ВТОРОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ К ДЕЛАМ О БОЛЬШИХ ДЕНЬГАХ

19-04-1997

15 апреля мы сообщали и о том, как руководители "Лукойла" пытались присвоить себе функции политической цензуры в связи с публикациями газеты, которые затрагивали Виктора Черномырдина. До сих пор мы имели возможность отвергать диктат, но положение может в корне измениться в ближайшие дни.

"Лукойл" приобрел три пакета акций, которые "Известиям" не принадлежали: они были в руках различных финансовых компаний.

"Известия" не пытались препятствовать этим сделкам: формально мы не имели на то права, а кроме того, надеялись на полезное обеим сторонам взаимодействие. Нефтяная компания обещала осуществить инвестиции, которые способствовали бы развитию газеты, редакция же полагала, что от нее потребуется лишь соблюдение партнерских отношений с "Лукойлом", что, казалось, не должно было повлиять на содержание газеты и выполнение ее обязанностей перед читателями.

Все это подкреплялось конкретными деловыми договоренностями. На годичном собрании акционеров "Известий", назначенном на 22 апреля, "Лукойл", используя имеющиеся у него акции, должен был получить большинство в Совете директоров АО, но руководство "Лукойла" обещало не использовать это для изменения руководства газеты. Существовало предварительное соглашение о том, что Совет директоров назначит президентом АО представителя редакции, а председателем Совета директоров - представителя "Лукойла".

Согласно уставу АО, именно президент назначает главного редактора и прочих сотрудников газеты.

После публикаций, затрагивающих главу правительства, "Лукойл" изменил свою позицию. Нет, он не собирается продавать свой пакет акций, как о том говорил на пресс-конференции глава нефтяной компании Вагит Алекперов. На днях состоялась встреча Вагита Алекперова с главным редактором "Известий" Игорем Голембиовским (он был единогласно избран на эту должность коллективом журналистов после провозглашения независимости "Известий" в дни, когда потерпел поражение августовский путч 1991 года).

В.Алекперов предложил И.Голембиовскому должность председателя Совета директоров, сообщив, что президент АО и главный редактор будут назначены не из числа представителей редакции.

И.Голембиовский предложил вариант решения: он уходит, но назначение руководителя газеты остается в руках журналистов.

В.Алекперов ответил, что дело не в личности нынешнего главного редактора, а именно в том, чтобы газетой руководил человек, назначенный нефтяной компанией. И.Голембиовский отказался от предложенной ему В.Алекперовым должности.

Имена руководителей-"варягов", которых намерена нам назначить нефтяная компания, не сообщаются, да и не в этом сейчас главный вопрос. Принципиальное значение имеет следующее: средства массовой информации ("Известия" здесь далеко не первые) приравниваются к простому товару, такому как нефть или газ, и это используется не просто для решения коммерческих задач крупного бизнеса - это используется для восстановления политической цензуры в стиле КПСС, поскольку сам крупный бизнес в высшей степени зависим от правительства.

"ИЗВЕСТИЯ" от 19 апреля

 

Наступление на свободу прессы - это наступление на демократию
Весной 1997 года в России опять стало душно. Задыхаются не только люди, сидящие без зарплаты, не только пенсионеры, сидящие без пенсии,- в России начинают задыхаться свободная мысль и творчество. В России исчезает независимая пресса. Экономические трудности, которыми власти объясняют нищету людей, не мешают тем же властям использовать экономическую удавку для того, чтобы обеспечить полный идеологический контроль над средствами массовой информации. И к нищете кошельков добавить нищету духа.
Нам объясняют это особенностями рыночной экономики. Мы понимаем это как извращение рыночной экономики. Как попытку в очередной раз построить в нашей стране тоталитаризм. Только теперь не социал-коммунистический, а аппаратный.
Все это в полной мере адресуется к российским средствам массовой информации. Свобода печати была единственной состоявшейся российской реформой. Сегодня происходит полная ревизия этой реформы, откат к политической цензуре, главная цель которой - обслуживание правящей финансово-аппаратной олигархии.
На этом фоне попытки властей расправиться со свободными независимыми "Известиями" руками нефтяной компании "ЛУКОЙЛ", прикупившей акции газеты, оцениваются однозначно - как циничная демонстрация всесилия могущественного чиновничества, манипулирующего крупным капиталом. "Известия" избраны целью для этой демонстрации не случайно - именно эта газета в последние годы и в стране, и за рубежом воспринимается как флагман независимой свободной российской прессы.
"Известия" пытаются поставить на колени. Не скрывая при этом генеральной задачи - изменения политического курса газеты, превращения ее в послушный рупор новых хозяев. Это - не демократия. Это - не рынок. Это - новый тоталитаризм.
17 апреля письмо подписали:
Юрий ГРИГОРОВИЧ, Наталья БЕССМЕРТНОВА, Ясен ЗАСУРСКИЙ, Михаил ЖВАНЕЦКИЙ, Булат ОКУДЖАВА, Владимир МОТЫЛЬ, Григорий БАКЛАНОВ, Сергей ЗАЛЫГИН, Петр ТОДОРОВСКИЙ, Лидия СМИРНОВА, Михаил КОЗАКОВ, Мария МИРОНОВА, Валерий ФОКИН, Анатолий ГРЕБНЕВ, Сергей ЮРСКИЙ, Владимир ЗЕЛЬДИН.
18 апреля свои подписи добавили:
Владимир ВОЙНОВИЧ, Анатолий ПРИСТАВКИН, Семен ЛИПКИН, Лидия ЛЕБЕДИНСКАЯ, Инна ЛИСНЯНСКАЯ, Михаил ЧУЛАКИ, Олег БАСИЛАШВИЛИ, Даниил ГРАНИН, Андрей ПЕТРОВ, Борис СТРУГАЦКИЙ, Наталья ДУДИНСКАЯ, Юрий ТЕМИРКАНОВ, Марк ЗАХАРОВ, Армен ДЖИГАРХАНЯН, Александр ФИЛИПЕНКО.

Комментарии

Добавить изображение