НАЦИЗМ И ФАШИЗМ С ХРИСТИАНСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
01-01-1997Не так давно в интервью с министром юстиции Степашиным выяснилось, что наши власти не могут эффективно противодействовать распространению фашизма у нас в стране будто бы из-за того, что не существует четкого определения понятия "фашизм". Над этим можно, конечно, иронизировать - так как ясно, что, в данном случае, власти, скорее, "могут, но не хотят", чем "хотят, но не могут". Тем не менее, коль скоро проблема сформулирована, как "отсутствие четкого определения", попробуем внести ясность в этот вопрос. Тем более, что раз уж государственные деятели в последнее время активно подвизаются к Церкви, неплохо бы им все-таки знать христианскую точку зрения на рассматриваемые явления.
Термин "фашизм" происходит от итальянского слова "fascio", что означает "пучок", "связка", "объединение". Хотя это понятие стало употребляться только в 20-м веке (в связи с выходом на политическую арену итальянского и германского фашизма), на самом деле само это явление насчитывает историю в несколько тысячелетий. Впервые фашизм возник примерно 4500 лет назад - это есть не что иное, как описанное в Библии строительство Вавилонской башни. "И сказали они: построим себе... башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли." (Бытие 11:4). Здесь, во-первых, описан отказ человека от собственного имени, - иначе говоря, от собственной личности - во имя некоего "общего" имени; то есть, показано первое в истории возникновение коллективистского конформизма - когда человек теряет свое лицо, становится как бы частью толпы, "винтиком" в государственной машине. Это нам весьма знакомо по фашистским и коммунистическим режимам. Кроме того, из дальнейшего библейского повествования ясно, что само это дело - строительство "башни до небес" - было делом весьма богопротивным, так как Бог помешал ему осуществиться, разделив общий у людей язык на разные языки, в результате чего они перестали понимать друг друга.
Итак, если исходить только из названия, то фашизм - это феномен общественной жизни, когда группа людей объединяется, чтобы делать какое-либо богомерзкое дело; при этом, каждому человеку в такой группе приходится отказываться от своей личности, чтобы заглушить голос своей совести. Под это определение подпадает и строительство коммунизма и строительство "тысячелетнего рейха", а, в более мелком масштабе, и деятельность вообще какой-либо преступной группы.
Однако, исторически сложилось так, что понятие "фашизм" стало применяться к людям, у которых это богопротивное дело, ради которого они объединялись "в связку", было - создание "рая" для какой-то определенной нации, - причем за счет других наций - путем их дискриминации, или даже физического уничтожения. Поэтому понятие "фашизм" оказалось весьма тесно связано с понятием "нацизм".
Что такое нацизм? Согласно христианскому пониманию, нацизм - это разновидность идолопоклонства, при котором идолом является нация.
Человек склонен создавать себе идолов и поклоняться им. Это может быть или какой-нибудь предмет, или другой человек (например, рок-кумир, политический деятель, какой-нибудь актер), и может быть также какая-нибудь идея или абстрактное понятие. Кстати, если мы с христианских позиций присмотримся к политическим партиям в нашей стране, то увидим, что почти каждая партия поклоняется какой-то определенной идее - то есть, имеет своего идола. У демократов-рыночников это - свободная рыночная Система, у коммунистов - коммунистическая Система, придуманная Марксом и другими философами, у патриотов - Родина, у традиционалистов - Традиция, у зеленых - Природа и т.д.; и, между прочим, такая политическая палитра характеризует наше общество как весьма и весьма нехристианское - ибо всякое идолопоклонство есть нарушение одной из важнейших библейских заповедей "не сотвори себе кумира". "Дети! Храните себя от идолов" - так говорит апостол Иоанн. (1-е Послание Иоанна 5:21).
Когда люди создают себе кумира, они, как правило, приписывают ему надуманные, вымышленные свойства, с целью (обычно, подсознательной) как-то его возвысить, возвеличить. Это очень характерно для нацизма, который самому понятию "нация" приписывает совершенно нелепые для него свойства, - например, свойство "чистоты", или "святости".
Согласно Священному Писанию, нация - это язык и только язык. Ибо нации и возникли в результате разделения людей именно по языкам. (См. уже здесь упоминавшееся библейское повествование о Вавилонской башне). Приписывание же нациям каких-либо культурологических, или, того хуже, психологических различий есть область философских измышлений, к Истине не относящихся. У нас одно время была популярна дискуссия на тему "что значит быть русским". В свете же Писания совершенно очевидно, что русский - это просто тот, кто говорит на русском языке, - и ничего более. Если же я еще и в совершенстве знаю, например, английский язык, то, значит, я одновременно являюсь и русским, и англичанином. Споры же о так называемой "русской душе" есть не что иное, как философско-светская болтовня.
Конечно, следствием довольно длительной языковой изоляции народов явилась и их культурная изоляция, в результате которой нации имеют некоторые культурологические отличия, однако последние являются достаточно эфемерными, хотя их и следует уважать, чтобы на пустом месте не создавать раздоров.
Национализм же, и, тем более, нацизм, придают объекту своего поклонения, нации, - мифические свойства. Например, идеологами германского нацизма был сформирован идол "чистой арийской расы". Отечественные же националисты, пожалуй, их даже переплюнули, сформулировав тезис о "Святой Руси".
Свойство святости, как известно, является свойством одного лишь Бога. Приписывание этого свойства какому-либо народу, - то есть, совокупности людей, говорящих на каком-либо определенном языке, - это не просто явный отход от реальности, это есть не что иное, как разновидность богохульства.
Никогда на всем протяжении своей истории Россия не отличалась особой святостью. Нравы наших предков очень неплохо обрисованы, например, в книге Прыжова "История кабаков в России". Что касается усвоения в России христианских взглядов, то интересен такой факт: когда в конце 15-го века духовенству для квалифицированного спора с еретиками понадобилась Библия, то ее не нашлось нигде в стране - ни в храмах, ни в монастырях, ни у частных лиц, ни у царя в библиотеке. О каком тогда вообще христианстве, о какой святости может идти речь? К слову сказать, на русский язык Библия была переведена лишь в 1876 году; для сравнения - в Англии знаменитое издание "Библии короля Иакова" вышло в 1611-м году. Отсюда и можно сделать вывод о "святости"...
Между прочим, экономическое и культурное развитие любой страны всегда является следствием уменьшения количества делаемого в этой стране зла, в результате чего энергия народа переходит в конструктивное русло; иначе говоря, экономический и культурный прогресс всегда является следствием некоторого повышения "святости" народа. Постоянное отставание России от Запада, скорее всего, есть как раз свидетельство, наоборот, ее относительно меньшей "святости" по сравнению с западными странами.
У русского националиста в подсознании присутствует некий мифологический образ "истинно русского" человека - светло-русый, с бородой и усами - этакий Илья Муромец. По своей сути, такое мышление, конечно, детское - но вот что бывает, когда такие "дети" приходят к власти! Люди, внешность которых не соответствует этому образу, естественно будут чувствовать себя не лучшим образом.
Поэтому нацизм, как правило, всегда связан с антисемитизмом и расизмом - ибо, если какая-либо нация становится идолом, то, естественно, другие нации оказываются на положении "людей второго сорта". Из Библии мы знаем, к чему эти явления приводят, - точнее, как Бог наказывает те народы и страны, где получают распространение расизм и антисемитизм. Как известно, Содом и Гоморра были уничтожены не только за то, что там процветал гомосексуализм, но и за ксенофобию, за враждебное отношение к иноземцам, к "чужакам".
Что касается антисемитизма, то из Библии совершенно очевидно явствует мнение Бога на этот счет. В книге Бытие Он говорит предкам еврейского народа Аврааму, Исааку и Иакову: "Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные." (Бытие 12:3, 18:18, 22:18, 26:4). История Европы и Америки, то есть, стран, где были расселены евреи, свидетельствует о реальном действии этого пророчества. В те периоды, когда власти какой-либо страны, где проживали евреи, боролись с антисемитизмом, страна процветала. Как только власть начинала потворствовать антиеврейским настроением, начинался застой или социально-экономические катаклизмы.
Поэтому, с христианской точки зрения, особая опасность антисемитизма для государства состоит в том, что его распространение навлекает на данное государство проклятие Божие.
И, если власть действительно заинтересована в стабильности в обществе и процветании государства, то, во избежание кары Господней, она должна подавлять и пресекать все проявления фашизма, нацизма, ксенофобии и расизма.
Автор о себе: мне 34 года, живу в Москве. Окончил когда-то МЭИ. Весьма интересуюсь философско-религиозными и научными проблемами, библейским богословием и приложением всего этого к общественно-политической и экономической жизни общества. Последние года два работал редактором в одной газете экономического направления, которая два месяца назад развалилась, так как спонсору надоело ее финансировать, а "раскрутиться" она так и не смогла.
С уважением, Дмитрий Правин
Послесловие редактора
Трудно что-либо возразить против точки зрения Дмитрия Правина. Разве, что дополнить. Язык, пишет он, и есть как раз конституирующий признак нации. Между прочим, статья Вячеслава Ушакова (чей манифест помещен в этом же номере) в книге "Иное", тоже излагает сходную позицию на роль языка в определении нации. Но, как мне представляется, языковой признак не является самым верхним уровнем для национального самоопределения. Это, видимо, интуитивно почувствовал В. Ушаков и теперь не столь сильно напирает на язык (дескать, если человек знает русский - он русский. Если он знает еще и немецкий, как родной, является билингвой, то он еще и немец).
Приведу два примера. Альфред Розенберг родился в российском городе Ревеле (Таллинн), учился в Риге, закончил высшее техническое училище (будущее Баумана) в Москве. Свободно говорил по-русски. Также, как по-немецки. И вот, будучи по этому признаку русским и немцем, он в своем опусе "Миф ХХ века" доказывал расовую неполноценность русских. То есть- самого себя, если принять языковую принадлежность за национальную. А потом возглавлял имперское министерство по делам Восточных территорий и весьма активно занимался уменьшением славянского населения, за что и был повешен по приговору Нюрнбергского трибунала.
Второй пример: Адольф Эйхман свободно владел ивритом, и потому был наполовину евреем. Так? Вместе с тем он был зоологическим антисемитом, на совещании в Ванзее 20 января активно ратовал за поголовное физическое уничтожение евреев (это решение тогда и было принято), а потом возглавлял отдел IY B4 Главного управления имперской безопасности (РСХА), который как раз и занимался практическим осуществлением ванзеевского решения. Опять-таки, с точки зрения языкового критерия, он должен был бы начать это уничтожение с себя лично. Увлечь, так сказать, личным примером. Но ему в этом нужды не было, ибо он отнюдь себя не чувствовал и не считал евреем, точно также, как Розенберг - русским. Он также был повешен - по приговору израильского трибунала..
На самом деле достаточно одного контрпримера, чтобы возникла настоятельная необходимость в пересмотре теории. Если некий силлогизм утверждает "все лебеди белые", то достаточно одного примера - австралийского черного лебедя, чтобы квантор всеобщности несколько увял.
На мой взгляд, наиболее всеобщим критерием национальности будет самосознание. Самоотнесение себя к той или иной общности. Самоидентификация себя с определенной национальной или этнической группой. Именно это и происходило в вышеприведенных примерах. При этом конкретный индивид вовсе может не знать языка, культуры и религии "группы принадлежности". Бывшие "русские евреи", ныне живущие в Америке, яркий тому пример. Они не знают ни иврит, ни (как правило) даже идиш, атеисты как на подбор, а вовсе не иудаисты, а поди ж ты, считают себя евреями. Надо побывать на их собраниях, чтобы услышать , с какой любовью они говорят об Израиле и собирают гроши со своих жалких SSI (пособие по старости) в фонд обороны Израиля.
Более того, может быть иногда стоит говорить не только о самосознании, но даже о своего рода подсознании. Сознание тянет человека в одну сторону , а подкорка ему нашептывает - иди в другую. Это, знаете, как бывает в законном браке. Жена - вот она, рядом. А бес в подкорке подталкивает - иди к другой. Вот так и мечется, горемыка, как персонаж из отличного фильма "Осенний марафон".
Рейтинг комментария: 0 0