РУССКО-ЗАГРАНИЧНАЯ БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

01-01-1997

Valeriy Lebedev         Тезис о сращивании преступности с бизнесом и властью давно стал расхожим. Кое-какие мелкие сошки даже засветились, а один - мэр города Ленинск-Кузнецкий Коняхин и вовсе угодил под стражу. Впрочем, следствие не окончено и чем там дело завершится - неведомо. Зато еще один герой известинских расследований, уголовный авторитет некто Анатолий Быков, пока чувствует себя превосходно. Удачливый участник сибирской "алюминиевой войны", жертвы которой множатся с каждым днем (то есть он выжил, а его конкуренты - нет), А.Быков в течение нескольких лет дорос до и.о. председателя совета директоров Красноярского алюминиевого завода и вице-президента банка "Российский кредит". Он свой и в деловых кругах, и среди авторитетов, и во властных кабинетах. И вот этот авторитет стал законодателем в Красноярском крае от города Назарова, а сейчас баллотируется в законодатели областной Думы, а там, глядишь, и еще выше подастся - в губернаторы. И уже на этом уровне никакие журналистские расследования ничего ему не сделали: по опросам общественного мнения, его кандидатура среди жителей Сибири, где чуть ли не половина отсидела или это еще ей предстоит, - вполне "свой парень".
Еще один российский "бизнесмен" - Александр Конаныхин, посаженный в США, а недавно выпущенный. В прошлом году 30-летний Конаныхин, которого Главная военная прокуратура России обвиняет в хищении $8,1 млн, был арестован американскими властями. INS инкриминировала ему визовые нарушения. Конаныхин, в свою очередь, заявляет, что хищения не совершал и стал жертвой сговора между американскими и российскими правоохранительными органами. Догадался, проклятый! Теперь Конаныхин, пользуясь своей догадливостью, вчинил писавшим о нем "Известиям" (и лично автору статьи Владимиру Надеину), а также иммиграционной службе США фантастический иск в 176 миллионов долларов! (Любопытное для нашей темы место из статьи "Игрок" Надеина в "Известиях" от 16 сентября этого года : "Самый главный его (Конаныхина) дар -- покупка советских, а затем и российских чиновников. Генералы КГБ, министры, первые замы -- все это оказалось дешевкой. Мальчишка покупал государственных мужей, перед которыми годами трепетала великая страна, за какие-то десятки тысяч долларов -- и делал на них сотни тысяч".)
На российском небосклоне зажигается много более ярких звезд, чем какие-то Коняхин да Быков и даже Конаныхин. Просим любить и жаловать: президент компании "Русское золото" Александр Таранцев. Он был задержан Службой иммиграции и натурализации США еще 23 ноября. Но первое сообщение об этом появилось только 3 декабря в газете "Известия". Более того, ни одна местная газета Флориды, где произошло задержание Таранцева, также не писала о его аресте. А ведь Таранцева схватили с драгоценностями на 2 миллиона долларов. На руке у него сиял перстень с алмазом на 600 тысяч долларов. За спиной также сияли две судимости, в которых просвечивались заказные убийства, не говоря уж об отмывании миллионов. Такая сенсация - а свободные американские газеты молчали неделю.

Отчего бы это? А оттого, что Таранцев - это не какой-то там Коняхин, проходящий всего по 4 уголовным делам. И не Быков, всего вице-президент алюминиевого (а не золотого) завода. Таранцев, напомню - президент компании "Русское золото". Но и это далеко не все. Проследим за тайной российского судопроизводства дальше.

Пару месяцев назад "Саша" Таранцев отмечал свой день рождения. Не где-нибудь, а в самом престижном месте Москвы - концертном зале "Россия" (лучшая площадка столицы). Торжество чем-то напоминало сентябрьское чествование 60-летия Иосифа Кобзона. Тоже кавалькада "Мерседесов", "Вольво", "Фордов", роскошные дамы и, с позволения сказать, дивы, бритоголовые качки, но также и смокинги, манишки и бабочки. Стол - описать не могу - для этого нужен талант Рабле. Но по сравнению с триумфом Кобзона была и разница: восторг праздника не транслировали по телевидению. Хотя.... Камеры были. Не камеры предварительного заключения, вполне там уместные, а скрытые телевизионные камеры для произведения оперативной съемки. РУОП, ГУВД, МУР, Прокуратура (в связи с непонятностью некоторых аббревиатур, назовем их просто - "правоохранительные органы") очень бы хотели знать, кто там в гости ходит к их подопечным. И скрытые камеры выявили столь ужасную (для органов) картину, что у них руки опустились. Среди гостей, почтительно подносящих подарки имениннику, они увидели министров, высших чинов президентской администрации, лидеров фракций Думы, вождей славных партий... Даже мелькнуло лицо вице-премьера Немцова. Или это только показалось?? Конечно, конечно показалось. Последнее искушение прокурора? Изыди, сатана! Чур меня!

Совершенно ясно стало, что такого замечательного юбиляра ни в коем случае беспокоить нельзя. Не только арестовывать да открывать дело, но даже вежливо спрашивать как свидетеля о том, о сем. По рукам так дадут, что они просто отсохнут. Один звонок с грозным рыком: "Да вы что там, с ума посходили, что ли?! В переходах милостыню захотелось просить? В Сибири давно не были?" А то как бы и хуже не стало. Вон в Удмуртии прокурора вместе с семьей в его собственной квартире прикончили. Кому надо - тот помнит.

А спросить у Таранцева было бы много о чем. Ну вот, например, каким это образом агентство "Русское золото" стало основой холдинга, в который входит банк "Капиталъ-Экспресс", модельное агентство "Престиж", кинокомпания "Голдвидео", славное тем, что не платит гонорары ?

Золото - золотом, но зажиленные гонорары тоже добавляют капитал весьма быстро, экспрессом (отсюда, наверное и название банка "Капиталъ-Экспресс"), однако основной жилой золотоносной компании стали оптовые рынки: Тушинский, Покровский, Ярмарка на Пражской, Митинский радиорынок, "Торговый городок на ВВЦ". Средний ежедневный доход от каждого из них составляет 90-100 миллионов рублей. Вот это и было содержанием "Русского золота". Настолько, что контора самостоятельно импортировала товары из Азии. Причем русско-базарное золото так сильно ослепило глаза таможенникам и военным, что товар из Объединенных Арабских Эмиратов и Китая с грузом электроники, бытовой техники и ширпотреба завозился транспортными самолетами с посадкой на военном аэродроме "Чкаловский". Огромные самолеты ИЛ-76 приземлялись каждый день, иногда даже по несколько раз в день! Вот это размах!
Обойденные таможенники как-то решили проверить грузопоток и тут же обнаружили самолет ИЛ-76, прибывший из Эмиратов в адрес международной туристической компании (МТК) "Русское золото", на борту которого оказался незадекларированный груз на сумму более 800 тысяч долларов. На складе обнаружили контрабанды еще на 700 тысяч долларов. Московская авиатранспортная прокуратура возбудила уголовное дело, которое было приостановлено 11 сентября 1997 года с формулировкой "за розыском обвиняемого". Обвиняемым ни в коем случае не мог быть наш герой Таранцев. От следствия всего лишь скрылся сотрудник МТК "Русское золото", мелкая сошка Олег Голубев, на которого были оформлены таможенные документы. Ну скрылся, и хорошо. Дело тут же заморозили. Фирменным приемом Таранцева было менять юридические адреса своих фирм. А также лиц, ответственных за оформление документов. Чуть что - фирма уже другая. А ответственный за ту фирму и ее документы - исчезли. Черт его знает, куда. Ответственный может, и вовсе умер. Или его слегка застрелили. Но работа по намывке "русского золота" не приостанавливалась ни на минуту. И золото это прямиком уходило за рубеж.
Настало время Таранцеву проведать заграницу, посмотреть, все ли в ажуре, и немного отдохнуть от золотого пресса.

И вот тут мне хочется сказать доброе слово по адресу наших правоохранительных органов. Понимая, что страна разворовывается у них прямо на глазах, а сделать ничего нельзя (повторю : попытка арестовать знатного авторитета привела бы только к увольнению прокурора и следователей-начальников, санкционировавших арест) , российские шерлок-холмсы придумали замечательную схему.

Первый раз она было опробована на Япончике - Иванькове. Его тоже никак нельзя было взять - а ведь уже сидел. Но после звонков того же Кобзона и других более чем авторитетных лиц (сейчас этого и доказать нельзя - все оперативные данные, включая записанные телефонные разговоры, уничтожены "за истечением срока хранения"), Япончика выпустили. А далее началось самое интересное.

Героя зоны Иванькова по выходе на волю чествовали Дато Ташкентский, Паша Цируль, Гиви Резаный, Гога Ереванский, братья Квантришвили... Многие не дожили до последующих событий.

А события накатывались стремительно. Иваньков, вместо того, чтобы расправляться с кавказской мафией в Москве, довольно быстро получил документы на выезд и улетел в США. Ему очень посоветовали это сделать, во избежание худшего. Загранпаспорт готовили в ФСК, потому и случилось такое чудо: поднадзорный, который должен был отмечаться в комендатуре, так легко упорхнул.

В Америке до своего ареста он пробыл три года и все это время был "смотрящим". Так в уголовном мире называют авторитетов, которые изнутри контролируют криминальную ситуацию, хотя внешне как бы стоят от нее в стороне. Иванькова даже не надо было вербовать. Он контролировал ситуацию, а его самого тайно отслеживали российские и американские агенты. И одновременно отслеживали все его связи, все механизмы поступления криминальных миллиардов из России в Америку. А когда вроде бы выкачали из пребывания Иванькова на свободе в Америке все, что можно, то... "не долго фраер танцевал". Летом 1995 года его арестовали, а в июле 1996 года он был признан судом присяжных (единогласно с первого раза!) виновным в вымогательстве.

Здесь в объяснениях и массе публикаций до сих пор царит полный туман. И сам Иваньков, и его адвокаты были уверены, что смехотворное обвинение в вымогательстве просто рассыплется. Иваньков (по версии адвокатов) ничего не вымогал, а предложил двум местным банковским деятелям - Волкову и Волошину - вернуть деньги, которые они брали в банке "Чара". Банк этот лопнул, по словам Иванькова, как раз потому, что ему пара должников не возвращала взятый кредит. Все чинно - благородно. Посредник от "Чары" требует вернуть долг. На вынесение вердикта Иваньков пришел в парадном костюме, готовясь принимать поздравления с освобождением. И вдруг - признание виновным в вымогательстве, шантаже и пр. И грозил оглушительный срок до 40 лет.

Признали виновным "не вдруг". Российская сторона передала американской 68 аудикассет радиоперехватов и записанных телефонных разговоров между Иваньковым и его криминальными дружками в России. И избранные места из этих переговоров стали известны ( надо думать, в частном порядке) и судье, и присяжным, не говоря уж о прокуроре. Юридически заслушивать кассеты в суде (то есть - оперативные материалы), да еще переданные из другой страны, по американским законам было совершенно невозможно. Но из них зато однозначно вырисовалось, кто же такой Иваньков - респектабельный посредник от "Чара - банка" или крупнейший мафиози, "смотрящий", координирующий российско-американский криминалитет. Вот и признали его виновным вроде бы в "пустячке" - вымогательстве. И могут дать по этой статье по максимуму. А могут и не дать. Тот факт, что после вынесения вердикта присяжными "виновен" и до объявления приговора прошло более полугода, свидетельствует об одном: с ним велись переговоры о выдаче всех его связей. "Заложит" криминальных дружков и их контакты в Америке - получит по минимуму, а потом и вообще его выпустят "за хорошее поведение", не заложит - получит по максимуму и может никогда не выйти с чистой совестью на свободу. Иваньков получил 7 лет, теперь ему готовят сокращенное пребывание , хотя бы потому, что он только к 1 апреля заложил вдову убитого (или "самоубитого") президента Чары Рачука мадам Марину Францеву, которую взяли прямо в ее офисе, куда она прибыла из-за границы для вывоза из родного подвала спрятанных там нескольких миллионов долларов. Скоро, скоро выйдет Иваньков с чистой совестью. Хотя самое безопасное для него сейчас место - как раз в американской тюрьме.

Летом прошлого года один из читателей "Труда" спросил министра МВД Анатолия Куликова: "Почему Иванькова-Япончика поймали в Америке, а не у нас, где он был известен всей милиции? " Министр ответил: "Это была совместная операция. Американский посол (ныне бывший) Томас Пиккеринг прислал мне письмо с благодарностью за профессиональную помощь, оказанную нашими офицерами в этом расследовании " .Вот его текст, опубликованный "Огоньком" от 27 августа 1996г (этот и подобные материалы привели в итоге к тому, что Березовский, курирующий "Огонек", не полюбил главного редактора Льва Гущина и редактор 1 декабря этого года был уволен):         Я пишу, чтобы выразить вам мою личную признательность за энергичную и профессиональную помощь, оказанную российским Министерством внутренних дел американскому ФБР в расследовании дела Вячеслава Иванькова. За последние два года ваши сотрудники внесли значительный вклад в его успешное проведение, что служит отличным примером нашего сотрудничества, предусмотренного соответствующим соглашением, которое было заключено в Москве во время работы Комиссии Гора - Черномырдина.

"Уважаемый господин Куликов!

Я пишу, чтобы выразить вам мою личную признательность за энергичную и профессиональную помощь, оказанную российским Министерством внутренних дел американскому ФБР в расследовании дела Вячеслава Иванькова. За последние два года ваши сотрудники внесли значительный вклад в его успешное проведение, что служит отличным примером нашего сотрудничества, предусмотренного соответствующим соглашением, которое было заключено в Москве во время работы Комиссии Гора - Черномырдина.

 

Вынесение судом по этому делу о вымогательстве обвинительного приговора является заметным прогрессом в борьбе с расширяющейся в Соединенных Штатах организованной преступностью, связанной с Россией.

C моей стороны было бы непростительно не упомянуть некоторых из тех людей, чья помощь оказалась наиболее значимой, особенно сотрудников, которые провели длительное время в Нью-Йорке, ежедневно работая с ФБР. Это они - Юрий Гоголев, Михаил Ваничкин, Сергей Глушенков, Павел Авдонин и Сергей Вавилов. Кроме них, генералы Валерий Петров, Леонид Титаров и Валерий Горчаков своевременно выделили все имевшиеся в их распоряжении ограниченные ресурсы для проведения совместного расследования, что во многом способствовало достигнутому успеху. Большой вклад в него внесли Валерий Серебряков, Сергей Воеводин, Вадим Монахов, Игорь Мартынов, Игорь Соколов и Константин Берстель. Их профессионализм и глубокое знание действующих в России организованных преступных группировок позволили ФБР пополнить свою информацию о деятельности последних.

Я твердо верю, что продолжение контактов между офицерами оперативного звена МВД и ФБР по проводимым в настоящее время расследованиям, представляющим взаимный интерес, значительно повысит возможности правоохранительных органов России и Соединенных Штатов в борьбе с международной преступностью.

Toмac Р. ПИККЕРИНГ, посол.
Но вернемся в наши дни. Схема выдачи российскими органами авторитетов, до которых самим боязно дотянуться, была потом опробована на Михасе (глава солнцевской братвы Михайлов), которого выдали швейцарским властям, где сейчас и ведется следствие. Потом в США заложили Конаныхина.

И точно так же, по той же схеме, российские спецслужбы выдали ныне американским властям Анатолия Таранцева. Для начала россияне сообщили американской пограничной паспортной службе о том, что у него две судимости, которые он не указал в декларации при въезде в США. Затем - что у него незадекларированных ценностей на 2 миллиона долларов. Этого вполне достаточно, чтобы здесь, в Америке, получить срок в 5 лет.

Теперь, когда дело сделано, очень большой человек из администрации президента России может сколько угодно кричать. А мы то здесь причем? - спросят удивленно российские руоповцы и фээсбэшники. Визу на вылет давали не мы, а МИД, а на въезд в США - американское посольство. Арестовали его тем более не мы, а спецслужбы США. Откуда они узнали о судимостях Таранцева? И о его махинациях? А кто ж его знает. У них, как видно, свои источники информации. И американская пресса теперь может вдосталь посмаковать историю с "новым русским" (что она и начала делать), тем более, что арест Таганцева как раз пришелся на время пребывания в Москве главы ФБР Луиса Фри, с которым Куликов договорился о совместной борьбе с неуязвимой российской преступностью. Так что с подарком вам и нам.

Нет, что ни говорите, а русская сметка проявилась и здесь: казалось бы, в безвыходном положении российские органы нашли превосходную схему обуздания хоть наиболее наглых отечественных бандитов.

Комментарии

Добавить изображение