РАСШИРЕНИЕ НАТО И ЗАКУЛИСНЫЕ МАНЕВРЫ УКРАИНСКОЙ ЭЛИТЫ

12-05-1997

В то время, как российское руководство, изображает итоги Хельсинской встречи Билла Клинтона и Бориса Ельцина как некое достижение и пытается вдохнуть новую жизнь в холодеющее тело СНГ, маневры некоторых "братьев - славян" не оставляют России особых надежд на ускорение интеграционного процесса и грозят еще более изолировать Россию в современном мире. Начну издалека.

Хорошо известно, как в современном мире функционирует механизм принятия политических решений. Сначала та или иная идея обкатывается на уровне академических структур - университетов, различных научных и общественных форумов и фондов. Также как правило, в этот процесс вовлечены представители спецслужб, но здесь мы об этом говорить не будем.

Затем, как бы по цепочке, уже препарированная, подготовленная к восприятию государственными мужами, идея эта через советников разного ранга подается в верхние эшелоны политической власти, где уже и оформляются первыми лицами государства соответствующие политические решения.

Так было в Советском Союзе, где различные доктрины вызревали в недрах Института Мировой экономики и международных отношений, института США и Канады, так во многом нынче и в современной России. В США многие идеи, определившие американскую политику на годы вперед, также рождаются и проходят обкатку в академической среде. Помимо института Брукингса, Гарримановского института Колумбийского университета, одним из таких мест является центр русских исследований Дэвиса и Институт украинских исследований в Гарвардском университете.

Тема начавшегося расширения НАТО – одна из наиболее излюбленных нынче для обсуждения в центре Дэвиса, равно как и во многих других подобных учреждениях. Пару – тройку лет назад в гости зачастили поляки, от ученых, до представителей МИДа. Усиленно просились под натовский зонтик, боимся, мол, не перековавшейся "демократической" России, она - де, изначально имперская. И вот – Польша уже одной ногой в НАТО. Ну, поляки- ладно, у них счет к России длинный , говоря словами Пушкина, "в споре славян между собою".

Теперь здесь постоянно выступают украинские исследователи. На одном из круглых столов, посвященном "восточно-европейским перспективам в свете расширения НАТО" в центре Дэвиса я в марте побывал.

Расширение НАТО - дело уже само собой разумеющееся. Вопрос, как далеко оно зайдет. Включит ли в себя, например Прибалтику, или, чего доброго, Украину. Здесь большинство выступавших предлагало обойтись без излишних сантиментов по отношению к России. Так, политолог из Института Украинских исследований Маргарита Бальмаседа прямо заявила, что реальная политика ни в коем случае не должна базироваться на возможных опасениях прихода к власти в России гораздо более националистических сил, как реакции на натовское расширение. Болезненная реакция России – это все, по мнению Бальмаседы, эмоции, НАТО полезно для европейской безопасности, подключает более активно к миротворческим операциям восточно-европейские страны, уравновешивает американским присутствием возросшую мощь Германии, потому- надо расширяться без оглядки.

Так что, подпишет Россия с НАТО некую хартию или не подпишет - никакой роли не играет. Потребуется включить Прибалтику в НАТО или разместить на территории Чехии или Польши ядерное оружие, это будет сделано без оглядки на ослабевшую Россию.

Ох, недооценивают реакцию "русского медведя" ученые головы! Уже и вполне прозападная элита в России показывает зубы… Время, конечно рассудит, но пока мне кажется, что столь поспешное продвижение альянса на Восток не будет способствовать созданию неконфронтационной модели европейской безопасности. Россия ослабела, но это все же не оккупированная страна и вряд ли стоит устраивать ей своего рода Версаль.

Думаю, после последнего саммита Клинтона и Ельцина , объединение с Белоруссией - лишь вопрос времени (и со столь нелюбезным сердцу либералов Александром Лукашенко). Какие другие "сюрпризы истории" впереди, остается только гадать.

Самым , наверное, примечательным событием на этом круглом столе стало выступление украинского профессора Евгения Каминского, чуть позже выступившего там же с лекцией о российско-украинских отношениях в контексте международной стабильности. Какой, однако, спектакль разворачивается на наших глазах: Ельцин заявляет о решимости двигаться к интеграции, целуется с Кучмой, все деятели России, за исключениям явного меньшинства, бьют себя в грудь , убеждая общественность в своей приверженности к восстановлению
хотя бы в конфедеративной форме славянского единства… А между тем представитель украинского института мировой экономики и международных отношений, структуры элитной и близкой к власти, едва не со слезой в голосе говорит о том, что Запад не помогает активно процессу отдаления от страшной и онтологически недемократической России. "Мы так надеялись, что Запад, НАТО действительно помогут нам встать на ноги, освободиться от российского давления. Но помощи от вас в деле становления украинской государственности почти не поступает. Россия использует экономические рычаги, побуждая нас к интеграции, продает все по мировым ценам, прежде всего топливо"… - жаловался Каминский. А чего вы, собственно говоря ожидали, ежели самостийные? Мало того, что Туркменбаши задолжали сотни миллионов долларов за газ, хотите и остатки черноморского флота прибрать и нефть по льготным ценам из России получать и независимыми быть? Разве такое в принципе возможно?

И притом говорилось все это со святой верой в то, что большинство украинцев не хочет объединения, а хочет крепить самостийность. Видимо тысячи и тысячи украинских гастарбайтеров, колесящих по России в поисках заработка и вкалывающих повсюду - от строительства московского метро вплоть до вилл "новых русских", за меньшую по сравнению с русскими плату и безо всяких социальных гарантий, ему об этом рассказали.

Короче, весь пафос выступления сводился к тому, что мол, помогите нам встать на ноги без русских, расширяйте НАТО насколько возможно, может хоть это обуздает имперские амбиции России. "Все неудачи в России полезны для нас. Все неуспехи в деле интеграции помогают становлению украинской государственности." - откровенно заявил Евгений Каминский. Особенно, по его мнению, было бы полезно, если бы сорвался интеграционный процесс с Белоруссией. Видимо, будет тогда, на что ссылаться, отговаривая населения от любой унии с Россией. И вновь столь типичные для националистов сомнительные экскурсы в историю: Киевская Русь была, мол, украинской и т.д. Голод 33 года припомнил, как опасение. Надо так понимать, что интеграция с Россией может к этому привести. Впрочем, вдруг американские спецы поверят в реальность этой фантасмагорической опасности и подкинут долларов. А то и в НАТО примут, что вообще идеально было бы.

Слов нет, много было уродств в бывшем Союзе. Но выплеснуть вместе с водой ребенка! Попрекать сегодня голодом 30-х ! Не поймешь, что за этим кроется- циничный политический расчет или откровенная глупость. Экономические беды при развале хозяйственных связей лишь усугубляются, если голод и случится, то ,скорее, в случае продолжающейся дезинтеграции.

Экономически и геополитически Россия и Украина будут в несомненном выигрыше от сближения. Воссоздать на новой основе единство, куда легче, нежели, сдирая в кровь ладони, карабкаться к вершинам подлинной экономической и политической независимости. Кроме западных районов, традиционно тяготеющей к католическому Западу Галиции, большинство украинцев, несомненно, не возражало бы против мягкой модели интеграции, которая исключала бы директивное руководство из Москвы, но воссоединила бы разорванную ткань экономического пространства ,вернула бы чувство общего дома и россиянам и украинцам.

Но, похоже, украинские лидеры рассчитывают на совсем другой сценарий. "Отдаться" цивилизованному Западу. Вопрос в том, захочет ли этого Запад и без того экономически и финансово обремененный предстоящим расширением НАТО, которое, возможно распостранится и на балтийские государства? И пожелают ли американские налогоплательшики, как и граждане других западных стран выкладывать деньги из своих кошельков, на то, чтобы интегрировать и Украину в орбиту влияния Запада?

Лет 50 назад, в своей статье "Судьба империй", опубликованной в нью-йоркском "Новом журнале" эмигрантский философ Георгий Федотов предсказал, что после падения большевиков неизбежен распад имперского тела России. Он, верил, что Россия не погибнет, а перейдет в новое качество. Рассчитывал, что Сибирь все же останется российской и Белоруссия предпочтет федерацию с Россией миражу независимости. Насчет Украины же сильно сомневался. Похоже, был прав. Обидно признавать правоту классиков, но приходится. А в Москве, видимо, Федотова мало читают. Все еще наивно лелеют идею трогательного славянского единства, в то время как "братская" Украина дрейфует ускоренным темпом в западном направлении.

Комментарии

Добавить изображение