ОБЪЕДИНЕНИЕ - С ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

19-04-1997

Сейчас много пишут о проблеме союза Беларуси и России. В этом номере дается статья Николая Гончара (депутата Думы) из "Известий" с главной идеей: никакого объединения двух государств в рамках одного государства быть не может, такой кентавр нежизнеспособен. Потому - либо вхождение Беларуси в Россию на правах рядовой республики, либо, в лучшем случае, конфедерация, но не больше. Посмотрев литературу, увидел, что эти естественные мысли уже высказал Леонид Радзиховский, потом их стали повторять широкие массы, включая президента Казахстана Назарбаева. Тем не менее, статья Гончара отличается ясностью и определенностью, почему есть смысл с ней ознакомиться.

Вокруг "славянской свадьбы" России и Белоруссии поднят такой великий шум, что в нем уже невозможно различить игру и реальность. Но если мы не сможем посмотреть на проблему ясными глазами, то совершим ошибку исторического масштаба, куда большую, чем "Беловежский сговор". Такая ошибка будет непростительна и называется она - реступлением.
Демократический миф о Лукашенко
Все, что пишут и говорят о Лукашенко - правда или, по крайней мере, основано на фактах. Но чувствуется в этой продукции и некий изъян. Изъян связан со страхом. Страх перед Лукашенко, страх, что "батька усатый" может стать президентом России, движет нашими демократами. А если сказано, что тот, кто сердится неправ, о уж сто раз неправ тот, кто боится.
Страх - ужасный советчик. Подминая и логику и здравый смысл, он навязывает свою логику, свои аргументы.
Аргумент1. "Интеграция Европы шла десятки лет, а мы хотим пройти этот путь за месяцы. Это же абсурд!"
Абсурд - забывать, что мы худо или хорошо, но интегрируемся с Белоруссией 70 советских лет, а до этого еще свыше 100 лет. Прошло всего 5 лет как мы формально разошлись, но фактическая связь, конечно же, за это время ни исчезнуть, ни сильно ослабнуть не могла.
Аргумент 2. "Белоруссия по рыночным реформам далеко отстала от России. Пусть сперва подтянутся, тогда будем соединяться".
Потянутся, проведут приватизацию - под руководством Лукашенко?
Другого президента в независимой стране Белоруссии нет и не предвидится. Впрочем, и под руководством демократа из демократов Шушкевича никакой приватизации там в помине не было. Так что ждать, пока независимая Белоруссия "подтянется", конечно, можно. Дождаться нельзя. Рыночные реформы там могут начаться лишь под влиянием политической воли. А сидя на смоленской границе "ждать реформ" - это как ждать прихода коммунизма.
Аргумент 3. "Соединившись с отсталой Белоруссией, мы слишком дорого за это заплатим".
Дорого мы платим сейчас - когда, фактически, все равно поддерживаем нереформированную белорусскую экономику. А ведь вообще-то, по своему техническому состоянию и инфраструктуре
белорусская экономика ничуть не хуже, а то и лучше российской. И давайте не забывать, что в советские времена Беларусь - донор союзного бюджета.
Аргумент 4. "Режим Лукашенко вообще нелегитимен. Он разогнал ВС, скроил под себя Конституцию".
Вот в этом вопросе он просто повторил российский путь. Разогнал "коммунистический" верховный Совет, правда, обошлось без танков. Сделал то, за что демократы хвалили Ельцина, а коммунисты и националисты - проклинали. Сейчас все точно симметрично - наши демократы проклинают Лукашенко, а наши коммунисты и националисты дрожат от страсти, при его приближении.
Аргумент 5. "В Белоруссии подавляют права человека, нет свободы слова".
Это во многом правда. Говорю острожно "во многом", потому что не надо все-таки жить только по логике "враг моего врага - мой друг". Враги Лукашенко, таких как З.Позняк, уж никак не более демократичны, чем он сам. Самые ярые сторонники "незалежности", увы, склонны восторгаться если не Гитлером, то, во всяком случае, белорусскими коллаборационистами, а попросту - полицаями. Да, разгон дубинками демонстрантов - отвратителен. Вспомним только, что в 1992-93 нечто подобное ведь было и в Москве, по отношению к "красным" демонстрантам. Наши демократы тогда отнюдь не осуждали это, скорее говорили - мало! А когда то же делают милиционеры Лукашенко, мало не кажется. Почему же?
Аргумент 6 - и главный, а по сути - единственный: "Если мы объединимся с Белоруссией, в 2000 году Лукашенко может стать нашим президентом". Этот аргумент самый сильный, потому что те, кто так говорят, так, действительно, думают. Вот этого действительно боятся. Сильно боятся. Так сильно, что как всегда при сильном страхе, рассудок отступает.
На самом деле Лукашенко может стать нашим президентом не потому, что мы объединимся, а только в том случае, если реформы окончательно провалятся к 2000 году. Но если они провалятся, если у народа исчезнет последняя надежда, то - хоть с Лукашенко, хоть без него - дело либералов-западников будет проиграно безнадежно. Если не Лукашенко - то Лебедь, не Лебедь - Зюганов. Свято место пусто не будет. Тут уж Лукашенко-конкурента должны бояться лидеры левой оппозиции, а отнюдь не демократы. Им в любом случае власть уж светить не будет.
Если же реформы дадут хоть небольшие положительные результаты, то Лукашенко не имеет шансов стать президентом России, объединится она с Белоруссией или нет. Президентом станет тот, с кем связан успех реформ.
Так что не стоит создавать мифы и пугать ими друг друга. Чем больше демократы боятся Лукашенко, чем больше пытаются этот свой страх скрыть, тем сильнее загоняют себя в угол. Избиратели чувствуют фальшь этой позиции. В результате, демократы - уверен, сами того не желая - принимают неблагодарную роль противников объединения, да еще противников лживых, боящихся открыто объявить свою позицию.
Объединительный кризис
Но надо "договориться о терминах". Пока что никакого объединения нет. Распитие спиртных напитков и разбитие бокалов может продолжаться сколько угодно - посуды в Кремле хватает. Можно делать "128 серьезное заявление" об углубленной интеграции, еще более углубленной, глубокой как только возможно - и еще куда более глубокой! Все будут заняты профессиональным дело - политики публичные и коридорные, журналисты, для них пишущие и журналисты, над ними смеющиеся. Но в цело все это называется - "динамо". Конечно, наша нежность и наша дружба - сильнее страсти, больше, чем любовь. Беда лишь в том, что от этих нежностей дети не родятся.
Если речь идет о заключении бесчисленных бумажных "равноправных союзов", то этим бегом на месте можно заниматься бесконечно, вернее, пока всем не надоест. А надоест, похоже, очень скоро.
Точно также - никогда не будут реально работать никакие "наднациональные органы", как их ни называй - высшими, звездными, поднебесными или заоблачными. Никакие стоящие "над Россией" органы, где "на равных" представлены Россия и Белоруссия не могут реально диктовать свою волю тому кто платит за все - т.е. России. Дальше братских объятий полномочия этих величественных межгосударственных органов не смогут простираться.
Между тем несомненно, что есть нечто куда более серьезное, чем полит-тусовочные игры. Есть вполне реальное, хотя и не всегда четко названное желание двух народов не играть, а объединиться. Объединиться - не целоваться в щечку, а жить в одном государстве. Весь вопрос - в каком? Нельзя как всадник без головы лететь наобум Лазаря, надеясь, что куда-нибудь все равно примчимся. Отправляясь в путь надо видеть пункт назначения.
Есть три формы государств - конфедерация, федерация, унитарное государство.
Об унитарном государстве речи нет - Российская федерация таковым не является. Реальный вопрос: федерация или конфедерация?
Если стоять на формальной позиции, то, разумеется, такое объединение должно быть конфедеративным. Два государства сливаются, образуется союз, конфедерация. Но дело в том, что такое объединение с Белоруссией на практике означает "объединенный хаос". Такое объединение может привести лишь к настоящему развалу и России, и Белоруссии. Вот здесь - настоящие, серьезные причины государственного кризиса.
Национальные республики внутри России. Население Белоруссии - 10 миллионов, население Татарстана - около 4. Надстраивая над федерацией еще и конфедерацию, мы просто провоцируем тот же Татарстан задать вопрос: что же это у нас за интересное государство? Конфедерация РФ и Белоруссии, в которую Татарстан входит - как что? Как "республика второго сорта", по сравнению с Белоруссией. Как республика в составе РФ. А почему, собственно? Что мы - люди второго сорта? Уж не потому ли, что наша республика "не славянская"? Ведь ясно, что стоит задать такой вопрос - и ответ очевиден. Татарстан, Башкортостан, затем - все остальные национальные республики, внезапно почувствовав что их "обидели", станут добиваться равных с Белоруссией прав. Конфедерации двух - не получится. Россия превратится в конфедерацию доброго десятка республик. Но тогда уж и области в составе РФ не выдержат и потребуют своего. Двуглавый орел красив на бумаге, но летать он не сможет, а из гнезда вылетит только как камень, вертикально вниз. Двуглавое государство - мутант, где головы сразу начнут плодиться почкованием, а потом отвалятся все вместе. "Объединенное государство" расползется как гнилое сукно, став "конфедерацией 89+1". Не слишком ли велика цена, вот за эту дополнительную единицу?
Корень зла заключен в самом существе. Пример СССР, как видно, ничему нас не научил. Объединение равноправных, самостоятельных государств в одно государство - нежизнеспособно. СССР был единым государством, пока права республик были фикцией. Но как только формальные права стали воплощаться в жизнь - страна с неизбежностью развалилась. И нечего лицемерить - в Беловежской пуще никто не убивал жизнеспособное государство. Это было бы и невозможно так легко сделать. Сама простота и безболезненность развала доказывала - не было убийства, было только констатирование смерти и предание трупа земле.
И уж тем более нелепо воспроизводить СССР, со всеми его пороками в усеченном виде. В 1922, когда подписывали договор об образовании СССР, заложили сами под себя бомбу. Но второй раз закладывать ту же бомбу в канун XXI века, уже имея наш опыт - для этого надо быть просто идиотами. Объединившись на основе "равноправного союза двух государств" мы сразу возвращаемся в блаженной памяти 1990-91 год. Это даже не попытка поднять со дна затонувший корабль - это сознательное движение прямо туда, на дно и без скафандра. Центр парализован, каждая республика творит что хочет, полный правовой беспредел. Тогда это привело к краху СССР, сейчас приведет к краху России.
Нет уж - чем погибнуть вместе, лучше жить порознь.
Референдум о федерации
Вывод очевиден. Если мы всерьез хотим объединиться надо четко договориться на берегу - куда плывем. Россия с ее 150 миллионами населения и территорией с 17 миллионов км 2, не может на равных объединяться с Белоруссией, с ее 10 миллионами населения и территорией в 200 тысяч км 2. Россия, с ее неустоявшейся государственностью, с ее внутренним федеративным устройством не может позволить себе акробатический номер - надстраивать над федерацией конфедерацию.
Объединение России с Белоруссией возможно лишь по пути создания единого федеративного государства. Точнее: Белоруссия входит как самостоятельная республика (хотя бы с объемом прав Татарстана) в состав РФ. Так и только так можно не развалить в процессе объединения то, что объединяется.
Несомненно, это непростой вопрос. Такой шаг, как объединение двух государств и не может быть простым - это ведь не игра и не банкет. Да, утрата Белоруссией статуса государства-субъекта международного права неизбежна, в случае ее объединения с Россией, в случае ее - опять давайте называть вещи своими именами - вхождения в состав России.
Это не чья-то злая воля, не чье-то высокомерие или имперские замашки. Это просто реальность и инстинкт самосохранения государства.
Подобные серьезные вопросы невозможно решать путем верхушечных комбинаций. Подобные вопросы не решаются в обстановке недоговоренности и тумана. Народы России и Белоруссии обязаны принять столь важное решение о своем будущем только сами. Никто за них это сделать не может, не имеет права.
Я убежден - необходим референдум. Вопрос на нем должен стоять предельно ясно, четко. Никто не скажет, что он против "интеграции" - ради ответа на такой вопрос нечего проводить референдум, деньги тратить. Не надо и прятаться за обтекаемое "объединение". Вы "за" или "против" создания единого федеративного государства, "за" или "против" воссоединения Белоруссии с Россией, путем вхождения в состав РФ, в качестве самостоятельной республики - вот что должно быть ясно всякому, отвечающему на вопросы референдума. Это - действительно непростой, неочевидный вопрос. Поэтому ответ на него имеет смысл, имеет реальную цену.
Такое объединение имеет множество минусов. Нелегко просчитать ближние и дальние международные последствия - как в границах СНГ (Украина и Казахстан уже осторожно выразили свой скептицизм) и за его пределами. Нелегко учесть и все экономические последствия, очевидно, что будут и положительные и отрицательные. Никто не снимает с повестки дня и "личный фактор" президента Белоруссии. Все это глупо прятать, все это надо учитывать.
Но я убежден - есть нечто более значительное. Не только сиюминутный расчет, желание на рубль медяков наменять, определять жизнь отдельного человека и судьбу народов, государства. Вопрос об объединении не сводится к таможенным тарифам, темпам приватизации и даже разгону демонстрации. Бывают редкие минуты, когда "кончается искусство и дышат почва и судьба". Объединение с Белоруссией для России может стать именно такой переломной минутой, когда формируется национальное самосознание. Или не формируется. Такие вопросы не имеют права решать ни президенты, ни парламенты, ни журналисты. Тут решает только весь народ.
Если, действительно, есть настоящая тяга народов к объединению, если, действительно, русские и белорусы видят свою судьбу общей, в рамках одного государства - в добрый час. Бисмарк считал, что государства создаются "железом и кровью". Конечно, это не так, попытки так расширять Россию были бы страшным, безумным, самоубийственным преступлением. Но верно то, что за всякое мирное и добровольное объединение тоже надо платить, легко тут ничего не дается.
России, для восстановления веры в себя, для преодоления, изживания тяжелого комплекса неполноценности, очень важно сделать крупный шаг вперед. Но чтобы этот шаг не стал шагом в пропасть, он должен быть осмысленным. Преступно упустить шанс поднять голову, остаться стоять разглядывая только пятаки под ногами. Но преступно и без размышлений вздернуть голову, рискуя расшибить ее о стену.
Надо ясно сказать себе - куда именно мы движемся, рассмотреть все трудности на пути и принять решение. И если решимся мы, решатся белорусы - шагнуть навстречу друг другу с открытыми глазами.

Комментарии

Добавить изображение