БРОСОК В НЕБЫТИЕ

26-04-1997

Этой и следующей статьей (Леонида Радзиховского), взятой из старейшей русскоязычной газеты (ей - 87 лет) "Новое русское слово", с которой сотрудничаю 4 с лишним года, я хочу показать, что эмиграция имеет возможность знакомиться с добротно выполненными статьями о российской действительности. Статью московского журналиста Александра Калинина можно было бы определить как политическое эссе-фельетон.

- Валерий Лебедев Заключение российско-белорусского союза потрясло декорации российского политического театра, вскрыло условность исполняемых артистами ролей и обнажило реальную суть процессов, от которых этот театр должен отвлекать внимание зрителей. Вопль испуга, изданный политиками-демократами» и СМИ в связи с намечавшимся слиянием с лукашенковской Беларусью, был последней имитацией утраченных принципов. Ибо с момента переизбрания Б.H. Ельцина в российских средствах массовой информации все отчетливее звучат две темы: несостоятельности демократии, ее неадекватности российским условиям и традициям и несостоятельности, ущербности либерализма, его исторической обреченности. Критика демократии и либерализма как главных причин современных бедствий начала принимать масштабы кампании.

Осуждение демократии и либерализма пишущими и вещающими людьми формирует в массовом сознании "простые истины": "демократия - дрянь и пагуба", "либерализм - духовный СПИД- "долой и то и другое". Если это так, то необходимо от пагубной дряни избавляться как можно скорее и полнее - возможно, так, как это сделал Лукашенко, который, действительно, как заметили наиболее откровенные сторонники союза и слева и справа, не сделал ничего такого, чего ранее не делал Ельцин. Все громче в СМИ звучит и тезис о том, что всякий, кто призовет и поведет к такому очищению, есть харизматический (а какой же еще?!) избавитель России. Второй Петр Первый. Никак не менее. Но куда бы ни повел Россию очередной харизматик, перво-наперво он каленым железом выжжет демократию, либерализм и все, что этими словами помечено.

А помечено ими многое. Например, как бы либеральный капитал, будто бы возникший в результате якобы либеральных рыночных реформ. Если капитализм и рынок являются несомненными благами, то их надлежит отмыть от всего пакостно-демократического и липко-либерального.

Скорее всего, так оно и случится в обозримом будущем. Надвигающийся вал очищающих реформ приведет к очередной смене вывесок, названий и всеобщему маскараду вроде недавно пережитого. Еще свежи воспоминания о том, как секретари обкомов, преподаватели научного коммунизма, борцы с преступным инакомыслием (включающим, что примечательно, "гнилой либерализм"), союзные и союзно-республиканские министры, критики буржуазной идеологии в целом, буржуазных экономических лжеучений в особенности, крепкие хозяйственники и другие верные сыны Коммунистической партии Советского Союза сплошь оказались самыми что ни на есть подлинными демократами, отчаяннейшими либералами, беззаветными антикоммунистами и борцами за национальное освобождение.

Шоу понравилось. И значит, будет представлено снова. На бис. Маскарады - дело хлопотное, но, даже со сменой вывесок и названий, кое-какими расходами на реквизит и спецэффекты, обходятся дешевле, чем погашение задолженностей государства перед внешними кредиторами и собственными гражданами. И вообще, надо еще разобраться, кто кому должен. Народ, оказавшийся неспособным построить коммунизм под руководством наилучших вождей всех времен. и народов, а потом обнаруживший неспособность под руководством еще наиболее самых наилучших вождей (да простят автору такое нагромождение степеней - как говорит Бальзаминов в исполнении Г. Вицина, "это от чувств-с") построить динамично развивающийся, румяный капитализм, ничего не заслуживает. Кто думает иначе, тот гнусный популист, уличный демагог и маргинал, с которым порядочным людям и дышать-то одном воздухом невыносимо.

Ведь главным достоянием и завоеванием России является даже не капитализм, а российский истеблишмент. Элита. Вожди. Их неотъемлемое право на власть неоспоримо. Ошибки, которые они свершают на каждом шагу, никоим образом не отрицают их права на власть, а, напротив, укрепляют это право надеждой на то, что вожди, исчерпав лимит на ошибки (сколько ж можно ошибаться?) будут принимать единственно правильные решения в дальнейшем.

А кто прошлое помянет, тому глаз вон. Российские вожди ни в чем не виноваты. Просто до 1990- 1991 годов им мешали коммунизм-социализм с тоталитаризмом, с 199
1 года - либерализм с демократией.

Не важно, что до 1991 года в СССР социализма не было. Ничего, что в СНГ, в России в частности, сейчас нет ни либерализма, ни демократии. Движение - само - цель. Если по ходу движения россияне всей оравою в попытке сокрушить то, чего и в помине нет, сносят то, что у них было, то и это ничего. Главное, сохранить главное завоевание последних лет - капитализм и самое драгоценное достояние - вождей (ничего другого у у России не осталось), сплотиться вокруг них и с остекленевшими глазами маршировать, круша по дороге всякие либеральные глупости и демократические нелепости. Свобода мысли, совести, религии, передвижения, защиты от произвольного ареста, задержания или изгнания, получения и распространения информации? Это либерализм. Долой ! Всеобщее, равное и тайное избирательное право, право равного доступа к государственной службе? Это демократия. Долой! Права на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, справедливое и удовлетворительное вознаграждение за труд? Это неискорененные пережитки свинцовых мерзостей социализма. Трижды долой!

Харизматиков, готовых повести россиян к новым свершениям в деле самоуничтожения, предостаточно. Ежели гражданам России разрешат выбрать главного харизматика, ошибиться будет невозможно. Но на всякий случай Россия решила слиться с Беларусью на условиях, дающих, по существу, симпатичному А.Г. Лукашенко шансы на воцарение. Вокруг харизматиков уже сплачивается российская интеллектуальная элита. Россия изготовилась к броску в небытие?

"Цивилизованные страны" воспримут это с пониманием. Они вообще все происходящее в России воспринимают с пониманием. Но им больно смотреть на бесконечные мучения российских правящих классов. Поэтому цивилизованные страны молчаливо приходят к выводу о том, что ужасный конец, пожалуй, лучше, чем ужас без конца.

Кстати, почему в 1991 - 1992 годах в России вошел в широкий оборот ярлык "либерал" и что он тогда означал? Означал он слепую веру в благостность рыночных механизмов и более реалистичную убежденность в том, что самые большие и лакомые куски бывшей общенародной собственности должны достаться вождям и их доверенным лицам, т. е. "своим". В тот момент все другие ярлыки были либо измызганы до потери товарного вида, или неприемлемы. Кого называли "консерваторами" в конце 80-х - начале 90-х годов? Коммунистов-ортодоксов типа Е. Лигачева и И. Полозкова. Ярлык "социал-демократ" был непристойно-розового цвета. На ярлык "националист" приличные люди тогда не зарились.

Оставался единственный ярлык - "либерал". У этого ярлыка было множество преимуществ. Во-первых, его можно было присвоить, не исповедуя никаких принципов. Во-вторых, этот ярлык давал право на полную эмансипацию от законов, норм, традиций, приличий. В-третьих, на нем лежал отблеск многолетней героической борьбы против коммунизма. В-четвертых, он был узнаваем в "цивилизованных странах" - россиянин, называвший себя либералом, мог рассчитывать на то, что его сочтут почти "своим".

И вот теперь Россия начинает отвергать чуждые ей либерализм и демократию. Если у признанных российских либералов (сначала у Лившица, а недавно и у Немцова) с языка срывается рэкетирское "надо делиться", то очевидно, что, как клянутся российские вожди, "никакого передела собственности не будет", но некое административное перераспределение собственности между имущими все же может случиться. Вот вам "свободный рынок" ! У демократии в один день отросли лукашенковские усы. "Цивилизованные страны", все более убеждаясь в том, что Россия на этом свете не жилец, действуют не спеша. Эта неторопливость объясняется умением цивилизованных стран вести себя соответственно ситуации (похороны второпях - что может быть отвратительнее) и прагматической надеждой на то, что покойник, глядишь, сам себя и закопает. Все меньше хлопот. И расходов. Реакция правящих кругов России на события в Беларуси, готовность части российской элиты (и не только "левых") слиться с Лукашенко указывают на дальнейший ход событий в самой России. Примечательно, что Ельцин пошел на объединение с Лукашенко, нисколько не нарушив действующую Конституции РФ, в которую следовало бы внести небывалую формулировку "Президент РФ не может переуступать, временно или постоянно, свои права и обязанности любым третьим лицам". Но Конституция слажена так, что поправки в нее не внесешь...

Лукашенко и его непримиримые враги из российской элиты обречены на согласие. Стерпится - слюбится. В конце концов, все согласны с тем, что жить можно (даже нужно) без оппо
зиции. Что до конфликта Лукашенко со СМИ, то разрешить его проще простого. Ведь Лукашенко добивается от них того, чего уже добился, скажем, мэр Москвы Лужков. Свободной любви. Кстати, как отметил Лужков, патриотический рыночный демократ самой высшей пробы, режим для работы журналистов в Беларуси вполне приемлемый. Положение с правами человека в Беларуси вообще ничуть не хуже того, которое существует в Башкортостане или Калмыкии, где оппозиции нет и в помине, а журналисты состязаются в воспевании М. Рахимова и К. Илюмжинова соответственно. Но ведь никто эти автономии из состава России не исключает.

Объединение с Беларусью, произошедшее на фоне агонии СНГ и усиления центробежных тенденций в самой России, нельзя признать успехом России, ибо союз почти автоматически, хотя и с заметным лагом приведет к превращению российской Федерации в нечто неописуемое, ближайшая аналогия чему - орда, где за власть будут биться не левые и правые, а державники и антигосударственники.

Между тем смысл белорусско-российского союза для Кремля состоит, во всяком случае, на 80 процентов в замене одной ложной системы политических координат другой, еще более ложной системой. В том же состоит и главный успех Кремля. На фоне столь блистательного геополитического прорыва как-то даже неудобно говорить о несостоятельности и растленности власти, развале экономики, массовой нищете и социальном недовольстве, цене и надежности союза с Беларусью. Ведь по сравнению с имперским величием (да хоть бы и псевдовеличием) все это ерунда и прах. Будучи неспособной преодолеть свою генетическую природу, российская власть удумала обставить союз с Беларусью по-особому празднично и объявила всенародное обсуждение устава союза. О, это уже возращение к истокам: бывало, и та власть призывала свой верный советский народ что-нибудь всенародно и краснознаменно обсудить, словно бы нуждалась она в чьих-то мнениях. Настоящей статьей автор вносит свой посильный вклад в развернувшееся по России всенародное обсуждение.

Комментарии

Добавить изображение