисоветской литературы", то Соломенцев (был такой член Политбюро, занимал 4-е место в партийной иерархии) обвинил меня в сионизме, а в партийных кулуарах откровенно объяснили мне, что я скрытый еврей и ввожу относительно своего происхождения партию в заблуждение. Да уж, точности в моей родословной немного, потому что не из дворян, родовых книг не вели, генеалогическое древо тоже очень хилое. Но в любом случае, я полагал, что от такого перекрестного опыления у партийных идеологов закружится голова и они действительно возьмут на вооружение прокламируемый ими интернационализм. Но - ничего подобного. Их уверенность в моей ужасной национальной ущербности только усилилась. Я не стал их ни в чем разубеждать, просто, когда в 1990 году комиссия горкома приняла решение о неправильности предыдущего своего решения о моем исключении и предложила восстановиться в партии, я отказался.
Так что будем условно считать, что я русский, как то и было записано в паспорте. Можно ли мне "соваться" в обсуждение такой деликатной темы, как судьба евреев в России? Думаю, да, хотя бы потому, что тема эта обсуждается на русском языке. Тем более, что антисемитизм - это как раз проблема не евреев, а других наций. Все-таки он имел место в Германии, России, во многих других странах, а не в Израиле.
Итак, каковы аргументы за то, что евреям следует уехать из России? Самый главный аргумент (он используется и профессором Голубевым): есть страны, которые нанесли в свое время евреям страшные обиды. И ныне атмосфера в них тоже не совсем чиста. В частности, такой страной является Россия. Поэтому в такой стране ни в коем случае евреям не следует делать карьеру в политике или бизнесе и даже участвовать вообще в каких-либо других проявлениях культурной жизни. Даже "играть на скрипочке" (опять выражение Голубева) не рекомендуется. Ибо, по словам Голубева, если под музыку оркестра идет уничтожение евреев, то играть в таком оркестре на скрипке - тоже соучастие в преступлении.
Вообще-то такой случай, как известно, был. В Яновском концлагере под Львовом во время экзекуций оркестр из заключенных музыкантов играл "Танго смерти", а незадолго до подхода советских войск все оркестранты, прямо во время последнего исполнения этой музыки, ставшей символом ужаса, во главе с дирижером львовской оперы Мунтом и профессором львовской консерватории Штриксом также были расстреляны в духе вагнеровских мистерий и в подражание "Прощальной симфонии" Гайдна. Попытка восстановить звучание этого "Танго смерти" не увенчалась успехом - ноты не сохранились, а несколько уцелевших узников при попытке воспроизвести мелодию по памяти впадали в транс или заходились в рыданиях. Правда, я не слышал, чтобы оркестрантов кто-то называл соучастниками преступления.
Но давайте спокойно разберемся в содержательной стороне учения о тотальном исходе из богооставленной страны. Есть ли сейчас доказательства, почему это Россия стала вдруг именно сейчас такой противной? И именно для евреев? Прямых - нет. Разве что очень косвенные. Казалось бы, наоборот - в России уже 5-7 лет как нет государственного антисемитизма. В новых паспортах отменена даже пятая графа - национальность. Но вот косвенные... Экономическое положение России, действительно, трудное. Но пока что не такое уж катастрофическое. Особенно для преуспевающих банкиров. И уж во всяком случае, оно, это плохое экономическое положение, не выделяет кого-то по национальному признаку. 80 процентов населения живет на грани и за гранью бедности. И ниоткуда не следует, что доля русских в этих процентах меньше, чем какой-либо другой национальности.
Тем не менее, толкуют, что евреям нужно ,"взявшись за руки" чем быстрее покинуть богооставленную страну. Но... прямо так не скажешь: уйти из-за трудного экономического положения. Хотя бы потому, что по экономическим соображениям эмиграции официально не существует. Только по политическим, национальным, расовым или религиозным. Поскольку сейчас этих причин в России нет, то приходится апеллировать к будущему, когда они могут появиться. И даже якобы обязательно появятся. Могут? Да, могут. Но против "могут" вообще нет ни одной имунной страны. Если уж цивилизованная Германия исторически недавно побила все средневековые рекорды, то что говорить. И Америка не заговорена - такой вирус, как Фаррахан, вдруг может пойти в рост - если общественный организм ослабнет.
Но вернемся в Россию. Там есть кое-какие настораживающие тенденции. Среферировать тенденцию несложно: эти евреи обокрали Россию, деньги перевели заграницу, чуть что, и сами с семьями туда. Но зреет, зреет народный гнев...Впрочем, зачем мне реферировать. Я сейчас специально процитирую два отрывка газеты "Завтра", на которую можно опираться как на провозвестника грядущих опасностей. В номере от 26 ноября "Завтра" озаглавливает статью так: "ЕВРЕЙСКИЕ БАНКИРЫ И ЧЕЧЕНСКИЕ ГРАНАТОМЕТЫ". Причем заголовок напечатан на первой полосе громадными буквами, так что его как лозунг читали в подземных переходах метро сотни тысяч, даже миллионы людей. Автор пишет в разухабистом стиле: "После вывода двух бригад из Грозного России больше не нужны армия, МВД, Конституционный суд, прокуратура, институт президентства, Дума и Совет Федерации. Вся эта рухлядь складирована в сливном бачке у Чубайса, скоро проурчит и исчезнет в фаянсовом белом устройстве, напоминающем бюст Черномырдина. Двойной гражданин Березовский зажжет на кремлевской башне желтую звезду победы, и тысячи чеченских гранатометов, купленных на пенсионные деньги, отсалютуют в разных городах России этой новой власти. Граждане бывшей РФ, перед вашим носом разорвана третья за последние пять лет Конституция, и с этого дня вы живете под юрисдикцией еврейских банкиров, чьи бумажники и мошонки защищают громилы ОРТ и НТВ, а также спецподразделения Шамиля Басаева, внедрившего во все чеченские общины бывшей РФ специалистов по взрывному делу. Господина Березовского в 94-м году пощадил неверно спроектированный взрыв, и нам достался политик, который с тех пор воплощает в себе кошмар России. Господа из еврейского конгресса и Совета безопасности имени Рыбкина, русский апокалипсис, в который вы нас затащили, превратит вас в смрадный дым, и черти со свастиками, которые станут рыться в горячем пепле, распознают ваши скелеты по бриллиантовым запонкам и золотым коронкам".
А вот из сравнительно свежего - февральского (от 11 числа) номера:
"Стало известно, что на стапелях крупнейшего военно-морского завода закладывается Ковчег невиданной конструкции на случай нового всемирного потопа, именуемого русской революцией... На его борт уже начали доставляться разные твари, каждой по паре. Известен список доставленных. От банков — Гусинский и Березовский; последний с приложением свидетельств о гражданствах. От телевидения — Киселев и Сванидзе; От нефтедобытчиков — Вяхирев и Алекперов; фамилия последнего по-английски. От политических партий — Сергей Ковалев и Гайдар; оба с ночными вазами. От губернаторов — Россель и Немцов; последний помечен как самец (лично мне - непонятные намеки - В.Л.). От юмористов — Жванецкий и Хазанов; записаны справа налево (это намек на то, что они евреи - В.Л.). От режиссеров — Марк Захаров и Рязанов; тоже справа налево. От редакторов — Голембиовский и Павел Гусев; приложены отпечатки пальцев. От министерств — Лившиц и Сидоров с пробиркой слез Лившица. От советников — Сатаров и Паин; написаны слитно, как одно слово.
Все они уже размещены на Ковчеге, в парные стойла на случай, если после потопа придется высадиться на турецкой горе Арарат и, составив супружеские пары, вновь размножиться в популяцию, достаточную для уничтожения России. Удастся ли достроить Ковчег до начала потопа, или голодный, ненавидящий, озверевший от обманов народ доберется до этих тварей и учинит с ними то, что твари учинили с народом осенью 93-го года?
Как смола, как густой раскаленный вар, закипает народная ненависть. Клокочет в забоях, откуда несутся голодные рыки и угрозы правительству. Бурлит в университетах и школах, где учителя на досках пишут проклятья режиму. Взбухает по деревням и поселкам, где разоренные крестьяне угрюмо поглядывают на вилы и топоры. Похоже, не будет пощады мерзкому племени, захватившему шесть лет назад могучую и прекрасную страну, превратившему ее в огрызок. Не будет пощады расплодившимся крысам с их маленькими кровавыми глазками, белыми отточенными резцами, скользкими чешуйчатыми хвостами. Их настигнет или праведный суд, или праведная безымянная пуля".
Да, газета свежая, но идеи ее очень старые. Это старый, проверенный арсенал провокаций и подстрекательств. Фамилий, " написанных "справа налево", среди губителей России насчитывается в этом отрывке четыре. Остальные - намеками. Это если туда зачислить, скажем, Рязанова, Немцова, Сатарова, имеющих среди родственников евреев. А фамилий, которые пишутся привычно, слева направо, - 11. Как видите, вредителей-неевреев в России больше - даже с точки зрения такой предвзятой и больной газеты, как "Завтра". И, тем не менее, публикации, подобные вышеприведенной, - это симптом. И закрывать глаза на опасность возбуждения антисемитских настроений в России не надо. Но настолько ли серьезна эта опасность, чтобы сегодня призывать к бегству из страны? И не сыграют ли эти призывы совсем обратную роль: ага, напишет "Завтра", уже побежали. Наворовали, стало быть, вдосталь! Лови их, ату их, ребята! И ловить-то начнут не Березовского (не думаю, что его легко поймать), а нищих евреев-врачей, инженеров, преподавателей... Хотя рядом Брынцалов, который будет побогаче Гусинского с Березовским вместе взятых. И получится, что десяток банкиров вкупе с паническими криками о срочном исходе только разожгут из искры пламя.
Допустим, побегут. Но возникает большое недоумение. Откуда бежать, указано. А вот куда? Наш профессор в своих заклинаниях об этом не говорит ни слова. Хотя... пожалуй, говорит, но косвенно. Он как-то в других своих беседах толковал о том, что главная причина , главная необходимость отказа от карьеры в России - это не вполне возможное возбуждение антисемитизма такими деятелями, как Лившиц или Березовский (на мой взгляд, в этом гораздо большая вина того же "Завтра"), а сам принцип утери еврейской самоидентификации. То есть участие в жизни чуждой страны приводит к потере некоего исконного еврейства. А настоящая самоидентификация возможна только на исторической родине, то есть в Израиле. Стало быть, косвенно ответ, куда уходить взявшимся за руки, имеется. Но понятно, почему профессор явно этого не говорит. Потому что, как только он это четко сформулирует, самый неискушенный слушатель скажет: позвольте, профессор, ныне в диаспоре проживает раза в четыре больше евреев, чем в Израиле. Что же, они все теряют самоидентификацию? И им всем нужно ехать в Израиль? Но это невозможно по чисто демографическим причинам. Так сказать, в силу плотности населения и количества квадратных метров на живую душу. Да и обидно для диаспоры слышать, что она, этакая, состоит из Абрамов, не помнящих родства. Родство это можно помнить, проживая и в Америке. И даже в России. Да и Вы сами, профессор, если верить вашим же поучениям, некоторым образом теряете свою самоидентификацию в Америке, ибо активно участвуете в ее жизни, вакцину вот пробиваете, в каких-то комиссиях заседаете, мероприятия проводите. Хотя, с моей точки зрения - не теряете, а наоборот, обретаете ее. Это - с моей точки зрения. А с Вашей?
Куда же, по-Вашему, податься бедному еврею? Ни у птицы-тройки, ни у профессора нет ответа. Если, предположим, в Америку, то говорить о бедственном экономическом положении в России не резон. Не пустят тогда. Экономическая эмиграция в Америку запрещена. Вот и приходится говорить об антисемитизме в России. А поскольку его там на государственном уровне нет уже много лет, а на бытовом есть, но не больше, чем в Америке, то приходится толковать о возможном будущем, когда действия Березовского-Лившица приведут к новой вспышке государственного антисемитизма.
Есть в позиции о неизбежном бегстве из России нечто недружественное ей, вернее, ее народу, который как целое обвиняется тем самым в антисемитских склонностях. Россия - страна большая и подобные обвинения выдержит легко. Я хотел бы поговорить здесь о положении самих евреев, если бы, не дай Бог, призывы взяться за руки и уйти из страны, которой нельзя простить прошлые обиды вроде погромов или дела врачей, стали явью. Тогда этот же принцип стоило бы распространить и на Германию. Разве ей можно простить Катастрофу? И оттуда нужно взявшись за руки...И из Испании. И из Англии...И еще много откуда.. Правда, есть между Германией и Россией разница. Германия покаялась. А Россия? Если Россия взяла на себя долги СССР, то она вроде бы должна взять и ее грехи. И покаяться. За десяток депортированных народов. За голодомор Украины. За погибель русского крестьянства. За расстрелянных меньшевиков, троцкистов и большевиков. За тюрьмы и психушки диссидентов. За свои грехи - неуплату пенсий и зарплат... Получается, что каяться надо каждый день. А когда же работать?
Опять же, оставим вопрос, куда уйти, в стороне хотя бы потому, что на него нет ответа в принципе. Благополучные страны все больше закрывают даже политическую эмиграцию - большинство уже закрыло, да и США вступили на этот путь. Важно вот что: прежде, чем куда-то выйти, нужно собраться вместе для того, чтобы взяться за руки. Выражение это образное, но за ним стоит и неизбежная реальность - массовый и притом скорый выезд требует концентрации людей в определенных местах. Так-так-так...Звучит очень знакомо. "Всем евреям такого числа к такому-то часу собраться на городской площади для дальнейшей отправки к новому месту обитания". Именно так звучали приказы руководителей отрядов зондеркоманд СС. Новое место обитания могло быть Бабьим Яром или Освенцимом. Конечная цель призывов уйти из некой страны всем как один диаметрально противоположная - как видно, земля обетованная. Но сам принцип собрать людей определенной национальности для проживания в одном месте есть не что иное, как призыв создать гетто. А это есть не что иное, как идея сегрегации. Или, если угодно, апартеида. И, между прочим, ничего подобного нет ни в одной стране мира. Когда Горбачев в разгар перестройки предложил делегации американского Конгресса выделить для негров пару штатов и всех их там поселить (по примеру национальных союзных республик СССР), то американцы покачали головой - мы очень любим Горби, но как же далек он от американского народа!
Русские живут не только в России. Греки - не только в Греции. Итальянцы - не только в Италии. А евреи - не только в Израиле. Нормальное дело. И в Израиле, между прочим, живут не только евреи. По израильским законам евреем считается тот, у кого мать еврейка. Стало быть, отец может быть любой другой национальности. А если у матери, в свою очередь, мать была еврейкой, а отец - нет? Тогда сын дочери этой матери евреем будет уже только на четверть, хотя будет считаться полностью, "настоящим евреем". А если эту логику продолжить еще вглубь? Тогда получим и на восьмую и еще менее. Но главное - в другом. По израильским законам, евреем также считается всякий, кто исповедует иудаизм, - независимо от его национальности. Именно на этом основании в Израиль были вывезены тысячи фалашей - эфиопских негров. А в 1988 году из России уехала совершенно русская деревня Ильинка, поскольку ее жители еще в старое время приняли иудаизм (на эту тему российскими киношниками снят интересный документальный фильм). И они все ныне в Израиле считаются евреями.
В самом же Израиле идут непрерывные споры (не на государственном уровне, а в прессе), кто более "настоящий еврей" - ашкенази, сефарды, религиозные или неверующие. Кто больший еврей - неверующий сын еврейской матери или принявший иудаизм русский? Споры эти бесплодны и никуда никогда не приведут, ибо логически, да и политически, они бессмысленны. Они бессмысленены даже с генетической точки зрения, ибо установить чистокровность такого-то человека еще никогда и никому не удавалось. И не удастся впредь. Это можно сделать только с чистыми линиями дрозофил, выводимых в экспериментальных целях. Ей-Богу, больше смысла в вопросе, что было раньше - курица или яйцо, тем более что на него есть советский ответ - раньше все было.
Евреи, конечно же, имеют право на свое национальное государство. И оно у них, слава Богу, есть. Но призывать непременно всех евреев съехаться в одно место - вещь невозможная, пахнущая грандиозной и опасной утопией. Почему опасной? Да потому, что может оказать дурную услугу именно еврейскому делу. Евреи в одном месте - слишком большой соблазн для диктаторов-антисемитов типа Саддама Хусейна или боевиков из Хезбола. А ну, как они обзаведутся атомной бомбой?
Затем, нельзя давить на психику конкретного человека. Где жить и нужно ли куда-то ехать - дело его выбора. И последнее. Выезд всех евреев из страны их проживания резко бы обеднил все стороны жизни этой страны. Ибо известно, какую большую роль и какой большой вклад вносят евреи в культуру, искусство, науку, бизнес и политику тех стран, где они живут. И считают страну проживания (обращаю на это внимание) своей страной. И в стране проживания они должны иметь право и возможность быть теми, кем себя считают. Например, евреями. И исповедовать ту религию, которую считают для себя приемлемой. Или не исповедовать никакой. И выполнять те обряды и соблюдать те традиции, которым привержены. И, конечно же, иметь право выезда в любую страну мира - либо в гости, либо навсегда. Если этого где-то нет, то с такого рода ограничениями и следует бороться. И стоит, конечно, выражать опасение излишней активностью того или иного политического деятеля, если она может привести к ухудшению обстановки. Все прочее - от лукавого.

Комментарии

Добавить изображение