БОСТОН - РОДИНА ПИРАМИД

15-03-1997

Женя Павловская и ее сын маленький Илья Лапшин раньше жили в Горьком - Нижнем Новгороде. Женя в Ленинграде-Петербурге закончила химфак университета, затем аспирантуру и защитила кандидатскую (по химии). Вернулась в родной город, работала и писала всякое, сотрудничая с газетой "Горьковский рабочий".

Пирамида такая: строится и рушится, строится и рушится. Построенные навечно, египетские пирамиды возводились с верой в незыблемость двух прекрасных миров. Жуткие мистики были египтяне со своим культом мертвых. О жизни думать надо! Пирамиды, о которых пойдет речь, строятся с думой о хорошей жизни и верой в незыблемость человеческой глупости и жадности. Так что камушки в основание неегипетских пирамид заложены попрочнее гранита. Само собой разумеется, речь пойдет о финансовых пирамидах. И мы можем с патриотической гордостью произнести: Бостон - родина пирамид.
В 1903 году гостеприимные Штаты Америки приняли 21-летнего итальянского 1 иммигранта Чарльза Понзи (на самом-то деле Карло, наверное, звался,). В США он пробыл недолго и транзитом проследовал в Канаду. Там Понзи, не тратя время на депрессию, активно включился в жизнь, в связи с чем и получил три года за финансовое мошенничество. Через год был выпущен за примерное тюремное поведение. Он, в целом, внушал доверие. Но Канада после этого ему стала нравиться меньше и 30 июля 1910 года Понзи вернулся в США и целых десять дней сочувственно помогал желающим нелегально перебраться из Канады в США. Отсидел за это еще два года в Атланте, штат Джорджия. И, обогащенный опытом, переехал в Бостон.
Умея делать выводы, он разочаровался в мелком мошенничестве и развернул крупную финансовую деятельность. 26 декабря 1919 года он зарегистрировал фирму The Securities Exchange Company. Денег после длительного отдыха в Джорджии не было ни цента и предприниматель занял исходный капитал суммой $200 у торговца мебелью Джозефа Даниэлза. Большую часть этой суммы Понзи потратил на покупку мебели у своего же кредитора, а остальное пустил в оборот. Позже, когда бизнес раскрутился, алчный Джозеф Даниэлз на основании указанного «инвестмента» потребовал, чтобы Понзи взял его в компаньоны и даже слегка шантажировал жулика. Понзи, отдавший ему долг сполна и с процентами, не считал объединение с Даниэлзом необходимым для себя шагом.
На второй день после регистрации Понзи представил новорожденный бизнес членам Коммерческой Палаты (Chamber of Commerce) и убедил в возможности успеха. Выпустил разноцветные облигации с обязательством выплачивать каждые 45 дней 50% навару. Его лозунг был: «Удвойте деньги за 90 дней!» Ловко! Самые азартные и жадные попробовали. Действительно, выплачивает, благодетель. Кто-то осторожно поинтересовался - из каких таких доходов он намерен выплачивать такие шальные дивиденды? Хитрый Понзи объяснил, что он вполне легально делает большие деньги на разнице в курсе международных почтовых талонов, а каким образом - это уж, извините, его личный секрет. Ответ всех удовлетворил и народ повалил без размышлений. Несли и несли свои кровные в расчете разжиться «на халяву». Бизнес рос быстрее бамбука. Уже через пять месяцев, в конце мая, он купил эффектный дом в Лексингтоне за 35 тысяч долларов (увы, миновали те времена и те цены). К июлю он принимал от населения порядка миллиона долларов в неделю. Под ловким руководством его новой администраторши, 18-летней Мисс Люси Мелл, финансовые операции разворачивались и в сопредельных городах.
Куры перестали клевать деньги Понзи (да и кур-то не было за ненадобностью) и самое время бы ему запихать доллары в саквояж и отправиться в какую-нибудь уютную банановую республику, да замешкался. Неприятности грянули со стороны настырного мебельщика Даниэлза. 2-го июля, снедаемый черной завистью, он накатал бумагу в суд на предмет получения доли от, якобы, партнерства. Конечно, ничего он не получил, кроме головной боли и таскания по судам. Однако правительство в 1920 арестовало Понзи, и красавица-пирамида приказала долго жить. Времена тогда были в смысле экономики хорошие, Америка неплохо нажилась на поставках во время Первой Мировой Войны, народ был сыт, одет, законопослушен. Более того, часть денег злое правительство все же населению вернуло. Был честно опубликован приход и расход. Остаток правительство поделило среди «потерпевших» - в среднем возврат составил 37%. В силу всего этого народного бунта не последовало. Погрустили и разошлись без мордобития. Карьера талантливого Понзи закатилась, но светлая идея пережила своего творца.
Сбросив оковы тоталитаризма, страны бывшего соцлагеря с визгом, как деревенские девки в реку, бросились в то, что они понимали под рыночной экономикой. В России за рекордные сроки по типовому проекту была возведена пирамида МММ имени Мавроди. Закладывались камни в пирамиды «Властилина» и другие. Когда фокусник вынимает кролика из цилиндра, то гражданин даже весьма среднего интеллекта смекает, что кролики из ничего в цилиндрах не вылупляются, и ухмыляется хитро - мол, не обманешь! Но когда цилиндр нарекается компанией или банком, а вместо кролика оттуда выскакивают дензнаки и летят в карман гражданина, то хитрая ухмылка сменяется блаженной улыбкой. Ах ты кормилец, друг народа, благодетель ты наш! Правда, в какой-то момент выплаты начинают запаздывать - то банк закрыт на презентацию, то тяжелые погодно-политические условия. Но наши люди любят и умеют верить и ждать. Когда Мавроди был взят, деликатно говоря, под контроль - народ понял, что, во-первых, денежек, которые вот-вот должны были на них свалиться, скорее всего уже не будет. Чао! А почему? Понятно - вредное правительство обижает доброго человека Мавроди, правительство всегда хочет чтобы всем плохо было. Догадайтесь: кого долой? Правильно! Но, к счастью, россиянин вял и долготерпелив, что является хоть плохим, но все-таки суррогатом законопослушания. Тем не менее Сергея Мавроди из кутузки вызволили и даже стал он после этого "народным избранником", членом-законодателем.
В прошлом году телевизионные рекламные ролики МММ с пресловутым персонажем Леней Голубковым снова стали соблазнять зрителя молниеносным обогащением. Пирамида возродилась из пепла. Как выяснилось, отъем денег можно легко производить совершенно законно и без клятвенных обещаний их вернуть, документируя процесс лишь справками об отъеме, то есть, извините, о «добровольном пожертвовании» (впрочем, с убежденностью авторов гороскопов упомянув в квитке, что это «может принести прибыль»). Если Бостон - родина пирамид, то Россия - их питомник. Хуже бывает когда постсоветский народ южен, голоден и пылок. Тогда бывает то, что происходит сейчас в бывшей братской Албании. Громят свежеизбранное народом правительство - зачем оно, гадкое, арестовало счета добрых господ, которым мы поверили и последнее отдали? Ради которых дом и корову продали, чтобы они нам в недрах пирамиды, на этом поле чудес, взрастили бы сторицей. Засвербили в горячих сердцах старые и новые обиды, пошли в ход и палки и пулеметы и политические лозунги. Чем кончится заваруха в итоге, пока неизвестно, она продолжается с января. Но предварительные успехи впечатляют - гражданская война, повстанцы скинули президента и правительство, вошли в столицу. Из тюрьмы выпустили бывшего коммунистического диктатора Алию. Непременные убитые и раненые. Пытавшегося урезонить толпу представителя власти трахнули палкой по голове. Президент (можно сказать, бывший) Албании с вызывающим определенные ассоциации именем Бериша в своем раннем выступлении посетовал на то, что правительство, будучи юным и неопытным, не обратило вовремя внимание на финансовых совратителей (а они 60% прибыли обещали!) и пожурил тех своих соратников, которые дружески фотографировались со строителями пирамид. Бериша горестно констатировал, что, пользуясь ситуацией, народ подстрекают всякие местные Зюгановы, а это может привести к «необратимо-трагическим» последствиям (т. е. к потере власти Беришей). Напуганный Бериша, тем не менее, железно пообещал, что его демократическое правительство денежек назад такому дурацкому народу ни за какие коврижки не вернет. Сам он ныне прячется неведомо где и оттуда, "из глубины", взывает к Западу о помощи "законному правительству". Что будет делать Беришино правительство с большими суммами конфискованных денег во время он сказать забыл. Беришина позиция напоминает байку о том, как ловят обезьяну: в тяжелый кувшин с узким горлышком насыпают орехов. Обезьяна лапку - туда, и зажимает орехи в кулак. Вынуть - уже никак, горло кувшина слишком узко. Разжать кулак душа не велит - орехов жалко. А убежать - кувшин тяжел. Так и пропадает мартышка.
Вспоминая мрачные легенды об ужасной судьбе осквернителей фараоновых пирамид, хочется еще раз констатировать: с пирамидами вообще шутки плохи. Не везет ни строителям пирамид, ни их разрушителям.
Пирамиды вредны не только жадноватым гражданам и абсолютно любому правительству - они очень вредны банкам. Ибо подрывают у населения доверие к давнему, честному и солидному банковскому бизнесу, никому не сулящему молниеносного обогащения. Бизнесу, вкладывающему деньги в реальное производство, выплачивающему вкладчикам разумный процент и являющемуся основой финансовой структуры любой цивилизованной страны.

Комментарии

Добавить изображение